Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ'

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сраджева Ольга Вадимовна

В основу проанализированного автором «базового» набора вокальных упражнений, необходимого для каждого вокалиста-педагога, положен принцип системности, охватывающий все этапы подготовки певца, приоритетные задачи, для решения которых применяются соответствующие упражнения. «Базовый» набор упражнений состоит из двух разделов: вокально-техническое развитие певца и подчинение его техники музыкально-художественным установкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CLASSIFICATION OF VOCAL EXERCISES

On the issue of classification of vocal exercises (by Sradzheva O.V.). In a foundation of the "base" set of the vocal exercises what necessary for each teacher of vocal art, as author consider, is the principle of system, covering all stages of singer's training. The "base" set of exercises consists of two sections: vocal-technical training of the singer and submission of his technique to art tasks.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ»

1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. - М.: Наука, 1973.

2. Дидактика средней школы. Под редакцией М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение, 1982.

3. Махмутов М.И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1985.

4. Педагогика. Под редакцией Ю.Бабанского. - М., 1983.

5. Педагогика. Под редакцией Пидкасистого. - Изд. 3. М.,1998.

6. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: 1971.

7. Савин Н. Педагогика. - М.: Просвещение, 1972.

© 2009 г. Сраджева О.В.

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

В основу проанализированного автором «базового» набора вокальных упражнений, необходимого для каждого вокалиста-педагога, положен принцип системности, охватывающий все этапы подготовки певца, приоритетные задачи, для решения которых применяются соответствующие упражнения. «Базовый» набор упражнений состоит из двух разделов: вокально-техническое развитие певца и подчинение его техники музыкально-художественным установкам.

Ключевые слова: вокальные упражнения, вокалист-педагог, развитие певца, принцип системности.

Вокальные упражнения занимают особое место в процессе воспитания вокалиста. «Обучение пению начинается с упражнений» [1, 40], они интенсивно используются в процессе становления певца и сопровождают его в течение всей его творческо -исполнительской деятельности. «Распевки» - так привычно их называют студенты-вокалисты, и в этом названии отражено одно из важнейших свойств: «разминка» певческого аппарата, подготовка его к выполнению технических заданий и, шире, к исполнению вокальных произведений.

На самом деле функции упражнений гораздо шире. Они являются не только «обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков» [2, 59], но и становления вокальной техники в целом. Более того, с их помощью певческий аппарат вокалиста поддерживается в «форме» в течение многих лет исполнительской деятельности. Поэтому вполне объяснимо внимание вокальных педагогов к упражнениям и огромное количество различных сборников на эту тему, опубликованных за столетия.

Вместе с тем, обилие упражнений создает для вокалистов ряд сложностей. Во-первых, среди огромного их массива затруднен поиск нужных для каждого конкретного случая. Во-вторых, если рассматривать упражнения как тему курса методики обучения вокалу, то трудно раскрыть ее за короткое время, отводимое из общего его количества, да еще подать материал в таком виде, чтобы его легко можно было использовать в реальном педагогическом процессе. Наконец, в-третьих, если упражнения составляют важнейший компонент вокального обучения, то каково «необходимое» их количество, составляющее обязательный минимум для вокалиста и для начинающего педагога-вокалиста? При этом нужно понимать, что само по себе их количество далеко не решит всех проблем. Скажем, можно знать много упражнений на выработку чистоты певческого тона, но упустить упражнения, помогающие развить виртуозные качества или развивающие дыхание будущего певца и т.д.

Но может быть взять за основу один из сборников упражнений, ведь они, как правило, отражают работу над различными сторонами вокальной техники? Действительно, сборники представляют многообразие подходов к подбору рекомендуемых упражнений. При этом каждый из них уже неким образом структурирован, предлагаемые упражнения изложены в определенной последовательности. Но, скорее всего, и эта попытка окажется неудачной.

Все дело в том, что сборники упражнений имеют, как правило, свою логику подачи материала, различные принципы его структурирования. Но ни один из них не освещает всех компонентов, составляющих основные стороны технического мастерства вокалиста. А это значит, что тот или иной аспект технического развития может быть упущен. Как можно представить полный их комплекс?

В основу «базового» набора упражнений, необходимого для каждого вокалиста-педагога должен быть положен принцип системности, охватывающий все этапы подготовки певца, приоритетные задачи, для решения которых будут применяться соответствующие упражнения. Эти этапы включают весь путь воспитания вокалиста, от его первых шагов, до овладения певческим мастерством. Вместе с тем, упражнения, в своем подавляющем большинстве, направлены на формирование вокальной техники и служат эффективным приемом технического развития, которое проходит в полном соответствии с закономерностями двигательной деятельности человека.

