Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ'

ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
520
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / СОЦИУМ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПРОБЛЕМА / ИНТЕРНЕТ-АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болотин М.П.

В статье рассматривается актуальная проблема интернет-зависимости. Данная статья может быть интересна людям, которые сталкивались с этой проблемой или наблюдали у знакомых симптомы данной проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ»

УДК 159.9

Болотин М.П.

ГОс-151.2 4 Курс Филиал КузГТУ в г. Прокопьевске, Россия

ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема интернет-зависимости. Данная статья может быть интересна людям, которые сталкивались с этой проблемой или наблюдали у знакомых симптомы данной проблемы.

Ключевые слова: интернет-зависимость; социум; личность; социальные сети; проблема; интернет-адаптация.

Без интернета жизнь современного человека трудно представить. Существенное влияние на общество оказывает массивный и в то же время доступный поток различной информации, часто выпускаемые новые видео игры и распространенное пользование социальными сетями.

Без сомнения, эта проблема является актуальной в современном обществе. Социум должен быть только из психически здоровых людей, способных тратить свое время с максимальной пользой, не ограничивая себя пребыванием только в сети Интернет и нахождением в пределах своего дома. Любая зависимость, будь то интернет, алкоголь, азартные игры, говорит о том, что человеку дискомфортно находиться в реальном мире среди людей, либо в жизни у человека складывается такая обстановка, которая мешает ему реализовывать свой потенциал и таким образом он хочет спрятаться от всех проблем.

Долгое время вопрос интернет-зависимости волновал и продолжает волновать российских и зарубежных ученых-психологов, таких как Короленко Ц.П., Янг.К., Войскунского А.Е., Голдберг И. Интернет-зависимость, по мнению этих ученых — это достаточно широкое понятие, которое обозначает ряд проблем контроля поведения над влечениями, проявляющимися в процессе использования электронной сети. [4].

«Проблема зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей...»[5]. Цитата, принадлежащая Ц.П. Короленко, доказывает мысль о докучности увлечений и скорости перехода их в реальную зависимость. С точки зрения психологов основным признаком интернет-зависимости является «уход от реальности», так как именно этот фактор является реальным, а не вымышленным. Распознать зависимость у человека несложно, достаточно заметить изменения в его поведении, привычках и даже в распорядке дня; резко падает чувство ответственности, появляется апатия и повышается частота отказов от выполнения каких-либо просьб, многие дела не имеют смысла, теряются интересы к собственным хобби и увлечениям.

Явление интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. К этому времени психологами был установлен тезис о том, что «если последствия алкогольной и наркотической зависимости изучены хорошо и доступно, то, что касается зависимости от интернета, можно сказать, что отсутствует возможность долговременного наблюдения за явлением». Наиболее важным показателем данной зависимости определяется отсутствие давления со стороны общественности. Общество, живущее в виртуальном мире, не ощущается людьми в действительности, следовательно, любые слова, сказанные здесь кем-то, едва ли повлияют на человека.

В отличие от психологической точки зрения интернет-зависимость можно рассматривать также и с педагогической точки зрения. И педагоги, и психологи считают важнейшей отличительной чертой Интернет-зависимости попытку сбежать от реальности. Адекватный и ответственный человек понимает, что необходимо решать свои дела, учиться, работать, заниматься домашними хлопотами. Конечно, всё это не дается нам с легкостью, чтобы сделать все дела в срок и качественно требуется приложить немалое количество усилий, но, тем не менее, это не освобождает от реализации этих дел. Интернет-зависимость наделяет человека свободой действий, тем самым, сильнее затягивая по сравнению с повседневной рутиной.

С педагогической точки зрения причинами зависимости от интернета служить недостаток общения, а также возможные пробелы в воспитании человека в семье (если

родители не уделяли ребенку достаточного внимания). Следствие этого - человек становится зависимым от Сети, в которой общаться и заводить друзей гораздо проще, чем в реальности, а непонимание со стороны семьи кажется несущественным.

