Научная статья на тему 'Вклад научных лабораторий в разработку проблемы детского коллектива (вторая половина ХХ В. )'

Вклад научных лабораторий в разработку проблемы детского коллектива (вторая половина ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / SCIENTIFIC LABORATORY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОЦИОМЕТРИЯ / SOCIOMETRY / УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / STUDENT COLLECTIVE / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / EDUCATIONAL COLLECTIVE / КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА / THE CONCEPT OF CHILDREN''S COLLECTIVE / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / SOCIAL PSYCHOLOGY / CHILDREN''S COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сараева Елена Викторовна

Весомый вклад в разработку проблемы формирования детского коллектива, совершили советские учёные во второй половине ХХ в. Характерным для этого периода является то, что детский коллектив вошёл в научно-педагогическую и научно-психологическую плоскость. Хотя исследования и основывались на марксистско-ленинской идеологии, однако приобрели иную специфику (в отличие от научных разведок раннесоветского периода), поскольку советские учёные внедряли новые методы и методики изучения. Научную разработку проблемы формирования детского коллектива осуществляли в различных организациях, лабораториях, объединениях СССР, созданных при Педагогических обществах, и консолидирующих учёных, учителей, работников народного образования, представителей производственных коллективов и др. Руководство и координацию их деятельности осуществлял специальный совет. Активно работали следующие лаборатории: «Коллектив и личность» (г. Москва) Л. Новикова, М. Казакина, А. Куракин, А. Мудрик и др.; «Производственный коллектив воспитатель детского коллектива» (г. Свердловск) З. Аранович, Н. Нелюбин, А. Онуфриев, Н. Шурова и др.; «Ученическая бригада трудовой коллектив общества» (г. Ставрополь) Е. Максименко, К. Пронин, П. Годин, И. Феник; «Ученический коллектив в борьбе за знания» (г. Мурманск); «Самовоспитание школьников в коллективе» (г. Ленинград) М. Качурин, З. Гинзбург, Ю. Илларионова; «Коллектив и личность» (г. Киев) А. Киричук, В. Галузинский, М. Красовицкий, М. Чернобаева и др. Деятельность названных лабораторий была направлена на обобщение опыта, разработку теоретико-методологической основы вопроса и экстраполяцию методического инструментария в современное образовательное пространство учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF SCIENTIFIC LABORATORIES IN THE DEVELOPMENT OF THE PROBLEM CHILDREN''S COLLECTIVE (The SECOND HALF of the twentieth Century)

A significant contribution to the development of problems of formation of a children’s collective, committed by soviet scientists in the second half of the twentieth century. Characteristic is that children's collective entered the scientific-pedagogical and scientific-psychological plane. Although research and was based on marxism-leninism ideology, however, has acquired a different specificity (in contrast to the scientific investigations of the early soviet period), as Soviet scientists introduced new methods and techniques of studying. Scientific development of the problem of formation of a children’s collective carried out in various organizations, laboratories, associations of the USSR, created with Pedagogical societies and consolidating scientists, teachers, workers of public education, representatives of the production teams, etc. Guidance and coordination of their activities was carried out by a special Council. Actively worked with the following laboratories: «Collective and individual» (Moscow) L. Novikova, M. Kazakina, A. Kurakin, A. Mudrik, etc.; «Production collective the tutor of children’s collective» (Sverdlovsk) Z. Aranovich, N. Nelyubin, A. Onufriev, N. Shurova, etc.; «Student brigade labor collective society» (Stavropol) E. Maksimenko, K. Pronin, P. Godin, J. Fenik; «Student collective in the fight for knowledge» (Murmansk); «the Self-education of students in the collective « (Leningrad) M. Kachurin, Z. Ginzburg, Y. Illarionov; «Collective and individual» (Kiev) A. Kirichuk, V. Galuzinskiy, M. Krasovitskiy, M. Chernobaieva, etc. the Activities of the mentioned laboratories was aimed at summarizing the experience, the development of theoretical and methodological fundamentals of the issue and extrapolation of methodological tools in the modern educational space educational institutions.

Текст научной работы на тему «Вклад научных лабораторий в разработку проблемы детского коллектива (вторая половина ХХ В. )»

Ю.Е. Криводонова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ...

