Кибераддиктивное поведение у подростков: особенности проявления и условия
профилактики
Cyber Addictive behavior in adolescents: features of manifestation and conditions for
prevention
Валиева Сюмбель Мударисовна
Студент 2 курса магистратуры Кафедра педагогики, Институт психологии и образования Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Россия, г.Казань E-mail: sumbel. valieva9 [email protected]
Valieva Syumbel Mudarisovna
2nd year master's student Department of Pedagogy, Institute of Psychology and Education Kazan (Volga region) Federal University Russia, Kazan E-mail: sumbel. valieva9 [email protected]
Аннотация.
Актуальность данной статьи заключается в исследовании такого явления как кибераддиктивное поведение. На данный момент Интернет-зависимое и кибераддиктивное поведение среди подростков признается одной из самых актуальных проблем данного возраста. Поэтому ученые активно изучают данную проблему с целью разработки эффективных мер борьбы со сформированным кибераддиктивным поведением, а также профилактики данного поведенческого нарушения в подростковой среде. Целью исследования является создание программу профилактики кибераддиктивного поведения у подростков. В качестве метода исследования нами были применены: наблюдение за учебно -воспитательным процессом; педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.
В статье рассмотрены представления обинтернет-зависимости; проанализированы основные причины, по которым подростки становятся частыми пользователями Интернета, и в конечном итоге, Интернет -зависимыми; определены особенности проявления кибераддиктивного поведения у подростков; проанализированы наиболее эффективные виды и формы профилактики интернет-аддикции подростков и представлена программа профилактики кибераддиктивного поведении у подростков. Практическая значимость результатов статьи заключается в том, что материалы могут быть использованы при разработке педагогических программ, семинаров, по профилактике кибераддиктивного поведения подростков в образовательных организациях, а также: практической деятельности педагогов и классных руководителей; педагогами-психологами при консультативной поддержке подростков и их родителей.
Annotation.
The relevance of this article lies in the study of such a phenomenon as cyber-addictive behavior. At the moment, Internet-addicted and cyber-addictive behavior among teenagers is recognized as one of the most urgent problems of this age. Therefore, scientists are actively studying this problem in order to develop effective measures to combat the formed cyber-addictive behavior, as well as to prevent this behavioral disorder among adolescents. The aim of the study is to create a program for the prevention of cyber-addictive behavior in adolescents. As a research method, we used: observation of the educational process; pedagogical experiment, method of analysis of pedagogical experiment, statistical methods of data processing.
The article considers ideas about Internet addiction; analyzed the main reasons why teenagers become frequent users of the Internet, and eventually, Internet - addicted; the features of the manifestation of cyberaddictive behavior in adolescents are determined; the most effective types and forms of prevention of Internet addiction in adolescents are analyzed and a program for the prevention of cyber-addictive behavior in adolescents is presented. The practical significance of the results of the article lies in the fact that the main materials, provisions and conclusions set forth in the study can be used in the development of pedagogical programs, seminars, practical classes on the prevention of cyber-addictive behavior of adolescents in educational institutions, as well as: practical activities of teachers and class teachers ; educational psychologists with the advisory support of adolescents and their parents.
Ключевые слова: интернет-зависимость, подростковый возраст, кибераддиктивное поведение, межличностное общение, агрессивность, профилактика.
Key words: Internet addiction, adolescence, cyber-addictive behavior, interpersonal communication, aggressiveness, prevention.
Кибераддиктивное поведение - одна из проблем современности. В данной статье мы попробуем разобраться в данном понятии, как оно проявляется, что необходимо для его профилактики. Кибераддикция относится к термину «компьютерная зависимость», который охватывает большое количество проблем аддиктивного поведения и контроля над влечениями. Компьютерная зависимость - это психологическая зависимость от виртуальной среды, созданной посредством электронных, цифровых, компьютерных, интернет технологий.
Под интернет-зависимостью современные исследователи Л.Н. Юрьева и Т.Ю. Больбот понимают непреодолимое или компульсивное желание войти в Интернет, когда находишься off-line, и невозможность оторваться из Интернета, находясь on-line. [7]
Крупнейший исследователь интернет-зависимости К. Янг считает, что это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями [8]. Термин «компьютерная зависимость» (от англ. «computeraddiction») означает болезненное пристрастие человека к любой активности за компьютером. Это может быть работа, игра, общение в социальных сетях и т.д. [2]. Получается, что кибераддикция или компьютерная зависимость - это форма психологической зависимости, которая проявляется в навязчивом увлечении компьютером и компьютерными играми.
