Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ'

ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
539
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕХИМИЧЕСКИЕ АДДИКЦИИ / ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОМООТНОШЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куприянчук Елена Викторовна, Ладухина Мария Валерьевна, Лисовцева Вера Михайловна

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследований особенностей личности подростков с интернет-зависимостью. Показаны ключевые факторы, согласно которым подростки становятся частыми пользователями интернета, а также как результат, интернет зависимыми. На сегодняшний день, современная сеть интернет не ограничивает доступ для пользователей любой возрастной категории, загружающих различный, несоответствующий подростковому возрасту, контент и транслирует маргинальные ценности, воздействуя на поведенческую сторону подростков, изменяя их индивидуальноличностные особенности. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке (n = 44, 14-15 лет, 24 девочки и 20 мальчиков, учащихся школы) на базе МБОУ «Школа № 16 г. Феодосии Республики Крым». Применялся соответствующий диагностический инструментарий: тест на интернет-зависимость С.А. Кулакова; Опросник САН; Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси; Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (подростковый вариант). Статистическая обработка данных проводилась через корреляционный анализ. Установлено, что имеется значительный процент подростков, подверженных серьезному влиянию сети интернет, такие респонденты имеют проблемы с уверенностью в себе, характеризуются как инфантильные, несамостоятельные, тревожные, беспокойные, обособленные от общества личности, с заниженной самооценкой и само отношением, находящиеся в негативном эмоциональном состоянии, с постоянно фрустрированными потребностями. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в диагностической, консультативной, коррекционной и просветительской работе практикующих психологов и психологических служб, в первую очередь образовательных учреждений, которые занимаются проблемой профилактики зависимого поведения, в том числе - нехимических аддикций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куприянчук Елена Викторовна, Ладухина Мария Валерьевна, Лисовцева Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALLY PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS WITH INTERNET DEPENDENCE

The results of theoretical and empirical studies of the personality characteristics of adolescents with Internet addiction are presented. The key factors are shown, according to which teenagers become frequent Internet users, and also, as a result, Internet addicts. Today, the modern Internet network does not restrict access for users of any age category who download various content that is inappropriate for adolescence and broadcasts marginal values, influencing the behavioral side of adolescents, changing their individual and personal characteristics. The results of an empirical study performed on a sample (n = 44, 14-15 years old, 24 girls and 20 boys, students of the school) on the basis of the MBOU "School No. 16 of Feodosia of the Republic of Crimea" are presented. Appropriate diagnostic tools were used: Internet addiction test by S.A. Kulakov; Questionnaire SAN; Methodology for the study of personality self-esteem S.A. Budassi; R. Cattell's method of multifactorial personality research (adolescent version). Statistical data processing was carried out through correlation analysis. It has been established that there is a significant percentage of adolescents who are seriously influenced by the Internet, such respondents have problems with self-confidence, are characterized as infantile, dependent, anxious, restless, individuals isolated from society, with low self-esteem and self-attitude, who are in a negative emotional state, with constantly frustrated needs. The applied aspect of the problem under study can be implemented in the diagnostic, consultative, corrective and educational work of practicing psychologists and psychological services, primarily educational institutions that deal with the problem of prevention of addictive behavior, including non-chemical addictions.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №4, Том 10 / 2022, No 4, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-4-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/01PSMN422.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Куприянчук, Е. В. Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимостью / Е. В. Куприянчук, М. В. Ладухина, В. М. Лисовцева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 4. — URL: https ://mir-nauki.com/PDF/01PSMN422 .pdf

For citation:

Kupriyanchuk E.V., Ladukhina M.V., Lisovtseva V.M. Individually psychological characteristics of adolescents with internet dependence. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(4): 01PSMN422. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/01PSMN422.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 504.75.05 ГРНТИ 15.31.31. 34.35.15

Куприянчук Елена Викторовна

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия

Доцент

Кандидат социологических наук, доцент E-mail: elena-kupr@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1476-1946

Ладухина Мария Валерьевна

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», Саратов, Россия

Доцент

Кандидат культурологии E-mail: laduhina_maria@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=668090

Лисовцева Вера Михайловна

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», Саратов, Россия

Старший преподаватель E-mail: vlisovceva@yandex.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=689968

Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимостью

Аннотация. Изложены результаты теоретического и эмпирического исследований особенностей личности подростков с интернет-зависимостью. Показаны ключевые факторы, согласно которым подростки становятся частыми пользователями интернета, а также как результат, интернет зависимыми. На сегодняшний день, современная сеть интернет не ограничивает доступ для пользователей любой возрастной категории, загружающих различный, несоответствующий подростковому возрасту, контент и транслирует маргинальные ценности, воздействуя на поведенческую сторону подростков, изменяя их индивидуально-личностные особенности. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке (n = 44, 14-15 лет, 24 девочки и 20 мальчиков, учащихся школы) на базе МБОУ «Школа № 16 г. Феодосии Республики Крым». Применялся соответствующий диагностический инструментарий: тест на интернет-зависимость С.А. Кулакова; Опросник САН; Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси; Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (подростковый вариант). Статистическая обработка

данных проводилась через корреляционный анализ. Установлено, что имеется значительный процент подростков, подверженных серьезному влиянию сети интернет, такие респонденты имеют проблемы с уверенностью в себе, характеризуются как инфантильные, несамостоятельные, тревожные, беспокойные, обособленные от общества личности, с заниженной самооценкой и само отношением, находящиеся в негативном эмоциональном состоянии, с постоянно фрустрированными потребностями.

Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в диагностической, консультативной, коррекционной и просветительской работе практикующих психологов и психологических служб, в первую очередь образовательных учреждений, которые занимаются проблемой профилактики зависимого поведения, в том числе — нехимических аддикций.

Ключевые слова: девиантное поведение; аддиктивное поведение; нехимические аддикции; интернет зависимое поведение; сомоотношение; эмоциональное состояние; личностные особенности

Актуализированная в данной статье проблема связи индивидуально- психологических свойств подростков с интернет-зависимостью является весьма актуальной на современном этапе развития всех стран мира. На сегодняшний день стремительными темпами увеличивается востребованность и распространенность сети интернет в качестве информативного, коммуникативного, экзистенциального, игрового пространства. Это весьма важный и мощный согласно уровню влияния фактор, определяющий формирование личностных и поведенческих особенностей несовершеннолетних. Социологические исследования интернет-зависимости последних десятилетий свидетельствуют о все возрастающих потребностях в использовании интернета несовершеннолетними, хотя элементы аддиктивного поведения могут проявиться у любого человека, стремящегося уйти от реальности в определенной жизненной ситуации [1; 2].

Изучением особенностей подросткового возраста занимались такие отечественные и зарубежные авторы как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, И.С. Кон, С. Холл, Э. Штерн, Э. Эриксон, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер.

Среди отечественных ученых проблемой интернет аддикции занимались А.А. Аветисова; Н.В. Богачева, А.Е. Войскунский; И.М. Малыгин В.Л. Тимофеева; Е.О. Смирнова, Р.Е. Радева; А.Г. Шмелева, М.А. Малиновская, А.А. Колмогорова [3]. В нашей работе мы используем определение аддиктивного поведения, предложенного И.П. Короленко, который последовательно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций). Под аддиктивным поведением он понимает «стремление к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций» [4].

Понятие «Интернет-зависимость» в 1996 г. ввел в употребление психиатр А. Голдберг с целью отображения нецелесообразно длительного, вероятно болезненного, нахождения в сети Интернет [8]. Именно он в 1995 г. предложил критерии определения интернет-зависимости, позднее их начали использовать в своей работе экспериментальные и экспертные психотерапевтические вэбслужбы. В это же время (1998-1999 гг.) по данной проблеме вышли монографии К. Янга, Д. Гринфилда и К. Сурратта. Таким образом, интернет аддикция к концу 1998 г. была уже представлена как «отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи» [11].

Введение

В настоящий момент учеными выявлено большое разнообразие методов «ухода» от реальности современной молодежи путем модификации сознания в том числе, в наибольшем объеме, через не химические средства.

