Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ ФЛОТА'

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ANALYTICAL INFORMATION TECHNOLOGIES / ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИИ / OPERATIONAL PLANNING / РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ФЛОТА / REGULATION OF FLEET OPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зачесов В.П., Платов Ю.И.

Статья посвящена проблеме внедрения и использования аналитических информационных технологий для систем оперативного планирования. Проанализированы основные условия, определяющие отличия современных систем планирования работы флота от созданных ранее. Предложены основные требования, которым должны удовлетворять подобные системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF USING INFORMATION TECHNOLOGIES FOR OPERATIONAL PLANNING AND REGULATION OF THE FLEET OPERATION

The article is devoted to the problem of introduction and use of analytical information technologies for operational planning systems. The main conditions that determine the differences between modern fleet planning systems and those created earlier are analyzed. The main requirements that such systems should satisfy are proposed in this article.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ ФЛОТА»

ЕЮ. Грасс

Проблемы кадрового обеспечения мирового торгового флота на современном этапе

THE STAFFING PROBLEMS OF THE WORLD MERCHANT FLEET AT THE PRESENT STAGE

E.Y. Grass

Key words: world merchant fleet, seafarers' labor market, demand, supply, shortage of command staff.

A survey analysis of trends in the development of the world merchant fleet over the last decade has been conducted and their impact on staffing has been examined in the article. It is carried out the analysis of current and forecasted demand and supply in the international labor market of seamen. The problems and perspectives of staffing of the merchant fleet in the Russian Federation are revealed in connection with the global trends in the development of the world merchantfleet.

Статья поступила в редакцию 10.03.2017 г.

УДК 656.621.658.012

В.П. Зачесов, профессор, д.т.н., заслуж. деятель науки РФ, ФГБОУ ВО «Сибирский

государственный университет водного транспорта»

г. Новосибирск, ул. Щетинкина, 33.

Ю.И. Платов, профессор, д.т.н., ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ ФЛОТА

Ключевые слова: аналитические информационные технологии, оперативное планировании, регулирование работы флота.

Статья посвящена проблеме внедрения и использования аналитических информационных технологий для систем оперативного планирования. Проанализированы основные условия, определяющие отличия современных систем планирования работы флота от созданных ранее. Предложены основные требования, которым должны удовлетворять подобные системы.

Система текущего и оперативного планирования и регулирования работы флота в составе навигационного плана, месячного технического плана в форме задач распределения ресурсов, декадного и суточного планирования в календарной постановке окончательно сложилась в 50-60-х годах. Процесс совершенствования планирования в основном осуществлялся в направлении совершенствования методик разработки планов и применения экономико-математических моделей оптимизации и автоматизации решения задач планирования и регулирования. При этом в соответствии с требованиями централизованной системы управления методики, модели и автоматизированные подсистемы планирования содержали такие свойства, как иерархичность, ди-рективность и взаимодействие на горизонтальных уровнях, т.е. в системе смежных пароходств как в Центральном и Северо-Западном бассейнах, так и Сибири Дальнего Востока [1].

В связи с изменением системы хозяйствования в отрасли речного транспорта про-

изошёл переход от иерархичности к энтропии (самостоятельности судоходных предприятий) и как следствие резко изменилась система планирования перевозок грузов. Во-первых, планирование перевозок грузов стало в основном осуществляться по прямым договорам или отдельным направлениям, или по конкретным отправкам, грузам, возникающим эпизодически. При этом отдельные группы судов закрепляются на перевозке грузов за конкретными фрахтователями, в том числе на условиях различных форм аренды. В этих условиях во многих случаях принятие решений по назначению судов осуществляется совместно с судоходной компанией грузовладельцем. По этим же причинам актуальность оперативного планирования и регулирования существенно повысилась, а навигационного и месячного снизилась. Основная роль, особенно по трамповым перевозкам перешла на уровень рейсового планирования. Во-вторых, в условиях конкуренции исчезло взаимодействие смежных судоходных компаний. Вместе с тем возникла необходимость учета большего числа факторов, влияющих на экономические показатели перевозок грузов, повысилась неопределённость внешней среды.

