Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Хуторянская Т.В., Петрова Л.Г., Нургалиева А.М. Социально-психологические особенности подростков с разной степенью интернет-зависимости // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Hutoryanskaya T.V., Petrova L.G., Nurgaliyeva A.M. (2019). Psychological features of professional self-determination of old schools. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN319.pdf (in Russian)
УДК 159.9.072 ГРНТИ 15.81.21
Хуторянская Татьяна Валентиновна
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=288553
Петрова Любовь Георгиевна
ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», Саратов, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=407495
Нургалиева Айгуль Максутовна
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия
Студентка E-mail: [email protected]
Социально-психологические особенности подростков с разной степенью интернет-зависимости
Аннотация. Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования социально-психологических особенностей подростков с разной степенью интернет-зависимости. Приводятся данные эмпирического исследования, выполненного на выборке подростков города Саратова (n = 90, учащиеся 7-8 классов (13-15 лет) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59») с применением диагностического инструментария: тест на интернет-зависимость (интерпретация С.А. Кулакова, 2004); тест на выявление интернет-зависимости К. Янг (адаптация В.А. Бурова); личностный многофакторный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант); индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Отмечено, что исследование интернет-зависимости подростков очень значимо в современном мире, где идет большими темпами развитие компьютерных технологий. Компьютеризация в обществе оказывает положительное значение для подростков, которые применяют эти технологии в учебной деятельности, но негативным последствием этого процесса является такое явление как
https:// mir-nauki. com
интернет-зависимость, а также предпосылки к его формированию. Подчеркнуто, интернет-зависимость подростков способствует развитию социально-психологических проблем, таких как одиночество, конфликтное поведение, хронические депрессии, трудности в адаптации, депрессии. Показано, что последствия интернет-зависимости обширны и могут быть очень опасными и пагубными для психики подростка, а также его физического здоровья. Установлено, что существуют значимые взаимосвязи между степенью интернет-зависимости и социально-психологическими характеристиками личности подростков. Таким образом, эмпирической работой доказано, что социально-психологические особенности подростков связаны со степенью их интернет-зависимости. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультационной практике психологов и других специалистов с подростками, имеющими интернет-зависимость.
Вклад авторов.
Л.Г. Петрова - теоретический анализ проблемы.
Т.В. Хуторянская - анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики.
А.М. Нургалиева - сбор диагностического материала.
Ключевые слова: социально-психологические особенности; подростки; высокая степень; низкая степень; интернет-зависимость; различия; взаимосвязь
В современном мире большими темпами идет развитие компьютерных технологий, они становятся доступнее для детей и молодежи, приобретая характер зависимости, что усиливает значение такого рода психологического исследования подростков. Компьютеризация общества имеет как положительное, так и отрицательное значение для подростка. Подростки используют компьютерные технологии в учебной деятельности, для общения и игр. В силу специфики возраста и возможностей, открывающихся для них благодаря компьютерным технологиям, они уделяют этим занятиям настолько много времени и сил, что, естественным образом, провоцирует возникновение как предпосылок к формированию интернет-зависимости, так и ее самой [1]. Интернет-зависимость в настоящее время стала проблемой, приобретая в обществе все большую остроту [2].
Возраст человека не имеет значения для возникновения интернет-зависимости, однако, наиболее легко она формируется в подростковом возрасте, в силу возрастных особенностей, повышенного гормонального фона и не до конца сформировавшейся психики [3].
Компьютерную зависимость в настоящее время принято считать одной из разновидностей аддиктивного поведения, которая характеризуется стремлением человека уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения [4]. Человек, в момент погружения и ухода в компьютерный мир, снижает значимость своих повседневных проблем и забот, отодвигая их на «задний план», что приводит к торможению психической деятельности, и, возможно, впоследствии, может привести к деградации личности [5].
