Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ'

ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
интернет / игры / зависимость / подросток / Internet / games / addiction / teen

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магомедова М.М.

В этой статье я рассматриваю проблему интернет -зависимости среди подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INTERNET ADDICTION AMONG TEENAGERS

In this article, I consider the problem of Internet addiction among teenagers.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»

УДК 1.1245

Магомедова М.М. студент 2-го курса ДГУ

филиал в г. Кизляр научный руководитель: Шарбузова Х.З., к.п.н.

доцент

научный руководитель: Абдулаева И.А., к.п.н.

старший преподаватель ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: В этой статье я рассматриваю проблему интернет -зависимости среди подростков.

Ключевые слова: интернет, игры, зависимость, подросток.

Magomedova M.M. 2-rdyear student The DSU branch in the city of Kizlyar Scientific supervisors: C.Ph.S. associate Professor Sharbuzova H.Z.

Senior lecturer Abdulaeva.I.A. C.Ph.S.

THE PROBLEM OF INTERNET ADDICTION AMONG

TEENAGERS

Abstract: In this article, I consider the problem of Internet addiction among teenagers.

Keywords: Internet, games, addiction, teen.

Термин «Интернет-зависимость» ввёл доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания неосознанно долгого пребывания в Интернете. На современном этапе активно обсуждаются актуальные проблемы психологии зависимости, которые связанны с попытками выделения поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведётся на обсуждении проблематики зависимости от Интернета. Фактически ставится вопрос об абсолютных различиях в способах «ухода» из реальной жизни в мир виртуальный путем изменения состояния сознания человека. Исследователи приводят различные критерии, характерные данному понятию. Наиболее полноценную систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно определить Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им. Причины возникновения такой интернет — зависимости могут быть различными, но самые основные из них — отсутствие взаимопонимания и друзей в реальной жизни, сложности адаптации в новом коллективе, повышенная обидчивость, неумение строить межличностные отношения. Всё это человек пытается получить в виртуальном мире с нереальными друзьями. [3] Подросток — это постоянно развивающая личность, которая ищет ответы на жизненно-

важные для него вопросы: «Кто я?", «Зачем я?", «Для кого я?" и «Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на совершенно новую социальную позицию, в то время, как у него формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как будет протекать его социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в том, как сформируются его социальные установки. Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности [1]. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем у подростков: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая побуждает нарушать права человека. Так же, иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни, вследствие чего происходит девальвация нравственности подростка [4]. Чувство постоянной нужды к пользованию интернетом может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим некоторые из них. 1. Хакерство. Увлечение поиском информации и применением таких знаний характеризует личностную трансформацию, известную как хакерство. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия. 2. Игровая деятельность. Игровая деятельность повсеместно признается крайне важным моментом развития, как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Тем не менее, в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности,

особенно если речь идет о подростках, у которых наблюдается зависимость от игр, когда заядлые игроки уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми проблемами. Существуют методики, с помощью которых можно определить, является ли увлечение Интернет-играми невинными или это уже зависимость. 3. Коммуникативная деятельность в Интернете. Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, во многом разнообразна. В настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью, от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма и/или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе [2]. Интернет - аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности подростка, преобразования деятельности, опосредствованной взаимодействием с Интернетом. Для В. Л. Малыгина, Н. С. Хомерики и Е. А. Смирновой факторы риска формирования «интернет - зависимости» связаны со следующими личностными особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска. Практическое исследование проводилось в городе Владимире в СОШ № 40 среди подростков 14-15 лет, учащихся в 8б и 8д классах. Выборка составила 47 человек. Первой используемой нами методикой стал модифицированный тест - опросник Кимберли Янг, переведённый на русский язык и адаптированный В. Лоскутовой. Сам тест содержит 20 вопросов с 5-ю вариантами ответов на каждый из них (рис. 1). Он направлен на выявление «интернет - зависимости» и определение её степени. Мы выбрали эту методику, так как полагаемся на опыт доктора Янг, которая на протяжении многих лет занимается данной проблемой. На основании результатов, полученных по методике К. Янг, можно увидеть, что всего лишь 4 % опрошенных подростков не имеют «интернет - зависимости». Следовательно, можно сделать выводы о том, что: Рис. 1. 1. Интернет-зависимость присуще 96 % респондентам. 2. Высокая степень интернет зависимости наблюдается у 67 % опрошенных подростков. 3. Лица, имеющие низкую степень интернет - зависимости и лица, не подверженные ей вовсе, составляют всего 20 % от общего числа опрошенных. Следующая методика — «Тест на выявление интернет - зависимости среди подростков» С. А. Кулакова, составленный им в 2004 году и позволяющий определить наличие интернет - зависимости у подростка и выявить причины её появления. Он включает в себя так же 20 вопросов с 5-ю вариантами ответов. появления (рис. 2). Данная методика показалась нам наиболее современной, с новыми отредактированными вопросами, которые облегчают подростку понимание вопроса. По интерпретации результатов, полученных

с помощью методики «Тест на выявление интернет - зависимости среди подростков» С. А. Кулакова можно говорить о том, что: 1. Многие ученики имеют домашний компьютер с выходом в интернет. 2. Преимущественно компьютер используют для развлечения — 35 %, для учебы — 20 % опрошенных. 3. 79 % старшеклассников не опасается влияния компьютера и Интернета на их здоровье. 4. У 86 % подростков наблюдается синдром «интернет-зависимости». 5. 87 % «зависимых» подростков отрицают свою «зависимость», объясняя это отсутствием увлечений; 6. Подростки с синдромом интернет - зависимости, согласные с результатами теста, не считают необходимостью сокращать своё времяпрепровождение в интернете. По проведённой методике «Анкете идентификации интернет зависимости» В. А. Буровой, можно сказать следующие выводы: 1. Уровень интернет -зависимости у подростков проводимых большую часть времени дома чрезвычайно высок (93 %). 2. У 25 % подростков, посещающих клубы по интересам и секции низкий уровень игровой зависимости. 3. Средний уровень зависимости наблюдается у 36 % подростков, проводящих своё свободное время с друзьями. Исходя из полученных выводов, можно говорить о том, что на современном этапе подросток основную часть своего свободного времени предоставлен себе; сам выбирает как, где и с кем ему удобно провести время. И зачастую этот выбор падает на Интернет, что, как мы уже выяснили, приводит к появлению синдрома «Интернет-зависимости».

Использованные источники:

1. Баллонов, И. М. Компьютер и подросток. — М.: Эксмо, 2002. — 245с.

2. Войскунский, А. Е. Исследования Интернета в психологии / М. И. Семенов. — М. — Интернет и российское общество. — 2002. — 573 с.

3. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости. — СПб.: Речь, 2007. — 190 с.

4. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. — 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.