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка учащихся, находящихся в трудной жизненной ситу- 1. ации, содействует формированию у них потребности в здоровом образе жизни, интересном, созидающем обще- 2. нии, мотивации к приобретению качественных, приносящих пользу знаний, умений, навыков; снижению по- 3. веденческих рисков, опасных для здоровья. В целом все это способствует сохранению, укреплению физического и эмоционального здоровья учащихся, их саморазви- 4. тию, самореализации и успешной социализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Маслоу, А. Самоактуализация, самореализация и развитие личности. - М.: АСТ, 2002. - 480 с. Зейгарник, Б.В. Патопсихология. - М.: Политиздат,1986. - 250 с.

Шишковец, Т.А. Функции социального педагога: справочник социального педагога. - М.: Вако, 2007. - 336 с.

Соловейчик, С.Л. В.А. Сухомлинский о воспитании / под ред. Т.Е. Яковлевой. - М.: Политиздат, 1979. -270 с.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT AS THE FACTOR OF SOCIALIZATION OF SCHOOLBOYS

> 2015

Ju.E. Krivodonova, educational psychologist

MBEI middlecover secondary school № 40 named after V. Tokarev, Biysk (Russia)

Abstract. Socialization, the personality - the processes of assimilation of individual behavior patterns, attitudes, social norms and values, knowledge, skills, allowing it to function successfully in society. Socialization begins at birth and continues throughout life. The interaction in society allows the child to acquire the necessities of life in a society of knowledge, skills and abilities, as well as different forms his value priorities, without which life loses its meaning every kind. Keywords: socialization, psychological and pedagogical support, correctional and developmental activities.

УДК 37.013

ВКЛАД НАУЧНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ В РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ В.)

© 2015

Е. В. Сараева, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента Херсонский государственный университет, Херсон (Украина)

Аннотация: Весомый вклад в разработку проблемы формирования детского коллектива, совершили советские учёные во второй половине ХХ в. Характерным для этого периода является то, что детский коллектив вошёл в научно-педагогическую и научно-психологическую плоскость. Хотя исследования и основывались на марксистско-ленинской идеологии, однако приобрели иную специфику (в отличие от научных разведок раннесоветского периода), поскольку советские учёные внедряли новые методы и методики изучения. Научную разработку проблемы формирования детского коллектива осуществляли в различных организациях, лабораториях, объединениях СССР, созданных при Педагогических обществах, и консолидирующих учёных, учителей, работников народного образования, представителей производственных коллективов и др. Руководство и координацию их деятельности осуществлял специальный совет. Активно работали следующие лаборатории: «Коллектив и личность» (г. Москва) - Л. Новикова, М. Казакина, А. Куракин, А. Мудрик и др.; «Производственный коллектив - воспитатель детского коллектива» (г. Свердловск) - З. Аранович, Н. Нелюбин, А. Онуфриев, Н. Шурова и др.; «Ученическая бригада - трудовой коллектив общества» (г. Ставрополь) - Е. Максименко, К. Пронин, П. Годин, И. Феник; «Ученический коллектив в борьбе за знания» (г. Мурманск); «Самовоспитание школьников в коллективе» (г. Ленинград) - М. Качурин, З. Гинзбург, Ю. Илларионова; «Коллектив и личность» (г. Киев) - А. Киричук, В. Галузинский, М. Красовицкий, М. Чернобаева и др. Деятельность названных лабораторий была направлена на обобщение опыта, разработку теоретико-методологической основы вопроса и экстраполяцию методического инструментария в современное образовательное пространство учебных заведений.

Ключевые слова: детский коллектив, научная лаборатория, личность, социометрия, ученический коллектив, воспитательный коллектив, концепция детского коллектива, социальная психология.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современной науке накоплен значительный опыт по разработке теоретических и практических составляющих разных ключевых проблем. В первую очередь это относится к гуманитарным наукам: философии, истории, психологии и др. Педагогика не является исключением: большинство образовательных проблем были в той или иной мере разработаны на предыдущих этапах развития педагогической науки. Поэтому, научнообоснованным и целесообразным считаем требование к изучению истории вопроса при исследовании педагогического формата любого феномена или отдельной проблемы.