В исследованиях психологов М. Шоттоном, Ш. Теклом и К. Янгом, выявлены признаки интернет-зависимости у подростков [6]:
Введение
Теоретический анализ проблемы
• при попытке отвлечь подростка от компьютера (телефона/планшета), он выражает активное нежелание покидать его;
• даже если подростка все же смогли отвлечь от компьютера (телефона/планшета), то он становится очень раздражительным и агрессивным, начинается «ломка»;
• подросток не способен планировать время, проводимое за компьютером (телефоном/планшетом);
• постоянно забывает о домашних делах и обязанностях, в том числе об учебе, снижаются успехи в школе;
• приходя домой с учебы или прогулки, сразу садится за компьютер (телефон/планшет);
• когда подросток начинает сидеть за компьютером (телефоном/планшетом), он ощущает эмоциональный подъем, испытывает чувство эйфории;
• находиться в виртуальном мире, становится более предпочтительным занятием, нежели общение с близкими или друзьями;
• подросток постоянно находится в поиске гаджетов, с которых можно выйти в сеть или поиграть;
• в отсутствие компьютера (телефона/планшета) подросток не знает, чем себя занять, его ничего не интересует;
• подросток не посвящает других людей в то, чем он занимается в сети, все расспросы вызывают негативную реакцию;
• когда подросток находится постоянно в сети, он заводит там новые знакомства, которые так и остаются в виртуальном мире;
• подросток расходует практически все карманные деньги, на то чтобы играть в игры, обновлять программы и сидеть в чатах;
• полностью сбивается график питания и сна, подросток начинает пренебрегать своим собственным здоровьем.
По мнению отечественного исследователя В.А. Буровой [7] развитие интернет-зависимости начинается с фиксации на самом Интернете, последовательно проходя следующие стадии: формирование аддикции; развитие аддикции; удерживание аддикции.
А.В. Котляров [8], исследуя развитие интернет-аддикции, определил три стадии:
1. выбор привлекательного варианта виртуальной реальности;
2. перенос цели в виртуальную реальность, формирование зависимости;
3. стадия стабилизации.
Первая стадия характеризуется тем, что человек (подросток), активно использует интернет не только для работы и учебы, но и для развлечения. Это общение в социальных сетях, поиск информации, работа с различными ресурсами, электронная почта и т. д. Так, реальное общение компенсируется виртуальным. Ошибки в построении реального общения провоцируют появление желание снова войти в сеть. На этой стадии пока еще нет постоянной потребности находиться в виртуальном мире.
https:// mir-nauki. com
Вторая стадия характеризуется увеличением времени проводимого в сети, расширением круга общения за счет появления новых знакомых в интернет-пространстве. Это расширение контактов становится целью. Реальная жизнь замещается виртуальной.
Третья стадия - это стадия временного угасания, когда интерес к виртуальному миру спадает и настает обыденность. Обыденность заставляет человека искать новые способы подъема интереса и его зависимость начинает усиливаться.
Интернет-зависимость у подростков способствует возникновению и, впоследствии развитию психологических проблем, таких как: одиночество, конфликтное поведение, хронические депрессии, трудности в адаптации к окружающему его миру, депрессии [9]. При наличии такого рода проблем подросток отдаляется от своего близкого окружения: семьи, друзей и одноклассников. Как правило, в этом случае, подростки скрывают от близких свое погружение в мир интернет-пространства: скрывают количество времени, которое они там проводят, какие сайты посещают, с кем общаются и в какие игры играют.
Усиление контроля со стороны родителей за времяпрепровождением подростка, насильное отлучение его от компьютера или гаджета, провоцирует у него агрессию, вплоть до нанесения тяжких телесных повреждений или убийства [10].
Интернет-зависимость оказывает большое влияние на психику и личность подростка. Используя интернет, подросток перестает «думать и учиться», предпочитает «искать». Исследователями выделены некоторые психологические последствия для подростка, связанные с интернет-зависимостью [11]: возникновение определенных трудностей в общении; проявление замкнутости; возникновение чувства одиночества; фрустрация и склонность к негативному отношению к окружающим; проблемы с адекватностью самооценки; сложности с идентификацией личности; возможны психические расстройства.
