Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ У ПОДРОСТКОВ'

ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1694
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ЗАВИСИМОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / PREVENTION / ADDICTION / INTERNET ADDICTION / ADDICTION TO SOCIAL NETWORKS / SOCIAL NETWORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галимова Р.З., Минахметова А.З., Адигамова Э.Б.

Необходимость организации работы по профилактике зависимости от социальных сетей определяется широким ее распространением именно в подростковой среде. Цель статьи - выявить уровень зависимости от социальных сетей у подростков, и выработать соответствующую программу по ее профилактике. В исследовании доказано, что большинство опрошенных младших и старших подростков можно отнести к группе риска формирования зависимого от социальных сетей поведения. Полученные результаты позволили разработать и апробировать программу профилактики зависимости от социальных сетей в образовательной организации. Статья предназначена психологам, социальным педагогам, сотрудникам учреждений профилактики зависимого поведения, педагогам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Галимова Р.З., Минахметова А.З., Адигамова Э.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION FROM SOCIAL MEDIA DEPENDENCE IN ADOLESCENTS

The need to organize work on the prevention of addiction to social networks is determined by its wide distribution in the teenage environment. The purpose of the article is to identify the level of addiction to social networks in adolescents, and to develop an appropriate program for its prevention. The study proved that the majority of young and older adolescents surveyed can be attributed to the risk group for the formation of social media-dependent behavior. The results obtained made it possible to develop and test a program for the prevention of dependence on social networks in an educational organization. The article is intended for psychologists, social educators, and employees of educational institutions for the prevention of addictive behavior, teachers.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ У ПОДРОСТКОВ»

УДК 378

Профилактика зависимости от социальных сетей у подростков rrevention from social media dependence in adolescents

Галимова Р.З., Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Нижнекамский филиал, galimov68@list.ru

Минахметова А.З., Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, minah_alb@mail.ru

Адигамова Э.Б., Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, elle05@list.ru

Galimova R., Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasova (IEUP), Nizhnekamsk branch, galimov68@list.ru

Minakhmetova А., Yelabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, minah_alb@mail.ru

Adigamova Е., Kazan National Research Technical University. A.N. Tupolev, elle05@list.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.028

Ключевые слова: профилактика, зависимость, интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей, социальная сеть.

Keywords: prevention, addiction, internet addiction, addiction to social networks, social network.

Аннотация. Необходимость организации работы по профилактике зависимости от социальных сетей определяется широким ее распространением именно в подростковой среде. Цель статьи - выявить уровень зависимости от социальных сетей у подростков, и выработать соответствующую программу по ее профилактике. В исследовании доказано, что большинство опрошенных младших и старших подростков можно отнести к группе риска формирования зависимого от социальных сетей поведения. Полученные результаты позволили разработать и апробировать программу профилактики зависимости от социальных сетей в образовательной организации. Статья предназначена психологам, социальным педагогам, сотрудникам учреждений профилактики зависимого поведения, педагогам.

Abstract. The need to organize work on the prevention of addiction to social networks is determined by its wide distribution in the teenage environment. The purpose of the article is to identify the level of addiction to social networks in adolescents, and to develop an appropriate program for its prevention. The study proved that the majority of young and older adolescents surveyed can be attributed to the risk group for the formation of social media-dependent behavior. The results obtained made it possible to develop and test a program for the prevention of dependence on social networks in an educational organization. The article is intended for psychologists, social educators, and employees of educational institutions for the prevention of addictive behavior, teachers.

Введение. Сегодня каждый подросток знаком с понятием «интернет», большинство из них имеют неограниченный доступ к информационным ресурсам всемирной паутины, а значимой формой проведения досуга у подростков является времяпрепровождение в социальных сетях [1]. Современные исследования показывают, что в последние три-четыре года использование интернета в России стало массовым: около 93% подростков ежедневно используют интернет как средство коммуникации

[13]. Интернет является ведущим пространством коммуникации и поиска информации, что делает его важнейшей социальной средой для развития подростков [12]. По данным С.Б. Цымбаленко, на первом месте по популярности среди различных видов деятельности у подростков находится общение с друзьями в сети интернет (68%), на втором месте - телевидение, значимость которого снизилась до 56%, на третьем месте -компьютерные игры (48%) и обмен информацией по интернету (47%) [8]. Целью настоящего

исследования явилось выявление у подростков уровня склонности к зависимости от социальных сетей, разработка и апробация программы, направленной на его снижение.

