Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая система оценки качества знаний курсантов вузов МВД как предиктор повышения их мотивации к самообразовательной деятельности'

Балльно-рейтинговая система оценки качества знаний курсантов вузов МВД как предиктор повышения их мотивации к самообразовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ / УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SCORE-RATING SYSTEM FOR ASSESSING THE QUALITY OF KNOWLEDGE / LEVEL OF MOTIVATION / SELF-EDUCATION AND ITS STIMULATION / MOTIVATIONAL READINESS FOR SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подпорин Игорь Васильевич

В статье рассматриваются подходы к совершенствованию балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний обучающихся в контексте образовательной среды различных вузов, сделан акцент на положительные и отрицательные стороны применения БРС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подпорин Игорь Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POINT-RATING SYSTEM OF EVALUATION QUALITY OF KNOWLEDGE OF STUDENTS KRASNODAR UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS AS A PREDICTOR OF INCREASE THEIR MOTIVATION TO SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY

The article considers approaches to improving the score-rating system of assessing the quality of students ' knowledge in the context of the educational environment of various universities, focuses on the positive and negative aspects of the use of BRS.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система оценки качества знаний курсантов вузов МВД как предиктор повышения их мотивации к самообразовательной деятельности»

Таблица 1

Межъязыковые омонимы английского и немецкого языков

Перевод Английский язык Немецкий язык Перевод

камень rock der Rock Юбка

подарок gift das Gift Яд

ангел angel die Angel Удочка

орел eagle der Igel Еж

последний last die Last Ноша

становиться become bekommen Получать

храбрый brave brav порядочный

Таблица 2

Межъязыковые омонимы английского и испанского языков

Перевод Английский язык Испанский язык Перевод

ковер carpet la carpeta папка

карта card la carta письмо

выход exit el exito успех

цвет color el calor тепло

приносить bring brincar прыгать

Выводы. Обучение школьников нескольким иностранным языкам обладает большим потенциалом с точки зрения личностного, когнитивного и социального развития обучающихся. Однако, успешность образовательного процесса во многом зависит от применяемой методики преподавания иностранных языков. Необходимо учитывать особенности преподавания нескольких иностранных языков, включая уже имеющиеся языковые знания, навыки и опыт обучающихся, влияние отрицательной интерференции, сложности перехода между языками, увеличивающиеся объемы языкового материала.

Литература:

1. Ариян, М. А. Особенности социально развивающего обучения иностранным языкам в средней школе: теория и практика: монография. - Н. Новгород: НГЛУ, 2012. - 187 с.

2. Безукладников, К.Э. Содержание и организация самостоятельной работы учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время // Иностранные языки в школе. 1993. - № 5. -С. 17-22.

3. Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // Иностранные языки в школе. 2004. - №2. С.11-17

4. Черниговская Т.В. Язык, мозг и гены: лекция. Прямая речь, 2017.

5. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. М.: Академия, 1999. 288 с.

6. Bialystok E., Martin M. M. Attention and Inhibition in Bilingual Children: Evidence from the Dimensional Change Card Sort Task: Developmental Science. 2004. - №6 p. 325-339

7. Ghonsooly B. The Effects of Foreign Language Learning on Creativity // English Language Teaching. 2012 - №4. - p. 161-167

8. Martensson J., Eriksson J., Bodammer N. C., Lidgren M., Johansson M., Nyberg L., Lovden M. Growth of Language-related Brain Areas after Foreign Language Learning: Neurolmage. 2012 - №63. - p. 240-244

Педагогика

УДК: 378.14

заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки, кандидат педагогических наук Подпорин Игорь Васильевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД КАК ПРЕДИКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ МОТИВАЦИИ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к совершенствованию балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний обучающихся в контексте образовательной среды различных вузов, сделан акцент на положительные и отрицательные стороны применения БРС.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система оценки качества знаний, уровень мотивации, самообразовательная деятельность и ее стимулирование, мотивационная готовность к самообразовательной деятельности.

Annotation. The article considers approaches to improving the score-rating system of assessing the quality of students ' knowledge in the context of the educational environment of various universities, focuses on the positive and negative aspects of the use of BRS.

Keywords: score-rating system for assessing the quality of knowledge, the level of motivation, self-education and its stimulation, motivational readiness for self-education.

Введение. Система измерения качества образовательных результатов (а именно, качества усвоения студентами учебных дисциплин, предусмотренных учебными планами вузов) должна включать объективные, простые в применении и понятные показатели и критерии. Только в этом случае применяемая система оценивания сможет обеспечить руководство вуза необходимой информацией для принятия соответствующих управленческих решений, а также сможет способствовать повышению мотивации обучающихся в вузе лиц.