В современном мире большинство подростков являются пользователями социальных сетей. Подростки вкладывают личностный смысл в то, что происходит в сети и, в отличие от взрослых людей, граница между виртуальным пространством и реальностью для них более размыта. В виртуальном мире можно представить себя тем, кем в реальной жизни трудно удается, можно фантазировать и тебе верят, можно высказывать любые мысли и найти сторонников, можно придумать себе имя, возраст, род деятельности и многое другое... Таким образом, общение в социальных сетях, в какой-то момент может стать и становится значительной частью их жизни. С одной стороны, это способствуют укреплению дружеских связей подростков между собой, ускоряется обмен информацией. С другой стороны, виртуальное общение в социальных сетях лишено эмоциональности «живого» общения и может привести к одиночеству в реальной жизни [12].
Однако в социальных сетях найти друзей достаточно трудно, человек в сети «скрыт»: он, вступая в контакт, может «решать» свои задачи будучи педофилом, распространителем наркотиков, вербовщиком в секту и т. п. Подростки, не имея жизненного опыта, не обладая установкой на проверку правдивости получаемой им в сети информации, будучи искренними людьми, легко формируют доверие к интернет-друзьям и их общение в сети может перейти в реальные встречи и дать печальные последствия [13].
Интернет-зависимость может оказать опасное и пагубное влияние на психику подростка, нанести вред его физическому здоровью и лишить жизни, устранить такого рода последствия сложно, требуется помощь специалистов [14].
https:// mir-nauki. com
Выборка, методики и методы исследования
Исследование проводилось на выборке подростков города Саратова (п = 90, учащиеся 7-8 классов (13-15 лет) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59»). Для исследования социально-психологических особенностей подростков с разной степенью интернет-зависимости использовались следующие методики: тест на интернет-зависимость (интерпретация С.А. Кулакова, 2004); тест на выявление интернет-зависимости К. Янг (адаптация В.А. Бурова); личностный многофакторный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант); индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Полученные результаты эмпирического исследования обрабатывались с помощью описательной статистики и методов математической статистики: ^критерий Стьюдента, корреляционный анализ Пирсона.
Анализ результатов полученных данных по методикам на выявление степени интернет-зависимости показал, что из выборки п = 90, с низкой степенью интернет-зависимости было выявлено 17 респондентов, а высокую степень интернет-зависимости показали 28 респондентов. Статистический анализ достоверности результатов по ^критерию Стьюдента показал, что полученные показатели в группах с низкой и высокой степенью интернет-зависимости значимо отличаются (Ъэмп = 21, р < 0,01).
Выявлены значимые различия по факторам «замкнутость - общительность», «степень эмоциональной устойчивости», «осторожность - легкомыслие» и «степень принятия моральных норм» между группами с низким и высоким уровнем интернет-зависимости (методика «Личностный многофакторный опросник Кеттелла»).
Фактор - А «замкнутость - общительность» (Ъэмп = 2,9, р < 0,01). Подростки с высокой степенью интернет-зависимости по отношению к другим могут быть временными лидерами в экстремальных ситуациях или в неформальных группах, они склонны к самоутверждению, придерживаются своих взглядов. Подростки с низкой степенью интернет-зависимости более чувствительны и восприимчивы, т. к. могут присоединиться к эмоциональному состоянию окружающих. Они проявляют активную реакцию на удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей, что и формирует насыщенно эмоциональное общение между сверстниками.
Фактор - С «степень эмоциональной устойчивости» (Ъэмп = 2,8, р < 0,01). Подростки с низкой степенью интернет-зависимости, по сравнению с подростками с высокой степенью интернет-зависимости, эмоционально более устойчивы. Они имеют реалистическое отношение к жизни, соблюдают правила групповых моральных норм и установок, что позволяет им в стрессовых ситуациях быть более гибкими и способными выбирать оптимальный вариант поведения.
