Когда речь зашла о разнообразии геймплея и возможности в играх, то тут опрошенные студенты поделились в основном на два практически равных лагеря. Одни (около 46% опрошенных) поддерживают такое мнение, что игра должна содержать основные функции в своем жанре, достаточные для полного погружения в игру, при этом, без какого-либо усложнения процесса самой игры. Другие (около 51% опрошенных студентов) предпочитают как можно большее количество возможностей в играх, и чем будет их больше, чем шире и разнообразнее геймплей, тем лучше. Лишь менее 3% игроков предпочитают простые игры, где геймплей не усложнён каким-либо образом.
Последний вопрос был связан с тем, должно ли присутствовать какое-либо взаимодействие с объектами игрового мира. Опять же респонденты разделились на практически два равных лагеря. Первая группа (51,3% опрошенных) всецело за такие возможности в играх, остальные же (48,7% опрошенных) также предпочитают иметь возможность взаимодействовать с объектами игрового мира, но при условии, что это не будет отвлекать от основного процесса игры.
Третья методика (Спилберга-Ханина) был связана с выявлением общего уровня тревожности респондентов. Общее количество баллов каждого из опрошенных студентов в данном тесте варьируется от 20 до 80 баллов, соответственно, чем выше показатель, тем выше тревожность человека.
Только у трёх человек из сорока пяти (6,7% опрошенных) средняя степень тревожности находится в диапазоне от 39 до 44 баллов, у всех остальных же степень тревожности является высокой, исходя из опроса и подсчета баллов на основе теста Спилберга-Ханина.
Выводы. Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, проблема разработки компьютерных игр с каждым годом становится все актуальнее, а технические инструменты сложнее.
В настоящее время игры, помимо традиционно игровой роли, служат инструментом для обучения, для коррекции психоэмоционального состояния, платформой для общения и др. Изучение классификации компьютерных игр показало, что существует много подходов к данной проблеме и современный пользователь может выбрать любую игру - от простой до сложной, и в процессе игры решать важные для себя проблемы (обучение, коррекция психоэмоционального состояния, связанная с высоким уровнем тревожности, общение и т.д. или просто отдых.).
Также можно сделать вывод о том, что выбор компьютерных игр у респондентов, как правило, обусловлен следующими причинами: помогают отвлечься, справиться с болью; возможность общения с друзьями; возможность «проживания» разных историй, и просто любовью к игре (как положительное эмоциональное состояние).
Анализируя полученные результаты, разработчику игры есть возможность определиться с вектором развития игровых проектов, ведь игровая составляющая на сегодняшний день является важной для современного человека.
Литература:
1. Арестова О.П. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.П. Арестова, JI.H. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1996. - № 4. - С. 14-20.
2. Бурлаков И.В. HomoGamer: психология компьютерных игр / И.В. Бурлаков. - М.: Класс, 2000. - 144 с.
3. Войскунский А.Е. Киберпсихология и ее современные проблемы / А.Е. Войскунский, Н.В. Богачева // Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты (IISC-12): материалы Первой междунар. конф.: сб. ст. и тез. - М., 2012. - С. 76-81.
4. Войскунский А.Е. Психологические исследования деятельности человека в Интернете / А.Е. Войскунский // Информационное общество. - 2005. - № 1. - С. 36-41.
5. Иванов М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Иванов М.С. - Барнаул, 2005. - 21 с.
6. Иванов М.С. Ролевая компьютерная игра как особый вид деятельности / М.С. Иванов, Г.М. Авилов // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. -Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2004. - С. 41-55.
7. Рыбалтович Д.Г. Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Рыбалтович Д.Г. - СПб., 2012. - 23 с.
8. Фомичева Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров // Вестн. Мое. унта. Сер. 14. Психология. - 1991. - № 3. - С. 27-39.
9. Шакирова Л.И. Исследование мотивационной, эмоционально-волевой сферы и психофизиологических особенностей подростков с позиции влияния на них компьютерных игр агрессивного содержания: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Шакирова Л.И. - Казань, 2006. - 20 с.
10. Психология компьютерных игр [Электронный ресурс]: - URL: works.doklad.ru/view/j4bWkjTpxrY.html / (дата обращения 29.11.2021 г.).
Психология
УДК 159.922
кандидат психологических наук Мещерякова Ирина Николаевна
Воронежский институт (филиал) Московского Гуманитарно-экономического университета (г. Воронеж); кандидат педагогических наук Демец Екатерина Геннадьевна
Воронежский институт (филиал) Московского Гуманитарно-экономического университета (г. Воронеж)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Аннотация. В статье дан психологический анализ понятия интернет-аддикции, отражены особенности подросткового возраста, а также приведены результаты эмпирического исследования психологических особенностей подростков с интернет-аддиктивным поведением.