На сегодняшний день нет четких диагностических критерии, с помощью которых определяется игровая зависимость. Рассмотрим несколько классификаций признаков игровой зависимости.
В начале ХХ1века И.О. Кулаков и И.О. Фридман определили признаки (физиологические и психологические), указывающие на зависящего от компьютерных игр человека [1]. Физические симптомы: плохое зрение, дискомфорт в глазах, неопрятность, сниженный иммунитет, нарушение режима питания и сна, повышенная усталость, частые головные боли.
Психические симптомы игровой зависимостивыделяетА.В. Сидорова: появляется чувство радости, эйфории при взаимодействии с компьютером или во время компьютерной игрылибо даже при ожидании контакта; отсутствие контроля за временемкогда контактируешь с компьютером или игровой приставкой; желание проводить всё больше времени с компьютером или игровой приставкой; появление чувства раздражения, гнева либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии возможности взаимодействовать с компьютером или игровой приставкой; использование компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии [6].
Исходя из классификации и анализа научных исследований (К. Янг, М. Гриффитс, А. Ю. Егоров и др.), можно выделить три основных признака, которые встречаются чаще всего: первое - потеря контроля за временем и своим поведением; второе - замена реальности;третье - физические симптомы (бессонница, ухудшение зрения, головные боли), которые появляются вследствие долгого нахождения за игрой.
Таким образом, кибераддиктивное поведение - это форма психологической зависимости, которая проявляется в навязчивом увлечении компьютером и компьютерными играми.
Подростковый возраст - важный этап, когда происходит становление и развитие ребёнка, где подросток ищет ответы на такие серьезные вопросы, как: кто он, кем является, в чём смысл жизни, как он может себя реализовать в этом мире, найти своё место. Исходя из того, какие установки и ценности сформируются у подростка к концу данного возрастного периода, такая и будет основа в процессе дальнейшей его личностной самореализации [3].
Неустойчивая самооценка, отсутствие социального опыта являются основами разногласии с друзьями и знакомыми. В итоге ребёнок становится «любимчиком» сети, так как получает новые эмоции, информации, удовлетворяет свои желания и потребности в коммуникации в безопасных условиях - в Интернете. Проводит там
много свободного времени и забывает о том, что существует и реальный мир. В результате очень быстро формируетсяИнтернет-зависимость, что, в свою очередь, имеет устойчивый характер.
Используя компьютер, подросток начинает «искать», вместо того, чтобы «думать» и «учиться».Большинство подростков признались, что заходят на запрещенные сайты, пока не видят окружающие. Тем самым у них создаётся ощущение того, что всё можно и это останется безнаказанным. Тем самым появляется побуждение нарушать права человека, которая может подвергать к обесцениванию нравственности подростка.
Далее приводятся главные причины, почему подростки начинают часто пользоваться Интернетом, и, соответственно, становятся Интернет - зависимыми. Во-первых, хакерство - из-за плохого развития социальных навыков, личностной и морально-правовой сферы. Как раз это и указывает на их недозволенные и уголовно наказуемые поступки. Во-вторых, игровая деятельность. В-третьих, коммуникативные действия в Интернете. Такой вид коммуникации при помощи Интернета разнообразная. На сегодняшний день наблюдается усиленный эксперимент с анонимностью, начиная от максимального самораскрытия с элементами извращенства до обмана, склонности к манипуляции и попытки полностью управлять мнением, касающимся о себе [5].
Психологи Ш. Текл, М. Шоттони К. Янг предложили 9 признаков, по которым можно обнаружить наличие кибераддикции у подростков [9]: когда пытаются отвлечь человека от компьютера, наблюдается яркое противостояние; если игрока все же удалось «оторвать» от компьютера, то уподростка наблюдается раздражительность;подросток не умеет планировать, когда остановится от игры;подросток тратит почти все карманные сбережения на обновления игр и на покупки новых; часто забывает о домашних делах и об учебе; наблюдается нарушение плана питания и сна, подросток игнорирует состояние своего здоровья; с целью поддержания себя в бодром состоянии, начинается злоупотребление кофе и другими психостимуляторами; во время использования компьютера подросток начинает чувствовать эмоциональный рост, эйфорию; подросток ярко фантазирует своё времяпровождение за компьютером, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.