Для обозначения компьютерной зависимости у людей А. Голдберг в 1995 г. предложил такой термин: Internet Addiction Disorder. Эксперты Д. Парсонс и А. Холл в 2001 г. включили в общий обиход термин «интернет — зависимое поведение». Оно определяло расстройство аффективной, когнитивной и поведенческой функций на фоне излишнего применения сети интернет. Ученые именовали этот феномен «доброкачественным» расстройством. Полагалось, что оно выступает в роли определенной компенсации несовершенств поведения в реальном мире. Согласно мнению Г. Шафера, интернет-зависимость в соответствии с определением, патологией не считается. Она представляется итогом иных компульсивных расстройств.

Выделяют психологические и физиологические симптомы, характерные для «патологического» использования интернета. К таким симптомам доктор М. Орзак относит следующие особенности:

• «хорошее самочувствие или эйфория за компьютером, невозможность остановиться;

• увеличение количества времени, проводимого за компьютером, пренебрежение семьей и друзьями;

• ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

• ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой» [10].

До недавнего времени значительная доля исследований психологических форм интернет аддикций была проведена с помощью только метода беседы и опроса активных пользователей сети интернет среди несовершеннолетних (5 и более часов в день), испытывающих психологический дискомфорт. При проведении данных исследований контрольные группы не создавались и клинические интервью, как правило, не проводились. Данные исследования подвергались критике, поскольку содержали методические погрешности.

В настоящее время ситуация изменилась, стали появляться публикации описывающие исследования случаев, где велось непосредственное наблюдение за работой аддиктов, например, в ходе сетевой игры.

Феномен компьютерной аддикции предполагает патологическую увлеченность и в настоящий момент является наиболее часто встречающимся в среде подростков (А.Г. Асмолов [1], А.Е. Войскунский [2], В.Д. Менделевич [3] и др.).

Подростковый возраст — весьма двойственный и непростой период жизни молодого человека. Из-за эмоциональной лабильности, смены ценностей, значимых авторитетов, реакций эмансипации подростки отдаляются от окружающих, в особенности от взрослых, родителей и педагогов. Отсутствие жизненного опыта, неумение строить отношения, неустойчивость самооценки становятся причиной конфликтов с ровесниками. Все это приводит к тому, что подросток ищет безопасного удовлетворения собственных потребностей в общении, принятии, получении позитивных эмоций во всемирной сети Интернет, проводя там все свое свободное время, отстраняясь от проблем реального мира: полноценного сна, участия в семейных делах, выполнения школьных домашних заданий, чтения, занятия спортом, общения с друзьями, походов в гости. Как пишет А.Е. Воискуновкий, эти виды деятельности чаще всего называют сами аддикты [2]. Результат такого процесса — развитие Интернет-зависимости.

Длительное пребывания на просторах Интернета меняет поведение подростков, приводит к стремлению общаться в виртуальном пространстве. Как следствие жизни в киберпространстве, у подростка страдают социальные компетенции, недостаточно развиваются волевые качества, при невозможности пользоваться социальными сетями в некоторых случаях развивается эмоциональный дискомфорт, не формируются модели взрослого повеления.

У подростка, который активно использует возможности Интернета, формируется предпочтение искать, а не желание «думать» и «учить». Многочисленные подростки признаются, что втайне от окружающих посещают запрещенные веб-сайты. При этом у них создается видимость вседозволенности и безнаказанности, что стимулирует преступать права человека, это в свою очередь, способно привести к обнулению нравственной сферы подростка.

Проанализируем ключевые факторы, согласно которым подростки делаются частыми пользователями Интернета, а также как результат, Интернет-зависимыми:

1. Хакерство.

Нередко хакерством начинают заниматься непосредственно подростки. Одной из первопричин считается недостаточная сформированность социальных умений, личностной морально-правовой сферы.

2. Игровая деятельность.

Признается значимость воздействия игровой деятельности на формирование личности. Однако, в подростковом возрасте интернет-игры провоцируют перенос игровых правил в реальную жизнь и непонимание возникших у него реальных проблем в жизни.

3. Общение или коммуникативная деятельность в сети Интернет.

