Научная статья на тему 'Проблема изучения передового педагогического опыта в системе повышения квалификации учителей начальных классов УССР (50-60-е годы ХХ века)'

Проблема изучения передового педагогического опыта в системе повышения квалификации учителей начальных классов УССР (50-60-е годы ХХ века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ПЕДАГОГИ-ГУМАНИСТЫ / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / GOOD TEACHING EXPERIENCE / EDUCATORS-HUMANISTS AND POST-GRADUATE EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Примакова В.В.

Статья посвящена рассмотрению проблемы изучения, обобщения и популяризации передового опыта прогрессивных украинских педагогов периода 50-60-х годов ХХ века, его роли в профессиональном развитии учителей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of studying the advanced pedagogical experience in the system of improvement of qualification of primary school teachers of Ukrainian SSR (50-60 years of the twentieth century)

The article is devoted to problems of study, generalization and popularization of best practices of progressive Ukrainian teachers of the period of the 50-60-ies of XX century, its role in the professional development of primary school teachers.

Текст научной работы на тему «Проблема изучения передового педагогического опыта в системе повышения квалификации учителей начальных классов УССР (50-60-е годы ХХ века)»

УДК 373.3-051:378.046-021.68

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ УССР (50-60-е годы ХХ века)7

В. В. Примакова, Коммунальное высшее учебное заведение «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского областного совета, (г. Херсон, Украина), е-mail: pran703@mail.ru

Резюме. Статья посвящена рассмотрению проблемы изучения, обобщения и популяризации передового опыта прогрессивных украинских педагогов периода 50-60-х годов ХХ века, его роли в профессиональном развитии учителей начальных классов.

Ключевые слова: передовой педагогический опыт, педагоги-гуманисты, последипломное образование, повышение квалификации учителей.

Вопросы изучения, обобщения и внедрения передового педагогического опыта (ППО) в практику работы школы была одной из центральных в деятельности методической службы с момента ее создания в стране. Поскольку задачами системы народного образования Украинской ССР послевоенных лет оставались: интенсивное преодоление неграмотности населения, второгодничества школьников; курс на овладение прочными знаниями для формирования научного мировоззрения учащихся, потенциал такой работы прослеживался, прежде всего, в возможностях обмена продуктивным опытом учителей, демонстрации нестандартных способов решения сложных образовательных проблем. Результаты изучения, обобщения и популяризации оригинальных педагогических идей влияли также на

7 Статья рекомендована: Кузьменко Василий Васильевич, заведующий кафедрой педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор, Коммунальное высшее учебное заведение "Херсонская академия непрерывного образования" Херсонского областного совета.

развитие педагогической науки и качество подготовки будущих учителей, повышение квалификации дипломированных специалистов.

Проблемы изучения передового (позже - перспективного) педагогического опыта были в центре внимания исследователей прошлого века и современных ученых. Его суть, функции, критерии определили и теоретически обосновали в 70-80-х годах ХХ века Ю. Бабанский, В. Бондарь, В. Паламарчук и др. Характер взаимосвязи творчества учителя с освоением передового педагогического опыта на современном этапе освещали в своих трудах С. Лобода, М. Поташник, М. Чепель и др. Вопросы трансформации способов и механизмов изучения, обобщения и внедрения методическими службами ППО в исторической ретроспективе исследовали И. Жорова, М. Проц, А. Ткач и др. Дополнительного рассмотрения, по нашему мнению, требуют проблемы развития в системе повышения квалификации направления изучения, обобщения и распространения среди учительских масс передового педагогического опыта, анализ, в связи с этим, основных идей деятельности ведущих педагогов 50-60-х годов ХХ века, популяризация опыта которых влияла на профессиональное развитие учителей начальных классов.

Цель статьи: рассмотреть проблему изучения, обобщения и популяризации передового педагогического опыта прогрессивных учителей 50-60-х годов ХХ века, коротко охарактеризовать основные идеи деятельности ведущих педагогов указанного периода, чей опыт служит фактором влияния на профессиональное развитие учителей начальных классов.

Системой народного образования СССР в послевоенные годы была активизирована работа по изучению, обобщению и распространению среди учителей лучшего педагогического опыта. С этой целью областные институты усовершенствования квалификации учителей (ОИУКУ) пользовались различными средствами.

