Научная статья на тему 'КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНАЯ АДДИКЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ / ВРАЖДЕБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усольцева П.А., Проскурякова Л.А.

В данной статье анализируются факторы влияния компьютерной и интернет-аддикции на развитие агрессивности подростков. Эта проблема очень насущна в современном мире, так как детям и подросткам с завышенным уровнем агрессии сложно выстраивать взаимоотношения с другими людьми, контролировать себя и свои эмоции, думать о последствии своих действий и поступков. Значительное внимание уделяется причинам появления большого интереса компьютеру и интернету у подростков и последствия, к которым может привести данная увлечённость. В ходе исследования были применены следующие методики: Басса-Дарки для выявления уровня агрессивности подростков, Методика диагностики уровня агрессивности в отношениях А. Ассингера и тест Кимберли Янг для определения наличия Интернет-зависимости. Результаты данного исследования расширили представления о влиянии компьютерной и интернет-аддикции на психическое состояние подростков, что поможет родителям более подробно разобраться в причинах данного поведения подростков, проанализировать собственное отношение к ребенку и прояснить способы профилактики аддикции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 001

Усольцева П.А.

студент факультета психологии и педагогики Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (Россия, г. Новокузнецк)

Проскурякова Л.А.

доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и общей педагогики Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (Россия, г. Новокузнецк)

КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в данной статье анализируются факторы влияния компьютерной и интернет-аддикции на развитие агрессивности подростков. Эта проблема очень насущна в современном мире, так как детям и подросткам с завышенным уровнем агрессии сложно выстраивать взаимоотношения с другими людьми, контролировать себя и свои эмоции, думать о последствии своих действий и поступков. Значительное внимание уделяется причинам появления большого интереса компьютеру и интернету у подростков и последствия, к которым может привести данная увлечённость. В ходе исследования были применены следующие методики: Басса-Дарки для выявления уровня агрессивности подростков, Методика диагностики уровня агрессивности в отношениях А. Ассингера и тест Кимберли Янг для определения наличия Интернет-зависимости. Результаты данного исследования расширили представления о влиянии компьютерной и интернет-аддикции на психическое состояние подростков, что поможет родителям более подробно разобраться в

причинах данного поведения подростков, проанализировать собственное отношение к ребенку и прояснить способы профилактики аддикции.

Ключевые слова: агрессивное поведение, компьютерная аддикция, интернет-аддикция, враждебность.

Актуальность данной темы обусловлена повышенным вниманием к проблеме компьютерной и интернет-аддикции подростков т.к. на данный момент в современном социуме всё более актуальной становится тема насилия и агрессии. Агрессия, присутствующая во многих современных компьютерных играх, а также в просторах интернета, может привести к агрессии в реальной жизни — подросток неоднократно видит, как его герой достигает своих целей с помощью агрессивных действий, и может сделать вывод, что такое поведение является приемлемым средством для достижения жизненных целей. Главным фактором является повторяемость совершаемых действий: создается позитивная ассоциация использования агрессии в качестве разрешения ситуации. Снижается нормальная негативная эмоциональная реакция на конфликт, агрессию, насилие. Поэтому мы можем сказать, что одной из главных причин проявления агрессивного поведения подростков является компьютерная и интернет-аддикция. Данная мысль и стала основанием для проведения исследования по теме «Компьютерная и интернет-аддикция и развитие агрессивного поведения в подростковом возрасте».

Проблема Интернет-аддикции волновала людей еще с отечественных времен. Особенно актуальной она стала в современном социуме, так как технологии продолжают развиваться, тем самым упрощая нашу жизнь и упрощая путь к саморазвитию, однако современное поколение пользуется прогрессом технологий не в целях саморазвития, а всё больше в целях реализовать себя в просторах интернета, ухода от реальности путем различных игр, возможности существовать в образах своих мечтаний, не выходя за границы этих образов. и т.д., не получая при этом никакой информации развивающей ребенка как

личность. Повлиять на пристрастие ребенка к виртуальному миру могут такие факторы, как нехватка внимания со стороны родителей, неуверенность в себе и своих силах, трудности или недостаток общения со сверстниками. В таком случае личность детей и подростков не развивается, а наоборот деградирует, так как данное занятие не требует больших умственных нагрузок. Подростку становится все сложнее находить общий язык с людьми, наблюдается сильная дезадаптация личности, недоразвитость нравственных и моральных представлений. Потребность в технологиях становится всё выше, но возможность не всегда совпадает с желанием. Родители, замечая чрезмерную увлеченность своих детей компьютерами стараются отвлечь их, однако в ответ всё чаще слышится агрессия [10].

