Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
609
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / АДДИКЦИИ / ФОРМЫ АГРЕССИИ / РАДИКАЛИЗМ / НЕГАТИВИЗМ / INTERNET ADDICTION / TEENAGERS / PERSONALITY TRAITS / ADDICTIONS / FORMS OF AGGRESSION / RADICALISM / NEGATIVISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логутова Елена Владимировна, Гамалей Елена Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме влияния интернет-зависимости на личностные особенности подростков. В современных реалиях, когда сеть Интернет все больше заменяет подрастающему поколению реальное живое общение друг с другом, с родителями и педагогами, следует обратить пристальное внимание на то, сколько по продолжительности, с какими целями подростки проводят время в сети Интернет. В статье приводятся результаты исследования различий личностных особенностей интернет-зависимых подростков с разным уровнем зависимости. В ходе исследования установлено, что подростки с высоким уровнем интернет-зависимости отличаются выраженным радикализмом, а также уровень их агрессивных проявлений также значительно выше по сравнению с подростками с низким уровнем интернет-зависимости. Наиболее ярко выраженные формы агрессии, характерные для интернет-зависимых подростков с высоким уровнем зависимости, это раздражительность, негативизм, вербальная агрессия, косвенная агрессия и чувство вины. Результаты проведенного исследования и представленные в данной статье могут быть интересны и полезны психологам, педагогам, специалистам по работе с аддикциями, социальным работникам, родителям обучающихся, так как дают направление профилактической, просветительской и коррекционной работы с подростками с целью предупреждения и недопущения возникновения у них интернет-зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Логутова Елена Владимировна, Гамалей Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF TEENAGERS WITH DIFFERENT LEVELS INTERNET ADDICTION

The article is devoted to the actual problem of the influence of Internet addiction on the personal characteristics of teenagers. In modern realities, when the Internet is increasingly replacing the younger generation of real live communication with each other, with parents and teachers, you should pay close attention to how long, for what purposes, teenagers spend time on the Internet. The article presents the results of a study of differences in the personal characteristics of Internet-dependent adolescents with different levels of dependence. The study found that teenagers with a high level of Internet addiction are characterized by pronounced radicalism, as well as the level of their aggressive manifestations is also significantly higher compared to teenagers with a low level of Internet addiction. The most pronounced forms of aggression characteristic of Internet-dependent adolescents with a high level of dependence are irritability, negativity, verbal aggression, indirect aggression, and guilt. The results of the research and presented in this article may be interesting and useful to psychologists, teachers, specialists in working with addictions, social workers, parents of students, as they provide a direction for preventive, educational and correctional work with adolescents in order to prevent and prevent them from becoming Internet-dependent.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ»

психологические науки

Логутова Елена Владимировна, Гамалей Елена Александровна ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ...

УДК 159.9.072

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0084

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ

ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ

© 2020

SPIN: 2044-6309,

AuthorlD: 369729

Логутова Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры

«Социальная психология» Гамалей Елена Александровна, студентка 4 курса по направлению подготовки «Психология» Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, пр. Победы 13, корп.20, e-mail: gamalei2014@yandex.ru)

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме влияния интернет-зависимости на личностные особенности подростков. В современных реалиях, когда сеть Интернет все больше заменяет подрастающему поколению реальное живое общение друг с другом, с родителями и педагогами, следует обратить пристальное внимание на то, сколько по продолжительности, с какими целями подростки проводят время в сети Интернет. В статье приводятся результаты исследования различий личностных особенностей интернет-зависимых подростков с разным уровнем зависимости. В ходе исследования установлено, что подростки с высоким уровнем интернет-зависимости отличаются выраженным радикализмом, а также уровень их агрессивных проявлений также значительно выше по сравнению с подростками с низким уровнем интернет-зависимости. Наиболее ярко выраженные формы агрессии, характерные для интернет-зависимых подростков с высоким уровнем зависимости, это раздражительность, негативизм, вербальная агрессия, косвенная агрессия и чувство вины. Результаты проведенного исследования и представленные в данной статье могут быть интересны и полезны психологам, педагогам, специалистам по работе с аддикциями, социальным работникам, родителям обучающихся, так как дают направление профилактической, просветительской и коррекционной работы с подростками с целью предупреждения и недопущения возникновения у них интернет-зависимости.