Согласно этим закономерностям, на начальном этапе овладения сложным видом двигательной деятельности, будь-то спортивные движения или высокоспециализированные действия музыкантов, предъявляются высокие требования к точности выполнения исполнительских приемов. Только тогда они смогут стать основой рациональной исполнительской техники. «Если одним из свойств техники является достижение наибольших результатов при наименьшей затрате энергии, то особенно ярко воплощает это техника пения, - совершенно справедливо писала А.Трояновская. - Хороший звук обусловлен точностью работы тех только мышц, которые участвуют в голосообразовании, и в той только степени, которая для него необходима» [3, 4]. Но коль скоро главной задачей педагога на этом этапе является точность звукообразования, то этой цели подчинены все действия педагога: необходимо создать для ученика все условия для правильного выполнения технического приема. В вокале это выражается в том, чтобы петь в удобном регистре, при минимальных усилиях, тщательно контролировать звуковой результат и мышечные ощущения. Этот период занятий с вокалистом можно определить как освоение «начальных певческих навыков». Он включает в себя упражнения на формирование певческого тона, на пение интервалов, арпеджио, хроматизмов и т.д., воспитывающих чистоту пения.

По мере усвоения начальных певческих навыков, позволяющих легко и свободно, при правильном звукообразовании, чисто вокализировать, начинается второй этап технического развития: «совершенствование вокальной техники». На этом этапе меняются задачи: если раньше упор делался на точности технического приема, то теперь, когда действия выполняются «правильно», акценты смещаются. На первый план выдвигаются требования технического, а затем и виртуозно-технического выполнения всех тех разнообразных музыкально-технических заданий, вытекающих из специфики вокально-исполнительского искусства. Можно сказать, что материал для совершенствования вокальной техники наиболее полно представлен в различных сборниках. Он охватывают такие области технического развития певца как работа над дыханием, обретение скорости, силы и выносливости вокального аппарата, освоение многообразных фактурных формул (гаммы, арпеджио и т.п.), различных артикуляционных навыков и умений. Большое внимание уделяется способности петь в разных динамических режимах. Другими словами, происходит интенсивная тренировка вокального аппарата на основе правильно сформированных начальных певческих навыков. Естественно, каждый начинающий педагог должен знать упражнения на основные виды вокально -технических умений, в своей совокупности определяющих исполнительское мастерство.

Вместе с тем, помимо двух этапов технического развития вокалиста существует еще целый пласт технической работы, преследующий иные цели. Упражнения из этой сферы присутствуют в некоторых сборниках, но не выделены в особую проблему, да и представлены крайне эпизодически. Между тем, речь идет об одной из важнейших задач вокальной методики: приспособление хорошо тренированного певческого аппарата к

выполнению художественных задач. Для вокалиста мало иметь виртуозный, сильный, выносливый аппарат, легко преодолевающий любые технические трудности. Нужно чтобы он тонко реагировал и воплощал мельчайшие оттенки художественного сознания.

Помощь в решении задач этого класса окажут упражнения, объединенные в три группы:

1. упражнения на дикцию;

2. упражнения на выразительность исполнения;

3. упражнения на импровизацию.

Можно сказать, что этим целесообразнее заниматься в процессе работы над музыкальным произведением, а не на основе упражнений. Но это не совсем так. Важно не противопоставлять упражнения работе над музыкальными произведениями. Ведь в ариях, романсах отрабатываются конкретные навыки, пригодные для данного случая, а с помощью упражнений - обобщенные, которые при небольшой корректировке легко применимы во многих произведениях. Нужно лишь продумать какой путь эффективнее в каждом конкретном случае.

Работа над дикцией подразумевает не только знание соответствующих упражнений, вне вокализации, но и тщательную отработку букв, слогов и слов в пении. И если в произведениях работа над дикцией необходима в определенных эпизодах, то упражнения должны охватывать все трудности подобного рода. Они проводятся в различных динамических, артикуляционных, регистровых, темповых и агогических режимах. Такая подготовка сведет работу над артикуляцией в произведениях к минимуму.