Материалы и методы исследования. Анализ литературы позволил выделить следующие подходы к данной проблеме. Так, С. Даулинг [10] трактует зависимость, как навязчивое состояние непреодолимого влечения к чему-либо или кому-либо, требующее тотального повиновения и сопровождающееся компульсивностью. Т.А. Емельянцева отмечает, что аддиктивное поведение - это своеобразная задержка взросления личности с наличием искажений в проживании типичных возрастных кризисов [9]. Поведенческая аддикция характеризуется привязанностью к определенной деятельности, а также неспособностью от нее самостоятельно избавиться. Аддиктивное поведение чаще всего возникает из-за желания оторваться от реальности и попасть в созданный сознанием мир [2].

Интернет-зависимость формируется

постепенно и проходит на пути своего развития ряд стадий: стадия легкой увлеченности; стадия увлеченности с формированием потребности к уходу от реальности; стадия зависимости с изменением ценностно-смысловой сферы личности и проявлениями социализированной и индивидуализированной форм зависимости; стадия привязанности, когда самостоятельно отказаться от зависимости человек уже не может [12]. Процесс ухода от реальности, привязанности к предмету или действию, сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию зависимости [3].

Из исследований Бойко Е.И. ясно, что проблема аддиктивного поведения у детей подросткового возраста, объясняется

следующими детерминантами: несовпадением требований нормы с требованием жизни; несоответствием требований жизни интересам данной личности [4].

Родоначальниками психологического

изучения феноменов зависимости от Интернета К. Янг подчеркивается, что большая часть Интернет - зависимых находится в Сети ради общения [11].

Социальная сеть в научной литературе трактуется как разветвленные взаимосвязи отдельного человека с другими людьми [7]. Понятие сети, как системы человеческих взаимоотношений, быстро набрало популярность, и во второй половине ХХ века активно использовалось для обозначения любых

отношений («партнерские сети», «сеть одноклассников» и т.д.) [4]. Современное понятие социальных сетей - это сайты, построенные с упором на личную информацию и поиск контактов [11].

Зависимость от социальных сетей - это род зависимости, при котором человек испытывает моральное удовлетворение: от поиска информации в интернете, также человек заводит бесцельные знакомства в интернете, не приводящие к развитию социальных контактов (с данной позиции люди ищут по различным параметрам себе собеседников, общаются, но при этом не приносят пользы для развития своей личности) [13; 14].

Исследование «Фонда Развития Интернет» позволило определить круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета [6]. Среди них потребности: в автономии и самостоятельности; в самореализации и признании; в познании; в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; в обладании [5].

Экспериментальная работа, направленная на профилактику зависимости от социальных сетей у подростков, проводилась с 2 октября 2019 года по 20 февраля 2020 года, на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Изучение уровня зависимости от социальных сетей проводилось в 4 группах (общее количество 96 человек): младшие (11 - 12 лет) и старшие (14

- 15 лет) подростки, в каждой из них вывели экспериментальную и контрольную группу. В ходе исследования были применены методики: Шкала интернет - зависимости Чена, Тест на интернет - зависимость (С.А. Кулаков), Тест на интернет-зависимость Кимберли Янг (адаптация

- В.Буровой).

Результаты. Проведенное исследование показало, что среди младших подростков 21% опрошенных респондентов отличается высоким уровнем зависимости от социальных сетей. Такие подростки становятся более раздражительными, агрессивными, реальное общение со сверстниками у них замещается виртуальным, появляется неорганизованность,

безответственность, импульсивность,

эмоциональная неустойчивость, склонность к чувству вины, низкая стрессоустойчивость, склонность к приукрашиванию собственной персоны, неуверенность в себе, нарушение режима дня.

