Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ВИДЫ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ'

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ВИДЫ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
568
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХОББИ / УВЛЕЧЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ПАССИВНЫЙ И АКТИВНЫЙ ДОСУГ / КИБЕРАДДИКЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ломовская Софья Анатольевна, Потей Людмила Витальевна

В последнее десятилетие доля молодежи среди населения России заметно сократилась. Тем не менее эта социальная группа и ее досуговая деятельность представляют особый интерес для исследований, нацеленных на выявление хобби и увлечений современных молодых людей и их связь с аддиктивным поведением. Рассматривается содержательная составляющая понятия «досуговая деятельность» в молодежной среде. Отмечается наличие противоречий в использовании синонимичных понятий «досуг» и «свободное время». Характеризуются принципиальные различия между понятиями «досуг», «хобби» и «увлечение». Затронут вопрос связи современных хобби и увлечений молодежи с развитием кибераддиктивного поведения. Приводятся результаты исследования, проведенного среди школьников г. Томска, о выявлении интересов современной молодежи и наличии/отсутствии или предрасположенности подростковой группы к интернет-зависимости в связи с их досуговой деятельностью. Выявлено, что практически половина респондентов не имеет конкретного хобби. Установлено, что с более высокой вероятностью появление кибераддикции свойственно тем, у кого нет хобби вовсе, а также тем, чья досуговая деятельность является пассивной. Выявлена широкая распространенность увлечения социальными сетями и компьютерными играми у школьников г. Томска, при этом у более чем половины респондентов отмечена предрасположенность к интернет-зависимому поведению, а у пятой части опрошенных кибераддиктивное поведение уже сформировано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INFORMATION TECHNOLOGIES INFLUENCE ON THE TYPES OF THE YOUTH’S LEISURE

Despite the fact that in the last decade the percentage of young people among the population in Russia has noticeably decreased, this social group and its leisure activities are of particular interest for research aimed at identifying the hobbies and interests of modern young people and their connection with addictive behavior. The article examines the content of the concept of “leisure activities” in the youth environment. The presence of contradictions in the use of the synonymous concepts of “leisure” and “free time” is noted. Characterized the fundamental differences between the concepts of “leisure”, “hobby” and “interests”. The authors also touch on the issue of the relationship between modern hobbies and interests of young people with the development of cyber-addictive behavior. Presented the results of a study conducted among schoolchildren in Tomsk on identifying the interests of modern youth and the presence/absence or predisposition of the teenage group to Internet addiction in connection with their leisure activities. Revealed that almost half of the respondents do not have a specific hobby. When analyzing the data obtained during the study, revealed that, with a higher probability, the emergence of cyber addiction is characteristic of those who have no hobbies at all, as well as those whose leisure activities are passive. Also revealed that schoolchildren in the city of Tomsk are addicted to social networks and computer games, with more than half of the respondents revealed a predisposition to Internet-addicted behavior, and one fifth of the respondents have already formed cyber-addicted behavior.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ВИДЫ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ»

УДК 159. 9. 07+379. 82

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-64-75

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ВИДЫ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ

С. А. Ломовская1, Л. В. Потей2

1 Томский государственный педагогический университет, Томск

2 МАОУ СОШ № 37 г. Томска, Томск

В последнее десятилетие доля молодежи среди населения России заметно сократилась. Тем не менее эта социальная группа и ее досуговая деятельность представляют особый интерес для исследований, нацеленных на выявление хобби и увлечений современных молодых людей и их связь с аддиктивным поведением. Рассматривается содержательная составляющая понятия «досуговая деятельность» в молодежной среде. Отмечается наличие противоречий в использовании синонимичных понятий «досуг» и «свободное время». Характеризуются принципиальные различия между понятиями «досуг», «хобби» и «увлечение». Затронут вопрос связи современных хобби и увлечений молодежи с развитием кибераддиктивного поведения. Приводятся результаты исследования, проведенного среди школьников г. Томска, о выявлении интересов современной молодежи и наличии/отсутствии или предрасположенности подростковой группы к интернет-зависимости в связи с их досуговой деятельностью. Выявлено, что практически половина респондентов не имеет конкретного хобби. Установлено, что с более высокой вероятностью появление кибераддикции свойственно тем, у кого нет хобби вовсе, а также тем, чья досуговая деятельность является пассивной. Выявлена широкая распространенность увлечения социальными сетями и компьютерными играми у школьников г. Томска, при этом у более чем половины респондентов отмечена предрасположенность к интернет-зависимому поведению, а у пятой части опрошенных кибераддиктивное поведение уже сформировано.