Работники кабинетов начальных классов изучали состояние преподавания учебных дисциплин, формы организации учебного процесса, особенности применения на уроках различных методов путем посещения уроков. Ими рассылались в школы районов тексты контрольных работ по языку, арифметике, полученные же работы подлежали качественному и количественному анализу, позволяя привлечь внимание к деятельности тех учителей, в классах которых были получены лучшие результаты. В основном, в те годы изучался, направлялся для ознакомления в школы опыт изготовления наглядности, анализировались

особенности организации самостоятельной классной и домашней работы учащихся; практиковались открытые уроки с последующим их обсуждением на заседаниях методических объединений, методических кустов, секций. Таким образом работники методической службы определяли, чей опыт работы целесообразно считать перспективным для изучения.

Возможности распространения обобщенного опыта учителей, по сравнению с современными, были весьма ограничены; такая работа преимущественно происходила на местном уровне. Весь собранный материал упорядочивался и популяризировался среди педагогов путем выступлений методистов на учительских конференциях, областных совещаниях руководителей учреждений народного образования, заседаниях школьных методических объединений и педсоветов. Наиболее интересный опыт популяризировался через освещение лучших образцов и результатов работы в областной прессе, через составление методических разработок, методических писем, проведение консультаций. Практиковались также выступления сотрудников институтов на радио с радиолекциями по темам: «Правила для учащихся»; «Воспитательная работа учителей и родителей» [2], материалы для которых были подкреплены примерами из опыта работы учителей. Хотя такая деятельность проводилась на уровне области, соответствующие вопросы были на контроле руководящих органов народного образования УССР.

Например, в приказе «Об итогах проведения январских совещаний учителей школ УССР в 1948 году», было рекомендовано областным отделам народного образования и институтам усовершенствования квалификации учителей «... подготовить и провести во II полугодии научно-педагогические конференции с целью обсуждения передового опыта работы школ области в деле осуществления актуальных задач учебно-воспитательной работы, очерченных перед органами народного образования и школами постановлением ЦК КП/б/У от 3/Х11 - 1947 года» [3, с. 106]. Анализ научно-педагогической литературы и архивных источников позволил констатировать, что в последующие годы такое направление постепенно становилось весомее, приобретало большее значение для профессионального развития учителей начальных классов, характеризовалось многообразием форм и было под постоянным контролем руководства отраслью.

В начале 60-х годов ХХ века такая работа уже не ограничивалась популяризацией передового педагогического опыта отдельных учителей.

Все больше привлекала внимание педагогов творческая деятельность педагогических коллективов, структурных составляющих методической службы Украинской ССР. В частности, областными институтами усовершенствования квалификации учителей изучались особенности методики оптимизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе; передовой опыт работы школ, предметных комиссий, методических объединений по вопросам преобразования образовательного процесса. Новыми направлениями изучения и распространения ППО стали тогда: «первый опыт работы районных и городских педагогических кабинетов на общественных началах; первый опыт работы школ передового педагогического опыта» [4, с. 25]. Эффективными формами его популяризации выступали, прежде всего, педагогические чтения (школьные, районные, областные), оборудование традиционных для того времени, постоянно действующих педагогических выставок в школах и районах. Актуальным для начальной школы было описание работы лучших учителей и школ, работавших без второгодников и работы по нравственному и трудовому воспитанию младших школьников.

С целью распространения передового опыта учителей УССР были организованы областные Школы передового опыта, которыми руководили наиболее опытные педагоги. Работниками ОИУКУ с этой целью проводились семинары, во время которых учителя начальных классов посещали открытые уроки, изучали опыт отдельных учителей и школ, обсуждали актуальные вопросы учебно-воспитательной работы с младшими школьниками.

Существенное влияние на развитие содержания школьного образования в тот период оказывали представители отечественной педагогической мысли, в том числе, профессора Харьковской научно-педагогической школы: М. Григорьев, А. Зильберштейн, С. Литвинов, И. Федоренко, которые были инициаторами многих исследований в области теории и истории педагогики, разработки широкого круга научно-педагогических проблем, касавшихся и вопросов изучения ППО.