Ключевые слова: интернет-аддикция, подростковый возраст.
Annotation. The article deals with the psychological analysis of the concept of internet-addiction, reflects the features of adolescence, and also presents the results of an empirical study of the psychological characteristics of adolescents with Internet-addictive behavior.
Keywords: internet addiction, adolescence.
Введение. Ещё до того, как Интернет приобрел широкую известность и популярность, психологи уже заговорили о зависимости от компьютера. В 1980-х годах английским психологом М. Шоттом было проведено первое исследование феномена зависимости от компьютера [1].
Возникновение Интернет-аддиктивного поведения отличается от закономерностей, присущих формированию различных химических зависимостей, выявленных на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами,
алкоголиками, а также от механизма формирования игромании. Обычно на формирование традиционных видов зависимостей уходит несколько лет, однако для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года [8].
Интернет-зависимость (интернет-аддикция) относится к нехимическим видам аддикции. Если аддиктивное поведение -это уход от реальности, путем изменения психического состояния, то реальность, которую создает компьютер, тоже влияет на внутренний мир человека и изменяет его [3].
Основной интернет-аудиторией, по результатам большого количества социологических опросов, являются молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет, т.е. - подростки [1].
Изложение основного материала статьи. Зависимость в медицинском смысле, по определению В.Д. Менделевии, интерпретируется как ненавязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определенной деятельности [10].
Интернет-зависимость (интернет-аддикция) - это психическое расстройство, для которого типичными являются навязчивое стремление к нахождению в виртуальном пространстве, нахождению в сети в течение продолжительного времени [9].
Источники зависимости часто находятся в определенных эмоциональных характеристиках подростка и его склонностью к совершению определенных действий. В настоящее время виртуальное пространство предлагает огромный и разнообразный выбор онлайн игр, среди которых особенно большое внимание со стороны подростков уделяется азартным играм, играм «от первого лица», «шутерам» и разнообразным фермам.
Семейные трудности и конфликты во многих случаях провоцируют формирование у подростков интернет-зависимости. Кроме того, в качестве причин интернет-зависимости может рассматриваться нехватка общения.
Виртуальное общение представляет собой благоприятную почву для выражения таких характеристик и качеств, которые, как правило, не одобряются социумом и мешают осуществлению реального общения. Виртуальное общение, которое во многих ситуациях выполняет для подростков роль субъективно «оптимальной» замены реальных отношений, может осложнять процесс социально-психологической адаптации и достижения успеха [4].
Продолжительное время, которое подросток находится в виртуальной сети, может стать причиной усугубления трудностей в общении, искажения нормального процесса общения, что может стать источником существенных негативных эффектов.
Увеличение стажа интернет-коммуникации у подростков выражается рядом симптомов: тенденция к провождению в интернете максимально большого количества времени, которая соотносится с определенными физическими и психологическими проявлениями: склонность к предпочтению виртуального общения реальному, в ситуации интернет-коммуникации и, напротив, чувство депрессии и острого внутреннего дискомфорта, значительное ухудшение психологического самочувствия при продолжительном отсутствии доступа к интернет-ресурсам. Для постоянных (более 6 лет) пользователей Интернета типичными являются значительные преобразования характеристик личности, соотносящиеся, в первую очередь, с уменьшением потребности в реальной коммуникации, эмпатии, критичности по отношению к себе, уверенности в своем потенциале и способностях, а также коммуникативных характеристиках [5].
Также возникают сложности в принятии ответственности за собственные достижения и неудачи. Возраст активного пользователя Сети с каждым годом закономерно снижается. Количество подростков, которые практически имеют вторую жизнь в виртуальном пространстве, существенно увеличивается. Если не структурировать использование цифровых устройств в образовательных организациях и за их пределами с опорой на культуру и традиции социума, то ситуация может еще более усугубиться [10].
Эмпирическое исследование психологических особенностей Интернет-аддиктивного поведения подростков проводилось на базе МБОУ СОШ № 16 города Воронежа. Выборка включала 36 подростков из 7 класса в возрасте 12-14 лет.
Объект исследования: подростки, страдающие Интернет-аддикцией.
Предмет исследования: психологические особенности подростков с Интернет-аддикцией.
Целью работы является выявление психологических особенностей подростков с Интернет-аддикцией.
Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что подростки, страдающие Интернет-аддикцией, имеют такие психологические особенности, как заниженная самооценка, отрицательное отношение к собственному «Я», низкий уровень самоуважения.
В результате исследования психологических особенностей подростков с Интернет-аддикцией по тесту Интернет-зависимости Чена (шкала CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова (нами был использован интегральный показатель шкалы Интернет-зависимости - общий балл CIAS) [6], склонность к возникновению интернет-зависимости наблюдается у половины респондентов, 18 человек, т.е. 50% от общего числа испытуемых. Это свидетельствует нам о том, что большое количество подростков находится на доаддиктивном этапе. Минимальный риск возникновения Интернет-зависимости был выявлен у 16 подростков (44%), т.е. полностью отсутствует интернет-зависимое поведение, выраженная и устойчивая Интернет-аддикция наблюдается у 2 респондентов, т.е. 6% испытуемых. Это говорит нам, что у подростков можно констатировать наличие Интернет зависимого поведения (поведения с компонентом злоупотребления интернетом).
С помощью методики диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) [7] мы исследовали психические состояния подростков.
Мы выявили, что по шкале «Тревожность» 50% респондентов (18 человек) - не тревожные, из этого следует, что подростки редко переживают состояние, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием угрожающей или кажущейся таковой опасности. Со средней тревожностью было обнаружено 17 человек, что составляет 47%. К очень тревожным тестируемым относится 3% респондентов (1 человек), это значит, что подростки склонны к частым переживаниям состояния тревоги, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности.
По шкале «Фрустрация» у 20 человек, что составляет 55% - самооценка низкая, т.е. подростки склонны избегать трудностей и у них возрастает страх перед неудачами, средний уровень выявлен у 42% (15 человек), высокая самооценка выявлена у 3% (1 человек), что свидетельствует об устойчивости к неудачам и стойкостью перед трудностями.
По шкале «Агрессивность» выдержаны - 18 человек (50%), подростки спокойны и не имеют трудностей в межличностных отношениях, обладают средним уровнем - 17 человек (47%), не выдержаны - 3% (1 человек), имеют трудности в работе с людьми.
По шкале «Ригидность» у 12 человек (33%) ригидности нет, подростки легко переключаемы, средний уровень у 22 человек (61%), сильно выраженная ригидность у 6% (2 человека), им трудно даются изменения в жизни.
По результатам теста-опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) [2] мы выявили, что по шкале «Глобальное самоотношение» показатель не явно выражен у 5 человек (14%), показатель средне выражен у 9 человек (25%), показатель выражен у 22 человек (61%).
По шкале «Самоуважение» показатель не явно выражен у 10 человек (28%), показатель средне выражен у 11 человек (30%), показатель выражен у 15 человек (42%).
По шкале «Аутосимпатия» показатель не явно выражен у 18 человек (50%), показатель средне выражен у 7 человек (19%), показатель выражен у 11 человек (31%).
По шкале «Ожидаемое отношение от других» показатель не явно выражен у 24 человек (67%), показатель средне выражен у 7 человек (19%), показатель выражен у 5 человек (14%).
По шкале «Самоинтерес» показатель не явно выражен у 16 человек (44%), показатель средне выражен у 9 человек (25%), показатель выражен у 11 человек (31%).
По шкале «Самоуверенность» показатель не явно выражен у 21 человека (58%), показатель средне выражен у 6 человек (17%), показатель выражен у 9 человек (25%).
По шкале «Отношение других» показатель не явно выражен у 23 человек (67%), показатель средне выражен у 7 человек (19%), показатель выражен у 6 человек (17%).
По шкале «Самопринятие» показатель не явно выражен у 13 человек (36%), показатель средне выражен у 14 человек (39%), показатель выражен у 9 человек (25%).
По шкале «Саморуководство» показатель не явно выражен у 12 человек (33%), показатель средне выражен у 8 человек (22%), показатель выражен у 16 человек (45%).
По шкале «Самообвинение» показатель не явно выражен у 20 человек (56%), показатель средне выражен у 8 человек (22%), показатель выражен у 8 человек (22%).
По шкале «Самоинтерес» показатель не явно выражен у 10 человек (28%), показатель средне выражен у 9 человек (25%), показатель выражен у 17 человек (47%).
По шкале «Самопонимание» показатель не явно выражен у 8 человек (22%), показатель средне выражен у 10 человек (28%), показатель выражен у 18 человек (50%).
