Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2727
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ЗАВИСИМОСТЬ / ПОДРОСТКИ / АДДИКЦИЯ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конарева Я. П.

В статье рассматривается влияние интернет-зависимости на учащихся подросткового возраста, исследование данного заболевания и его профилактика. Так как в данном возрасте имеется тенденция к сверхувлеченности к всемирной сети и в последствии чего ведет к негативным отклонениям в поведении и сдвигам в формировании личности. Подростки проводят за гаджетами все своё свободное время не замечая его. Людей, страдающих данной зависимостью, тяготит реальная жизнь, они обычно не общительны, равнодушны ко всему и пытаются за счет всемирной паутины уйти от реального мира в мир иллюзий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET ADDICTION IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

The article examines the impact of Internet addiction on adolescent students, the study of this disease and its prevention. Since at this age there is a tendency to over-involvement in the world Wide web and subsequently leads to negative deviations in behavior and shifts in personality formation. Teenagers spend all their free time on gadgets without noticing it. People suffering from this addiction are burdened by real life, they are usually unsociable, indifferent to everything and try to escape from the real world into the world of illusions at the expense of the World Wide Web.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9

Конарева Я.П.

студентка 6 курса СурГУ, г.Сургут, РФ

Научный руководитель: Самойлова М.В.,

Канд.психол.наук,доцент Г.Сургут, РФ

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Аннотация

В статье рассматривается влияние интернет-зависимости на учащихся подросткового возраста, исследование данного заболевания и его профилактика. Так как в данном возрасте имеется тенденция к сверхувлеченности к всемирной сети и в последствии чего ведет к негативным отклонениям в поведении и сдвигам в формировании личности. Подростки проводят за гаджетами все своё свободное время не замечая его. Людей, страдающих данной зависимостью, тяготит реальная жизнь, они обычно не общительны, равнодушны ко всему и пытаются за счет всемирной паутины уйти от реального мира в мир иллюзий.

Ключевые слова

Интернет, зависимость, подростки, аддикция, аддиктивное поведение.

Konareva Ya.P.

6 st-year student of SurGU, Surgut, Russia Scientific supervisor: Samoylova M.V.,

PhD.psychol.sciences, associate professor

Surgut, Russia

INTERNET ADDICTION IN CHILDREN AND ADOLESCENTS. Annotation

The article examines the impact of Internet addiction on adolescent students, the study of this disease and its prevention. Since at this age there is a tendency to over-involvement in the world Wide web and subsequently leads to negative deviations in behavior and shifts in personality formation. Teenagers spend all their free time on gadgets without noticing it. People suffering from this addiction are burdened by real life, they are usually unsociable, indifferent to everything and try to escape from the real world into the world of illusions at the expense of the World Wide Web.

Keywords

Internet, addiction, teenagers, addiction, addictive behavior.

Актуальность

Интернет-зависимость является большой проблемой современного общества и становится еще более масштабной.

Введение

В современном мире интернет стал неотъемлемой частью жизни. Практически каждый человек заходит в интернет для того чтобы найти какую-либо информацию, либо для общения, либо для

работы/учебы и поэтому ежедневно посещает всемирную паутину. Достоинства можно перечислять очень долго: новые знакомства, незаменимый помощник для работы/учебы, поддержание связи с теми, кто далеко, огромное количество информации на любую тему, но нужно не забывать об главном минусе - зависимость от интернета у детей и подростков, так как их возраст более подвержен различным отклонениям в поведении.

Современные социальные сети, компьютерные игры он-лайн, возможность приобщиться к любой, даже самой табуированной в обществе информации с помощью интернета, словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста (1216 лет) изначально присущи стремление к эскапизму (некоторому уходу о реальности), фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д. Компьютер и интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве.

Кроме того, в подростковом возрасте складываются представления о нравственности, добре и зле, которые под влиянием информационного потока из компьютера и телевизора могут значительно исказиться.

Интернет-зависимость — навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети. Интернет-зависимость не является психическим расстройством по медицинским критериям. Это не просто сильное желание быть онлайн. Как и в случае с другими расстройствами поведения, такими как патологическая склонность к азартным играм, подростковая компьютерная зависимость характеризуется постепенной потерей контроля над способностью регулировать или ограничивать время проведенное в интернете, а также способностью справляться со своими эмоциями, зачастую из-за смытой границы между реальной и виртуальной жизнью.

Компьютеры есть сегодня в большинстве современных квартир и нам уже трудно представить себе, как обходится без этих жужжащих помощников - учиться, работать, развлекаться. Мгновенная передача данных и поиск нужной информации, поддержка связи с друзьями, покупки, игры, кино и многое-многое другое - всё это достижения современных технологий, которыми с удовольствием пользуется человечество.

Компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию. Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

Интернет-зависимость порождает психологические проблемы: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время за компьютером, дискомфорт при отсутствии возможности пользования Интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что часто посещают

запрещенные родителями сайты. Это и порнография, и сайты самоубийц, сайты наркоманов и террористических, националистических организаций. При этом у подростков возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни -происходит девальвация нравственности.