Ключевые слова: досуговая деятельность, хобби, увлечения, молодежь, свободное время, пассивный и активный досуг, кибераддикция.

В связи с бурным развитием инновационных технологий и постоянным стремлением общественности к гедонистическому образу жизни, особую актуальность приобретает вопрос о досуге современного человека. В первую очередь интерес представляет досуг молодежи как самой восприимчивой к социокультурным инновациям группы.

Молодежь можно определить как социальную группу, которая осуществляет переход в область мира взрослых, проходит адаптацию к нему. Именно молодежь, вне зависимости от своего желания, будет в будущем отвечать за становление и развитие всего мира. В различных странах возрастные рамки понятия «молодежь» отличаются. Так, в России молодежью принято считать людей в возрасте 14-30 лет. При этом в 25 лет они уже классифицируются как старшая молодежь, приобретшая значительный жизненный опыт и во многих случаях несущая ответственность за воспитание уже собственных детей [1, 2].

Необходимо отметить, что в настоящее время существует огромное количество сфер общественной жизни, содержание которых является объектами интереса для молодежи. Во многих из этих областей молодые люди получают возможность всестороннего развития, качественного воспитания личности, а также могут реализовать свои сильные стороны, совершенствуя их и вдохновляясь опытом сверстников. Конечно, в последнее время интересы молодежи сосредоточены преимущественно в области интернет-технологий. Действи-

тельно, интернет - это неограниченный ресурс знаний, использующийся во всех жизненных сферах. Однако и в настоящей жизни, за пределами виртуальной реальности, для молодых людей существует масса различных развлекательных областей, способствующих духовному обогащению и приобщению к культуре.

Безусловно, XXI в. дал современной молодежи все возможности для осуществления той досуговой деятельности, которая окажется действительно интересной и полезной в определенный период жизни отдельной личности. Самообразование, спорт, художественная деятельность - все это определяет и формирует молодого человека нашего времени, делая его многогранным, интересным и своеобразным. Досуг предоставляет возможность каждому человеку быть совершенно индивидуальным, что особенно актуально в контексте современного стремления молодежи «не быть как все». Однако именно досуговая деятельность нередко является той областью жизнедеятельности человека, о которой очень мало известно, что объясняется недостаточной изученностью данной сферы жизни.

Таким образом, цель исследования заключается в рассмотрении понятия «досуговая деятельность» и анализе его содержания. На основании полученных данных и с учетом проведенных среди молодежи опросных тестов предполагается выявить основные виды увлечений современной молодежи и связь с ними острых социальных проблем, а именно проблемы кибераддикции.

Приступая к изучению понятия «досуговая деятельность», необходимо прежде всего охарактеризовать его как социальное явление. Здесь важно отметить, что в настоящее время существуют противоречия в отождествлении понятий «досуг» и «свободное время» [3]. Одни исследователи справедливо полагают, что досуг и свободное время следует разделять и досуговая деятельность фактически является «ядром» свободного времени [2, 4]; другие считают вполне оправданной тенденцию к взаимозаменяемости этих понятий [5, 6]. Причиной таких разногласий стало стремление некоторых исследователей чрезмерно сузить понятие свободного времени, исключив из него деятельность, которую человек осуществляет регулярно для поддержания стабильной жизнедеятельности (например, время, затрачиваемое на личную гигиену или работу по дому).

В данном исследовании, рассматривая понятие «досуг», мы будем определять его как социальное явление, структурный элемент свободного времени, представляющий собой относительно самостоятельную сферу жизнедеятельности молодежи. Досуг подразумевает саморазвитие личности, приобщение к культуре и способствует интеграции молодого человека в современное общество [7]. Безусловно, для обеспечения досуга необходимы определенные условия социально-экономического и культурного характера, поэтому досуговая деятельность в том виде, в котором она существует в современном обществе, сформировалась только при прохождении обществом этапов индустриального и постиндустриального развития [8]. Также необходимо отметить, что одной из особенностей досуга молодежи является зависимость его содержания от культурно-исторических условий, а также от общественной системы ценностей, на основании изменения которой может видоизменяться и сам досуг.