Процесс контроля образовательной деятельности обучающихся (бакалавров, магистров, аспирантов ведомственных и прочих вузов) осуществляется с целью установления уровня их подготовки по отдельным учебным дисциплинам, степени овладения различными компетенциями (знаниями, умениями и навыками). Желательно чтобы по каждой учебной дисциплине была разработана диагностическая система контроля, направленная непосредственно на самого обучаемого, чтобы он мог самостоятельно определить уровень своих результатов (достижений), и, исходя из этого, корректировать свою учебную деятельность для преодоления появляющихся трудностей.

Формулировка цели статьи. В данной статье предполагается провести структурный анализ такого феномена как балльно-рейтинговая система оценки знаний обучающихся, который имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с существующей традиционной системой оценивания образовательных результатов, но и сопряжена с недостатками, требующими устранения. Ее компетентное использование усиливает мотивацию студентов в процессе работы над материалом учебной дисциплины в течение всего семестра, дает возможность в любой момент времени получить информацию о выполнении каждым студентом текущих заданий, в соответствии с графиком, определенным преподавателем [1].

Балльно-рейтинговая система в обязательном порядке учитывает выполнение студентом дополнительных работ, которые не предусмотрены основной образовательной программой, но существенно влияют на качество подготовки студентов, например, выполнение научно-исследовательской работы, участие в конференциях, олимпиадах различного уровня и т.д. Также балльно-рейтинговая система позволяет дифференцировать значимость оценок, которые получают студенты за выполнение различных видов работ. Востребованность знаний в настоящее время сопряжена с такими мировыми тенденциями развития человеческого общества как научно-технический прогресс, компьютеризация, обострение экологических, правовых проблем, серьезное ухудшение здоровья населения и др.

Знания и умения, получаемые в вузе, востребованы всегда и везде, во всех жизненных и профессиональных ситуациях. Но качество этих знаний и умений по-прежнему, в основном оценивается традиционными способами и методами, хотя содержание вузовского образования изменилось радикально.

Следовательно, возникла необходимость исследований, которые изучают проблемы эффективности контроля и оценки качества образовательных результатов обучающихся вузов.

Изложение основного материала статьи. Всплеск интереса к балльно-рейтинговой системе оценивания и переход на нее случился во второй половине 80-х гг. Некоторые отечественные вузы в этот период начали вводить эту систему для некоторых специальностей. К таким вузам, например, относились Ленинградский институт авиационного приборостроения, Ивановский энергетический институт, Таганрогский радиотехнический институт и некоторые другие. Но как показала практика, в некоторых вузах -эти системы применяются до сих пор (причем они стали практически совершенными, в результате многолетнего опыта). А в некоторых эта система осталась только на уровне декларации (такое положение было связано с некоторыми противоречиями, которые присущи рейтинговой системе оценивания). Такие противоречия связаны, прежде всего, с административной сферой деятельности, так как с одной стороны, руководство вузов получает количественное средство управления, а, с другой стороны, такая система требует увеличения учебной нагрузки на проведение занятий с функцией контроля [2].

Процесс контроля образовательной деятельности обучающихся (бакалавров, магистров, аспирантов) осуществляется с целью установления уровня их подготовки по отдельным учебным дисциплинам, степени овладения различными компетенциями (знаниями, умениями и навыками).

Желательно, чтобы по каждой учебной дисциплине была разработана диагностическая система контроля, направленная непосредственно на самого обучаемого, чтобы он мог самостоятельно определить уровень своих результатов (достижений), и, исходя из этого, корректировать свою учебную деятельность для преодоления появляющихся трудностей.

На сегодняшний день существует достаточное количество технологий и методов, позволяющих оценивать уровень подготовки обучающихся. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования обусловило необходимость разработки такой системы контроля, которая бы позволила оценить как уровень освоения видов профессиональной деятельности, так и склонность к саморазвитию, сформированность коммуникативных навыков, умение работать в команде [3].

Балльно-рейтинговая система оценки знаний обучающихся имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с существующей традиционной системой оценивания образовательных результатов. Ее использование усиливает мотивацию студентов в процессе работы над материалом учебной дисциплины в течение всего семестра, дает возможность в любой момент времени получить информацию о выполнении каждым студентом текущих заданий, в соответствии с графиком, определенным преподавателем.

Традиционные критерии оценки знаний, по мнению многих исследователей, являются предпосылкой для субъективизма, а часто и для предвзятого отношения преподавателей к отдельным студентам. А, это, как правило, снижает стимулирующую роль оценки, что в свою очередь, вселяет в студента неуверенность, приводит к обидам и разочарованиям.