Весомый вклад в разработку содержания, форм и методов обучения в школе на этом этапе было сделано И. Федоренко. Для начальной школы особый интерес и сегодня представляет разработанная ученным методика формирования у школьников навыков быстрого чтения, сложившаяся в конце 60-х годов ХХ века.

Обосновав пути формирования прочности и действенности знаний, И. Федоренко разработал теорию развития у младших школьников

зрительного и слухового восприятия текстовой информации; определил потенциальные возможности развития у учащихся разного возраста объема его оперативных единиц; экспериментально проверил влияние восприятия текста на формирование других видов учебных умений и навыков [5]. Методика быстрого чтения была введена в учебно-воспитательный процесс «пилотных» школ (экспериментальных площадок), где было доказано действенность и эффективность ее применения в начальной школе. Распространением опыта ее использования в те годы занималась, в основном, научная лаборатория ученого.

Важными направлениями ее работы были: консультирование и инструктажи учителей, в классах которых проводились наблюдения за проведением уроков с внедрением новых методик; подготовка материалов для анкетного опроса и обработка полученных результатов; анализ письменных работ учащихся по различным видам упражнений; конструирование специальных машин для экспериментальной проверки скорости чтения; подготовка и издание методических писем для школ, учителей и осуществления других видов исследовательской деятельности [5]. Основные приемы работы, предложенные педагогом-ученым (краткосрочное чтения в начале каждого года, трехразовое чтения текста, зрительные диктанты, упражнения для расширения угла зрения, для предотвращения зрительного регресса и т.д.), активно используются и сейчас учителями начальных классов в Украине и за ее пределами. Материалы, касающиеся методики, входят в содержание базовой и последипломной профессиональной подготовки учителей начальных классов в Украине.

В начале 60-х годов ХХ века появились содержательные труды опытных учителей, в которых были освещены основные положения авторского педагогического опыта. Среди них особое место занимали инициаторы творческой экспериментальной педагогической деятельности на основе гуманизации - прогрессивные руководители учебных заведений, талантливые педагоги К. Голобородько (с. Станислав, Херсонская обл.), Н. Лысенко (г. Краматорск, Донецкая обл.), М. Самойлик (г. Харков), В. Сухомлинский (с. Павлыш, Кировоградская обл), И. Ткаченко (с. Богдановка, Кировоградская обл.) и многие другие педагоги, которые внесли существенный вклад в разработку проблем всестороннего гармоничного развития личности. Их опыт изучался, обобщался методическими службами, распространялся уже более интенсивно:

средствами организации встреч, публикаций в периодической печати описания их педагогических идей, а также авторских трудов.

Одним из инициаторов организации ученических учебно-производственных бригад и комсомольско-молодежных лагерей труда и отдыха в Украине был И. Ткаченко. В конце 40-х - начале 50-х годов ХХ века им была разработана и вместе с педагогическим коллективом школы апробирована эффективная система трудовой подготовки учащейся молодежи, которая заключалась в привлечении учащихся к общественно полезному труду, начиная с младшего школьного возраста, подготовке к самостоятельной трудовой жизни [8].

Особенности педагогической деятельности по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, путем создания целостной образовательной системы для гармоничного развития личности, были рассмотрены в монографиях педагога-ученого «Богдановская средняя школа», «Трудовое воспитание старшеклассников», материалах кандидатской диссертации, многих книг и брошюр, научных статей в педагогических журналах и сборниках, центральных и региональных газетах. В них, в частности, были описаны механизмы поэтапного привлечения учащихся к творческой и исследовательской деятельности во время трудовой подготовки.

Реактуализации ведущих идей И. Ткаченко в современную педагогическую теорию и образовательную практику позволит существенно повлиять на дальнейшее развитие образования, научной мысли, обеспечить социализацию воспитанников в условиях меняющегося мира.

Особой фигурой среди талантливых украинских педагогов был В. Сухомлинский, становление идей которого, обоснование и внедрение педагогической системы происходило в течение 1948-1970 гг., когда он занимал должность директора Павлышской школы.