Досуговая деятельность современной молодежи предполагает, прежде всего, получение удовольствия в процессе, а также обусловливается желанием данной социальной группы испытывать комфорт в психологическом и эмоциональном плане, даже если данное состояние достигается путем выплеска адреналина. Досуг отличается свободой выбора деятельности (в японской социологии выделяют более полумиллиона предметов досуговой деятельности [3]), поэтому способен оказать значительное влияние на процесс самореализации личности - именно поэтому сфера досуга играет важную роль в жизни каждого мо-

лодого человека [9]. Кроме того, досуг характеризуется потребностью самого индивида в выбранной им досуговой деятельности, а также выбором целей и содержания досуга на основании менталитета, существующих возможностей и ограничений.

Несмотря на то, что мнения исследователей в этом вопросе также разнятся, следует различать понятия «досуг», «хобби» и «увлечение». В то время как досуг является подвидом свободного времени, хобби и увлечения таким же образом включаются в понятие «досуг», являясь его структурными единицами. Под «хобби» понимают конкретное занятие, любимое дело, которым человек занимает подавляющую часть своего досугового времяпрепровождения; «увлечение» характеризуется как недолговременная склонность к какому-либо занятию. Так, например, занятия изобразительным искусством могут вызвать у человека желание заниматься этим на постоянной основе, став, таким образом, его хобби, а могут спустя какое-то время закончиться потерей к ним интереса, оставшись лишь на уровне кратковременного увлечения.

Полноценное развитие личности подразумевает сбалансированность выбираемых ими видов хобби и увлечений - активных и пассивных [10]. Среди активных видов молодежь часто выбирает те, которые способствуют физическому развитию, что особенно актуально на фоне давления, оказываемого в последнее время социальными сетями, выдвигающими в эталон недостижимые идеалы внешнего вида. Так, это различные виды спорта (в том числе экстремальные, например паркур), а также универсальные, традиционные активные виды деятельности (охота, рыбалка, езда на велосипеде, поход в лес). К пассивным видам досуга можно отнести деятельность, затрачивающую минимум физических сил, однако направленную на умственное развитие и разгрузку в психологическом отношении. Для многих приверженцев интеллектуального времяпрепровождения пассивный досуг становится отличным выбором - в его рамках молодые люди могут заняться музыкой, настольными играми (в последнее время, согласно статистике интернет-поисковиков, резкую популярность приобрели шахматы) или, например, чтением [1]. Что касается досуга, направленного исключительно на достижение психологического комфорта, здесь особую популярность приобрела деятельность, связанная с компьютерами и смартфонами - всевозможные социальные сети и онлайн-игры повсеместно фигурируют в ответах молодежи на вопросы о любимом виде досуга. Практики общения, являясь в большинстве случаев целевой особенностью досуга, постепенно перемещаются в сеть Интернет, и исследователи отмечают, что особую актуальность этот вопрос представляет в молодежной среде [11]. Особое значение на фоне этого современного увлечения принимает вопрос о проблеме интернет-зависимости - кибераддикции, а также киберугрозах [12].

Несмотря на то, что наличие компьютерной техники сейчас является буквально безусловной необходимостью для каждого школьника, студента или работающего человека, все же вероятность оказания негативного воздействия порой превышает возможную от него пользу, особенно если компьютером пользуются совсем юные категории молодежи. Прежде всего, общеизвестно, что компьютер и сеть Интернет могут стать причиной аддик-тивного поведения (кибераддикции), а компьютерные и онлайн-игры часто становятся причиной агрессивного поведения у подростков. Интернет может использоваться для пропаганды участия в радикальных организациях, киберсуицида, интернет-травли (кибербул-линга) [13]. Список негативных явлений, с которыми молодые люди могут столкнуться в интернете - киберугроз, можно продолжать практически бесконечно, ведь он пополняется каждый день. Серьезность вышеизложенного подкрепляется тем фактом, что в России проблеме компьютерной зависимости до сих пор не уделялось достаточного внимания. Многие отечественные исследователи активно освещают данные вопросы, тем не менее про-

блема опасности киберпространства для молодежи, предпочитающей компьютер в качестве основного предмета для досуговой деятельности, остается актуальной [14]. Все вышеперечисленное обусловливает и актуализирует необходимость проведения дополнительных исследований в области досуговой деятельности молодежи, в частности школьников, как самой легко увлекаемой и подверженной влиянию различных социальных веяний группе [15].