Основные проблемы "жителя Интернета" - в области самопринятия. Подростки испытывают сложности в близком общении и самораскрытии, в принятии своего "Я" и своих телесных потребностей. Возможной причиной являются неразвитые механизмы самооценки, препятствующие формированию адекватных представлений о себе. Для части подростков чрезмерная вовлеченность в Интернет связана с готовностью контролировать работу компьютерных программ; эту склонность к контролю они могут перенести и в сферу человеческих отношений, а так как попытки манипулирования людьми часто заканчиваются неудачей, это может толкать детей к замкнутости и социальной изоляции.

Экспериментальное исследование, проведенное в 2022 году в рамках курсовой работы включило в себя диагностический этап психологической работе. В данной статье мы рассмотрим место современных информационных технологий в жизни учащихся подростков.

В исследовании приняли участие учащиеся 6 класса (23) девочки и юноши в возрасте (11-12 лет). Проведено несколько встреч, где первая из них знакомство с учащимися данного класса. На следующей встрече обозначили цели совместной работы, а так же второе и третье занятие -диагностическая часть. Использовались следующие методы: Анкета «Ваше отношение к интернету», тест Такера на выявление игровой зависимости, Тест Интернет-зависимости К. нга (перевод и модификация В.А. Буровой).

Результаты исследования:

В результате проведенного исследования мы выяснили, что современные дети имеют высокую тенденцию к аддикции интернет-зависимости. Так как результаты, которые показали ученики 6 класса по методике «Ваше отношение к интернету» - у 21% учащихся наблюдается интернет-зависимость, практически все (почти 85%) проводят в интернете все свободное время, более 6 часов в день, так же все считают, что влияние на здоровье интернет практически не несет. По методике Такера на выявление игровой зависимости - у одного обучающегося (4%) наблюдается тенденция к негативным социально-психологическим последствиям. Из всего класса 21% не играет в игры, а предпочитают общение в социальных сетях. Остальные учащиеся 75 % уделяют время играм минимальное количество времени. По методики Интернет-зависимости К. Янга (перевод и модификация В.А. Буровой) - у 21% обучающихся наблюдается интернет-зависимость, почти 13 % которые являются обычными посетителями интернета и 66 % обучающихся, которые не имеют интернет-зависимости, но есть чрезмерное увлечение интернетом, что в дальнейшем может перерасти в аддикцию интернет-зависимости.

В заключение необходимо добавить, что интернет-зависимость представляет собой одну из форм аддиктивного поведения и определяется, как навязчивое желание постоянно находится в сети и неспособность выйти из неё. Чрезмерное использование интернета способствует формированию у человека психологической зависимости. Эта проблема является весьма актуальной, поскольку количество людей непрерывно увеличивается. Так как от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. Проблема Интернет -зависимости среди подростков является актуальной в настоящее время. Не стоит делать выводов о безоговорочном вреде интернета, поскольку он несёт для нас огромную пользу. Просто необходимо осознавать, что интернет является средством достижения целей и решения реальных, а не виртуальных задач. Интернет необходимо использовать для приобретения новых навыков применимых в повседневной жизни. А самой лучшей профилактикой является побуждение к реальной жизни, необходимо, чтобы она была интересной и насыщенной.

Необходима обязательная профилактика интернет-зависимости: классные часы, родительские собрания с поднятием данной темой. Найти хобби, больше общаться в реальном мире, а так же сидеть в интернете определенное количество времени. Список использованной литературы:

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)

3. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.

4. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. - 2004. - № 25. - С. 41-62.

5. Выготский А.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. - 462 с.

6. Вересаева О. "Психология и интернет на пороге XXI века". Психологическая газета №12, 1996, стр.4-6.

7. Гоголева, А. В.Аддиктивное поведение и его профилактика/ А.В. Гоголева. — М.: МОДЭК, 2003. — 240с.

8. Дегтерев, А.С., Ларионова С.О.Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики //Педагогическое образование в России/-2013/ -№2 [Электронный ресурс] URL: #"^^у">.Дрепа М.И. Психологический портрет личности интернет - зависимого студента // Вестник ТГПУ. - 2009. - №4 [Электронный ресурс] URL: #"^^у">.Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В. Психосоциальная аддиктология/ Ц.П. Короленко. - Новосибирск: Олсиб, 2001 - 251с.

9. Одинцова, М.С., Антонова, Н.В. Особенности идентичности людей, активно общающихся в сети Интернет/ М.С. Одинцова // Журнал практического психолога. — 2010. — №4. — С.37 — 58.

10.Юрьева, Л.Н., Больбот, Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика/ Л.Н. Юрьева.- М.: Днепропетровск: Пороги, 2006.-196 с

© Конарева Я.П., 2022

УДК 159.9

Назирова Е.В.

Студентка 5 курса СурГУ Сургут, Россия Научный руководитель: Леденцова С.Л.

Доцент, СурГУ Сургут, Россия

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОМИСКУИТЕТА У ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВ

Аннотация

Подростковый промискуитет всё чаще встречается в современном мире, под этим феноменом подразумевают многократную смену партнеров, часто это связывают с ранним началом сексуальной жизни и девиантным поведением. Причины возникновения данного феномена требуют тщательного изучения, в данной работе представлены результаты исследования девушек-подростков от 15 до 17 лет. Методики: тест «Линия жизни» А.А. Кроника, методика «Куст розы» X. Лёйнера. Выводы: на возникновение подросткового промискуитета наибольшее влияние оказывает ССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.