Педагогическое наследие педагога-классика содержит мощный потенциал для профессионального становления и совершенствования педагогов, для развития образования в целом. Известно, что В. Сухомлинский был автором 48 книг, более 500 научных статей, 1500 рассказов и сказок для детей. Его труды были изданы на пятидесяти девяти языках народов мира, общим тиражом почти 15 млн. экземпляров [6].

Наиболее полно гуманистическую интенциональность созданной тогда педагогической системы В. Сухомлинский раскрыл в своих трудах:

«Человек неповторимая» (1962), «Путь к сердцу ребенка» (1963), «Воспитание личности в советской школе» (1965), «Павлышская средняя школа» (1969), «Воспитание всесторонне развитой личности» (1969) и др. Размышления о благородной миссии учителя были освещены во многих научных и публицистических трудах В. Сухомлинского: «Педагогический коллектив средней школы» (1958), «Воспитание коммунистического отношения к труду» (1959), «Верьте в человека» (1960 г. .), «Умственное воспитание и всестороннее развитие личности» (1969 г..), «Сердце отдаю детям» (1969 г..) и других [7]. Основной мыслью в концепции педагога-философа была та, что авторитарный стиль общения с воспитанниками не только мешает свободному развитию личности, тормозя природные процессы, но и наносит прямой духовный вред как личности воспитанника, так и воспитателя. Содержательные и откровенные труды ученого, полные любви к людям, к педагогической профессии, привлекали внимание учителей начальных классов того времени и остаются актуальными сегодня.

Научно-педагогическая деятельность В. Сухомлинского совпадала по времени с творческими поисками и достижениями директора школы К. Голобородько. Мастер педагогического творчества более 20 лет (1946 -1967 гг.) возглавлял сельскую школу на Херсонщине (Белозерский р-н, с. Станислав). Тогда, благодаря мощному педагогическому таланту и невиданной целеустремленности, он создал авторскую школу, действовавшую на основе гуманистического подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

В начале 50-х годов ХХ века К. Голобородько разработал концепцию Станиславской средней школы, основой которой стало сочетание гуманитарно-эстетического и политехнического направлений. Результатом их интеграции, по мнению педагога-гуманиста, должна была стать гармонично развитая личность с яркими проявлениями индивидуальности и готовностью к творческой работе. С этой целью были созданы пришкольные исследовательские участки, теплицы, мастерские для ремонта сельских домов, технические кружки. При школе также была открыта трехлетняя музыкальная школа, воспитанники которой стали активными участниками на школьных и сельских мероприятиях (два ученических хора, ансамбль баянистов, духовой и струнный оркестры). Были созданы картинная галерея и историко-краеведческий музей; основан ученический драматический кружок, за репетициями и любительскими постановками которого заботливо следил Кость

Иосифович [1]. Созданное многообразие форм урочной и внеурочной работы способствовало обеспечению благоприятных условий для поиска, развития и реализации способностей детей.

Эффективность педагогического воздействия Кость Иосифович видел в пересмотре подходов массовой школы к становлению и формирования личности. Мудрое руководство педагогическим коллективом позволило создать надлежащие условия и для творческого сотрудничества учителей-единомышленников, выработки и реализации педагогической стратегии, результатом воплощения которой стало не одно поколение успешных и целеустремленных воспитанников. Действенность и эффективность внедрения педагогической системы К. Голобородько в образовательный процесс были проверены и подтверждены временем.

Экстраполяция философских взглядов и прогрессивных идей выдающихся педагогов на развитие современной национальной образовательной системы, решение актуальных задач функционирования учебных заведений, профессионального развития педагогов является важным условием решения многих современных образовательных проблем. Поэтому осмысление их педагогического наследия распространяется сегодня от общефилософского аспекта к конкретно прикладному. Особенно это касается вечных вопросов, которые беспокоили и продолжают привлекать внимание прогрессивной педагогической мысли во все времена развития отечественного образования: провозглашение и воплощение гуманистических идей в педагогическую теорию и практику; поиск воспитательного идеала; создание образовательного пространства для воспитания счастливой личности с глубоким духовно-нравственным наполнением. Изучение и обобщение передового педагогического опыта 50-60-х годов прошлого века позволяет расширить не только профессиональные, но прежде всего философские, мировоззренческие представления педагогов, в частности учителей начальных классов, ведь именно они первыми в школьной жизни воспитанника призваны влиять на его внутренний мир, личностное становление, формирование качеств достойного гражданина общества.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблемам изучения, обобщения и внедрения ППО в Украинской ССР в 50-60-е годы прошлого века уделялось особое внимание. Анализ научно-педагогической литературы и архивных источников показал, что в этот период указанное направление повышения квалификации учителей еще не имело научно-теоретического обоснования, но методической службой уже длительное