Ключевые слова: интернет-зависимость, подростки, личностные особенности, аддикции, формы агрессии, радикализм, негативизм.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF TEENAGERS WITH DIFFERENT LEVELS INTERNET ADDICTION

© 2020

Logutova Elena Vladimirovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department «Social psychology» Gamaley Elena Alexandrovna, 4th year student in the field of Psychology Orenburg state University (460018, Russia, Orenburg, 13 Pobedy Ave., bldg. 20, e-mail: gamalei2014@yandex.ru)

Abstract. The article is devoted to the actual problem of the influence of Internet addiction on the personal characteristics of teenagers. In modern realities, when the Internet is increasingly replacing the younger generation of real live communication with each other, with parents and teachers, you should pay close attention to how long, for what purposes, teenagers spend time on the Internet. The article presents the results of a study of differences in the personal characteristics of Internet-dependent adolescents with different levels of dependence. The study found that teenagers with a high level of Internet addiction are characterized by pronounced radicalism, as well as the level of their aggressive manifestations is also significantly higher compared to teenagers with a low level of Internet addiction. The most pronounced forms of aggression characteristic of Internet-dependent adolescents with a high level of dependence are irritability, negativity, verbal aggression, indirect aggression, and guilt. The results of the research and presented in this article may be interesting and useful to psychologists, teachers, specialists in working with addictions, social workers, parents of students, as they provide a direction for preventive, educational and correctional work with adolescents in order to prevent and prevent them from becoming Internet-dependent.

Keywords: Internet addiction, teenagers, personality traits, addictions, forms of aggression, radicalism, negativism.

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст, период активного взросления и становления личности, является критическим в жизни каждого ребенка. Этот период давно и активно изучался и продолжает изучаться психологами, педагогами, социологами, специалистами в области медицины и другими исследователями. Именно на этом возрастном этапе происходят важные физиологические и психологические изменения. По выражению Выготского Л.С., «...в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного.» [1]. Подросток начинает впервые ощущать себя взрослым и эти ощущения, как правило, не совпадают с его реальными возможностями и отношением к подростку со стороны взрослых. Нередко случается так, что реальный образ-«Я» и образ-«Я» идеальный, выстроенный в сознании подростка, не совпадают и служат причинами как межличностных, так и глубоких внутриличностных конфликтов [2-5].

Для разрешения разного рода конфликтов, подростки редко прибегают к помощи взрослых, ин гораздо про-

ще и привычнее снимать психологическое напряжение через сеть Интернет.

В интернете собственный, созданный лично подростком мир и анонимное окружение, отношения с которым он выстраивает, зачастую более эффективно, чем в обычной жизни. Подобное явление может оказать значительное влияние на личность подростка в реальной жизни, а также привести к зависимости от интернета. Анонимность, ощущение вседозволенности, безнаказанности могут провоцировать агрессию и конфликты с окружающими в повседневной жизни. В настоящее время проблема интернет-зависимости, и влияния сети Интернет на проявление и изменение личностных особенностей детей и подростков активно изучается и обсуждается [6-14].

МЕТОДОЛОГИЯ

Наше исследование, проведённое в одной из средних общеобразовательных школ города Оренбурга, среди обучающихся старших классов (п=92), было направлено на выявление различий в личностных особенностях старших подростков с различным уровнем интернет-за-

Logutova Elena Vladimirovna, Gamaley Elena Alexandrovna

PERSONAL CHARACTERISTICS OF TEENAGERS WITH DIFFERENT ..

psychological science

висимости.

Определение уровня интернет-зависимости осуществлялось с помощью теста «Интернет - зависимость» К. Янга (в адаптации Лоскутовой В.А.) [15], и методики «Шкала Интернет - зависимости» А. Жичкиной [16].

Дальнейшее исследование состояло в изучении и сравнении проявления личностных особенностей старших подростков с различным уровнем интернет-зависимости с помощью методик «Личностный опросник Р. Кеттелла» в адаптации А.Н. Капустиной (подростковый вариант) [17], «Опросник агрессивности Басса - Дарки» в адаптации Ениколопова С.Н.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты исследования по выявлению интернет-зависимости у старших подростков показали, что высокий уровень зависимости присутствует у 45% опрошенных, а низкий, соответственно, у 55% (см. Рисунок 1).