Для проверки достоверности исследования мы провели корреляционный анализ Спирмена. Интернет-аддикция коррелирует положительной связью с показателем «Фрустрация» (,430). Т.е. чем выше показатель Интернет-аддикции, тем больше показатель фрустрации. Иными словами, чем ярче выражена Интернет-аддикция, тем ниже самооценка у подростков, они более склонны избегать трудностей, и у них растёт страх перед неудачами.
Также рассматриваемый критерий коррелирует со шкалой «Глобальное самоотношение». Корреляция является отрицательной (-,400), а это значит, что при росте Интернет-аддикции падает интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого. Это говорит нам, что Инетрнет-аддиктивные подростки переживают ярко выраженное отрицательное отношение к собственному «Я» и не ощущают собственную ценность.
Такая же тенденция прослеживается и в корреляции с показателем «Самоуважение». Корреляция по этой шкале является отрицательной. Иначе говоря, при повышении уровня Интернет-аддикции самоуважение будет снижаться. Следовательно, подростки с Интернет-аддикцией могут не верить в собственные силы, считать себя недостойными и несамостоятельными, неадекватно оценивать свои возможности.
Отрицательная корреляция (-,539) Интернет-аддикции наблюдается также со шкалой «Ожидаемое отношение от других». При повышении уровня Интернет-аддикции снижается уровень ожидаемого отношения от других. Эта шкала является показателем ожидаемого негативного или позитивного отношение окружающих к себе. Исходя из этого, подростки склонны ожидать негативного отношения от окружающих.
Также отрицательную корреляцию (-,394) мы видим по шкале «Отношение других». Т.е. с повышением уровня Интернет-аддикции понижается уровень ощущения себя принятым для окружающих людей. У подростков с низким уровнем показателя «Отношение других» наблюдается тенденция ощущения себя непринятыми для окружающих людей. Они чувствуют, что их не ценят за личностные и духовные качества, за действия и поступки, которые они совершают, за приверженность групповым нормам и правилам. Подростки ощущают эмоциональную сдержанность во взаимодействии с окружающими, трудность в установлении деловых и личных контактов.
Аналогично отрицательная корреляция (-,444) прослеживается со шкалой «Саморуководство». Таким образом, с повышением Интернет-аддикции понижается степень саморуководства. Подростки, как правило, не чувствуют, что способны оказывать сопротивление влиянию извне и идти против судьбы и стечения обстоятельств. Новые ситуации могут привести к ослаблению регуляционных возможностей «Я» и усилить склонность подчиняться средовым воздействиям.
Подобно предыдущим, Интернет-аддикция коррелирует отрицательно (-,598) со шкалой «Самоинтерес». Т.е. чем выше показатель Интернет-аддикции, тем ниже показатель самоинтереса. Это может свидетельствовать о том, что подростки не склонны интересоваться своим внутренним миром, мыслями и чувствами. Они могут чувствовать неуверенность в своей интересности для других.
Выводы:
1. По результатам теста Интернет-зависимости Чена (шкала CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова 50% подростков имеют склонность к возникновению Интернет-аддикции, и это свидетельствует нам о том, что большое количество подростков находится на доаддиктивном этапе.
2. С помощью методики диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) мы выяснили, что по шкале «Тревожность» 50% респондентов - не тревожные, из этого следует, что подростки редко переживают состояние, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием угрожающей или кажущейся таковой опасности.
По шкале «Фрустрация» у 55% респондентов низкая самооценка, подростки склонны избегать трудностей, и у них растёт страх перед неудачами.
По шкале «Агрессивность» 50% респондентов выдержаны, из этого следует, что у подростков нет тенденции причинять неприятности и наносить вред людям, животным, окружающему миру.
И по шкале «Ригидность» у 61% подростков ригидность средняя. В некоторых ситуациях они склонны испытывать затруднения в изменении намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
3. По результатам теста-опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) было выявлено, что по шкале «Глобальное самоотношение» показатель выражен у 61% подростков, полученные значения по данной шкале означают, что подростки переживают ярко выраженное положительное отношение к собственному «Я» и ощущают собственную ценность.
По шкале «Самоуважение» показатель выражен у 42% респондентов, это значит, что подростки считают себя способными, достойными, самостоятельными и верят в собственные силы.
По шкале «Аутосимпатия» показатель не явно выражен у 50% подростков, из этого следует, что они неодобрительно к себе относятся и склонны не доверять себе.
По шкале «Ожидаемое отношение от других» показатель не явно выражен у 67% респондентов, из этого следует, что подростки склонны ожидать негативного отношения от окружающих.
По шкале «Самоинтерес» у 44% подростков показатель не явно выражен, что свидетельствует о том, что они не склонны к изучению собственного внутреннего мира и не уверенны в своей интересности для других.