Общение в сети многообразно и есть возможность взаимодействовать анонимно, под «ником», с максимальным самораскрытием вплоть до эксгибиционизма, или, наоборот, придумать себе образ «успешного» человека, искать себе собеседников, которые отвечали бы любым запросам. Все это способствует появлению «онлайн-друзей», созданию иллюзии комфорта для общения в виртуальном мире больше, чем в реальности. Отсутствие взаимопонимания в семье с близкими подростку людьми, непонимание родит внутреннего мира подростка и его интересов, нежелание понять переживание и тревоги своего ребенка, неумение почувствовать эмоциональное состояние ребенка приводит к отсутствию теплых эмоциональных отношений с близкими и желанию найти признание (самоутвердиться) в социальных сетях, различных сообществах, где, как кажется несовершеннолетнему, понимают его запросы и интересы и где он приобретает удовлетворяющий его социальный статус, которого в реальной жизни у него нет. Как результат — эмоциональное отстранение от семьи и семейных ценностей и неспособность детей устанавливать желаемые контакты с окружающими, отсутствие реальных друзей [9].

4. В силу того, что киберпространство заменяет ребенку взаимодействие с людьми в реальной жизни, подросток не проявляет заинтересованность в других сферах деятельности. У него отсутствуют иные стабильные привязанности, интересы и увлечения.

5. Тяжёлая инвалидность, серьёзные заболевания подростка объективно снижают круг его реального взаимодействия и интернет-пространство (киберпространство) компенсирует потребности и статус здорового человека в реальной жизни. При этом нарушаются основные характеристики общения из-за невозможности построения реального образа партнёра [9].

Киберпространство воспринимается детьми как особый «реальный мир», куда они попадают с помощью интернета. Путешествуя с сайта на сайт [5], подростки начинают воспринимать компьютер, как продолжение своей личности, происходит растворение собственного я, реакция переноса: все происходящее в киберпространстве кажется реальным.

Большая часть ученых, проводивших исследования, выделяет «комплекс недостаточности», который с их точки зрения объясняет возникновение интернет-аддикции. Выделяют такие личностные особенности подростка, как неудовлетворённость собой, стеснительность, невысокий уровень притязаний и самооценки, недостаток социального статуса, ошибочное или недостаточное понимание себя, уход из «некомфортного» реального мира в фантазии [3; 8].

Целью нашего исследования является выявление наличия негативных личностных особенностей у подростков, имеющих склонность к интернет аддикции.

Выборка, методы и методики исследования

Для определения личностных особенностей подростков со склонностью к интернет — зависимости было проведено эмпирическое исследование, включающее подготовительный, эмпирический и аналитический этапы.

В исследовании учувствовали ученики средней образовательной школы в возрасте от 14 до 15 лет. Выборка составила 44 респондента, из них 24 девочки и 20 мальчиков. В качестве диагностического инструментария были использованы: тест на Интернет-зависимость С.А. Кулакова; опросник САН; методика исследования самооценки личности С.А. Будасси; тест 16 РБ Р. Кеттелла (подростковый вариант).

Результаты исследования и их обсуждение

В результате исследования с применением теста С.А. Кулакова было выявлено, что у 20 подростков (46 %) отсутствует интернет-зависимость. 15 подростков (34 %) имеют серьезное влияние интернет — пространства на свою жизнь. У 9 человек (20 %) диагностируется интернет-зависимость и им необходима помощь специалиста. Результаты наглядно представлены на рисунке 1.

■ низкий уровень

■ средний уровень

■ высокий уровень

Рисунок 1. Результаты диагностики интернет-зависимости по тесту С.А. Кулакова

Несмотря на отсутствие у половины респондентов зависимости от сети интернет, необходимо учитывать серьезное влияние интернета у оставшейся части подростков. Имеющаяся тенденция расширения возможностей интернет — пространства способна существенным образом повысить процент интернет — зависимых подростков.

С помощью методики С.А. Будасси нами была изучена самооценка респондентов. Согласно полученным результатам, у 21 подростка отмечается средняя адекватная оценка (47 %). Низкая адекватная самооценка наблюдается у 13 подростков (29 %). Высокой адекватной самооценкой обладают 7 респондентов (16 %). Низкую неадекватную самооценку имеют 2 респондента (6 %). И лишь у одного респондента отмечается высокая неадекватная самооценка. Результаты диагностики представлены на рисунке 2.

высокая неадекватная

высокая адекватная

средняя адекватная

низкая адекватная

1 низкая неадекватная

Рисунок 2. Результаты диагностики самооценки по тесту С.А. Будасси

Таким образом, большинство подростков имеет адекватный уровень самооценки, которому свойственна уверенность, самокритичность, настойчивость и общественная активность. Вполне вероятно предположить, что данная часть респондентов имеет более высокий общественный и личный статус, у них наблюдается широкий круг интересов в различных видах деятельности.