Эффективность обучения во многом зависит от мотивации самих обучающихся. Многие университеты мира используют балльно-рейтинговую систему оценки образовательных результатов (достижений) своих студентов.

Основной целью этой системы является повышение качества обучения студентов. Личность, как правило, предпочитает осуществлять такие действия, значимость результатов которых будет являться наивысшей в одобрении и оценке его деятельности, которая напрямую связана с желанием занять определенное, как можно более высокое место в системе доступных ему общественных отношений. Чтобы суметь предугадать, как поведет себя студент в образовательном процессе, необходимо знать, какое значение лично для него имеет достижение поставленного результата и как он сам оценивает свои шансы в различных видах деятельности: когнитивной, трудовой, коммуникативной и т.п.

На мотивацию студентов оказывает влияние информация о его месте в рейтинге, которое он занимает, согласно уровню его образовательных результатов в сравнении с иными студентами группы, института (факультета) или всего университета [4].

Мотивация студентов будет значительно зависеть от организации балльно-рейтинговой системы оценки образовательных результатов (достижений). А особую роль будет играть возможность и продуктивность формирования мотивации личности студента через целеполагание.

Рейтинговая система способна: детализировать основные показатели качества знаний студентов; стимулировать ряд показателей эффективности деятельности студентов (например, качество усвоения предмета, ритмичность прохождения программ, своевременность выполнения заданий и др.); формировать системные и прочные знания у студентов.

Целью введения балльно-рейтинговой системы оценки качества образовательных результатов (достижений) являются: комплексная оценка качества образовательных результатов (достижений) студентов при освоении учебной программы; стимулирование учебно-познавательной деятельности студентов; осуществление руководством вуза регулярного контроля и оценки качества учебного процесса; повышение качества образовательного процесса;

Чтобы полностью внедрить балльно-рейтинговую системы в рамках университета необходимо: разработать внутривузовскую методику применения БРС; разработать электронную систему контроля и мониторинга, которая позволит не только накапливать информацию о каждом студенте, но и делать эту информацию общедоступной для всех заинтересованных лиц; изменить методику расчета учебной нагрузки преподавателей предусмотрев при этом дополнительные часы на проверку тестов, рефератов контрольных работ, индивидуальных заданий, проведение консультаций;

Все это позволит эффективно использовать балльно-рейтинговую систему и с ее помощью повысить уровень эффективности и инновационности деятельности вуза за счет улучшения качества подготовки студентов и оценки их знаний.

Основными целями введения системы являются:

-формирование у обучающихся мотивации к систематической работе, как аудиторной, так и самостоятельной;

-снижение роли случайностей при сдаче экзаменов, зачетов;

-упорядочение, прозрачность и расширение возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля;

-реализация индивидуального подхода в образовательном процессе;

-повышение состязательности в учебе для активизации личностного фактора;

-получение, накапливание и представление всем заинтересованным лицам, в том числе и родителям обучающихся, информации об учебных достижениях обучающегося, группы, отделения за любой промежуток времени.

По итогам внедрения балльно-рейтинговой системы оценки образовательных результатов обучающихся в ряде неведомственных вузов был проведен опрос среди преподавателей и обучающихся, которые отметили следующие положительные результаты: улучшение показателей посещаемости занятий, повышение успеваемости, укрепление дисциплины; оперативность, регулярность контроля и наглядность результата; стимулирование самостоятельной работы, повышение мотивации студентов к обучению; прозрачность и возросшая объективность оценивания; обеспечение дифференцированного подхода к студентам и индивидуальная работа с каждым из них; свободная конкуренция между студентами за право получить баллы, которая способствует активности обучающихся.

Также были выявлены и недостатки. К ним преподаватели отнесли увеличение объема времени на обработку документации.

Обучающиеся отметили: сложность процесса обучения, несвоевременность выставления баллов преподавателями; отсутствие достаточного времени для получения необходимого количество баллов при наличии пропусков занятий по уважительной причине.

Применение балльно-рейтинговой системы оценки учебной деятельности студентов позволило реализовать принципы: систематичности контроля успеваемости обучающихся; индивидуального подхода к студенту в процессе обучения; повышение роли самостоятельной работы обучающихся.