Таблица 1. - Обобщенные результаты проведенного исследования по выявлению зависимости от социальных сетей у подростков на констатирующем этапе эксперимента, %

Экспериментальная группа Контрольная группа

Младшие подростки Старшие подростки Младшие подростки Старшие подростки

ВУ СУ НУ ВУ СУ НУ ВУ СУ НУ ВУ СУ НУ

Методика «Шкала интернет -зависимости Чена» 22 64 14 36 57 7 14 57 29 29 57 14

Методика «Тест на интернет -зависимость (С.А. Кулаков)» 21 79 36 64 21 79 43 57

Методика «Тест на интернет -зависимость К. Янг» 21,5 57 21,5 22 64 14 22 64 14 14 64 22

22% опрошенных респондентов отличаются низким уровнем зависимости от социальных сетей. Такие подростки самостоятельно регулируют время нахождения в сети, минимизируют его, уделяют больше времени на общение с друзьями, родителями, своевременно выполняют домашние обязанности и задания.

57% обследованных подростков отличаются средним уровнем зависимости от социальных сетей. Данных подростков мы отнесли к «группе риска», что обусловлено чрезмерным увлечением ими социальными сетями, низким уровнем компьютерной культуры; эмоциональной нестабильностью обучающихся (повышенной тревожности, агрессивности, враждебности, конфликтности; наличие проблем в общении со сверстниками и взрослыми, ориентации в большой степени на материальные ценности).

Среди старших подростков выявлено 30% респондентов с высоким уровнем зависимости от социальных сетей. У таких подростков нарушен режим дня, они отличаются раздражительностью, агрессивностью, реальное общение у них замещается виртуальным, они становятся все более и более неорганизованными, безответственными, импульсивными, эмоционально неустойчивыми, неуверенными в себе и др.

Только 15% опрошенных респондентов отличаются низким уровнем зависимости от социальных сетей. 55% подростков находятся на среднем уровне зависимости от социальных сетей и входят, таким образом, в «группу риска». Наиболее подвержены зависимому состоянию те подростки, которые не ведут активный образ жизни, общественную деятельность. С помощью социальных сетей, они выдают желаемый образ за действительный, проживая иллюзорную жизнь.

Проведенное исследование показало, что подавляющее число и младших, и старших подростков входят в группу риска по

формированию зависимости от социальных сетей. Полученные результаты показали, что необходимо проводить специальную

профилактическую работу, направленную на формирование у подростков компьютерной культуры; способствовать формированию понимания учащимися негативного влияния социальных сетей на их личность, развивать волевые качества, навыки саморегуляции эмоциональной сферы; способствовать увеличению интереса детей к различным видам досуговой деятельности и др.

Опираясь на полученные в ходе проведения настоящего исследования результаты, нами была разработана и реализована программа профилактики зависимости от социальных сетей у подростков.

В рамках реализации данной программы решались следующие задачи: организация классных часов, внеклассных мероприятий, с целью информирования обучающихся о проблеме зависимости от социальных сетей; формирование культуры взаимодействия родителей и ребёнка в отношении социальных сетей; формирование адекватного отношения к Интернету и социальным сетям; увеличение интереса детей к различным видам досуговой деятельности.

Успешной реализации программы способствовали следующие организационно-педагогические условия: наличие мероприятий, направленных на обучение подростков правилам безопасного поведения в социальных сетях; дифференциация применяемых форм и методов работы в зависимости от степени вовлечения младших и старших подростков в социальные сети; создание на базе школы условий для активного взаимодействия всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей и педагогов.

Таблица 2. - Блоки программы профилактики зависимости от социальных сетей у подростков экспериментальной группы

Условия Блоки Мероприятия

Мероприятия, направленные на обучение подростков правилам безопасного поведения в социальных сетях Работа с родителями Беседа на тему: «Информационная этика и правовые аспекты защиты информации»; Тренинг на тему: «Опасности, с которыми дети могут столкнуться в сети»; Разработка памятки: «Как не следует вести себя в сети». Выступление на родительском собрании на тему: «Быть или не быть Интернету в компьютере вашего ребенка?» Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в сети?»