Рассматривая проблему формирования детского коллектива, останавливаемся на анализе научных подходов, предложенных учёными во второй половине ХХ в. Характерным для этого периода является то, что детский коллектив вошёл в научно-педагогическую и научно-психологическую плоскость. Хотя исследования и основывались на марксистско-ленинской идеологии, однако приобрели иную специфику (в отличие от научных раз-

ведок раннесоветского периода), поскольку советские учёные внедряли новые методы и методики изучения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В последние десятилетия внимание учёных привлекали отдельные аспекты выбранной нами проблемы. Так, историю педагогической науки изучали Е. Адаменко, Э. Панасенко; теоретико-методологические основы проблемы детского коллектива раскрыли М. Красовицкий, О. Сухомлинская; вскользь осветили деятельность лабораторий второй половины ХХ в. М. Богуславский, М. Красовицкий, Л. Маценко, Л. Новикова, Н. Селиванова и др.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашей публикации является исследование вклада научных лабораторий второй половины ХХ в. в разработку проблемы детского коллектива. Задачи статьи предусматривают 1) анализ теоретических и практических разработок учёных выделенного периода по проблеме детского коллектива; 2) определение специфики

Е.В. Сараева

ВКЛАД НАУЧНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ В РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО...

исследований научных лабораторий.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Научную разработку проблемы формирования детского коллектива осуществляли в различных организациях, лабораториях, объединениях СССР, созданных при Педагогических обществах, и консолидирующих учёных, учителей, работников народного образования, представителей производственных коллективов и др. Руководство и координацию их деятельности осуществлял специальный совет.

Научная лаборатория в контексте нашего исследования представляет собой объединение педагогов с целью проведения экспериментальных, а на их основе теоретико-методологических исследований в сфере актуальных проблем теории и практики образования.

Во второй половине ХХ в. в союзных республиках были открыты лаборатории, предметом исследования которых выступали различные аспекты проблемы детского коллектива. Так, в Москве в указанном направлении работала лаборатория «Коллектив и личность», образованная при Педагогическом обществе РСФСР по инициативе НИИ теории и истории педагогики АПН СССР в 1964 г. В неё вошли Л. Новикова, М. Казакина, А. Куракин, А. Мудрик и др. Как позже оценят ученики Людмилы Ивановны, именно с деятельности в лаборатории «Коллектив и личность» и зарождалась научная школа Л. Новиковой [4].

Участниками лаборатории в диссертационных исследованиях (М.Казакина «Формирование нравственных идеалов у подростков в общественно значимой деятельности» (1967), А. Мудрик «Проблемы свободного общения старшеклассников» (1970), Л. Новикова «Коллектив и личность как педагогическая проблема» (1978), Н. Селиванова «Процесс формирования коллективных отношений подростков» (1979) и др.) были изложены ключевые позиции и подходы к проблеме детского коллектива: «положения о двойственной природе коллектива как организации и психологической общности, рассмотрение его в качестве инструмента воспитания таких аспектов личности школьника как самоутверждение, самосознание, творческая индивидуальность, общительность, индивидуальные интересы» [4, с. 7]. Весь творческий коллектив был убеждён, что «исследовательский поиск должен охватывать и науку, и практику в их взаимосвязи как единое целое» [4, с. 324] и работал в этом направлении.

А. Куракиным, Л. Новиковой была разработана педагогическая концепция детского коллектива. В ней на основе системного подхода, который дал возможность соединить представления о детском коллективе как «цели, субъекте и объекте исследования» [3, с. 10], были осуществлены серьезные теоретические обобщения, позволившие сформулировать современную методологию детского коллектива и довольно широко представить ее педагогической общественности и научным кругам.

Исследователи определили детский коллектив как «явление социально-педагогическое, которое возникает, функционирует и развивается в рамках того или иного воспитательного института, с одной стороны, под влиянием воспитателей - взрослых, а с другой - в силу тех внутренних процессов самоорганизации, саморегуляции и самоуправления, которые ему свойственны как социально-психологической общности» [3, с. 10].

В среде взрослых он воспринимается в трех системах координат: цель воспитательной работы с детьми; объект воспитательных воздействий; инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса. В детском окружении же выступает средой их жизнедеятельности.

Ученые ввели ряд новых понятий, среди них «поле коллектива», обосновали как исходное понятие «воспитательный коллектив» и др.

Кроме того в начале 70-х гг. учёные объединились

в научном совете при Президиуме АПН по проблеме «Коллектив и личность», возглавленном сопредседателями Х. Лийметсом и А. Петровским.