Авторами, с целью изучения хобби и увлечений современных школьников, было проведено диагностическое исследование в формате тестирования среди учащихся общеобразовательных школ г. Томска (100 человек) в возрасте от 13 до 16 лет (50 девушек и 50 юношей). В ходе тестирования школьникам было предложено ответить на несколько вопросов, некоторые подразумевали более одного ответа.

Так, результаты теста показали, что в качестве основного хобби для своего досугового времяпрепровождения многие томские школьники выбирают активные виды деятельности. Спорт указали своим хобби 26 % опрошенных. Среди перечисленных подвидов были как хорошо знакомые (футбол, баскетбол, тайский бокс, лыжный спорт, плавание, легкая атлетика), а также достаточно редкие и необычные виды (скейтбординг, пулевая стрельба). Поровну разделились представители художественных видов хобби - изобразительного искусства (18 %) и занятий музыкой (18 %), в рамках которых подростки не только занимались музицированием на различных инструментах, но и вокалом, а также созданием музыкальных произведений. Танцы в качестве своего хобби назвали 8 %, а чтение - 7 % респондентов. Три человека предпочли занятия рукоделием, в их числе вязание и резьба по дереву. Среди остальных хобби также были выявлены волонтерство, прогулки с друзьями, создание одежды, изучение языков, коллекционирование, медитация, писательство, растениеводство, театральное искусство, фотография, видеоигры и вожатская деятельность.

Несмотря на то, что большая половина школьников смогла определиться с конкретным видом хобби, 41 % не выбрал ни одного направления, указав, что вовсе не имеет никакого увлечения. Этот результат явно демонстрирует проблему самоопределения и самореализации современных подростков.

Тем не менее такие цифры противопоставляются результатам следующего вопроса о наличии у школьников свободного времени в будние дни. Так, 39 % респондентов указали 2-4 ч, а 27 - более 4 ч. У большинства из них в результате ответа на предыдущий вопрос не выявилось существующих хобби. Еще у 18 % опрошенных свободно 1-2 ч в день, у 7 % -от зо минут до 1 ч. И только у 9 % респондентов свободного времени нет совсем. Таким образом, возникает закономерный интерес к тому, как школьники проводят свое свободное время в будние дни. Отсутствие хобби, сочетающееся с большим количеством свободного времени, нередко приводит к тому, что заскучавшие подростки реализуют негативные установки, к которым относятся, прежде всего, различные виды зависимостей.

Показательны результаты опроса о том, чем школьники руководствуются при выборе досуговой деятельности (рис. 1). На основании этих данных можно с уверенностью поддержать утверждение подавляющей части исследователей о том, что у большинства юных ребят основной целью досуговой деятельности является желание отдохнуть и поднять настроение. Второе место занимает потребность в общении - и это справедливо, учитывая, что многие ребята в качестве хобби выбрали виды деятельности, предполагающие близкий контакт со сверстниками. Желанием ничего не делать в большинстве своем руководствовались респонденты, до сих пор не выбравшие хобби себе по нраву, что закономерно, ведь любое хобби предполагает выполнение некой деятельности. Потребность в смене обстановки стала приоритетным требованием для большей части ребят, занимающихся спортом,

а изучение чего-то нового в основном выбирали школьники, предпочитающие чтение в качестве хобби.

90

Другое Потребность Потребность Желание Потребность Желание

в изучении в смене ничего в общении отдохнуть,

чего-то обстановки не делать поднять

нового настроение

Рис . 1. Приоритетные требования школьников г . Томска при выборе досуга Опрос также показал достаточно высокий интерес подростков к контролированию своего свободного времени: подавляющая часть (87 %) респондентов так или иначе планирует свою деятельность и лишь 9 % признаются в том, что действуют спонтанно (рис. 2). Вероятнее всего, это говорит о том, что у них есть потребность рационально использовать свои интеллектуальные и физические ресурсы, ставить цели и достигать их.

50 45

^

со 40

0 и

1 35 d

| 30 S 25

Q.

S 20

§ 15

I 10

Другое Никогда Планирую Планирую всю Планирую

не планирую деятельность деятельность только важные ;

по учебе дела

Рис . 2 . Планирование школьниками г. Томска своей деятельности

Особый интерес представляют результаты опросов о том, на что школьники тратят свое свободное время в будние и выходные дни. Абсолютным лидером среди молодежных увлечений стало прослушивание музыки. Действительно, современные подростки, как, впрочем, и подростки сорок лет назад, сильно подвержены влиянию современной музыкальной культуры. Сейчас практически у каждого есть любимые исполнители и наиболее предпо-

читаемые жанры музыки. Благодаря распространенности музыкального контента в сети Интернет в настоящее время музыка доступна абсолютно всем категориям молодежи.