Тем не менее, присутствует немалый процент подростков, имеющих серьезные проблемы с уверенностью в себе, что впоследствии может привести к формированию таких характерологических особенностей как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности».

Для оценки функциональных состояний респондентов была проведена методика САН. Были получены следующие результаты.

Шкала «Самочувствие»:

• плохое эмоциональное состояние — 9 подростков (20 %);

• спокойное и благополучное состояние — 32 респондента (73 %);

• доминирует адекватная оценка состояния — 3 человека (7 %).

Шкала «Активность»:

• чувствуют себя утомленными, уставшими — 5 подростков (11 %);

• чувствуют в себе сильное стремление к деятельности — 26 респондентов (59 %);

• чувствуют себя в меру бодрыми — 13 человек (30 %).

Шкала «Настроение»:

• перерастающее в депрессивное состояние — 11 респондентов (25 %) наблюдается;

• хорошее, жизнерадостное состояние — 24 подростка (55 %);

• возбужденное, восторженное состояние — 9 человек (20 %).

Данные результаты свидетельствуют о том, что респонденты часто испытывают негативные эмоции, такие как беспокойство, грусть, сомнение, сожаление.

В процессе исследования посредством методики 16 PF Р. Кеттелла были выявлены отдельные характеристики темперамента и личностные качества подростков. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики подростков по методики16 PF Р. Кеттелла

Фактор Результаты группы Среднее значение

низкая оценка средняя оценка высокая оценка

Шизотомия-аффектомия 30 14 0 3,6

Эмоциональная стабильность 21 19 4 5,3

Сдержанность-возбудимость 15 28 1 4,5

Подчиненность-доминирование 8 33 3 5

Осторожность-легкомысоие 5 39 0 4,8

Степень принятия моральных норм 23 21 0 5,2

Застенчивость-авантюризм 13 31 0 4,1

Реализм — сензетивность 1 42 1 5,3

Неврастения 17 25 2 2,5

Самоуверенность — склонность к чувству вины 6 37 1 4,8

Степень групповой зависимости 5 33 6 5,7

Степень самоконтроля 11 27 6 6,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Степень внутреннего напряжения 0 39 5 5,9

Результаты по методике Кеттелла свидетельствуют, что:

• 42 подросткам (95 %) свойственна тенденция избегания ответственности в работе, беспричинная тревога. Они характеризуются нетерпеливостью, непрактичностью, недостаточной самостоятельностью, зависимостью и капризностью;

• 39 человек (89 %) склонны к возбудимости, беспокойности, безалаберности и импульсивности;

• 30 респондентам (68 %) свойственна обособленность, критичность, ригидность и отчужденность.

Для дальнейшей проверки взаимосвязи личностных особенностей и склонности подростков к интернет-зависимости был проведен корреляционный анализ. Для выбора коэффициента корреляции был применен критерий Колмогорова-Смирнова на нормальность распределения. Результаты применения критерия Колмогорова-Смирнова представлены в сводной таблице 2.

Таблица 2

Результаты применения критерия Колмогорова-Смирнова

Параметры Показатели

макс. D (К.-С.) уровень значимости (р)

Интернет-зависимость 0,142 р > 0,05

Шизотомия-аффектомия 0,162 р > 0,05

Эмоциональная стабильность 0,193 р > 0,05

Сдержанность-возбудимость 0,229 р > 0,05

Подчиненность-доминирование 0,223 р > 0,05

Осторожность-легкомыслие 0,18 р > 0,05

Степень принятия моральных норм 0,198 р > 0,05

Застенчивость-авантюризм 0,207 р > 0,05

Реализм — сензетивность 0,183 р > 0,05

Неврастения 0,301 р > 0,05

Самоуверенность — склонность к чувству вины 0,191 р > 0,05

Степень групповой зависимости 0,154 р > 0,05

Степень самоконтроля 0,195 р > 0,05

Степень внутреннего напряжения 0,179 р > 0,05

Согласно результатам, проверяемые параметры имеют нормальное распределение, из чего следует, что для дальнейшего изучения взаимосвязи признаков возможно использование параметрического критерия корреляции г-Пирсона. Результаты корреляционного анализа представлены в сводной таблице 3.