Работа с подростками Решение ситуативных задач на тему «Информация и безопасность»; Тренинг на тему: «Основы безопасности при работе в сетях»; Беседа на тему: «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и интернета»

Работа с педагогами Ознакомление педагогов с нормативными документами; Беседа на тему: «Безопасное общение детей в интернете»; Разработка памятки: «Как следует вести себя в сети»

Дифференциация применяемых форм и методов работы в зависимости от степени вовлечения школьников в социальные сети Работа с родителями Групповая тематическая дискуссия на тему: «Как хорошо вы знакомы с социальными сетями»; Ролевая игра на тему: «Ребенок в социальных сетях»; Разработка рекомендаций на тему: «Берегите детей от виртуальной зависимости»

Работа с подростками Социально-психологический тренинг на тему: «Дети и социальные сети»; Воспитательное занятие на тему: «Суд над социальными сетями»; Индивидуальная беседа на тему: «Секреты в социальных сетях»

Работа с педагогами Разработка буклетов для подростков на тему: «Как избежать интернет-зависимость от социальных сетей»; Мастер-класс на тему: «Тренинг, как форма обучения пользования социальными сетями»; Дискуссия на тему: «Какие сложности возникают при общении с подростком»

Условия для активного взаимодействия всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей и педагогов Работа с родителями Совместные мероприятия с детьми: походы; распределение обязанностей дома; вовлечение родителей в оздоровительно-спортивные соревнования; Дни открытых уроков; Турнир знатоков на тему: «Интернет и социальные сети»

Работа с подростками Трудовое воспитание, как альтернатива социальным сетям; Вовлечение подростков в волонтерскую деятельность; Оздоровительно-спортивные мероприятия: «Зарница», соревнование «Баскетболенок», спортивная эстафета

Работа с педагогами КТД на тему: «Социальные сети»; Спортивные соревнования; Походы, экскурсии.

Апробация программы доказала ее эффективность. Так, повторная диагностика по методике «Шкала интернет - зависимости Чена» показала, что высокий уровень зависимости от социальных сетей в экспериментальной группе снизился с 22% до 14%, в то время, как в контрольной группе он остался на прежнем уровне.

Средний уровень зависимости от социальных сетей в экспериментальной группе снизился с 64% до 50%. Количество подростков с низким

уровнем зависимости от социальных сетей увеличилось с 14% до 36%. Наглядно анализ результатов отображен на рисунке 1.

Повторная диагностика по методике «Шкала интернет - зависимости Чена», проведенная в экспериментальной группе старших подростков, показала, что количество обучающихся с высоким уровнем зависимости в экспериментальной группе снизился с 36% до 21%, в контрольной группе показатели сохранились на прежнем уровне.

Рисунок 1. - Данные, полученные в ходе проведение методики «Шкала интернет - зависимости Чена» в экспериментальной и контрольной группах младших подростков на констатирующем

и контрольном этапах исследования, %

70 60 50 40 30 20 10 0

22

64

57

36

14 14

50

29

36

Средний уровень

Высокий уровень

Экспериментальная группа

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Контрольная группа

и Констатирующий этап □ Контрольный этап

60 50 40 30 20 10 0

36

57

50

57

29

29 29

7

га

50

21

14 14

Средний уровень

Высокий уровень

Экспериментальная группа

Низкий уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Контрольная группа

и Констатирующий этап 0 Контрольный этап

Рисунок 2. - Данные, полученные в ходе проведение методики «Шкала интернет - зависимости Чена» в экспериментальной и контрольной группах старших подростков на констатирующем

и контрольном этапах исследования, %

Средний уровень зависимости от социальных сетей в экспериментальной группе снизился с 57% до 50%. Количество респондентов с низким уровнем зависимости от социальных сетей в экспериментальной группе возросло с 7% до 29%, а в контрольной с 14% до 21%. Наглядно данные отображены на рисунке 2.

Данные полученные в результате повторного проведения методики «Тест на интернет -зависимость (С.А. Кулаков)», показывают положительную динамику, обусловленную эффективностью проведенной программы. У младших подростков, высокий уровень зависимости от социальных сетей в экспериментальной группе снизился с 21% до 7%.

