Необходима обязательная профилактика интернет-зависимости: классные часы, родительские собрания с поднятием данной темой. Найти хобби, больше общаться в реальном мире, а так же сидеть в интернете определенное количество времени. Список использованной литературы:
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
3. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.
4. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. - 2004. - № 25. - С. 41-62.
5. Выготский А.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. - 462 с.
6. Вересаева О. "Психология и интернет на пороге ХХ! века". Психологическая газета №12, 1996, стр.4-6.
7. Гоголева, А. В.Аддиктивное поведение и его профилактика/ А.В. Гоголева. — М.: МОДЭК, 2003. — 240с.
8. Дегтерев, А.С., Ларионова С.О.Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики //Педагогическое образование в России/-2013/ -№2 [Электронный ресурс] URL: #"^^у">.Дрепа М.И. Психологический портрет личности интернет - зависимого студента // Вестник ТГПУ. - 2009. - №4 [Электронный ресурс] URL: #"^^у">.Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В. Психосоциальная аддиктология/ Ц.П. Короленко. - Новосибирск: Олсиб, 2001 - 251с.
9. Одинцова, М.С., Антонова, Н.В. Особенности идентичности людей, активно общающихся в сети Интернет/ М.С. Одинцова // Журнал практического психолога. — 2010. — №4. — С.37 — 58.
10.Юрьева, Л.Н., Больбот, Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика/ Л.Н. Юрьева.- М.: Днепропетровск: Пороги, 2006.-196 с
© Конарева Я.П., 2022
УДК 159.9
Назирова Е.В.
Студентка 5 курса СурГУ Сургут, Россия Научный руководитель: Леденцова С.Л.
Доцент, СурГУ Сургут, Россия
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОМИСКУИТЕТА У ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВ
Аннотация
Подростковый промискуитет всё чаще встречается в современном мире, под этим феноменом подразумевают многократную смену партнеров, часто это связывают с ранним началом сексуальной жизни и девиантным поведением. Причины возникновения данного феномена требуют тщательного изучения, в данной работе представлены результаты исследования девушек-подростков от 15 до 17 лет. Методики: тест «Линия жизни» А.А. Кроника, методика «Куст розы» Х. Лёйнера. Выводы: на возникновение подросткового промискуитета наибольшее влияние оказывает ССР.
Ключевые слова
Промискуитет, подростковый промискуитет, неограниченное сексуальное поведение,
психосексуальное развитие.
В современном обществе происходят крупные изменения, институт семьи теряет свою ценность, по всему миру люди борются за свободный выбор отношений. Толерантность к сексуальной культуре растёт, отсутствие ограничений все больше превращается в норму. Наибольшему воздействию такой смены ценностей подвергаются подростки.
С каждым годом возраст первого сексуального опыта снижается. По статистике, раннее начало половой жизни связывают с различными формами дивиантного, социально неодобряемого поведения. Там, где наложен запрет на сексуальное поведение подростков, мы можем наблюдать взаимосвязь с девиацией. При отсутствии запретов такая связь снимается. Это обусловлено тем, что в современном обществе нормы и правила отличаются от более ранних исторических периодов. Также большое влияние на различия оказывает и культурное развитие в разных странах. Первыми вступающими в половые связи обычно оказываются нуждающиеся в самоутверждении подростки.
На данный момент феномен неограниченного сексуального поведения активно изучается, в него включают: регулярную смену половых партнеров (промискуитет, неупорядоченные, хаотичные половые связи), раннее начало сексуальной жизни, общее большое число сексуальных партнеров. Если описать промискуитет несколькими словами, то это секс без обязательств. Подобная половая связь лишена любви или симпатии - это просто удовлетворение телесных потребностей. Также под промискуитетом подразумевают многократную смену партнеров.
Промискуитет - это влечение к беспорядочным половым связям. Исторический термин «промискуитет» был введён в XIX веке для обозначения предполагаемой стадии беспорядочных половых отношений в первобытном человеческом обществе, предшествовавших возникновению брака и семьи. В сексологии термин «промискуитет» используется для обозначения хаотичных половых сношений с многочисленными партнёрами. Промискуитет встречается как среди мужчин, так и среди женщин любых сексуальных ориентаций.
В подростковом возрасте только формируются задатки будущей модели общения с противоположным полом. Однако, уже в этом возрасте формируется установка на то, что отношения без чувств - норма, и любви как таковой нет, в будущем все может трансформироваться в патологическое влечение к партнерам.
Процесс становления половой идентичности в детском возрасте неразрывно связан с обретением позиции о сексуальности и отношениях в целом. М. Кляйн считала, что неблагоприятное влияние на будущую сексуальную жизнь оказывает ненормальное прохождение психосексуальных стадий развития, если не переживается каждый сексуальный импульс на его стадии. В своей работе она связывает процесс грудного вскармливания с развитием любви и благодарности. Д. Пайнз считала, что столкновение желания быть сексуально активной женщиной и страх, связанный с отторжением матери в детстве порождает промискуитет. Б. Ф. Стил изучал последствия сексуального злоупотребления детьми, в ходе этой работы он сделал некоторые выводы о взаимосвязи промискуитета и домашнего сексуального насилия. Промискуитет в подростковом возрасте - стандартное последствие раннего инцеста, так как секс считается основным способом выражения любви. Чаще бывает, что ребенок пользуется особыми привилегиями или получает дополнительное внимание за то, что доставляет взрослому сексуальное удовольствие.
Частые половые сношения с непрестанной сменой партнеров встречаются в некоторых асоциальных подростковых компаниях. Промискуитет нередко сочетается с ранней алкоголизацией, особенно у девочек. В состоянии алкогольного опьянения у одних растормаживаются влечения, у других
- наступает пассивное подчинение более старшим и более активным партнерам, в асоциальных компаниях срабатывает также реакция имитации. У девочек промискуитет как форма сексуального поведения склонен закрепляться, и тогда стремление к постоянной смене партнера становится чем-то вроде ложной половой извращенности.