Весомость вклада учёных-психологов

A. Петровского, В. Абраменковой, В. Петровского,

B. Шпалинского, Ю. Янотовской, которые проводили исследования по изучаемой нами проблеме в контексте развития социальной психологии не вызывает сомнения. Учёные сконцентрировались на исследовании межличностных взаимоотношений в коллективе, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке стратоме-трической концепции групп и коллективов.

Инициатива ведущих учёных была поддержана и распространена по всей республике. При их непосредственном влиянии были образованы и активно функционировали проблемные группы и в других городах - Краснодаре, Свердловске, Ставрополе, Мурманске, Ленинграде.

В лаборатории «Производственный коллектив - воспитатель детского коллектива» города Свердловска обобщали опыт взаимодействия школьных и производственных коллективов, позволивший открыть перспективы для выявления закономерностей этого взаимодействия и условий, при которых влияние производственного коллектива на детский являются наиболее благоприятными. Участниками этого творческого коллектива были З. Аранович, Н. Нелюбин, А. Онуфриев, Н. Шурова и др.

Активная разработка проблемы велась Е. Максименко, К. Прониным, П. Годиным, И. Феник в деятельности лаборатории «Ученическая бригада - трудовой коллектив общества» в Ставрополе. Исследователи изучили тенденции развития ученической бригады как специфического коллектива, выявили его воспитательные возможности, роль во всестороннем развитии личности сельского школьника.

В лаборатории «Ученический коллектив в борьбе за знания» в Мурманске под руководством М. Погодина был проанализирован опыт коллективного воспитания в процессе познавательной деятельности учащихся.

Участники Краснодарской лаборатории Ф. Брюховецкий, Б. Олейникова, Е. Чаус, П. Гребенюк работали над созданием монографии, обобщающей опыт целенаправленного коллективного воспитания детей общими усилиями учителей и родителей.

Проблему «Самовоспитания школьников в коллективе» изучали в Ленинградской лаборатории М. Качурин, З. Гинзбург, Ю. Илларионова.

Проводя активную деятельность: «регулярные симпозиумы, собиравшие педагогов, психологов, социологов, философов Москвы, Ленинграда, Тарту, Таллина, Киева, Минска и доброй дюжины областных центров РСФСР и УССР» [4, с. 5] ученые обсуждали идеи, наблюдения, выделяли тенденции, закономерности, разрабатывали ключевые положения проблемы. Наиболее значимыми были симпозиумы в Эльве (Эстонская ССР), Умани (Украинская ССР), Таллине (Эстонская ССР) и других городах.

В Киеве в 1969 г. на общественных началах при Педагогическом обществе УССР, была образована Республиканская научная лаборатория «Коллектив и личность» (1969 - 1985 гг.). Она обеспечивала одно из направлений деятельности общества, а именно: «содействие развитию педагогической науки, привлечение педагогов к научно-исследовательской работы, укрепления связи педагогической науки и практики; создание научно-методических секций и общественных лабораторий, творческих групп исследователей, школ молодых ученых, осуществление массовых мероприятий, направленных на вооружение молодых ученых методикой проведения научных исследований» [1, с. 69].

Возглавил украинскую лабораторию «Коллектив и личность» А. Киричук, а в состав вошли украинские ученые В. Галузинский, М. Красовицкий, М. Чернобаева и

Е.В. Сараева

ВКЛАД НАУЧНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ В РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО..

др. Разным аспектам проблемы детского коллектива они посвятили диссертационные исследования: А. Киричук «Формирование коллективных взаимоотношений между учащимися начальных классов в процессе деятельности» (1964), В. Галузинский «Исследование особенностей развития детского коллектива в школе-интернате (на материалах I - VIII)» (1963), «Индивидуализация воспитания учащихся в условиях школьного коллектива» (1984), М. Красовицкий «Мнение ученического коллектива как средство воспитания верности общественному долгу (старший школьный возраст)» (1969), М. Чернобаева «Особенности ценностных ориентаций подростков в сфере общения и пути их формирования» (1974) и др. Они изучали проблему детского коллектива в разных координатах, проводили экспериментальные исследования и внедряли свои разработки в практику работы учебных заведений.