От куда же берется агрессивное поведение у подростков? Погружаясь в виртуальный мир, подростки сталкиваются с насилием, убийствами, жестокостью. В подсознании ребенка снижается нормальная негативная эмоциональная реакция на конфликт, агрессию, насилие и складывается иллюзия того, что агрессивное поведение является приемлемым средством для достижения собственных целей [2]. Для многих подростков компьютер и интернет является их спасителем. Интернет помогает избавиться от боли и унижения, плохого настроения, комплексов, тревог, реальных проблем. Порой заменяет даже друзей. Когда подросток посещает школу или иное учебное заведение, он быстрее стремится после занятий домой к своему компьютеру, где у него происходит вся жизнь. В интернете подросток может выразить все эти чувства [5]. В большей мере сюда относятся негативные чувства, такие как агрессивные высказывания и эмоции, и когда подростка пытаются вернуть из мира мечтаний в реальность, которая уже благодаря имеющимся проблемам не вызывает интереса подростка, а наоборот провоцирует на агрессию [1]. Это является основной причиной интернет-зависимости у подростков. Поэтому разрешая детям проводить большое количество времени в компьютере и интернете, необходимо понимать все последствия данной зависимости, и куда

может привести этот виртуальный мир. Станет ли он причиной агрессии или будет школой гуманистического отношения к миру [6].

Многие психологи отмечают тот факт, что подростки, увлекающиеся компьютерными играми, проводящими большое количество времени в интернет, становятся более агрессивными, раздражительными, безразличными к учебе, в них развиваются отрицательные качества [7].

Одним из авторов изучения интернет-зависимости является Кимберли Янг. Данный автор описал стадии формирования зависимости от интернета. Первая стадия характеризуется ростом заинтересованности интернетом и теми возможностями, которые он предлагает. Вторая стадия начинает вытеснять и замещать значимые сферы жизни, куда относятся друзья, семья, работа. Третья стадия характеризуется уходом от реальности, полным погружением в виртуальную жизнь [9].

Среди отечественных специалистов последовательно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко "Элементы аддиктивного поведения, - пишет он вместе с Н.В. Дмитриевой, - свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности" [3].

Нами было проведено собственное исследование по теме «Компьютерная и интернет-аддикция и развитие агрессивного поведения в подростковом возрасте».

Базу исследования составили - 50 учеников школы №5 МБОУ «СОШ» г. Мыски, в возрасте от 12 до 16 лет.

Для диагностики компьютерной и Интернет-аддикции был использован тест Кимберли Янг. По результатам данной методики было выявлено, что 1 3

человек опрошенных находятся на стадии увлеченности. На этом этапе можно пронаблюдать сильную утомляемость подростка, но, тем не менее, уже существует тяга к компьютеру. У 15 подростков имеется риск развития компьютерной зависимости, у 17 детей отсутствует компьютерная зависимости, то есть, подростку не угрожает чрезмерное "общение" с компьютером, он может ограничивать свое время и остальные 5 человек имеют интернет-аддикцию.

Для диагностики агрессивных и враждебных реакций подростков использовался опросник Басса-Дарки, разделив испытуемых на 2 группы. Первая, у кого нет компьютерной-аддикциии и вторая, тех, кто имеет аддикцию, находится на стадии увлеченности и риска развития зависимости. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

12 10 8 6 4 2 0

I I I .1

Л? ¿о о?

е>° а/ А* ЛГ е>° <гГ

^ <<Г ^ .а* О ^ <<Г л*

/ ✓ * / / ^

■ одростки, чей риск интернет-аддикции равент

■ Подростки с аддикцией, на стадии увлеченности и риска развития зависимости

Рис. 1. Показатели уровня агрессивности по опроснику А. Басса - А. Дарки.