Таким образом, балльно-рейтинговая система является более объективной и гибкой системой оценки знаний и умений обучающегося, делает процесс оценивания более открытым и прозрачным, существенно повышает мотивацию и заинтересованность студентов к приобретению знаний. Формируется ответственность обучающихся, навыки конкурентности, соперничества, что приводит к повышению качества подготовки будущих специалистов. Среди минусов балльно-рейтинговой системы традиционно на форумах указываются, как правило, следующие негативные стороны. Введение балльно-рейтинговой системы обязывает преподавателей проводить многочисленные контрольные и самостоятельные работы, тщательно проверять их и заносить отметки в рейтинг. Это требует от них большого количества времени, которое, во-первых, отнимается от «живого» учебного процесса, а во-вторых, не оплачивается, поскольку дополнительные часы нагрузки преподавателям никто не ставит.

Не всегда самые активные студенты на семинарских занятиях - самые умные. Многие учащиеся ставят своей целью глубокие знания, а не активность на парах (именно за нее, по сути, и начисляется большая часть баллов). Введение балльно-рейтинговой системы вынуждает студентов переориентироваться именно на активность, чтобы получать хоть сколько-нибудь достойные отметки [5].

Чтобы выставлять достаточное количество рейтинговых оценок, преподавателям приходится часто проводить контрольные, тратить время занятий на заслушивание докладов (преимущественно скачанных из интернета) и тому подобное. В результате существенно сокращается по времени реальный учебный процесс, когда преподаватель общается со студентами, помогает им понять материал. Многие студенты, особенно на старших курсах, совмещают учебу с работой по специальности. Нередко они действительно неплохо ориентируются в профильных предметах и заслуживают высоких отметок. Однако невозможность присутствовать на всех занятиях и проходить все «контрольные точки» существенно снижает вероятность получения ими достойных оценок. Введение нового принципа оценки знаний не сведет на нет вероятность того, что некоторые студенты будут плохо успевать по большинству предметов. И, если в привычной системе

у них есть возможность реабилитироваться, «взяться за ум», то в балльно-рейтинговой системе эффективных возможностей «подтягивания» подобных студентов не предусмотрено.

Ряд преподавателей игнорируют балльно-рейтинговую систему ввиду ее неэффективности. Подводя итоги, они не оценивают, как это положено, работу студентов в семестре, а делают это лишь приблизительно перед самым допуском к экзамену. Если делать акцент на тех положительных моментах, которые все время обсуждаются в педагогических сообществах разного уровня, то среди них называют следующие. Далеко не каждый студент, откладывающий подготовку к экзамену на последний момент, способен действительно качественно освоить материал в сжатые сроки. Балльно-рейтинговая система принуждает учащихся систематически работать над своей будущей отметкой и, соответственно, над своим профессиональным ростом.

Экзамен для большинства студентов, учащихся на среднем уровне, представляет собой лотерею. Они могут вытянуть удачный билет или неудачный, списать со шпаргалок или нет, и так далее. Балльно-рейтинговая система сводит влияние таких факторов практически к минимуму, позволяя выставить студенту реальную отметку за его работу на протяжении семестра.

При работе с балльно-рейтинговой системой преподавателю гораздо сложнее поставить отметку не за знания и работу студента, а за личные симпатии или, к примеру, за материальное вознаграждение. Поскольку влияние экзамена на общую оценку не слишком велико, необходимость в подкупе преподавателя существенно уменьшается. Для студента, который не ленится работать во время семестра, балльно-рейтинговая система становится возможностью избавиться от «экзаменационного стресса» и учиться в более комфортных условиях. Вместо усиленной подготовки к одному единственному экзамену он может в удобном темпе работать во время семестра, получая знания постепенно.

Одним из главных плюсов балльно-рейтинговой системы является ее открытость. Студент видит свое реальное место в обучении среди однокурсников. Таким образом, повышается состязательность в учебе, что в итоге приводит к более высокому качеству знаний студентов. Также БРС создает объективные критерии отбора кандидатов для участия в популярных международных проектах, например, для обучения в престижных зарубежных вузах по программе обмена. По рейтингу легко определить претендентов на дальнейшее обучение за счет бюджета в магистратуре и аспирантуре. Правила выставления оценок одинаковы для всех преподавателей вуза. Например, если студент за семестр набрал нужное количество баллов, преподаватель не сможет отказать ему в выставлении оценки за экзамен «автоматом» лишь потому, что таков «его принцип».

Выводы. Критикуя балльно-рейтинговую систему, многие противопоставляют ей успешную советскую образовательную модель. Однако, она достигла пика своего развития в 1960-1970-е годы и по тем временам действительно абсолютно соответствовала актуальному состоянию общества. В наши же дни реальность диктует новые условия и создает новые проблемы, которым старая система образования не соответствует.