Количество подростков с низким уровнем зависимости от социальных сетей в экспериментальной группе увеличилось с79% до

93%. Наглядно, результаты повторного проведения диагностики представлены на рисунке 3.

Данные, полученные в результате повторного проведения методики «Тест на интернет -зависимость (С.А. Кулаков)», также показывают положительную динамику, обусловленную эффективностью программы. У старших подростков, высокий уровень зависимости от социальных сетей в экспериментальной группе снизился с 36% до 29%.

Число старших подростков с низким уровнем зависимости от социальных сетей в экспериментальной группе увеличилось с 64% до 71%. В контрольной группе показатели остались на прежнем уровне. Наглядно, результаты повторного проведения диагностики

представлены на рисунке 4.

100 80 60 40 20 0

21

^ .7 . ... ТГ7Т7\

93

79

79

21

21

Высокий уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

Высокий уровень

Низкий уровень

Контрольная группа

□ Констатирующий этап И Контрольный этап

Рисунок 3. - Данные, полученные в ходе проведение методики «Тест на интернет - зависимость (С.А. Кулаков)» в экспериментальной и контрольной группах младших подростков на констатирующем

и контрольном этапах исследования, %

80 70 60 50 40 30 20 10 0

36

29

64

71

43 43

57 57

Высокий уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

Высокий уровень

Низкий уровень

Контрольная группа

в Констатирующий этап 0 Контрольный этап

Рисунок 4. - Данные, полученные в ходе проведение методики «Тест на интернет - зависимость (С.А. Кулаков)» в экспериментальной и контрольной группах старших подростков на констатирующем

и контрольном этапах исследования, %.

Данные полученные в ходе повторного проведения диагностики по методике «Тест на интернет - зависимость К. Янг (в адаптации В. Буровой)», показывают положительную динамику и у младших подростков. Высокий уровень зависимости от социальных сетей в экспериментальной группе снизился с 21,5% до 14%. Средний уровень зависимости от социальных сетей в экспериментальной группе снизился с 57% до 50%.

Число подростков с низким уровнем зависимости от социальных сетей в экспериментальной группе увеличилось с 21% до 36%. Наглядно, результаты повторного проведения диагностик представлены на рисунке 5.

Данные полученные в ходе повторного проведения диагностики по методике «Тест на интернет - зависимость К. Янг (в адаптации В. Буровой)», показывают положительную динамику у старших подростков. Высокий уровень интернет зависимости в

экспериментальной группе снизился с 22% до 14%. Средний уровень интернет-зависимости в экспериментальной группе снизился с 64% до 50%. В контрольной группе показатели остались на прежнем уровне.

Количество подростков с низким уровнем интернет-зависимости в экспериментальной группе увеличилось с 14% до 36%. Наглядно, результаты повторного проведения диагностики представлены на рисунке 6.

Таким образом, сравнительный анализ результатов диагностических методик на констатирующем и контрольном этапах исследования показал, что у младших подростков высокий уровень снизился с 21% до 14%. Средний уровень снизился с 57% до 50%. Низкий уровень увеличился с 22% до 36%.

У старших подростков высокий уровень снизился с 30% до 21%. Средний уровень с 55% до 50%. Низкий уровень увеличился с 15% до 29%.

70 60 50 40 30 20 10 0

21,5

64 64

57

36

22 22

14 14

Средний уровень

Высокий уровень

Экспериментальная группа

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Контрольная группа

□ Констатирующий этап □ Контрольный этап

Рисунок 5. - Данные, полученные в ходе проведение методики «Тест на интернет - зависимость К. Янг (в адаптации В. Буровой)» в экспериментальной и контрольной группах младших подростков на констатирующем и контрольном этапах исследования, %

70 60 50 40 30 20 10 0

22

64

64 64

36

14 14

22 22

Средний уровень

Высокий уровень

Экспериментальная группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Контрольная группа и Констатирующий этап И Контрольный этап