Таблица 3

Результаты применения параметрического критерия корреляции r-Пирсона

Параметры Пирсон (r) р-уровень

Интернет-зависимость & Эмоциональная стабильность -0,501 0,05

Интернет-зависимость & Сдержанность-возбудимость 0,493 0,05

Интернет-зависимость & Степень самоконтроля -0,672 0,01

Интернет-зависимость & Степень внутреннего напряжения 0,468 0,05

Интернет-зависимость & Шизотомия-аффектомия -0,429 0,05

Интернет-зависимость & Степень принятия моральных норм -0,555 0,01

Сдержанность-возбудимость & Подчиненность-доминирование 0,632 0,01

Степень групповой зависимости & Степень самоконтроля 0,606 0,01

В ходе исследования было выявлено по 4 значимых корреляционных связи, где р < 0,05 и р < 0,01. Полученные данные позволяют выявить основные тенденции, которые отражают особенности взаимосвязи личностных особенностей и склонности подростков к интернет-зависимости.

Так, между параметрами «Интернет-зависимость» и «Эмоциональная стабильность» была обнаружена отрицательная заметная взаимосвязь (r = -0,501, p < 0,05), следовательно, чем выше у подростка склонность к Интернет-зависимости, тем ниже его показатели эмоциональной стабильности. Зависимость от сети Интернет у подростков ведет к изменениям в поведении, возникновению возбудимости, нервозности и раздражительности.

Также была выявлена отрицательная заметная взаимосвязь между «Интернет-зависимостью» и «Степенью самоконтроля» (r = -0,672, р < 0,01), из этого следует, что с увеличением показателя интернет-зависимости у подростка утрачивается волевой самоконтроль и им игнорируются социальные требования.

Умеренная отрицательная взаимосвязь присутствует между «Интернет -зависимостью» и «Шизотимией — аффектотимией» (r = -0,429, p < 0,05). Такой результат свидетельствует о том, что с увеличением показателей интернет-зависимости изменяется эмоционально-

психологическое состояние подростка. У него проявляется ригидность, обособленность, отчужденность, жестокость.

Заметная отрицательная взаимосвязь существует между «Интернет -зависимостью» и «Степенью принятия моральных норм» (г = -0,555, р < 0,01). Так, чем выше у подростка склонность к интернет — зависимости, тем ниже становится его уровень сознательности, ответственности, подросток игнорирует социальные правила и требования.

Умеренная положительная взаимосвязь выявлена между параметрами «Интернет-зависимость» и «Сдержанность-возбудимость» (г = 0,493, р < 0,05), между «Интернет-зависимостью» и «Степенью внутреннего напряжения» (г = 0,468, р < 0,05). Это свидетельствует о том, что с увеличением уровня интернет — зависимости повышается уровень возбудимости. У подростка проявляются симптомы нервозности, беспокойства и эмоциональной несдержанности.

Заметная положительная взаимосвязь выявлена между параметрами «Степень групповой зависимости» и «Степень самоконтроля» (г = 0,606, р < 0,01), следовательно, с увеличением стремления быть независимым и принимать собственные решения повышается степень контроля своего поведения, подросток четко выстраивает свой образ Я.

Заметная положительная взаимосвязь была обнаружена между параметрами «Сдержанность-возбудимость» и «Подчиненность-доминирование» (г = 0,632, р < 0,01), что свидетельствует о том, что с увеличением уровня возбудимости, требовательности, несдержанности, повышается склонность к самоутверждению, властности, авторитарности.

Таким образом, проведенный корреляционный анализ доказывает статистически значимую взаимосвязь между личностными особенностями и склонностью подростков к интернет — зависимости. Согласно результатам диагностики, к наиболее частотным личностным особенностям подростков, имеющих склонность к аддикции, относятся несамостоятельность, беспокойность, обособленность личности.

В результате проведенного психодиагностического исследования было выявлено, что имеется значительный процент подростков, подверженных серьезному влиянию сети интернет.