Фактор - Б «осторожность - легкомыслие» (Ъэмп = 2,2, р < 0,05). У подростков с высокой степенью интернет-зависимости более трезвый, осторожный взгляд на жизнь. Подростки с низкой степенью интернет-зависимости более импульсивные, живые, веселые, полны энтузиазма, активны, разговорчивые. Они часто бывают душой компании, им присущи хорошие организаторские способности и высокая производительность труда, они оперативны и легко переключаются с одной деятельности на другую.
Фактор - О «степень принятия моральных норм» (Ъэмп = 2,3, р < 0,05). Подростки с высокой степенью интернет-зависимости менее устойчивы в достижении цели и более поверхностны, избегают правил и мало чувствуют обязанности. Они не прилагают усилий при
Результаты исследования, их обсуждение и заключение
https:// mir-nauki. com
решении групповых задач и выполнении социально-культурных требований, эгоистичны, работают для себя и на себя, свободны от влияния группы. Подростки с низкой степенью интернет-зависимости более сознательны, настойчивы, на них можно положиться. Они требовательны к себе, обязательны, настойчивы, руководствуются чувством долга, ответственны и полны планов.
Значимые различия между группами с высокой и низкой степенью интернет-зависимости были выявлены по шкалам «экстраверсия», «интроверсия» и «агрессивность» (методика «Индивидуально-типологический опросник»).
Уровень экстраверсии подростков с низкой степенью интернет-зависимости выше уровня экстраверсии подростков с высокой степенью интернет-зависимости и различия между группами значимы (1эмп = 2,7, р < 0,05). Подростки с низкой степенью интернет-зависимости имеют возможность лучше приспасабливаться к внешним требованиям, они более открыты и общительны, чем подростки с высокой степенью интернет-зависимости.
Также значимо различается уровень интроверсии (1эмп = 2,5, р < 0,05). Подростки с высокой степенью интернет-зависимости более замкнуты, обращены в мир субъективных представлений и переживаний, склонны к уходу в мир иллюзий и фантазий (увлечение компьютерными играми).
Значимые различия между подростками двух исследуемых групп были выявлены и по шкале Агрессивность (1эмп = 2,4, р < 0,05). Подростки с низкой степенью интернет-зависимости адекватнее воспринимают окружающих и вступают с ними в более успешное взаимодействие.
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири позволила получить следующие результаты: «авторитарность» подростков с низкой степенью интернет-зависимости выше «авторитарности» подростков с высокой степенью интернет-зависимости и различия между группами значимы (1эмп = 2,7, р < 0,05). Подростки с низкой степенью интернет-зависимости имеют возможность находится в разных социальных средах, и тем самым у них лучше развиты такие качества, как уверенность в себе, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.
Как и «авторитарность», показатель «подозрительность» у подростков значимо различается (1эмп 2,5, р < 0,05). Подростки с высокой степенью интернет-зависимости критичны по отношению окружающим людям, могут быть недоверчивы и скептичны к социальным явлениям, что мешает адекватно воспринимать других и окружающую обстановку, в отличии от подростков с низкой степенью интернет-зависимости, стремящихся к реалистичному восприятию окружающих и социальной действительности.
Значимые различия между подростками двух исследуемых групп мы выявили и по показателю «дружелюбность» (1эмп = 2,4, р < 0,05). Подростки с низкой степенью интернет-зависимости более склонны к сотрудничеству и компромиссу при решении проблем и конфликтных ситуаций, у них есть потребность в проявлении эмпатии, они более общительны и дружелюбны в отношениях.