По данным обзора исследований, проведенных в работе Е.О. Мулик, Ю.В. Мулик, А.А. Коломиец, компьютерные игры повышают в детях склонность к насилию, тормозя развитие мозга. Тесты показали, что у детей, игравших в компьютерные игры, стимулировались только те части мозга, которые отвечали за зрение и мышечную моторику. Зато та часть мозга, которая помогает человеку контролировать свои негативные эмоции, вообще при игре не стимулировалась [4].
Добиться положительного влияния компьютера на личность подростка можно только через целенаправленную педагогическую работу со стороны специалистов и родителей. Поэтому важно создавать педагогические условия, которые направлены на профилактику кибераддиктивного поведения подростков.
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кильдебякская средняя общеобразовательная школа Сабинского муниципального района Республики Татарстан".
Экспериментальную выборку составили 58 человек мужского и женского пола в возрасте 14-15 лет -учащиеся 7- 8 классов, которые были разделены на 2 равные группы (экспериментальную и контрольную) по 29 человек в каждой.
В рамках нашего исследования мы исследовали отношенческий, поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты личностной сферы подростков при помощи следующих диагностических методик: «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири); Методика «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот; Анкета на когнитивный компонент аддиктивной установки компьютерной зависимости Дроздиковой-Зариповой А.Р., Валеевой Р.А., Шакуровой А.Р.; Опросник
Басса-Дарки, предназначенный для дифференциации форм агрессии и враждебности; Методика исследования тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин).
1. Результаты «Диагностики межличностных отношений» (Т. Лири) показаны на рис.1
Рисунок 1. Средние значения параметров межличностных отношений по Т. Лири
По диаграмме видно, что преобладают такие показатели, как: «зависимый», «подозрительный» и «подчиняемый». Соответственно, у подростков наблюдается подозрительность, неуверенность, необщительность, стеснительность. Они ищут опору в более сильном человеке.
2. Методика «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот. Результаты показаны в Таблице 1.
Таблица 1. Средние значения кибераддикции по Л.Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот
Экспериментальная группа Контрольная группа
Среднее значение 23,9 23,7
Средние значения в обеих группах почти не отличаются, однако цифры показывают, что подростки
находятся на первой стадии кибераддикции. И, если проигнорировать эти показатели, то уровень зависимости будет повышаться. Поэтому подростки нуждаются в психолого-педагогической работе по снижению уровня зависимости.
3. Анкета на когнитивный компонент аддиктивной установки компьютерной зависимости Дроздиковой-Зариповой А.Р., Валеевой Р.А., Шакуровой А.Р. Наиболее частые ответы описаны в Таблице 2.
Таблица 2. Анализ анкеты на когнитивный компонент аддиктивной установки компьютерной зависимости
№ Вопросы анкеты Наиболее часто встречающиеся ответы
1 Что такое компьютерная зависимость? «Зависимость от компьютера», «когда постоянно сидишь за компом»
2 Каковы признаки компьютерной зависимости? «постоянное зависание в компьютере», «желание поиграть в компьютерные игры», «недосып»
3 Как выглядит человек зависимый от компьютера? «как ботаник», «неряшливо»
4 Сколько времени должен проводить подросток за компьютером в течение дня? «сколько хочется», «часа 3-4»
5 Какую пользу получает пользователь при использовании компьютера? «Интересно проводит время», «общается с друзьями», «новые знакомства»
6 Какой вред может нанести компьютер «плохая успеваемость», «недосып»
7 Какие факторы способствуют возникновению компьютерной зависимости? «отсутствие друзей», «скучная жизнь», «когда нечем заняться»
8 Как вы думаете, сколько зависимых людей от компьютера живет в России и сколько «много», «да мы все зависимые»
зависимых людей от компьютера в вашем окружении?
9 Как избавиться от компьютерной зависимости? «больше общаться вживую»
10 К кому может обратиться подросток для получения помощи в решении проблемы компьютерной зависимости? «не знаю», «зачем ее решать?»
Подросткам было предложено ответить на 10 вопросов про компьютерную зависимость. После полученных ответов мы пришли к выводу, что участники обеих групп не понимают важности проблемы кибераддикции. Подростки не осознают, почему нужно избавиться от компьютерной зависимости, какой вред она причиняет и какое количество людей страдают от этой «болезни».