Второе место по популярности, как в выходные, так и в будние дни, делит общение -виртуальное и живое. Примечательно, что современная молодежь уделяет равное время общению в социальных сетях и общению с друзьями и родственниками. Это могло бы опровергнуть многие современные исследования, утверждающие, что подростки проводят в виртуальном пространстве больше времени, чем тратят на обычные, так называемые оф-лайн-контакты.

Третье место среди интересов школьников занимают компьютерные игры. Половина опрошенных подростков, причем как в будние, так и в выходные дни, проводят свое свободное время за компьютером, предпочитая различные игровые программы.

В целом занятия молодежи в будние и выходные дни практически не различаются -разве что на выходных подростки закономерно чаще предпочитают ходить в кинотеатры, кафе и магазины. Остальные жизненные приоритеты молодого поколения представлены на рис. 3 и 4.

Рукоделие Другое Танцы Кулинария

Посещение театров, кафе, магазинов и прочее Просмотр телепередач Чтение книг Изучение чего-то нового Рисование

Просмотр новостей в интернете Пассивный отдых (ничего не делаю) Занятия спортом Компьютерные игры Живое общение с друзьями, знакомыми, родственниками Социальные сети и онлайн-общение Прослушивание музыки

О 10 20 30 40 50 60 70 Количество респондентов, %

Рис . 3 . Приоритетные направления деятельности современной молодежи в будние дни

Учитывая затронутую ранее проблему кибераддикции в молодежной среде и тот факт, что наиболее распространенные виды досуговой деятельности (прослушивание музыки, социальные сети и онлайн-общение, компьютерные игры, просмотр новостей в интернете) реализуются с помощью компьютерной сети, в рамках исследования был также проведен тест на определение степени кибераддикции. В качестве диагностического инструмента в данном случае выступила Шкала интернет-зависимости Чена (в адаптации К. А. Феклисо-ва и В. Л. Малыгина), активно применяемая исследователями при диагностике кибераддикции [16]. Тест дает возможность измерить специфические симптомы зависимости: толерантность, синдром отмены, компульсивность, способность управлять собственным временем и наличие внутриличностных проблем. Такой многогранный анализ позволяет не только поставить диагноз наличия или отсутствия интернет-зависимого поведения, но и

= m

установить степень выраженности различных симптомов, характеризующих аддиктивное поведение у испытуемого. Следует отметить высокие показатели надежности и достоверности результатов методики, апробация которой была проведена в 2011 г. на базе факультета клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета Росздрава. При итоговой сумме баллов от 65 и выше можно уверенно утверждать о наличии у испытуемого интернет-зависимого поведения. Результаты исследования представлены на рис. 5.

Рукоделие Танцы Чтение книг Поездки к родственникам, за город Изучение чего-то нового Посещение кинотеатров, кафе, магаинов и прочее) Пассивный отдых (ничего не делаю) Социальные сети и онлайн-общение Прослушивание музыки

О

10

20 30 40 50 60 количество респондентов, % Рис. 4. Приоритетные направления деятельности современной молодежи в выходные дни

70

so

11 группа < Ii группа ИМ группа

Рис. 5. Распространенность интернет-зависимого поведения по Чену у школьников г. Томска Согласно результатам теста, у более чем половины опрошенных (57 %) существует склонность к возникновению интернет-зависимого поведения, что соответствует так называемому доаддиктивному этапу; 20 % от общей выборки составили группу с отсутствием интернет-зависимого поведения; 23 % - группу с наличием интернет-зависимого поведения. Данный результат является ярким доказательством того, что активное внедрение и стремительное развитие новых коммуникационных технологий оказывают непосредственное влияние на формирование аддиктивного поведения у молодого поколения [17].

Повышенный интерес при исследовании наличия или отсутствия у школьников кибе-раддикции представляет также зависимость вида досуговой деятельности от степени интернет-зависимости. При анализе полученных в ходе исследования данных, представленных в табл. 1, авторы пришли к выводу, что высока вероятность появления кибераддикции

у тех, у кого нет хобби вовсе, а также у тех, чья досуговая деятельность является пассивной (рисование, музыка, чтение и т. д.). В то же время среди участников опроса, у которых склонность к интернет-зависимому поведению отсутствует, превалирует интерес к активным видам деятельности (различные виды спорта, танцы). Опрос также показал, что на интеллектуальное развитие, например чтение книг или изучение языков, ориентированы в большей степени респонденты с отсутствием склонности к кибераддикции, чем те, у кого зависимость от интернета уже сформирована.