Корреляционный анализ результатов у подростков с низкой степенью интернет-зависимости по Пирсону показал наличие обратной значимой статистической взаимосвязи между фактором «степень самоконтроля» и показателем «интернет-зависимости» (г = -0,685, при р < 0,01). Таким образом, для подростков, имеющих высокий контроль поведения, устойчивые интересы, волевых и уверенных в себе характерна низкая степень интернет-зависимости. Они проще относятся к окружающему миру, стараются ни от кого не зависеть, достаточно объективны к окружающим, любят находиться среди людей и любят общаться.
https:// mir-nauki. com
Обнаружена значимая положительная взаимосвязь между показателями по фактору «степень эмоциональной устойчивости» и показателем «доминирование» (г = 0,489, при р < 0,05). Иными словами, представители группы с низкой степенью интернет-зависимости эмоционально устойчивы, способны выбирать оптимальный вариант поведения, невозмутимы, и при этом они склонны к доминированию в группе.
Выявлена прямая статистически значимая взаимосвязь между фактором «осторожность - легкомыслие» и шкалой «лабильность» (г = 0,554, при р < 0,05). Респонденты часто бывают душой компании, открыты во взаимодействии с другими людьми, склонны к частой перемене мест, активны, сентиментальны, стремятся к эмоциональной вовлеченности, для них характерна изменчивость настроения, любят помечтать и пофантазировать.
Фактор «степень групповой зависимости» находится в положительной взаимосвязи с показателями по шкале «экстраверсия» (г = 0,669, при р < 0,01). Это свидетельствует о том, что подростки независимы, склонны идти своим путем, самостоятельны и предпочитают собственное мнение, плохо работают в группе и не всегда доминируют, и при этом они больше обращены в мир реально существующих объектов и ценностей.
Фактор «степень внутреннего напряжения» положительно связан со шкалой «спонтанность» (г = 0,539, при р < 0,05). Другими словами, для подростков, имеющих высокую степень внутреннего напряжения, возбудимых, беспокойных, нетерпеливых характерна непродуманность в высказываниях и поступках, они небрежны и недовольны руководством.
У подростков с высокой степенью интернет-зависимости благодаря корреляционному анализу по Пирсону были получены следующие показатели.
Обратная значимая статистическая взаимосвязь выявлена между показателем «интернет-зависимости» и шкалой «экстраверсия» (г = -0,389, при р < 0,05). Это говорит о том, что подростки с высокой степенью интернет-зависимости меньше обращены в мир реально существующих объектов и ценностей. Они больше времени проводят в интернете и в виртуальном мире.
Обнаружена значимая отрицательная взаимосвязь между фактором «замкнутость -общительность» и шкалой «спонтанность» (г = -0,391, при р < 0,05). Это связано с тем, что подростки, которые эмоционально богаты, склонны к сотрудничеству, хорошо приспосабливаются, доброжелательны, будут большее значение предавать своим словам и поступкам. Следовательно, не будут поступать, говорить и вести себя спонтанно.
Обратная значимая статистическая взаимосвязь была выявлена между фактором «робость - смелость» и шкалой «интроверсия» (г = -0,384, при р < 0,05). Это объясняется тем, что подростки, которые социально смелы, не заторможены, очень живые и непосредственны в эмоциональных реакциях, охотно испытывают новые эмоции, в деятельности много времени тратят на разговоры, меньше будут обращены в мир субъективных представлений и переживаний, в мир иллюзий и фантазий.
У показателей по фактору «реализм - сензитивность» обнаружены значимые положительные взаимосвязи с показателем степени «интернет-зависимости» (г = 0,496, при р < 0,01). Это говорит о том, что подростки с высокой степенью интернет-зависимости в жизни нетерпеливы, непрактичны, легко поддаются влиянию других, недостаточно самостоятельны, зависимы, требовательны к вниманию других, требуют и ждут помощи. У них преобладает высокая эмоциональная чувствительность и беспричинная тревога.
Прямая значимая статистическая взаимосвязь была выявлена между показателем «дружелюбие» и шкалой «ригидность» (г = 0,377, при р < 0,05). Это объясняется тем, что подростки дружелюбные, открытые, любящие всегда находиться среди людей, открытые,
отзывчивые будут спокойны и сдержанны. У них наблюдается повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и установок.