4. Опросник Басса-Дарки, предназначенный для дифференциации форм агрессии и враждебности. Результаты представлены на Рисунке 2.
Рисунок 2. Особенности уровня агрессивных и враждебных реакций методики А. Басса и А. Дарки Индекс агрессивности в экспериментальной группе подростков показывает средний уровень развития данного показателя. Однако косвенная и вербальная агрессии превышают норму: подростки выражают свои негативные чувства через мат, угрозы, крик, визг, а также через агрессию. Важно обратить внимание на повышенный показатель «Подозрительность», что может говорить о недоверии подростка и об осторожности по отношению к другим людям.
5. Методика исследования тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханина). Результаты представлены на Рисунке 3.
Рисунок 3 Средние значения уровня тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л.Ханина
Средние значения показателя ситуационной тревожности в обеих группах находятся в пределах нормы. Но показатели личностной тревожности близки к высоким. Это может говорить о том, что подростки воспринимают большинство ситуации как угрожающих и реагируют на них тревожно. Получается, что подростки в мире компьютера ищут безопасности и самоуверенности с целью снижения личностной тревожности.
Исходя из результатов нашего исследования, мы разработали психолого-педагогическую программу, которая направлена на профилактику кибераддиктивного поведения у подростков.
Программа состоит из 3 направлений:
Первое направление - психолого-педагогическая работа с подростками, которая включает в себе различные упражнения для профилактики кибераддиктивного поведения, повышения самооценки и снижения тревожности;
Второе направление - работа с родителями подростков. Направлена на информирование в области профилактики кибераддиктивного поведения подростков;
Третье направление - работа с педагогами, также направленная на просвещение в области профилактики кибераддиктивного поведения подростков.
В программу были включены нестандартные занятия для повышения мотивации подростков и вовлечения их (в том числе и их родителей) в процесс профилактики (такие занятия, как деловые, сюжетно -ролевые игры, театрализованные представления, интерактивные квизы, командные игру и т.д.).
Разработанная программа состоит из 40 занятий: из них 32 занятия - с подростками, 4 занятия - с педагогами и 4 занятия - с родителями подростков.
Данная программа направлена на формирование самопознания подростков, на повышение уровня личной значимости, на развитие побуждения к межличностному взаимоотношению, на развитие самоуверенности. Упражнения способствовали снятию эмоционального напряжения в группе, улучшению взаимоотношений между подростками, включению их в процесс саморазвития и самосовершенствования.
Родители подростков, которые участвовали в эксперименте, по их словам, начали внимательнее относиться к своим детям, начали понимать важность совместно проведенного времени. На последнем занятии многие родители поделились о том, что до этого не задумывались, какой вред они наносят детям, уделяя им мало времени и внимания, не интересуясь их жизнью и интересами. Таким образом, мы можем сделать вывод, что проведенная нами программа по профилактике кибераддикции была полезной и эффективной для всех ее участников.
На данный момент работа идёт в завершение, сейчас мы проводим завершающий - контрольный этап исследования и результатами сможем поделиться чуть позже.
Список используемой литературы:
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - С. 398 -341.
2. Денисов, A. A. Особенности ценностных ориентаций пользователей онлайн -игр / A. A. Денисов, // Медицинская психология в России. - 2011. - №6. - С. 36 -44.
3. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / И.В. Дубравина - М.: Академия -2009. - 307 с.
4. Калиниченко, О.Ю. К вопросу о психокоррекции, психопрофилактики и психотерапии аддиктивного поведения / О.Ю. Калиниченко // Аддиктивное поведение обучающихся: профилактика, реабилитация и ресоциализация в условиях образовательной среды: Материалы Всероссийской конференции - Москва: Изд-во НИИ РЛ МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2013.-188 с
5. Леонтьев, А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека / А.Н. Леонтьев, - М., 1983. -
с. 210.
6. Сидоренко, А.А. Настоящее и будущее российского Интернета: существующее положение, региональная проекция, перспективы / А.А. Сидоренко // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2010. - Т. 105. - № 3. - С. 46 -52.
7. Федеральный закон от 29.12.2010 №436 -ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
8. Федоров, А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» / А.В. Федоров // Педагогика. - 2004. - № 6 - С.56 -58
9. Янг, К. Диагноз - интернет-зависимость / К. Янг // Мир Интернет. -2000. -№ 2. -С. 24 -36