Таблица 1

Зависимость кибераддиктивного поведения от досуговой деятельности, %

Хобби Группа по Чену

I II III

Спорт и танцы 45 27 19

Рисование 4 20 15

Чтение 5 9 0

Музыка 14 12 12

Нет 32 32 54

Кроме выявления наличия/отсутствия интернет-зависимого поведения, тест Чена позволяет оценить такой психологический аспект, как способность управлять собственным временем ^ш). Если в результате теста респондент получает первую группу, значит, он умеет грамотно управлять своим временем. Если он относится ко второй - здесь уже намечаются некоторые проблемы в области управления своим временем. И, наконец, третья группа означает, что респондент совершенно не может правильно распоряжаться своим свободным временем.

Таблица 2

Связь хобби с наличием проблем с управлением временем, ^, %

Хобби Группа по Чену

I II III

Спорт и танцы 30 27 27

Рисование 17 18 9

Чтение 11 4 0

Музыка 9 14 9

Нет 33 37 55

Полученные данные, отображенные в табл. 2, показывают, что способность управлять своим временем во многом зависит от наличия у молодых людей какого-либо хобби. Так, чуть более половины респондентов (55 %), попавших в результате теста в третью группу по показателю способности управлять своим временем, указали, что не имеют в качестве хобби какого-либо конкретного вида деятельности. В то же время в первой группе, где респонденты умеют грамотно управлять временем, показатель школьников, определившихся с любимым видом деятельности, составил 67 %. Справедливо будет отметить, что наличие у школьников хобби (пассивного или же активного вида деятельности) позволяет им эффективнее справляться с регулированием собственного времени. Это происходит за счет необходимости выкраивать из повседневной рутины время на любимые занятия. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. Продемонстрирована широкая распространенность увлечения социальными сетями и компьютерными играми у школьников г. Томска, при этом у более чем половины респондентов выявлена предрасположенность к интернет-зависимому поведению, а у пятой части опрошенных кибераддиктивное поведение уже сформировано.

2. Несмотря на то, что высок процент школьников, предпочитающих активную досуго-вую деятельность, подавляющая часть опрошенных называет своими хобби виды деятельности, не предполагающие физической активности. Можно заметить, что пассивным видам досуга в основном отдают предпочтение интернет-зависимые и склонные к формированию интернет-зависимости школьники.

3. Выявлено, что школьники, не определившиеся со своим хобби, более склонны к возникновению интернет-зависимости, чем те, у которых уже существуют установившиеся интересы.

4. При выборе досуговой деятельности респонденты в целом отдают предпочтение тем видам хобби, которые направлены на достижение психологического и эмоционального комфорта.

5. Большое значение при выявлении такого психологического аспекта, как способность управлять собственным временем, играет фактор наличия/отсутствия у молодежи сформировавшегося хобби.

Безусловно, вышеперечисленные выводы не могут применяться ко всей общей совокупности молодежной группы, однако полученные данные указывают на необходимость дальнейшего изучения обозначенных в статье проблем. Также следует отметить, что государство должно быть заинтересовано в том, чтобы принимать участие в формировании культурной составляющей досуга современной молодежи [7]. Его пристальное внимание к этой сфере, связанное с возможным увеличением доступных для всех категорий молодежи клубов, кружков, спортивных секций, школ искусства, возможно, сыграет свою роль в привлечении молодежи к культурному времяпрепровождению и профилактике возникновения интернет-зависимого поведения.

Список литературы

1. Анушина А. С. Хобби как способ досугового времяпрепровождения молодежи // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 2 (42). С. 295-300.

2. Кабадейцева О. В. Эволюция понятия «досуг молодежи» в истории социологических концепций // Russian Journal of Education and Psychology. 2011. № 3. С. 14.

3. Щепеткова И. О. Досуг как научная категория: разнообразие подходов к изучению // Дискуссия. 2015. № 6 (58). С. 121-128.

4. Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М., 1988. С. 60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Минц Г. И. Свободное время: желаемое и действительное. М.: Мысль, 1978. 64 с.

6. Владимирова А. П. Труд и рекреация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей: тез. докл. республиканской межвуз. науч. конф. Гродно, 1992. Ч. II. С. 152.

