Научная статья на тему 'Интернет-аддикция как негативный фактор влияния на психическое и физическое здоровье обучающихся (на примере студентов КНИТУ-КАИ)'

Интернет-аддикция как негативный фактор влияния на психическое и физическое здоровье обучающихся (на примере студентов КНИТУ-КАИ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / АДДИКЦИЯ / HEALTH / STUDENT YOUTH / PERSONAL COMPUTERS / INTERNET DEPENDENCE / ADDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Покровская Татьяна Юрьевна, Титова Елена Борисовна

В статье рассматриваются основные негативные эффекты, оказываемые интернет зависимостью на физическое и психологическое здоровье студенческой молодежи. Описаны стадии развития интернет-зависимости. Обозначены причины, вынуждающие студентов постоянно пользоваться интернетом. Представлены результаты сплошного анкетирования студентов КНИТУ-КАИ, обучающихся в институте радиоэлектроники и телекоммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET ADDICTION AS A NEGATIVE FACTOR OF INFLUENCE ON MENTAL AND PHYSICAL HEALTH OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF KNITU-KAI)

The article deals with the main negative effects of Internet addiction on the physical and psychological health of students. The stages of development of Internet dependence are described. The reasons forcing students to use the Internet constantly are designated. The results of continuous questioning of students of KNITU-KAI studying at Institute of radio electronics and telecommunications are presented.

Текст научной работы на тему «Интернет-аддикция как негативный фактор влияния на психическое и физическое здоровье обучающихся (на примере студентов КНИТУ-КАИ)»

Педагогика

УДК 796.011.1

кандидат социологических наук, доцент Покровская Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань); старший преподаватель Титова Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань)

ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ КНИТУ-КАИ)

Аннотация. В статье рассматриваются основные негативные эффекты, оказываемые интернет -зависимостью на физическое и психологическое здоровье студенческой молодежи. Описаны стадии развития интернет-зависимости. Обозначены причины, вынуждающие студентов постоянно пользоваться интернетом. Представлены результаты сплошного анкетирования студентов КНИТУ-КАИ, обучающихся в институте радиоэлектроники и телекоммуникаций.

Ключевые слова: здоровье, студенческая молодежь, персональные компьютеры, интернет-зависимость, аддикция.

Annotation. The article deals with the main negative effects of Internet addiction on the physical and psychological health of students. The stages of development of Internet dependence are described. The reasons forcing students to use the Internet constantly are designated. The results of continuous questioning of students of KNITU-KAI studying at Institute of radio electronics and telecommunications are presented.

Keywords: health, student youth, personal computers, Internet dependence, addiction.

Введение. С появлением персональных компьютеров (ПК) и Всемирной сети Интернет произошел глобальный переворот в организации жизни всего современного человечества. Сегодня, можно сказать, что во всех развитых странах, в том числе и в России, практически в каждой семье присутствует хотя бы один ПК, будь то настольный компьютер, ноутбук, смартфон или планшетный компьютер. Стремительное развитие информационных технологий и телекоммуникаций позволили значительно повысить скорость доступа в Интернет, а также сделать его значительно дешевле. Данные обстоятельства приводят к стремительному росту числа пользователей интернета в России в наши дни. Очевидно, что использование интернета позволяет в разы упростить и ускорить получение необходимой информации, выполнение некоторых повседневных бытовых задач таких, как: совершение покупок, оплата коммунальных услуг, онлайн-обучение, осуществление деловых переговоров, поиск работы и другое. Однако, при всех положительных качествах, которыми обладает интернет, он может стать причиной формирования зависимости, которая пагубно отражается на психическом и физическом здоровье современной молодежи.

Так как число пользователей интернета, включая студенческую молодежь, стремительно растет, то растет и число интернет - зависимых. Для уменьшения этого числа, а также для облегчения протекания зависимости у людей, у которых она сформировалась, необходимо определить индивидуальную предрасположенность к ее формированию, признаки и оказываемые негативные эффекты, а также понимать, когда наступил момент обратиться за помощью к специалисту. Данная работа позволяет ознакомиться с такой информацией, что делает ее весьма актуальной и значимой в настоящий период.

Формулировка цели статьи заключается в просвещение студенческой молодежи, в области познания опасности интернет-зависимости и детекции масштаба проблемы в КНИТУ-КАИ среди обучающихся в институте радиоэлектроники и телекоммуникациях.

Основной задачей исследования является проведение сплошного опроса среди студентов данного факультета на предмет выявления процентного содержания здоровых, пограничных и зависимых респондентов.