При всевозможных вариантах наименований этой зависимости ученые, всё же, едины в определении поведенческих характеристик, которыми можно описать этот феномен. Отмечаются нежелание отвлечься от работы в Интернете или прекратить её даже на короткий срок; появляется досада и различные негативные реакции, которые возникают, если от работы вынуждают отвлечься; возникает склонность забывать о домашних делах; нежелание воспринимать критику со стороны; готовность мириться с разрушением семьи, потерей сна и своего здоровья; постоянное забывание о полноценных приемах пищи и злоупотребление кофеиносодержащими напитками. [2].

Если для формирования традиционных видов зависимостей потребуется не один год, то для интернет-зависимости этот показатель очень сильно снижается. Так, в ходе опросов, проводимых К. Янг, было обнаружено, что 25% интернет-зависимых личностей приобрели, данный вид зависимости в течение полугода после начала работы в Интернет-пространстве, 58% — в течение второго полугодия, оставшиеся 17% — через год [1].

Данные интернет-зависимости в разных странах:

Германия - Согласно интернет версии немецкой газеты Welt Online на сегодняшний день насчитывается 2 миллиона немцев, одержимых интернетом. Одновременно с этим, количество курящих, употребляющих алкоголь, марихуану и т.п. пошло на убыль. По словам председателя комиссии по наркотикам при правительстве Германии Мехтильда Дикмана, это конечно радует, но не утешает. На 2010 год 560.000 человек считаются официально больными интернет-зависимостью.

США - По оценкам Бюро Переписи Населения СШАШ Census Bureau, взрослые и подростки, живущие в США, в 2007 году потратят почти пять месяцев (3 518 часов) на просмотр телепередач, путешествия по Интернету, чтение газет и прослушивание музыки. Более детальная разбивка выглядит следующим образом: в нынешнем году американцы проведут 65 дней перед ТВ и 41 день будут слушать радио. На Интернет и

газеты будет потрачено по неделе времени. Треть американских подростков, опрошенных Pew Research Center, заявили, что во Всемирной Сети они делают то, что вряд ли понравится их родителям. 64% из них считают, что большинство тинейджеров делают в Интернете то, о чем их родители не должны знать.

Россия - Согласно анализу результатов исследований Фонда, Общественное Мнение в 2009 году, молодежь (возраст 12 - 26 лет), которая является самой большой и активной российской интернет-аудиторией, можно разделить на пять групп, отличающиеся друг от друга по социально-демографическим характеристикам, стилю жизни, медийным, потребительским предпочтениям и по специфике интернет-пользования. Доля активной аудитории за осень 2012 года - это выходящие в сеть хотя бы раз за сутки - составляет 40% (46,8 млн человек). Годовой прирост интернет пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз за месяц, составляет 12%, а для суточной аудитории данный показатель равен 15%.

Со стремительным развитием всемирной паутины феномен интернет-зависимости постоянно видоизменяется и требует дальнейшего изучения, в том числе различными психологическими методами, поскольку за проявлениями описываемой проблемы нередко могут скрываться и другие зависимости или же психические отклонения. Исследование индивидуально-психологических отличительных черт людей, имеющих склонность к интернет-аддикции, является очень значительным, потому что необходимо вовремя увидеть тревожные знаки в поведении человека и помочь ему справиться с этой проблемой. [3].

Очевидно, что нельзя упорствовать на однозначную вредность в использования Интернет-ресурсов. Например, транспорт может быть как средством передвижения, так и, при возникновении определенных обстоятельств, средством, калечащим людей или даже забирающим жизни. Но почему-то ещё никому не пришло в голову запретить выпуск автомобилей и передвигаться с помощью конных упряжек, возвращаясь тем самым на годы развития назад. Дело не в предметах, а только в том, как, кем и с какой целью они используются. Иначе говоря, во всём нужна мера.

Литература

1. Дрепа, М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии [Текст]/ М.И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение . -2009. -№2. -С. 189193.

2. Жилов, В.С. Основные проблемы Интернет-зависимого поведения [Текст]/ В.С. Жилов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2008. - №54. - С. 361-365.

3. Спиркина, Т.С. Личностные особенности пользователей сети интернет, склонных к интернет-зависимости [Текст]/ Т.С. Спиркина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2008. -№60. -С. 473-478.

4. Шаталина, М.А. Анализ факторов, влияющих на формирование интернет-аддикции [Текст]/ М.А. Шаталина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - №1. -С. 188-192.

5. Короленко, Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. - Екатеринбург, 2000. - С. 291-292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.