7. Ломовская С. А., Синогина Е. С. Особенности досуга современной молодежи // Материалы международного научно-образовательного форума «Воспитание как стратегический национальный приоритет». Екатеринбург, 2021. Ч. 4. С. 158-161.

8. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социокультурной деятельности. М., 1995. С. 38.

9. Понукалина О. В. Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 137-142.

10. Чухарев В. С., Рогач О. В. Исследование отношения студенческой молодежи к активному и пассивному досугу // Новое поколение. 2018. № 15. С. 190-196.

11. Понукалина О. В. Виртуальная «Цивилизация досуга» российской провинции // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2008. № 33. С. 80-87.

12. Шелехов И. Л., Гадельшина Т. Г. Аддиктивные состояния: учеб.-метод. комплекс. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 332 с.

13. Смирнова А. А., Захарова Т. Ю., Синогина Е. С. Киберугрозы безопасности подростков // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 99-107.

14. Захарова Т. Ю., Синогина Е. С., Смирнова А. А. Влияние кибераддикции на характеристики внимания подростков // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 106-112.

15. Ломовская С. А., Васильева Д. С. Роль виртуальной реальности в воспитании личности // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование: проблемы и достижения». Томск: Изд-во ТГПУ, 2019. С. 115-119.

16. Захарова Т. Ю., Синогина Е. С., Манина А. П. Исследование кибераддикции у подростков с помощью опросных психодиагностических методов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 209-219.

17. Коптева Н. В. Онтологическая уверенность при разной выраженности интернет-зависимого поведения // Сибирский психологический журнал. 2017. № 65. С. 6-21

Ломовская Софья Анатольевна, студент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: xxx_sofi_xxx@mail.ru

Потей Людмила Витальевна, педагог-психолог, МАОУ СОШ № 37 г. Томска (ул. С. Лазо, 22, Томск,

Россия, 634063).

E-mail: poteylv@vtomske.ru

Материал поступил в редакцию 24.04.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-64-75

THE PROBLEM OF INFORMATION TECHNOLOGIES INFLUENCE ON THE TYPES OF THE YOUTH'S LEISURE

S. A. Lomovskaya1, L. V. Potey2

1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

2 MAOU Secondary School No. 37 of Tomsk, Tomsk, Russian Federation

Despite the fact that in the last decade the percentage of young people among the population in Russia has noticeably decreased, this social group and its leisure activities are of particular interest for research aimed at identifying the hobbies and interests of modern young people and their connection with addictive behavior. The article examines the content of the concept of "leisure activities" in the youth environment. The presence of contradictions in the use of the synonymous concepts of "leisure" and "free time" is noted. Characterized the fundamental differences between the concepts of "leisure", "hobby" and "interests". The authors also touch on the issue of the relationship between modern hobbies and interests of young people with the development of cyber-addictive behavior. Presented the results of a study conducted among schoolchildren in Tomsk on identifying the interests of modern youth and the presence/absence or predisposition of the teenage group to Internet addiction in connection with their leisure activities. Revealed that almost half of the respondents do not have a specific hobby. When analyzing the data obtained during the study, revealed that, with a higher probability, the emergence of cyber addiction is characteristic of those who have no hobbies at all, as well as those whose leisure activities are passive. Also revealed that schoolchildren in the city of Tomsk are addicted to social networks and computer games, with more than half of the respondents revealed a predisposition to Internet-addicted behavior, and one fifth of the respondents have already formed cyber-addicted behavior.

Keywords: leisure activities, hobbies, interests, youth, free time, passive and active leisure, cyberadication.

References

1. Anushina A. S. Khobbi kak sposob dosugovogo vremyapreprovozhdeniya molodezhi [Hobby as a way of leisure time for young people]. Skif. Voprosy studencheskoy nauki, 2020, no. 2 (42), pp. 295-300 (in Russian).

2. Kabadeytseva O. V Evolyutsiya ponyatiya «dosug molodezhi» v istorii sotsiologicheskikh kontseptsiy [Evolution of the concept of «youth leisure» in the history of sociological concepts]. Russian Journal of Education and Psychology, 2011, no. 3, pp. 14 (in Russian).

3. Shchepetkova I. O. Dosug kak nauchnaya kategoriya: raznoobraziye podkhodov k izucheniyu [Leisure as a scientific category: a variety of approaches to the study]. Diskussiya, 2015, no. 6 (58), pp. 121-128 (in Russian).