время (начиная с 30-х годов ХХ века) проводилась систематическая целенаправленная работа. Для этого периода характерным было появление в образовательном пространстве выдающихся представителей педагогической науки и практики, чье творческое наследие вошло в сокровищницу ценнейшего опыта и безусловно способствует профессиональному развитию учителей начальных классов. Проникновение в мир педагогических идей мастеров педагогического труда, их философских размышлений обязательно повлияет на развитие у любознательного и заинтересованного педагога лучших морально-этических, духовных качеств, которые помогут на высоком профессиональном уровне, методически грамотно, целенаправленно, тактично, корректно и деликатно строить учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Литература:

1. Голобородько Я.Ю. Учитель, журналют, письменник: до 110^ччя вщ дня народження заслуженого вчителя УкраТни К.Й. Голобородька / Я.Ю. Голобородько // Вивчаемо украТнську мову та лтературу. - 2009. - №36. - С. 30-32.

2. Методические разработки, письма, составленные Херсонским областным институтом усовершенствования квалификации учителей // Державний архiв ХерсонськоТ обласл. - Ф - Р 2419. - Оп 1. - Спр. 7. - 327 арк.

3. Наказ «Про пщсумки проведення ачневих нарад учителiв шш УРСР у 1948 роцЬ> № 292 вiд 27/11. 1948 року / Накази МУстерства осв™ УРСР з питань основноТ дiяльностi з № 22 по № 711 // ЦДАВО УкраТни. - Ф. 166. - Оп. 15. - Спр. 387. - 273 арк., Арк. 102.

4. План роботи Херсонського обласного Ыституту вдосконалення квалiфiкацiТ вчителiв на 1961-1962 навчальний рк : Херсонський обласний вщдт народноТ освiти Виконкому ХерсонськоТ обласноТ Ради депутатiв трудящих (статвiддiл) // ДАХО, Ф Р - 2239, Оп. 1, Спр. № 135, 34 арк.

5. Фра 1.Т. Теоретичн щеТ та практична дiяльнiсть учених ХаркiвськоТ науково-педагогiчноТ школи (20-70-л рр. ХХ ст.) : [Текст] : авто-реф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / ^ра 1рина Тихонiвна ; Харгавський держ. педагогiчний ун-т iм. Г.С. Сковороди. - Х., 2002. - 20 с.

6. Сухомлинська О.В. Василь Олександрович Сухомлинський -наукова бiографiя / О.В.Сухомлинська // Педагопчний вюник: науково-

методич. журнал. Випуск № 2-3 (26-27) / Редкол.: А.С.Бик (голова) та к -Юровоград: 2013. - 248с. - С. 17-22.

7. Сухомлинський В.О. Бiблiографiя творiв / В. О. Сухомлинський. - К. : Радянська школа, 1978. - 110 с.

8. Ткаченко I. Г. Богдаывська середня школа iM. В. I. Леына / I. Г. Ткаченко. - К.: Рад. шк., 1975. - 274 с.

Primakova V. V. Problema izuchenija peredovogo pedagogicheskogo opyta v sisteme povyshenija kvalifikacii uchitelej nachal'nyh klassov USSR (50-60-e gody HH veka) N. V. Primakova II Vestnik po pedagogike ¡ psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 3, 2015.

Abstract. The article is devoted to problems of study, generalization and popularization of best practices of progressive Ukrainian teachers of the period of the 50-60-ies of XX century, its role in the professional development of primary school teachers.

Keywords: good teaching experience, educators-humanists and postgraduate education, professional development of teachers

Сведения об авторе

Виталия Владимировна Примакова - к.п.н., доцент, докторант кафедры педагогики и психологии Коммунального высшего учебного заведения «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского областного совета.

© В. В. Примакова, 2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. — • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.