Низкий уровень

Рисунок 6. - Данные, полученные в ходе проведение методики «Тест на интернет - зависимость К. Янг (в адаптации В. Буровой)» в экспериментальной и контрольной группах старших подростков на констатирующем и контрольном этапах исследования, %

Полученные результаты позволяют сформулировать вывод о том, что старшие подростки, в целом, отличаются более выраженными показателями зависимости от социальных сетей, чем младшие подростки. В результате реализации программы в экспериментальных группах и младших, и старших подростков, произошло снижение количества зависимых от социальных сетей, чему способствовало формирование у участников программы адекватной позиции по проблеме зависимости от социальных сетей; формирование значимых социальных умений и качеств личности, приобретение нового социального опыта.

Заключение. Обобщая полученные результаты, подчеркнем, что проблема зависимости подростков от социальных сетей является одной из острейших современных проблем. Именно поэтому поиск путей ее

решения привлекает внимание многих исследователей. Профилактика зависимости от социальных сетей будет эффективной, при условии реализации мероприятий, направленных на обучение подростков правилам безопасного поведения в социальных сетях; дифференциации применяемых форм и методов работы в зависимости от уровня зависимости младших и старших подростков в социальные сети; создания на базе школы условий для активного взаимодействия всех участников

образовательного процесса. Апробированная программа профилактики предназначена для реализации ее в образовательной организации, имеющей широкие возможности в создании условий для личностного развития и самореализации детей, а также в рамках вторичной профилактики, целью которой является ранее выявление несовершеннолетних,

склонных к формированию зависимости от социальных сетей и ориентирована на развитие здоровых, адекватных форм поведения, способствующих решению задач младшего и старшего подросткового возраста, на помощь подростку в развитии коммуникативной компетентности и культуры использования

социальных сетей, что в свою очередь снижает риск проявления зависимости от них. Результаты исследования показали, что профилактическая работа оказала положительное влияние на подростков и способствовала снижению проявлений предрасположенности к интернет-зависимости в социальных сетях среди них.

Литература:

1. Бойко Е.И., Головин С.Ю. Подростки и социальные сети - проблема ли это? / Е.И. Бойко, С.Ю. Головин. - Мн.: Харвест, 2010. - 134 с.

2. Бубнова И.С. Интернет-зависимое поведение подростков и старшеклассников: изучение и профилактика: коллективная монография / И.С. Бубнова // Теория и практика социально-психологического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. -Иркутск. - 2017. - С. 199-218.

3. Бубнова И.С., Терещенко А.Г. Саморегуляция поведения и ее роль в процессе социальной адаптации аддиктивной личности / И.С. Бубнова, А.Г. Терещенко // Вестник Омского университета. Серия: Психология. -2016. - № 1. - С. 4-9.

4. Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете / А.Е. Войскунский // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - № 4(33). - С. 6.

5. Завалишина О.В., Репринцева Е.А. Педагогическая поддержка подростков, склонных к интернет - зависимости: научно-методический журнал / О.В. Завалишина, Е.А. Репринцева // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 2(18). - С. 48-57.

6. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - М., 2019. - 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Короленко ЦП., Овчинников А.А. Социально-психологические характеристики при формировании аддиктивного поведения / Ц.П. Короленко, А.А. Овчинников, А.Н. Султанова, А.Ю.

Неустроева // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2019. - 119(1). - С. 69-71.

8. Печенкин В.В., Королёв М.С., Димитров Л.В. Прикладные аспекты использования алгоритмов ранжирования для ориентированных взвешенных графов (на примере графов социальных сетей) / В.В. Печенкин, М.С. Королёв, Л.В. Димитров // Труды СПИИРАН. - 2018. - Вып. 61. - C. 94-11.

9. Прохорова Л.В. Роль социальных сетей в преодолении социальной эксклюзии пожилых людей в современном обществе / Л.В. Прохорова // Вестник НГУЭУ. - 2018. - №4. - С. 199-205.

10. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. - Днепропетровск: Пороги, 2016. - 196 с.

11. Янг К.С. Диагноз - интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир интернет. - 2015. - № 3. - С. 66-70.