Анализ полученных данных указывает на то, что у подростков, склонных к компьютерной-аддикции в большей степени выражена агрессия. Средний индекс агрессивных реакций равен у зависимых детей равен 22,79 балла, в то время как у подростков, редко играющих в компьютер равен 14,2 балла. Средний индекс враждебности детей, увлекающихся сетью Интернет равен 11, 86 балла, что на 3,49 балла больше, чем у детей, не предпочитающих интернет и

компьютер в качестве основного досуга. Показатель чувства вины оказался больше на 2,19 балла у подростков с отсутствием интернет-аддикции и равен 6,25 баллам. Это связано с тем, что у данной группы подростков более критичное отношение к себе и своим поступкам. Слабее же проявляется чувство вины у второй группы подростков, которые не склонны брать на себя ответственность за совершенные ошибки.

Также в качестве дополнительной методики для диагностики уровня агрессивности использовалась методика А. Ассингера. Анализ результатов диагностики показал, что для исследуемых подростков характерны, низкий уровень агрессивности у 10 ребят, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях у данных учащихся; средний уровень агрессивности наблюдается у 37 детей; высокий уровень замечен у 3 человек, что характеризуется непродуманными поступками, пренебрежительным отношение к людям и поведением, провоцирующим конфликтные ситуации, которые возможно было избежать.

Подытоживая, мы сравнили показатели в двух группах подростках, имеющих аддикцию и не имеющих аддикцию с уровнем агрессии и выяснили, чем выше становится зависимость от интернета и компьютера у подростков, тем выше становятся показатели агрессии.

В связи с этим близким и родным стоит обращать внимание на степень увлеченности и погруженности подростком в виртуальный мир. Полученный негатив необходимо компенсировать хорошим фильмом, книгой, которые смогут показать и научить подростка добру, отзывчивости, морально-нравственным представлениям и правильно сформирует мировоззрение ребенка. Также в качестве профилактики компьютерной и интернет-аддикции можно воспользоваться следующими советами [8].

Во-первых, следить за количеством проведенного времени в интернете и компьютере, по необходимости ограничивать его.

Во-вторых, установить систему фильтрации сайтов, чтобы ребенок не мог заходить на запрещенные сайты, имеющие агитацию к агрессии, насилию, убийствам, алкогольным и наркотическим средствам, а также страницам 18+.

В-третьих, необходимо формировать у подростка позицию, что интернет нужен в первую очередь для поиска информации и саморазвития.

В-четвертых, уделяйте своим детям больше живого общения. В-пятых, напомните детям о забытых ими хобби, кружках, секциях и т.д., то, к чему они проявляют интерес, что поможет их личностному развитию и уменьшит количество потерянного зря времени за компьютером. В случае, если родители не справляются с аддиктивным подростком, стоит обратиться за помощью к психологу. [4]

Таким образом, наше предположение о том, что компьютерная и интернет-аддикция является одним из факторов развития агрессивного поведения подростков, подтвердилось. Однако стоит учесть, что на формирование агрессии влияют и другие аспекты жизни подростков. Например, такие, как обстановка в семье, круг общения, личностные особенности, среда воспитания, переходный возраст, то есть все сферы жизни, которые окружают подростка. Поэтому компьютер и интернет не могут считаться единственными причинами формирования агрессивного поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. / Г. С. Абрамова. - Москва.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.; Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2004. - 336 с.;

Войскунский, А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета [Текст] / А.Е. Войскунский // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2008. - №2. - С. 140-153.;

Н. Б., Измайлова А. М. Психологические особенности развития личности -[эл.издание] // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48818/ (дата обращения: 03.10.2020).; Носов, Н.А. Виртуальная реальность [Текст] / Н.А. Носов. - М: Аграф, 2000 -430 с.;

Психология подросткового возраста. Жан Пиаже. [Электронный ресус] - режим доступа (https://studme.org/193065/psihologiya/piazhe):(дата

обращения:03.10.2020);

Строилова, Т. В. Социальные детерминанты агрессивного поведения подростков. Кемерово, 1999. - 212 - 218 с.;

Хван А.А., Зайцев Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки. / Психологическая диагностика, 2008. № 1. С. 35;

Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани. - Ростов-на-Дону, 1998. - с. 544.Алейникова, Т.В. Возрастная психофизиология. Учебник для студентов высших учебных заведений / Т.В. Алейникова. - Ростов-на-Дону: УНИИ психологии РГУ, 2002.;

Юрьева Л.Н., Больбо Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, лечение и профилактика. Днепропетровск: «Пороги», 2006. 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.