По этим и многим другим следствиям реформирования системы хозяйствования стали другими цели, критерии, задачи и способы оперативного планирования и регулирования работы флота судоходных предприятий с повышением их точности расчетов при учёте большего числа факторов внутренней и внешней среды. Одной из главных целей в условиях конкуренции стал поиск резервов в снижении эксплуатационных расходов и, следовательно, повышения рентабельности перевозок. В настоящее же время производительность работы флота по сравнению с советским периодом упала почти в два раза.

Повышение производительности, а следовательно, и конкурентоспособности речных перевозок при учете отмеченных выше во многом противоречивых факторов при оперативном планирования, казалось бы, возможно реализовать с помощью отраслевых специализированных (не общих) информационных технологий (ИТ) (ранее автоматизированные системы управления), тем более, что к настоящему времени произошел существенный прогресс в области вычислительных и средств передачи информации. Здесь речь идет об аналитических ИТ, которые включают в себя экономико-математические методы, оптимизирующие производственные процессы, являются уникальными и новыми для отрасли и непосредственно нацелены на повышение эффективности судоходных предприятий [2]. Однако в связи с отсутствием директивно-сти, из-за повышения самостоятельности судоходных предприятий, а также и по известным причинам экономического характера дальнейшие разработки в направлении совершенствования оперативного планирования и регулирования в централизованном порядке прекратились. Более того, в настоящее время во многих судоходных компаниях существует мнение о том, что в системах планирования работы флота нет необходимости. Имеются только отдельные успешные примеры применения современных ИТ [2]. Такая тенденция по мере накопления опыта применения общих систем и отдельных технологий, как надеются авторы, может измениться, и признаки этого в передовых судоходных предприятиях имеются.

Однако для решения этой проблемы необходим централизованный подход в части автоматизированного сбора информации по всем судам, работающим в бассейне независимо от их принадлежности, и доступу судоходных предприятий к этой информации. Требуется разработка универсальной отраслевой системы сбора информации с судов, обеспечивающей по частоте, составу и структуре данных решение задач планирования и регулирования работы флота, учета и контроля, регулирования судопро-пуска через каналы и шлюзы.

В сегодняшней системе хозяйствования это единственный выход, чтобы открыть дорогу аналитическим ИТ, связанным с планированием и регулированием работы судов. Существующие же «островные» системы сбора информации в некоторых су-

В.П. Зачесов, Ю.И. Платов

Проблема использования информационных технологий для оперативного планирования...

доходных предприятиях и администраций водных путей не могут обеспечить решение вышеуказанных задач в силу их системного характера.

Требования системного характера сбора данных и их обработки для решения задач оперативного планирования и регулирования работы флота в общих чертах необходимо обсуждать. Такая система с точки зрения доступности, оперативности и циркуляции в ней данных должна быть аналогом ранее разрабатываемой системы АСУ «Диспетчер»» [3] со следующими принципиальными отличиями.

Во-первых, сбор и ввод информации о дислокации флота должен осуществляться не только с судов, но и всех организаций, задействованных в обеспечении работы флота. К ним относятся и те организации, которые отвечают за безопасность плавания и регулирование движения судов на внутренних водных путях.

Во-вторых, система должна обеспечивать не получение информации о дислокации судов судоходными предприятиями и администрациями внутренних водных путей, но и решение задач оперативного планирования и регулирования работы флота.

В-третьих, она должна обеспечивать и задачи контроля и учёта. Для выполнения этого условия она должна содержать длительность операций их ожидания в начальных, конечных и пунктах паузки, перевалки, шлюзования, движения и комплексного облуживания. Подобные требования не содержат ничего нового по сравнению с теми, что предъявлялись к системам управления в советский период и были реализованы на практике [4].

В-четвёртых, система должна обеспечивать необходимый уровень безопасности информации. Естественная защита от нарушения целостности информации должна быть дополнена продуманной моделью доступа к информации, имеющей рыночное значение. Судоходная компания может определить некоторую часть информации о движении своего флота как скрытую, недоступную для других компаний, но доступную внутри самой системы для расчётов календарного времени.

Принципиальных технических проблем по сбору оперативной информации, что всегда являлось серьёзным препятствием на пути внедрения систем планирования, в настоящий момент нет [5].