правило, демонстративный радикализм. Это может выражаться в троллинге участников различных онлайн-сообществ через оскорбительные комментарии, шутки, размещение порочащих фотографий или видео. Таким образом подростки демонстрируют свою независимость и самостоятельность, пренебрегая правилами и авторитетами.

Анонимность, безнаказанность интернет - общения и потеря чувства реальности повышает радикализм подростков в сети Интернет.

Результаты исследования, полученные с помощью методики «Опросник агрессивности Басса - Дарки», позволили выявить значимые различия между группами подростков с высоким и низким уровнями интерне-зависимости по нескольким показателям (см. Рисунок 2).

Рисунок 1 - Распределение уровня интернет-зависимости среди обучающихся старших классов

На основании полученных результатов были выделены и сформулированы качественные характеристики интернет-зависимости старших подростков: «ощущение грусти и одиночества вынуждает меня проводить больше времени в Интернете», «когда я провожу в Интернете меньше времени, чем обычно, я чувствую себя подавленно», «я чувствую, что мое увлечение Интернетом мешает моей учебе, работе или отношениям с людьми вне Интернета», «многие мои знакомые не знают, сколько времени я на самом деле провожу в Интернете», «я часто пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете», «когда я не в Интернете, я часто думаю о том, что там происходит, я предпочитаю общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни» [16].

Результаты исследования, полученные с помощью методики «Личностный опросник Р. Кеттелла» позволили выявить достоверные различия по фактору «консерватизм - радикализм» (р=0,004).

Подростки, демонстрирующие высокий уровень интернет-зависимости, имеют более высокие показатели «радикализма, чем их сверстники с низким уровнем «интернет-зависимости».

Подростковый радикализм в современной молодежной среде является своеобразной формой выражения отношения к существующим правилам и установкам в обществе. Радикальные и оппозиционные идеи могут выполнять для подростков защитную функцию. В подростковом возрасте личность находится на стадии формирования и переживает множество критических моментов, связанных, в том числе, с становлением устойчивой системы интересов и ценностей. Радикализм во взглядах и предпочтениях может выступать фундаментом или опорой для построения собственного мировосприятия [18].

Следует различать демонстративный радикализм и деятельностный [19]. Поскольку взаимодействие в интернет - среде полностью исключает физический контакт, интернет-зависимые подростки проявляют, как

Рисунок 2 - Результаты исследования по методике «Опросника Басса - Дарки» в группах подростков с различным уровнем интернет-зависимости

На гистограмме представлено, что показатели агрессивности в группе с высоким уровнем интернет-зависимости превышают показатели в группе с низким уровнем интернет-зависимости.

Виртуальное общение во многом стирает этические границы между людьми, и тогда различного рода оскорбления, хамство и жестокость для некоторых становятся нормой. Желание заявить о себе провоцирует подростка на размещение в социальных сетях личной информации (телефон, адрес электронной почты, фотографии). Это позволяет злоумышленникам использовать информацию в своих целях и делает общение в интернете опасным. В этом случае можно говорить не просто о косвенной агрессии, а о таком понятии как «киберагрессия» [20, 21].

Агрессоры, зная об анонимности общения, предполагают, что защищены от ответственности за свои действия. Дети и подростки отличаются доверчивостью, наивностью, легко поддаются манипулятивным уловкам, подстерегающим их в сети. Если сам подросток выступает инициатором такого агрессивного взаимодействия, то он, как правило, реализует потребность в общении. Дефицит общения при неограниченной возможности входить в начатый кем бы то ни было разговор - питательная среда для троллинговой активности [22].

Троллинг - своеобразная игра с идентичностью как своей, так и собеседника, с целью повысить собственную значимость за счет другого человека.

Значимые различия между группами подростков с различным уровнем интернет-зависимости выявлено по следующим факторам: «раздражение» (р=0,001), негативизм (р=0,002), «подозрительность» (р=0,002), «вербальная агрессия» (р=0,000), «косвенная агрессия» (р=0,000), «чувство вины» (р=0,001).