Корреляционный анализ полученных данных, представленный выше, свидетельствует о наличии значимых взаимосвязей между степенью интернет-зависимости и социально-психологическими особенностями личности подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Griffiths M. Internet addiction: Fact or fiction? // Psychologist. 1999. V.12. N.5. P. 246250.
2. Антоненко А.А. Интернет-зависимость подростков от компьютерных игр и онлайн-общения: клинико-психологические особенности и профилактика: автореф. ... канд. психол. наук. М., 2014.
3. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 394 с.
4. Удовенко Е.В. Интернет-зависимость в подростковом возрасте / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 4-5, 2017. С. 93-96.
5. Кириленко Н.П. Компьютерная зависимость: сущность и факторы возникновения как основы профилактики // В сборнике: Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. отв. редактор А.Ю. Нагорнова.
2015.С. 175-181.
6. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 с.
7. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. М.: Мнемозина, 2010. 136 с.
8. Котляров А.В. Другие наркотики или HomoAddictus: Человек зависимый. М.: Психотерапия, 2006. 480 с.
9. Хуторянская Т.В. Психологические особенности подростков, включенных и не включенных в виртуальную субкультуру // Сибирский педагогический журнал.
2016. Т. 6. С. 101-105.
10. Асмолов А.Г., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Психологическая модель интернет-зависимости личности // Мир психологии. 2004. № 1. C. 179-193.
11. Днепров А.Г. Защита детей от компьютерных опасностей. СПб.: Питер, 2008. 192 с.
12. Репина М.А. Проблема интернет-зависимости среди подростков / Молодой ученый. 2014. №20. С. 662-664.
13. Васильева Е.В. Компьютерная зависимость подростка как социально-психологическая проблема / Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т.15. №2. С. 32-39.
14. Сорокина А.Б. Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс / Современная зарубежная психология, 2015. Том 4. №1. С. 45-64.
Hutoryanskaya Tatyana Valentinovna
Saratov national research university N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia
E-mail: [email protected]
Petrova Lyubov Georgievna
Saratov state academy of law, Saratov, Russia E-mail: [email protected]
Nurgaliyeva Aigul Maksutovna
Saratov national research university N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia
E-mail: [email protected]
Psychological features of professional self-determination of old schools
Abstract. The results of theoretical and empirical research of socio-psychological characteristics of adolescents with different degrees of Internet addiction are presented. Data of empirical research conducted on a sample of adolescents of the city of Saratov (n = 90 students in grades 7-8 (13-15 years) MOU "secondary school № 59") with the use of diagnostic tools: a test for Internet addiction (interpretation of the S.A. Kulakova, 2004); a test for detecting Internet addiction K. Yang (adaptation V. A. Burov); multifactorial personality questionnaire of R. Cattell (adolescent version); individual-typological questionnaire L.N. Sobchik; methods of diagnosis of interpersonal relations T. Leary. It is noted that the study of Internet addiction of adolescents is very important in the modern world, where there is a great pace of development of computer technology. Computerization in society has a positive impact on adolescents who use these technologies in educational activities, but the negative consequence of this process is the phenomenon of Internet addiction, as well as the prerequisites for its formation. It is emphasized that the Internet dependence of adolescents contributes to the development of socio-psychological problems such as loneliness, conflict behavior, chronic depression, difficulties in adaptation, depression. It is shown that the consequences of Internet addiction are extensive and can be very dangerous and harmful to the psyche of a teenager, as well as his physical health. It is established that there are significant relationships between the degree of Internet addiction and socio-psychological characteristics of adolescents. Thus, empirical work proved that the socio-psychological characteristics of adolescents are associated with the degree of their Internet addiction. The applied aspect of the studied problem can be implemented in the consulting practice of psychologists and other specialists with adolescents who have Internet addiction.
Keywords: socio-psychological characteristics; adolescents; high degree; low degree; Internet addiction; differences; relationship