То же самое можно сказать об упражнениях на выразительность исполнения. С последней чаще всего связывают использование в учебном процессе вокализов. Но достаточно только познакомиться с замечательным сборником упражнений А.Гречанинова, чтобы понять какие исключительные возможности предоставляют они для решения проблем связи вокальной техники с художественными заданиями. Сам А.Гречанинов писал: «При составлении «Школы пения» автор имел в виду дать педагогический материал 1) для усвоения технической стороны искусства пения, 2) для развития слуха, 3) для развития художественного вкуса. Вопроса о постановке пения автор не касается» [4]. Но, тем не менее, затронутая А.Гречаниновым сфера упражнений уникальна по своей педагогической ценности. К этому же комплексу относятся и упражнения на филировку звука, мелодических оборотов, мелизматики.

Наконец, еще одна сфера работы над подчинением моторики - это вокальная импровизация. В качестве своей главной цели она предполагает изучение каденций, которые должны исполняться в различных режимах, что позволит пластично и быстро применять их в вокальных произведениях.

Таким образом, «базовый» набор упражнений, который должен знать каждый начинающий педагог вокала, состоит из двух разделов: вокально-техническое развитие певца и подчинение его техники музыкально-художественным установкам.

В свою очередь первый раздел включает:

- упражнения на формирование первичных вокальных навыков;

- дальнейшее развитие певческих навыков, т.е. тренировку вокального аппарата и освоение профессиональных певческих навыков и умений.

Второй раздел состоит:

- из комплекса упражнений на дикцию, включающего как отдельные упражнения, так и с вокализацией;

- упражнений на выразительность пения;

- упражнений на импровизацию.

Помимо этого необходимо знание системы упражнений, которая применяется для приведения в исполнительскую форму голосового аппарата. Она подбирается, как правило, для каждого певца индивидуально.

Литература

1. Брызгалов И.П. Школа пения для баритона и баса. - Ташкент: Из-во лит. и искусства,

1987.

2. Менабени А. Методика обучения сольному пению. - М.: Просвещение, 1987.

3. Трояновская А.И. 100 вокальных упражнений. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1934.

4. Gretchaninoff А. School of Singing. - Oxford University Press, 1927.

© 2009 г. Янышева П.И.

ПРОБЛЕМА КООРДИНАЦИИ СЛУХА И ГОЛОСА В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО УЧИЛИЩА

Осмысливая собственный практический опыт работы в условиях театрального училища, автор статьи делает вывод об эффективности метода «резонаторных ощущений», разработанного В.П.Морозовым, при решении проблемы координации слуха и голоса у начинающих певцов-актеров и предлагает ряд методических рекомендаций, направленных на развитие слуха при работе над постановкой голоса.

Ключевые слова: координация слуха и голоса, вокально-педагогическая работа, студенты театрального училища.

Постановка голоса для будущих актёров драматического театра, а, зачастую, и актёров театра музыкальной комедии, вопрос крайне актуальный. Во-первых, развитие вокальных данных способствует становлению правильного дыхания и, соответственно, укреплению силы голоса, что является одним из профессиональных требований, предъявляемых к будущим актерам. Во-вторых, что не менее важно, постановка голоса оказывает большое влияние и на развитие других сторон творческой личности. Это и дополнительное высвобождение творческой энергии, и совершенствование собственного облика, и самопознание, и укрепление уверенности в себе.

К сожалению, далеко не каждый студент театрального училища имеет музыкальную подготовку или хотя бы обладает достаточными музыкальными данными. Одной из основных трудностей в такой ситуации является координация слуха и голоса, которая значительно осложняет процесс вокальной работы. Другая проблема заключается в том, что заниматься музыкой многие актеры начинают значительно позже, чем профессиональные певцы. Как известно, музыкальный слух, как и восприимчивость к музыке в целом, естественно необходимые для пения, с возрастом притупляются.

Цель данной статьи - обозначить эти проблемы и предложить возможные пути их решения.

Первым шагом педагога при работе над постановкой голоса у начинающего актера, который оценивает свои музыкальные данные как бесперспективные для занятий вокалом, должно быть формирование у последнего правильных установок. Необходимо объяснить студенту, что пение — врождённое свойство человека, что его голосовой аппарат - это живой «музыкальный инструмент», который всегда с ним, при помощи которого можно многое выразить, о многом рассказать.

Однако этот «инструмент» является сложно координированной системой и в отличие от обычных инструментов находится внутри человека, что вполне закономерно вызывает трудности при его освоении. Как показали исследования Л.Д.Дмитриева, В.П.Морозова, Г.П.Стуловой и др., голосовой аппарат человека - «звукообразующий комплекс, так как он многосоставен и включает в себя дыхательную систему как энергетическую основу пения, гортань как генератор звука и систему артикуляционных органов, работа которых обуславливает резонаторную функцию при голосообразовании» [1, 102]. Все полости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.