Подростки с высоким уровнем интернет-зависимости чаще демонстрируют свое раздражение в сети Интернет.

Подобная форма агрессии выполняет защитную и сигнальную функции, а также свидетельствует о наличии психологических проблем у подростка, связанных

психологические науки

Логутова Елена Владимировна, Гамалей Елена Александровна ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ...

с учебой, отношениями в семье, общением со сверстниками.

Общая неудовлетворенность вызывает навязчивое стремление проводить больше времени в интернете, а любые попытки окружения ограничить доступ к ресурсам вызывает серьезное раздражение. Раздражение также может возникать тогда, когда нарушается личное пространство подростка, попытка взрослых проникнуть в него.

Негативизм является весьма распространенной формой агрессии подростков, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям, предъявляемым подростку обществом в лице родителей, педагогов, других взрослых людей [23].

Чаще всего негативизм встречается по отношению к требованиям, не учитывающим потребности несовершеннолетнего. Он усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы, что одновременно является симптомом интернет-аддикции. Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение несовершеннолетним какой-либо из существенных для него потребностей социального характера: в общении, эмоциональном контакте, одобрении, уважении и т.п. [24].

Негативизм может выполнять компенсаторную функцию. За ним чаще всего скрывается страх подростка не оправдать ожидания значимых взрослых. Предъявляя к себе высокие требования, ребенок таким образом реагирует на события, предвосхищая собственный неуспех, что помогает ему пережить эмоционально трудную ситуацию неуспеха.

Подозрительность — это склонность к недоверию и намеренное желание упрекнуть в чем-то, раскритиковать партнера по общению.

Возможно, что повышенный уровень подозрительности является следствием неуверенности и низкой самооценки подростков.

Чаще всего такие подростки не умеют строить взаимоотношения, ищут понимания и признания через интернет, сомневаются в том, что их личность может быть интересна для окружающих.

Вместе с этим, создавая «новую» личность в социальных сетях, подростки боятся показать себя настоящих и при любых попытках собеседника выстроить диалог, подросток показывает свое недоверие, пытаясь проверить новых друзей и сделать интернет- коммуникацию безопасной.

Вербальная агрессия, к сожалению, распространенное явление в молодежной среде, зачастую, это не только словесное выражение недовольства или негативных эмоций в адрес другого человека, а самый обычный «нормальный» уровень общения. Показатель вербальной агрессии как и косвенной агрессии ярче проявляется в группе подростков с высоким уровнем интернет-зависимости, тем более что такую форму агрессии подросток выражает опосредованно через компьютер или другой гаджет.

У подростков, зависимых от интернета, в случае затруднений в поиске нужной информации на сайтах или долгого времяпрепровождения в социальных сетях, может наблюдаться смена психологического состояния в сторону раздражительности, апатичности, агрессивности, в результате чего, возможно, перенаправление своих отрицательных чувств на других людей при помощи криков, угроз, насмешек.

Нередко у интернет-зависимых подростков появляется чувство вины выступает как средство самонаказания за проблемы и трудные жизненные ситуации, происходящие в реальной жизни, с которыми они не могут справиться, как реакция на неоправданные ожидания взрослых или даже своих виртуальных друзей и других участников интернет-коммуникации. Чувство вины может расти и укрепляться, подросток чувствует себя несостоятельным, неполноценным, что может провоциро-

вать аутоагрессию [25].

Данное исследование, направленное на изучение различий личностных особенностей старших подростков с различным уровнем интернет-зависимости, продемонстрировало то, какие серьезные изменения личности влечет за собой неограниченное увлечение и времяпрепровождения в сети Интернет.

Результаты исследования могут быть интересны и полезны психологам, педагогам, специалистам по работе с аддикциями, социальным работникам, родителям обучающихся, так как дают направление профилактической, просветительской и коррекционной работы с подростками с целью предупреждения и недопущения возникновения у них интернет-зависимости. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский, Л.С. Педология подростка: Проблема возраста /Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. М, 1984. т. 3. - 460с.

2. Беличева, С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков / С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2005. - №1. - С.3-7.

3. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков. Развитие. Выявление. Помощь /В.В. Бойко. — СПб: «Союз», 2002. — 159 с.

4. Логутова, Е.В. Гендерные особенности виктимного поведения старших школьников /Е.В. Логутова // Современные проблемы науки и образования, 2015. - № 1-1. - С. 1551.

5. Реан, А.А. Социальные установки как фактор делинквентно-го поведения несовершеннолетних /А.А. Реан //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2015. - Вып. 11. - С. 44-54.

6. Акулова, Е.В. Индивидуальные — психологические особенности пользователей сети Интернет [Электронный ресурс] /Е.В. Акулова.

— Режим доступа: http://nadfl.ru/work/10391/lichnostnye-osobennosti-lyudej-kotorye;

7. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. — М.: «Можайск — Терра». — 2007.

— 431 с.

8. Мухаметшина, К.О. Проблема интернет-зависимости в подростковой среде/К.О. Мухаметшина// VI Студенческий научный форум/ - 2014. - №5-6. — С. 67-93.

9. Удовенко, Е.В. Интернет зависимость в подростковом возрасте /Е.В. Удовенко //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. - №4-5. — 93-96 с.

10. Николаева Э.Ф., Румянцева С.С. Интернет-зависимость подростков как информационно-психологическая угроза // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 82-84.

11. Ванюхина Н.В. Компьютерные технологии и интернет в современном образовании //Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 5-8.

12. Бобылева А.А., Павлова Е.В. Факторы формирования ки-беркоммуникативной зависимости у студентов вуза // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 86. С. 86-90.

13. Келина Н.Ю., Вейпан Е.В., Елизаров В.Н. Технология выявления и анализа риска возникновения игровой зависимости //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. № 5 (27). С. 227-234.

14. Яснова А.А. Теоретические аспекты изучения проблемы гей-мер-аддикции и её влияния на поведение подростков // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 51-54.

15. Янг К. Тест на интернет-аддикцию (The Internet Addiction Test [IAT]). Режим доступа: http://www.netaddiction.com/index.php?option = com_ bfquiz&view = onepage&catid = 46&Itemid = 106

16. Жичкина А.Е. Шкала интернет-зависимости А. Жичкиной [Электронный ресурс] / А.Е. Жичкина. — Режим доступа: http:// flogiston.ru/articles/netpsy/addiction

17. Александровская, Э.М., Гильяшева, И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла: Методические рекомендации / Э.М. Александровская, И.Н. Гильяшева. — М.: Изд-во МГУ, 1993.

18. Логунова, А.А., Дунаева, Е.Ю. Социально-психологические факторы радикализации личности в современном мире. Перспективы развития науки в области педагогики и психологии/А.А. Логунова, Е.Ю. Дунаева. - Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Челябинск, 2014. - 65 с.

19. Столяренко, Е.В. Молодежный радикализм в российском социуме: дис... канд. социол. наук: 22.00.04/Е.В. Столяренко. - Краснодар, 2012. - 168 с.

20. Пьянкова, Н.Г. Социальные сети и их влияние на человека / Н. Г. Пьянкова, В.М. Матвиюк //Информационные технологии в экономике, образовании и бизнесе. Саратов. - 2014. - С. 83-86.

21. Янг, К.С. Диагноз — интернет-зависимость / К.С. Янг //Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 67-89.

22. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — М.: Директ - Медиа, 2008. — 215 с.

23. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. -Издатель: ЭКСМО - Пресс, 2002. — С. 22.

24. Хрущева, Л.Б. Социальные сети: положительные и отрицательные стороны присутствия социальных сетей в повседневной

Logutova Elena Vladimirovna, Gamaley Elena Alexandrovna

PERSONAL CHARACTERISTICS OF TEENAGERS WITH DIFFERENT ..

psychological science

жизни / Л.Б. Хрущева, К.А. Церковная // Областные и инновационные технологии в сфере образования. — 2017. - № 6. — С.42-45.

25. Дмитриев, М.Г., Белов, В.Г., Парфенов, Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков/М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. — СПб.: ЗАО «ПОНИ». 2010. - 316 с.

Статья поступила в редакцию 19.05.2020

Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.