Посредством корреляционного анализа была установлена взаимосвязь между личностными особенностями и склонностью подростков к интернет-зависимости. На сегодняшний день современное интернет-пространство воздействует на поведенческую сторону подростков, изменяя их индивидуально-личностные особенности, что подтверждает нашу гипотезу о влиянии склонности подростка к интернет аддикции на формирование личностных особенностей подростков и их поведение. Большинство подростков со склонностью к интернет-зависимости характеризуются такими личностными особенностями, как заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, негативное самоотношение и др.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Психологическая модель Интернет-зависимости личности / А.Г. Асмолов, Н.А. Цветкова, А.В. Цветков // Мир психологии. — 2004. — № 1.

— С. 179-193.

2. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25. — № 1. — С. 90-100.

3. Колмогорцева А.А. Взаимосвязь рефлексивности и интернетзависимости личности / А.А. Колмогорцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2021. — № 1(191). — С. 445-449.

4. Короленко И.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 1991. № 1. С. 8-15.

5. Крюкова Евгения Николаевна Интернет-зависимость как один из показателей нарушения межличностных отношений // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2012. № 1(17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-kak-odin-iz-pokazateley-narusheniya-mezhlichnostnyh-otnosheniy.

6. Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В.Л. Малыгин. — М.: Мнемозина, 2016. — 327 с.

7. Малиновская, М.А. Потенциальные риски для детей и подростков в интернет-среде: анализ проблематики и профилактика интернет-аддикций / М.А. Малиновская, О.А. Савельева // Информатика и образование. ИНФО. — 2018 — № 5 — С. 31-34.

8. Многосмыслова, А.А. Взаимосвязь жизнеспособности и интернет -зависимости человека / А.А. Многомыслова // Ярославский педагогический вестник. — 2020.

— № 3(114). — С. 117-124.

9. Михайлова Н.Н. Влияние техники на интеллектуальное пояснение бытия подростков с деликвентным поведением как комплексная социально-философская проблема https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22967434.

10. Орзак М. Интернет-зависимость в медицинской парадигме // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А.Е. Войскунского. — М.: Акрополь, 2009. — С. 152-164.

11. Съедин Ю.В. Становление научных взглядов на психологию Интернет — аддикции. / https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-nauchnyh-vzglyadov-na-psihologiyu-internet-addiktsii.

Kupriyanchuk Elena Viktorovna

Saratov National Research University N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia

E-mail: elena-kupr@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1476-1946

Ladukhina Mariya Valeryevna

Saratov State Law Academy, Saratov, Russia E-mail: laduhina_maria@mail.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=668090

Lisovtseva Vera Michaylovna

Saratov State Law Academy, Saratov, Russia E-mail: vlisovceva@yandex.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=689968

Individually psychological characteristics of adolescents with internet dependence

Abstract. The results of theoretical and empirical studies of the personality characteristics of adolescents with Internet addiction are presented. The key factors are shown, according to which teenagers become frequent Internet users, and also, as a result, Internet addicts. Today, the modern Internet network does not restrict access for users of any age category who download various content that is inappropriate for adolescence and broadcasts marginal values, influencing the behavioral side of adolescents, changing their individual and personal characteristics. The results of an empirical study performed on a sample (n = 44, 14-15 years old, 24 girls and 20 boys, students of the school) on the basis of the MBOU "School No. 16 of Feodosia of the Republic of Crimea" are presented. Appropriate diagnostic tools were used: Internet addiction test by S.A. Kulakov; Questionnaire SAN; Methodology for the study of personality self-esteem S.A. Budassi; R. Cattell's method of multifactorial personality research (adolescent version). Statistical data processing was carried out through correlation analysis. It has been established that there is a significant percentage of adolescents who are seriously influenced by the Internet, such respondents have problems with self-confidence, are characterized as infantile, dependent, anxious, restless, individuals isolated from society, with low self-esteem and self-attitude, who are in a negative emotional state, with constantly frustrated needs.

The applied aspect of the problem under study can be implemented in the diagnostic, consultative, corrective and educational work of practicing psychologists and psychological services, primarily educational institutions that deal with the problem of prevention of addictive behavior, including non-chemical addictions.

Keywords: deviant behavior; addictive behavior; non-chemical addictions; Internet addicted behavior; self-attitude; emotional state; personality traits

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.