Изложение основного материала статьи. Подобная зависимость не является химической, но является одной из разновидностей аддиктивного поведения (от лат.Addictus - зависимый, порабощенный, лишенный). Она характеризуется стремлением уйти от реальности в интернете, при котором происходит такое изменение эмоционально-психологического состояния, которого в реальности человек по каким-то причинам не может достигнуть. В результате человеком откладываются все дела на будущее время, затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие или, в худшем случае, происходит деградация личности [1, С. 33].

В основе интернет-аддикции лежит навязчивая потребность индивида в использовании Интернета, проведение большого количества времени в сети. Стоит отметить, что формирование такой зависимости занимает намного меньший интервал времени, чем формирование зависимости от алкоголя, азартных игр и курения, что подтверждает исследование К. Янг, согласно которому 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года [8, С. 251].

К формированию интернет-зависимости могут располагать такие черты личности, как комплексы неполноценности (низкая самооценка, неудовлетворенность собой), склонность к фантазиям, застенчивость, наличие социальной фобии, осознание недостатка социального статуса или внимания к своей персоне.

Развитие интернет-зависимости проходит несколько стадий:

1. формирование аддикции;

2. развитие аддикции;

3. удерживание аддикции [2, C. 46].

Исследование, проведенное Спиркиной Т.С. полностью подтвердило связь интернет-зависимости с такими эмоциональными проявлениями, как тревога и депрессия, выявило личностные черты пользователей, склонных к интернет-зависимости: робость, напряженность, интроверсию и тревожность [6, C. 477].

Современное образование уже не может обойтись без интернета и нынешние студенты вынуждены пользоваться интернетом по ряду причин:

1. использование интернета непосредственно для учебы;

2. наличия множества полезных и открытых ресурсов;

3. познавательная мотивация;

4. потребность в общении в социальных сетях и отдыхе;

5. наличие определенных психологических проблем.

Кроме того, для студенческой молодежи (17-25 лет) в целом характерны следующие психолого-педагогические особенности: проблема выбора жизненных ценностей, присвоение социально значимых свойств личности: развитие способности к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе. Так же развитие саморефлексии, то есть самопознания в виде размышления над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями, проблема смысла жизни, появление жизненных планов, поиск профессии, освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц.

Чаще всего интернет-аддикция возникает вследствие неспособности индивида в реальной жизни создавать и поддерживать полноценные социально-психологические отношения с другими людьми, неумения ощущать границы между нормой и отклонением.

Психолого-педагогические характеристики интернет-зависимых студентов затрагивают различные сферы:

- эмоционально-волевая сфера - слабая сила воли, низкая стрессоустойчивость, низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе;

- коммуникативная сфера - повышенный уровень одиночества и конфликтности, а в мотивационной сфере - ее направленность в сторону избегания неудач [3, с. 233].

По способам использования интернета выделяют два основных типа интернет-зависимых: первые используют интернет - как средство получения удовольствия, вторые как средства ухода от реальности. Часто наблюдается сплетение мотиваций.

При формировании зависимости происходит увеличение время пребывания в сети, которое замещает остальные дела, в результате чего ухудшается успеваемость в учебе, работе и т.д. Аддикты начинают скрывать от близких и окружающих то время, которое они тратят на пребывание в сети и то, чем они там занимаются. При этом у интернет-аддиктов существует чувство, что они в любой момент могут отказаться от пребывания в сети. В итоге попытки ограничить время, проводимое в интернете, оказываются безуспешными и интернет-зависимые начинают проводить в сети еще больше времени.

Одним из наиболее негативных последствий интернет-зависимости является замена реального общения виртуальным. Интернет-аддикт по мере развития зависимости заменяет старый круг общения новым, сформированным из виртуальных контактов, так как с ними ему становится легче общаться, чем с реальными людьми. Даже не смотря на проблемы с реальной жизнью, интернет-зависимый продолжает аддиктивную реализацию и утешает себя мыслями об интернете.

Неотъемлемой частью интернет-зависимости являются мысли о состоянии ухода от реальности, о возможности и способе его достижения, т. е. мысли о том, как можно скорее войти в интернет и тем самым заменить не устраивающее психологическое состояние другим, лучшим, так как вне сети аддикты испытывают скуку, подавленность, раздражение и прочие негативные чувства. Как только аддикт получает доступ в интернет, у него сразу наблюдается улучшение настроения, эйфория. С развитием зависимости для получения таких же положительных ощущений требуется все большее время пребывания в интернете. Человек начинает пренебрегать сном, личной гигиеной, принятием пищи, а также домашними делами и учебой или работой. Чем больше интернет-зависимый стремится сбежать от реальности и своих переживаний, тем более злокачественным становится течение зависимости. В итоге у него начинают возникать суицидальные мысли.