В заключении необходимо отметить, что разработка и внедрение такой системы является особой проблемой, которая может быть решена на отраслевом уровне с привлечением ассоциаций судовладельцев. Здесь потребуется соответствующий механизм для решения организационных проблем, которые выводят за рамки данной статьи и здесь не обсуждаются. Необходимо отметить, что решение этой проблемы соответствует задачам стратегии развития внутреннего водного транспорта, которая предусматривает разработку опережающих технологий.

Список литературы:

[1]. Зачёсов В.П. Проблемы водного транспорта Сибири / В.П. Зачёсов // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2012. - № 1. - С. 5-8.

[2]. Платов А.Ю. Проблемы внедрения аналитических информационных технологий на речном транспорте / А.Ю. Платов, Ю.И. Платов // Наука и техника транспорта. - Москва, № 3. - 2010. -С. 42-45.

[3]. Ширяев Е.В. Автоматизированные системы управления на водном транспорте / Е.В. Ширяев. - М.: Изд-во «Альтаир»; МГАВТ, 2006. - 271 с.

[4]. Платов Ю.И. Первая очередь АСУ пароходства «Волготанкер» / Ю.И. Платов // Передовой опыт и новая техника / ЦБНТИ. М., 1976. - Вып. 3 (27). - С. 3-7.

[5]. Платов А.Ю. Методы сбора дислокации для информационной системы управления работой флота / А.Ю. Платов, Ю.В. Гусева // Вестник ВГАВТ, 2016. - № 49. - С. 231-236.

[6] Бардецкая Л.Г., Костенко К.С. Целесообразность инвестирования технического перевооружения флота Приморского края // Иннов: электронный научный журнал, 2016. №4 (29). URL: http://www.innov.ru/science/economy/tselesoobraznost-investirovaniya-te/

THE PROBLEM OF USING INFORMATION TECHNOLOGIES FOR OPERATIONAL PLANNING AND REGULATION OF THE FLEET OPERATION

V.P. Zachesov, Y.I. Platov

Keywords: analytical information technologies, operational planning, regulation of fleet operation.

The article is devoted to the problem of introduction and use of analytical information technologies for operational planning systems. The main conditions that determine the differences between modern fleet planning systems and those created earlier are analyzed. The main requirements that such systems should satisfy are proposed in this article.

Статья поступила в редакцию 21.02.2017 г.

УДК 656.624.3

А.О. Ничипорук, к.т.н., доцент, ФГБОУВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПОЛНОЙ ЗАЧИСТКИ СУДОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ НЕРУДНЫХ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ НА МЕСТНЫХ ЛИНИЯХ

Ключевые слова: грузовые перевозки, нерудные стройматериалы, зачистка судов.

Рассмотрены сложившиеся методические подходы к оценке целесообразности полной зачистки судов при перевозках нерудных стройматериалов на местных линиях, определены их недостатки и предложен новый методический подход решения обозначенной задачи.

При перевозке нерудных стройматериалов (НСМ) на местных линиях протяженностью до 200 км несамоходные суда при выгрузке, как правило, не зачищаются. Это вызвано сложившимся мнением, не всегда правильным, что не выгодно задерживать флот под зачисткой, т.к. такая операция не эффективна, в то же время весьма трудоемкая и требует решения в комплексе ряда организационных вопросов. Данная задача в научном плане в 1980-2000 годы решалась Телегиным А.И., Казаковым А.П. и За-харцовым В.П. [1-5], причем в двух аспектах или вариантах. Первый вариант, когда для организации зачистки привлекаются необходимые силы и средства, и соответственно рассматривается задача об эффективности дополнительных эксплуатационных расходов для выгрузки дополнительного количества НСМ. Второй вариант, когда для организации зачистки требуются дополнительные капитальные вложения, которые окупаются или не окупаются в сравнении с выгрузкой дополнительного количества НСМ. Ниже рассмотрим более подробно первый вариант, представленный у д.т.н., проф. Телегина А.И.

Количество выгруженного груза, если будет производиться полная зачистка судна, будет равно, т

Gc = G'c + qД, (1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.