Вклад всех участников творческого коллектива в исследование проблемы был существенным. Так, А. Киричук кроме новаторских исследований в сфере проблемы детского коллектива, выступил руководителем 48 кандидатских диссертационных исследований, из них 12 в контексте изучения проблемы лаборатории [5].

Отличительной особенностью деятельности украинской лаборатории была тесная связь с практикой, все исследования носили практико-ориентированный характер и базировались на социометрической методике. Ученые, опираясь на основные положения марксистско-ленинской педагогики, идеи А. Макаренка, изучали разные аспекты проблемы детского коллектива.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, деятельность научных лабораторий второй половины ХХ в. по проблематике детского коллектива была направлена на обобщение опыта, разработку теоретико-методологи-

ческой основы вопроса и экстраполяцию методического инструментария в современное образовательное пространство учебных заведений. Исследования были раз-новекторными. Их тематическая направленность была обусловлена проблемами образовательной практики. Новаторским в отечественной педагогической науке второй половины ХХ в. стало появление работ социально-психологического формата, основой которых выступали социометрическая и стратометрическая методики.

Перспективным считаем дальнейшее детальное изучение содержательного компонента деятельности советских лабораторий по проблемам детского коллектива, а также обобщение их практикоориентированных разработок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Напередодш VII з'йду Педагопчного товариства УРСР // Радянська школа. 1983. № 4. С. 69.

2. Новикова Л. I. Колектив i особистють як педагопчна проблема // Радянська школа. 1968. № 8. С. 38-43.

3. Новикова Л. И., Куракин А. Т. Теоретические исследования. Педагогическая концепция детского коллектива. Актуальные проблемы. Режим доступа http://www.voppsy.ru/issues/1983/835/835009.htm

4. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избр. пед. труды / Под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика. М.: ООО «ПЕР СЭ». 2010. 336 с.

5. Олександр Васильович Киричук - академж НАПН Украши, доктор педагопчних наук, заслужений пращвник освгги Украши: бiблiогр. покажч. наук. ред. Рогова П. I. К.: [б. в.], 2010. 82 с.

6. Сухомлинська О. В. Колектив i особистють у контексл фшософп освгш // Шлях освгш. 2011. № 4. С. 2-5.

THE CONTRIBUTION OF SCIENTIFIC LABORATORIES IN THE DEVELOPMENT OF THE PROBLEM CHILDREN'S COLLECTIVE (THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY)

© 2015

E.V. Saraieva, candidate of pedagogical sciences, associate professor, doctoral candidate of the chair of pedagogic, psychology and educational management

Kherson State University, Kherson (Ukraine)

Abstract: A significant contribution to the development of problems of formation of a children's collective, committed by soviet scientists in the second half of the twentieth century. Characteristic is that children's collective entered the scientific-pedagogical and scientific-psychological plane. Although research and was based on marxism-leninism ideology, however, has acquired a different specificity (in contrast to the scientific investigations of the early soviet period), as Soviet scientists introduced new methods and techniques of studying. Scientific development of the problem of formation of a children's collective carried out in various organizations, laboratories, associations of the USSR, created with Pedagogical societies and consolidating scientists, teachers, workers of public education, representatives of the production teams, etc. Guidance and coordination of their activities was carried out by a special Council. Actively worked with the following laboratories: «Collective and individual» (Moscow) - L. Novikova, M. Kazakina, A. Kurakin, A. Mudrik, etc.; «Production collective - the tutor of children's collective» (Sverdlovsk) - Z. Aranovich, N. Nelyubin, A. Onufriev, N. Shurova, etc.; «Student brigade - labor collective society» (Stavropol) - E. Maksimenko, K. Pronin, P. Godin, J. Fenik; «Student collective in the fight for knowledge» (Murmansk); «the Self-education of students in the collective « (Leningrad) - M. Kachurin, Z. Ginzburg, Y. Illarionov; «Collective and individual» (Kiev) - A. Kirichuk, V. Galuzinskiy, M. Krasovitskiy, M. Chernobaieva, etc. the Activities of the mentioned laboratories was aimed at summarizing the experience, the development of theoretical and methodological fundamentals of the issue and extrapolation of methodological tools in the modern educational space educational institutions.

Keywords: children's collective, a scientific laboratory, personality, sociometiy, educational collective, student collective, social psychology, the concept of children's collective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.