12. Bubnova I., Samigulina A., Mishchenko V., Ishmuradova A., Gurbanova F., Kuibanov R. Students' internet dependence prevention program development. -Espacios. - Vol. 39 (# 02) Year 2018. Page 14.

13. Minakhmetova A.Z, Pyanova E.N, Bochkareva N.G, Digital socialization of teenagers//Talent Development and Excellence. - 2020. - Vol.12, Is.3. - P. 292-300.

14. Neverkovich S., Bubnova I., Kosarenko N., Sakhieva R., Sizova Z., Zakharova V., Sergeeva M. Students' Internet Addiction: Study and Prevention. -EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2018; 14(4):1483-1495

References:

1. Boyko E.I., Golovin S.Yu. Teens and social media -is this a problem? / E.I. Boyko, S.Yu. Golovin. - Minsk: Harvest, 2010. - 134 p.

2. Bubnova I.S. Internet-addicted behavior of adolescents and high school students: study and prevention: collective monograph / I.S. Bubnova // Theory and practice of social and psychological support of a person in a difficult life situation. - Irkutsk. - 2017. - S. 199-218.

3. Bubnova I.S., Tereshchenko A.G. Self-regulation of behavior and its role in the process of social adaptation of an addictive personality / I.S. Bubnova, A.G. Tereshchenko // Bulletin of Omsk University. Series: Psychology. - 2016. - № 1. - P. 4-9.

4. Voiskunsky A.E. The concept of addiction and presence in relation to behavior on the Internet / A.E. Voiskunsky // Medical psychology in Russia: electron. scientific. zhurn. - 2015. - № 4 (33). - C. 6.

5. Zavalishina O.V., Reprintseva E.A. Pedagogical support of adolescents prone to Internet addiction: scientific and methodological journal / O.V. Zavalishina, E.A. Reprintseva // Psychological and pedagogical search. -2011. - № 2(18). - S. 48-57.

6. Zmanovskaya E.V., Rybnikov V.Yu. Deviant behavior of a person and a group: a tutorial / E.V. Zmanovskaya, V.Yu. Rybnikov. - M., 2019. - 352 p.

7. Korolenko Ts.P., Ovchinnikov A.A. Socio-psychological characteristics in the formation of addictive behavior / Ts.P. Korolenko, A.A. Ovchinnikov, A.N. Sultanova, A.Yu. Neustroeva // Journal of Neurology and Psychiatry. S.S. Korsakov. - 2019. - 119 (1). - S. 69-71.

8. Pechenkin V.V., Korolev M.S., Dimitrov L.V. Applied aspects of using ranking algorithms for directed weighted graphs (by the example of social network graphs) / V.V. Pechenkin, M.S. Korolev, L.V. Dimitrov // Proceedings of SPIIRAS. - 2018. - Issue. 61. - C. 94-11.

9. Prokhorova L.V. The role of social networks in overcoming the social exclusion of older people in modern society / L.V. Prokhorov // Bulletin of NSUEU. - 2018. - № 4. - S. 199-205.

10. Yurieva L.N. Computer addiction: formation, diagnostics, correction and prevention: monograph / L.N. Yurieva, T.Yu. Bolbot. - Dnepropetrovsk: Thresholds, 2016. - 196 p.

11. Young K.S. Diagnosis - Internet addiction / K.S. Young // World of the Internet. - 2015. - № 3. - P. 66-70.

12. Bubnova I., Samigulina A., Mishchenko V., Ishmuradova A., Gurbanova F., Kurbanov R. Students

'internet dependence prevention program development. -Espacios. - Vol. 39 (# 02) Year 2018. Page 14.

13. Minakhmetova A.Z, Pyanova E.N, Bochkareva N.G, Digital socialization of teenagers // Talent Development and Excellence. - 2020. - Vol.12, Is.3. - P. 292-300.

14. Neverkovich S., Bubnova I., Kosarenko N., Sakhieva R., Sizova Z., Zakharova V., Sergeeva M. Students' Internet Addiction: Study and Prevention. -EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2018; 14 (4): 1483-1495

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.