На определенной стадии развития интернет-зависимости, характеризующейся упорными попытками избавления от нее, существует опасность перехода на другую зависимость. К этому предрасположены те люди, которые ранее уже подвергались другой аддиктивной реализации (наркоманы, алкоголики, игроманы или манипуляторы и др.).

В КНИТУ-КАИ среди обучающихся института радиоэлектроники и телекоммуникаций был проведен мониторинг на предмет выявления процентного содержания здоровых, пограничных и интернет-зависимых респондентов. В социологическом опросе приняло участие 400 человек. Был использован опросник Кимберли Янг, содержащий 20 основных и 20 дополнительных вопросов [4].

По результатам анализа данных опросника здоровыми оказались 68,5% всех ответивших, 29,75% находятся в пограничном состоянии, и 1,75% признаны интернет-аддиктами (рис. 1).

1,75%

здоровые ■ находятся в пограничном состоянии ■ интернет-аддикаты Рисунок 1. Соотношение здоровых респондентов к интернет-аддиктам

83% респондентов используют Интернет непосредственно для учебы, причем из них 86% опрошенных проводят в сети более 3-х часов в день, что может быть связано с особенностями получаемых ими специальностей, а именно необходимостью изучения большого объема информации инженерного и технического характера, которую возможно найти лишь в Интернете на специализированных сайтах.

Развитие интернет-зависимости приводит к нарушению режима дня, питания, а также режима физических нагрузок. Нарушение приема пищи из-за пребывания в сети отметили 48% опрошенных студентов, а 41% отметили нарушение режима и качества сна (рис. 2).

■ нарушают режим питания ■ нарушают режим сна I соблюдают режим

Рисунок 2. Режим дня

В результате нарушения эргономических требований к деятельности за компьютером нарастает утомляемость, появляется риск возникновения физиологических сдвигов - симптомов патологического использования компьютера, к которым относятся: сухость в глазах (согласно опросу наблюдается у 43% респондентов); мигренеподобные головные боли и боли в спине (у 43% обучающихся); синдром карпального канала (онемение и боли в кисти руки, которое отметили 17% опрошенных) (рис. 3).

сухость в глазах ■ головные боли I синдром карпального канала

Рисунок 3. Физические нарушения при длительном использовании компьютера

Нарушение зрения, как правило, возникает при длительном времени пребывании за монитором. Особенно резко проявляется при использовании устаревшей модели монитора с низкой частотой развертки, неправильном расположении монитора относительно глаз и при нарушении элементарных правил профилактики зрения при длительном времени пребывания за монитором. Нарушение осанки возникает при длительном нахождении в неестественной для человека позе, при неправильной и неудобной организации рабочего места.

Нарушение режима питания, когда в употребление поступает пища, содержащая большое количество жиров и быстрых углеводов, вызывающих ожирение и сахарный диабет - это различный fast food: картофель-фри, лапша и каши, разводимые водой, чипсы, сухарики, орешки, поп-корн, сладкая газировка и т.д. На приготовление такой еды не нужно тратить много времени.

Геморроидальные признаки (варикоз анальных вен), возникающие при пассивном образе жизни, то есть при длительном сидении. Поза в положении сидя не является естественной для человека, а долгое нахождение в таком положении приводит к сдавливанию органов малого таза, вызывая застойные процессы крови.

Разрушающее воздействие на организм оказывает и депрессия Основные соматические проявления депрессии:

• нарушения сна (трудности засыпания, раннее пробуждение или повышенная сонливость);

• нарушения аппетита (выраженное снижение или повышение);

• изменения массы тела;

• повышенная утомляемость и раздражительность;

• пониженная активность и работоспособность;

• хронический болевой синдром различной локализации (чаще кардиалгии, головные боли, боли в спине);

• вегетативные расстройства (нередко в виде приступов сердцебиения, одышки, головокружения и др.);

• нарушения в сексуальной сфере и ряд других расстройств [7, с. 432].