По шкале «Самоуверенность» у 58% респондентов показатель не явно выражен, из этого следует, что при появлении трудностей подростки теряют уверенность в себе и испытывают беспокойство и тревогу.
По шкале «Отношение других» 67% подростков имеют не явно выраженный показатель, это значит, что подростки ощущают себя непринятыми для окружающих людей. Они чувствуют, что их не ценят за личностные и духовные качества, за действия и поступки, которые они совершают, за приверженность групповым нормам и правилам.
По шкале «Самопринятие» у 39% подростков показатель средне выражен, это означает, что подростки из-за некоторых конфликтных ситуаций и неудач, могут не испытывать симпатию к себе и считают, что их недостатки особенно выделяются.
По шкале «Саморуководство» 45% подростков с выраженным показателем. Подростки ощущают собственное «Я» внутренним стержнем, координирующим и направляющим их активность, способны прогнозировать свои действия и их последствия.
По шкале «Самообвинение» 56% подростков имеют не явно выраженный показатель. Подростки склонны отрицать собственную вину в конфликтных ситуациях. Они защищают собственное «Я», обвиняя большей частью других, склонны переносить ответственность на окружающих за решение своих проблем.
По шкале «Самоинтерес» у 47% респондентов показатель выражен. Подростки склонны интересоваться своим внутренним миром. Они с удовольствием наслаждаются собственным обществом, считают себя способными заинтересовать.
По шкале «Самопонимание» у 50% подростков показатель выражен, из этого следует, что подростки способны понимать свою личность, желания, мысли, идеи и потребности, а следственно могут проживать свою жизнь более полно.
4. Согласно результатам, полученным при применении критерия Спирмена выявлено, что уровень Интернет-зависимости (общий CIAS) имеет прямую связь со шкалой «Фрустрация» (,430), а обратную связь со шкалами «Глобальное самоотношение» (-,400), «Самоуважение» (-,396), «Ожидаемое отношение от других» (-,539), «Отношение других» (-,394), «Саморуководство» (-,444), «Самоинтерес» (-,598).
5. Из полученных данных следует, что при повышении у подростков показателя Интернет-аддикции увеличивается показатель фрустрации, падает интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» и снижается самоуважение.
Литература:
1. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета. Психологический журнал: сборник статей № 1 / А.Е. Войскунский. - 2004. - 100 с.
2. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие - 2-е изд., переруб. и доп. / Н.С. Глуханюк. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. - 33 с.
3. Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении. Психология и лечение зависимого поведения / Г. Кристал. - М: Наука, 2007. - 240 с.
4. Лисецкий К.С. Психология и профилактика наркотической зависимости / К.С. Лисецкий, Е.В. Литягина. - Самара, 2008. - 224 с.
5. Осипова Е.В. Влияние Интернета на формирование личности подростка / Вектор развития современной науки. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции / Е.В. Осипова, Е.А. Красилова. - Астрахань: Научный центр «Олимп», 2016. - 932 с.
6. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие / В.Л. Малыгин. - М. МГМСУ, 2011. - 32 с.
7. Райгородский Д.Я. (редактор-основатель) Практическая психодиагностика / Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2006. - 672 с.
8. Сатин Д.К. Интернет как среда проведения психологических исследований // 2-ая Российская конференция по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). Тезисы / Д.К. Сатин. - М.: Экопсицентр РОСС. - 262 с.
9. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2011. - 511 с.
10. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения / Е.Б. Усова. - Мн., 2010.
Психология
УДК 159.9.07
старший преподаватель кафедры психологии Пьянова Екатерина Николаевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); ассистент преподавателя Башарова Альвина Фидаилевна Международная школа Наследие (филиал Соколки) (г. Москва)
ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА КАК ЭТАП В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА
Аннотация. Статья посвящена изучению восприятия и понимания эмоционального состояния человека в период старшего дошкольного возраста. Авторами статьи описаны результаты эмпирического исследования использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции, восприятие детьми графического изображения эмоций, а также восприятие и понимание детьми эмоциональных состояний человека.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект. Дошкольный возраст, эмоциональная сфера.
Annоtation. The article is devoted to the study of perception and understanding of the emotional state of a person during the senior preschool age. The authors of the article describe the results of an empirical study of the use of facial expressions and pantomimics by children when demonstrating a given emotion, children's perception of a graphic representation of emotions, as well as children's perception and understanding of human emotional states.
Keywords: emotions, emotional intelligence. Preschool age, emotional sphere.