Особое влияние на формирование неограниченного сексуального поведения оказывает современная культура. Изменения в убеждениях о нормальности и приемлемости в сексуальном поведении значительно отличается от установок предыдущих поколений.
Для составления плана работы по сопровождению и коррекции поведения подростков с промискуитетом, необходимо изучить причины возникновения данного явления. Цель работы - найти причины возникновения промискуитета в подростковом возрасте, посредством изучения социальной ситуации развития (ССР). Гипотеза исследования - предполагается, что основной причиной возникновения подросткового промискуитета является неблагоприятный психологический климат в семье, конфликтные или аморальные семьи.
Задачи исследования:
• Изучение и анализ причин возникновения промискуитета;
• Исследование ССР подростков с промискуитетом.
Процедура - в нашем исследовании предполагается использование следующих методик: тест «Линия жизни» А.А. Кроника, методика «Куст розы» Х. Лёйнера.
Согласно инструкции, испытуемый должен отметить на прямой линии точку сегодняшнего дня и самые важные, на его взгляд, события жизни, оценив их как положительные или отрицательные.
Испытуемому предлагается представить «луг». Далее испытуемому предлагают оглядеться вокруг и посмотреть, есть ли где-то куст розы. На этом этапе пациент получает инструкцию выбрать один из цветов розы, который нравится ему больше всего. На следующем этапе пациенту предлагается попытаться дотронуться в своем воображении кончиком пальца к стеблю, провести по нему, коснуться шипов, листьев, лепестков цветка и, наконец, вдохнуть аромат розы. Далее пациенту предлагается сорвать или срезать розу. На последнем этапе пациенту предлагается отнести розу в дом и разместить ее там.
Выборка: девушки-подростки 15-17 лет из асоциальных семей.
В ходе нашего эмпирического исследования по выявлению причин возникновения промискуитета у девушек-подростков мы обнаружили закономерность:
1. При анализе прошлых событий в методике «Линия жизни» выявлена тенденция к негативным воспоминаниям. Все девушки отметили свой первый сексуальный опыт как отрицательный, возраст 1415 лет.
2. Две из трёх девушек склонны к частой смене партнёра, при наличии одного постоянного.
3. При анализе методики «Куст розы» у всех девушек отсутствует зависимость от матери, идеальные и духовные образы слиты. Испытуемые проходят все стадии психосексуального созревания без застревания на этапах. Можно говорить о преждевременном сексуальном развитии.
4. В ходе клинической беседы выявлено, что сексуальная разрядка со случайными партнёрами наступает чаще, чем с постоянным.
В нашем исследовании мы предполагали, что основное влияние на возникновение подросткового промискуитета оказывает семейная ситуация, в которой воспитываются испытуемые. Нарушений в прохождении стадий психосексуального развития не будет выявлено.
Нам удалось доказать, что нарушения психосексуального развития отсутствуют, а семейная ситуация сходна. Таким образом, в нашей исследовательской работе мы выявили, что на возникновение подросткового промискуитета большое влияние оказывает ССР. Это может быть одной из причин проявления данного феномена.
Список использованной литературы:
1. Васильченко Г.С., Агаркова Т.Е., Агарков С.Т. 'Сексопатология: Справочник' - Москва: Медицина, 1990 -с.576
2. Голосенко И. А., Голод С. И. Социологические исследования проституции в России: История и современное состояние вопроса. СПб.: Петрополис, 1998.
3. Збигнев Л.С. Секс в культурах мира. - М.: Мысль, 1991. - 256 с.
4. Ильина С.В. Влияние насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств // Вопр. психол. 1998. № 6. С. 65-78.
5. Исаев Д.Д. Три возраста сексуальности. - СПб.: Продолжение жизни, 2003. - 64 с.
6. Келли Г.Ф. Основы современной сексологии. 6-е межд. изд. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 890 с.
7. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. Перевод с английского А.Ф. Ускова.- СПб.: Б.С.К. 1997.-96с.
8. Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. М.: О.Г.И., 1997. - 602 с.
9. Конина М.А., Холмогорова А.Б., Сорокова М.Г. Феномен неограниченного сексуального поведения в современном обществе: патологические тенденции культуры или патология личности // Консультативная психология и психотерапия. М., 2014. 2. С. 88—118.
10.Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. Психоаналитический подход. Б.С.К., Восточно-Европейский институт психоанализа. СПб, 1997
11. Перин Р. Л. SEXсуальные отношения в деградирующем обществе. СПб.: «АПИ», «Потаённое», 2009 - 134 с.
12.Райс Ф. Психология подростков и юношеского возраста. / Ф. Гайс. - СпБ: Питер, 2000. - 656 с.
13.Соколова Е.Т. С 594 Клиническая психология утраты Я. — М.: Смысл, 2015. — 895 с.
14.Стил Б. Ф. Некоторые последствия сексуального злоупотребления детьми. / Журнал практической психологии и психоанализа. - 2004. - №3. - С. 5-7.
15. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. СПб., "Алетейя", 1998. / Фрейд З. Положение о двух принципах психической деятельности. С 98 - 107.
16.Фрейд З. Очерки по теории сексуальности:[пер. с нем.]/Зигмунд Фрейд.- М.:АСТ: Астрель, 2011. -285, с. - (Философия.Психология).
17.ФРОЛОВ Ю. И.. Психология подростка. Хрестоматия. - Москва: Российское педагогическое агентство, 1997. - 526 с.
18.Хорни К. Психология женщины. — М.: Академический проект, 2009.
© Назирова Е.В., 2022