Выводы. Таким образом, подводя итог, согласно результатам проведенного исследования, у трети опрошенных нами студентов уже имеются проблемы, связанные с формированием интернет зависимости, что, несомненно, представляет опасность для их функционального состояния здоровья. Для минимизации данной проблемы необходимо как можно больше обучающихся вовлечь в активные занятия спортом и физической культурой, для укрепления и улучшения их физического и психического здоровья, повышения двигательной активности. Здоровье студентов - дело рук самих студентов, поэтому, им необходимо уже на данном этапе позаботиться о том, чтобы интернет-аддикция не сформировалась у них полностью, так как эффекты, оказываемые ею на здоровье, носят деструктивный характер, что и подтверждает данная работа.

Литература:

1. Ахрямкина Т.А. Зависимое поведение: теория и практика [Текст] / Т.А. Ахрямкина. Самара: СФ МШУ, 2008. - 96 с.

2. Короленко Ц.П. Интернет-зависимость в русскоязычном секторе Интернета / Ц.П. Короленко, В.А. Лоскутова // Бюллетень сибирского отделения российской академии медицинских наук. - 2004. - № 3. -С. 45-51.

3. Ларионова С.О. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики / С.О. Ларионова, А.С. Дегтерёв // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 232-239.

4. Young Kimberly. Web Publishing 1996-1999 / Kimberly Young [Electronic resource]. Режим доступа: http://www.netaddiction/assessments/свободный.

5. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение / В.Л. Малыгин, Н.С. Хомерики, Е.А. Смирнова, А.А. Антоненко // Журнал неврологии и психиатрии. - 2011. - № 8. - С. 86-92.

6. Спиркина Т.С. Личностные особенности пользователей сети интернет, склонных к интернет-зависимости / Т.С. Спиркина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 60. - С. 473-477.

7. Котова О.В. Депрессивное расстройство с нарушениями сна в общемедицинской практике / О.В. Котова // Русский медицинский журнал. - 2012. - № 8. - С. 431-435.

8. Войкунский А.Е. Психологическое исследование феномена интернет-аддикции[Электронный ресурс] / А.Е. Войкунский. - Электрон.текстов. дан. - Москва: Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 251-253. Режим доступа: psychology.ru/internet/ecology/04.stm, свободный.

Педагогика

УДК: 378.02:37.016

кандидат педагогических наук Пономарев Роман Евгеньевич

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (г. Москва)

ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Аннотация. В статье охарактеризована значимость совершенствования практической подготовки будущих педагогов в высшей школе. Дано описание авторского метода проведения практических, семинарских занятий по педагогическим дисциплинам в высшей школе. Выявлено общее и особенное при использовании представленного метода на практических занятиях по различным педагогическим дисциплинам.

Ключевые слова: применение знаний, метод обучения, педагогическая подготовка, педагогическая деятельность, обучение в высшей школе.

Annotation. The article describes the importance of improving the practical training of future teachers in higher education. A description is given of the author's method of conducting practical, seminary classes on pedagogical subjects in higher education. The general and special features are revealed when using the presented method in practical exercises on various pedagogical disciplines.

Keywords: application of knowledge, method of learning, pedagogical education, pedagogical activity, education in higher school.

Введение. Проблема совершенствования системы педагогического образования находится в сфере пристального внимания отечественных ученых и практиков [1-4]. Она задает рамки анализа существующих и разработки новых подходов, повышающих эффективность подготовки будущих педагогов. Более того, важное значение отводится обучению педагогике и психологии студентов и не педагогических специальностей [2]. Развитие системы высшего образования актуализирует задачу совершенствования подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации [3, 4]. Обогащение педагогического образования игровыми, дистанционными формами организации образовательного процесса, органично дополняет существующую лекционно-семинарскую систему.

Формулировка цели статьи. Цель статьи состоит в том, чтобы охарактеризовать разработанный автором метод проведения практических, семинарских занятий по педагогическим дисциплинам в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. Лекционно-семинарская система, в которой лекция ориентирована на освоение обучающимися знаний, а семинарские занятия на их применение, обеспечивает фундаментальное единство теории и практики. Типичная ситуация применения знаний на семинарах складывается в коммуникативной практике. Она разворачивается как правило по поводу лекционного содержания и ориентирована на воспроизведение результатов рефлексии понятого лекционного материала. Основу практики применения знаний в мыслительной работе составляет проблема и ее решение. Именно здесь полученные на лекции знания используются для создания новых средств мышления и деятельности [5, с. 350-351]. Когда не возникает необходимости в создании нового мыслительного средства, а освоенных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.