4. Kratkiy slovar'po sotsiologii [A Brief Dictionary of Sociology]. Eds D. M. Gvishiani, N. I. Lapina. Moscow, 1988. 60 p. (in Russian).

5. Mints G. I. Svobodnoye vremya: zhelayemoye i deystvitelnoye [Free time: desired and real], Moscow, Mysl' Publ., 1978. 64 p. (in Russian).

6. Vladimirova A. P. Trud i rekreatsiya [Labor and recreation]. Dukhovno-tsennostnyye oriyentiry massovykh deyst-viy lyudey: tezisy dokladov respublikanskoy mezhvuzovskoy nauchnoy konferentsii. Chast' 2 [Spiritual and value orientations of mass actions of people: abstracts of the republican interuniversity scientific conference. Part II]. Grodno, 1992. 152 p. (in Russian).

7. Lomovskaya S. A., Sinogina E. S. Osobennosti dosuga sovremennoy molodezhi [Features of leisure of modern youth]. Materialy mezhdunarodnogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma "Vospitaniye kak strategicheskiy natsional'nyyprooritet". Chats'4 [Materials of the international scientific and educational forum "Education as a strategic national priority". Part 4]. Yekaterinburg, 2021. Pp. 158-161 (in Russian).

8. Kiseleva T. G., Krasil'nikov Y. D. Osnovy sotsiokul'turnoy deyatelnosti [Fundamentals of sociocultural activity]. Moscow, 1995. 38 p. (in Russian).

9. Ponukalina O. V. Sotsial'noye konstruirovaniye predstavleniy o dosuge u molodezhi [Social construction of ideas about leisure among young people]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher education in Russia, 2009, no. 1, pp. 137-142 (in Russian).

10. Chukharev V. S., Rogach O. V. Issledovaniye otnosheniya studencheskoy molodezhi k aktivnomu i passivnomu dosugu [Research of the attitude of student youth to active and passive leisure]. Novoyepokoleniye, 2018, no. 15, pp. 190-196 (in Russian).

11. Ponukalina O. V. Virtualnaya «Tsivilizatsiya dosuga» rossiyskoy provintsii [«Civilization of leisure» of the Russian province]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2008, no. 33, pp. 80-87 (in Russian).

12. Shelekhov I. L., Gadel'shina T. G. Addiktivnye sostoyaniya: uchebno-metodicheskiy kompleks [Addictive states: educational and methodical complex]. Tomsk, TSPU Publ., 2012. 332 p. (in Russian).

13. Smirnova A. A., Zakharova T. Y., Sinogina E. S. Kiberugrozy bezopasnosti podrostkov [Cyber threats to the safety of adolescents]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, vol. 3 (17), pp. 99107 (in Russian).

14. Zakharova T. Yu., Sinogina E. S., Smirnova A. A. Vliyaniye kiberaddiktsii na kharakteristiki vnimaniya podrostkov [Influence of cyberadication on the characteristics of adolescents' attention]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2018, vol. 2 (20), pp. 106-112 (in Russian).

15. Lomovskaya S. A., Vasilyeva D. S. Rol' virtual'noy real'nosti v vospitanii lichnosti [The role of virtual reality in the upbringing of personality]. Materialy IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Professional'noye obrazovaniye: problemy i dostizheniya» [Materials of the IX International scientific and practical conference "Professional education: problems and achievements"]. Tomsk, TSPU Publ., 2019, pp. 115-119 (in Russian).

16. Zakharova T. Yu., Sinogina E. S., Manina A. P. Issledovaniye kiberaddiktsii u podrostkov s pomoshchyu opros-nykh psikhodiagnosticheskikh metodov [Research of cyberadication in adolescents using questionnaire psychodiagnostic methods]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2020, vol. 2 (30), pp. 209-219 (in Russian).

17. Kopteva N. V. Ontologicheskaya uverennost' pri raznoy vyrazhennosti internet-zavisimogo povedeniya [Onto-logical confidence with different severity of Internet-dependent behavior]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal -Siberian Psychological Journal, 2017, no. 65, pp. 6-21 (in Russian).

Lomovskaya S. A., student, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: xxx_sofi_xxx@mail.ru

Potey L. V., teacher-psychologist, MAOU Secondary School No. 37 of Tomsk (ul. S. Lazo, 22, Tomsk, Russian Federation, 634063). E-mail: poteylv@vtomske.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.