Предложенная и апробированная в Краснодарском университете МВД комплексная система оценки качества ведомственного образования позволяет в значительной степени преодолеть выявленные противоречия, что позволит не только развить научно-педагогический потенциал, но и повысить результативность обучения, а также создать все необходимые условия для повышения уровня профессиональной подготовленности выпускников.

Литература:

1. Подпорин И.В., Карабаш Д.В. Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в образовательных организациях МВД России // Краснодар, 2017.

2. Подпорин И.В. Специфика формирования мотивации профессионального самообразования курсантов вузов МВД // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 2 (158). С. 202-207.

3. Подпорин И.В. Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Краснодар, 2012

4. Подпорин И.В. Концептуальная модель готовности курсантов к самообразовательной деятельности в условиях обучения в вузе МВД России // Общество и право. 2012. № 2 (39). С. 301-305.

5. Подпорин И.В. Условия формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в вузе МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2012. № 1 (15). С. 88-91.

Педагогика

УДК 796.011.1

кандидат социологических наук, доцент Покровская Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань); старший преподаватель Титова Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань)

ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ КНИТУ-КАИ)

Аннотация. В статье рассматриваются основные негативные эффекты, оказываемые интернет -зависимостью на физическое и психологическое здоровье студенческой молодежи. Описаны стадии развития интернет-зависимости. Обозначены причины, вынуждающие студентов постоянно пользоваться интернетом. Представлены результаты сплошного анкетирования студентов КНИТУ-КАИ, обучающихся в институте радиоэлектроники и телекоммуникаций.

Ключевые слова: здоровье, студенческая молодежь, персональные компьютеры, интернет-зависимость, аддикция.

Annotation. The article deals with the main negative effects of Internet addiction on the physical and psychological health of students. The stages of development of Internet dependence are described. The reasons forcing students to use the Internet constantly are designated. The results of continuous questioning of students of KNITU-KAI studying at Institute of radio electronics and telecommunications are presented.

Keywords: health, student youth, personal computers, Internet dependence, addiction.

Введение. С появлением персональных компьютеров (ПК) и Всемирной сети Интернет произошел глобальный переворот в организации жизни всего современного человечества. Сегодня, можно сказать, что во всех развитых странах, в том числе и в России, практически в каждой семье присутствует хотя бы один ПК, будь то настольный компьютер, ноутбук, смартфон или планшетный компьютер. Стремительное развитие информационных технологий и телекоммуникаций позволили значительно повысить скорость доступа в Интернет, а также сделать его значительно дешевле. Данные обстоятельства приводят к стремительному росту числа пользователей интернета в России в наши дни. Очевидно, что использование интернета позволяет в разы упростить и ускорить получение необходимой информации, выполнение некоторых повседневных бытовых задач таких, как: совершение покупок, оплата коммунальных услуг, онлайн-обучение, осуществление деловых переговоров, поиск работы и другое. Однако, при всех положительных качествах, которыми обладает интернет, он может стать причиной формирования зависимости, которая пагубно отражается на психическом и физическом здоровье современной молодежи.

Так как число пользователей интернета, включая студенческую молодежь, стремительно растет, то растет и число интернет - зависимых. Для уменьшения этого числа, а также для облегчения протекания зависимости у людей, у которых она сформировалась, необходимо определить индивидуальную предрасположенность к ее формированию, признаки и оказываемые негативные эффекты, а также понимать, когда наступил момент обратиться за помощью к специалисту. Данная работа позволяет ознакомиться с такой информацией, что делает ее весьма актуальной и значимой в настоящий период.

Формулировка цели статьи заключается в просвещение студенческой молодежи, в области познания опасности интернет-зависимости и детекции масштаба проблемы в КНИТУ-КАИ среди обучающихся в институте радиоэлектроники и телекоммуникациях.

Основной задачей исследования является проведение сплошного опроса среди студентов данного факультета на предмет выявления процентного содержания здоровых, пограничных и зависимых респондентов.

Изложение основного материала статьи. Подобная зависимость не является химической, но является одной из разновидностей аддиктивного поведения (от лат.Addictus - зависимый, порабощенный, лишенный). Она характеризуется стремлением уйти от реальности в интернете, при котором происходит такое изменение эмоционально-психологического состояния, которого в реальности человек по каким-то причинам не может достигнуть. В результате человеком откладываются все дела на будущее время, затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие или, в худшем случае, происходит деградация личности [1, С. 33].

В основе интернет-аддикции лежит навязчивая потребность индивида в использовании Интернета, проведение большого количества времени в сети. Стоит отметить, что формирование такой зависимости занимает намного меньший интервал времени, чем формирование зависимости от алкоголя, азартных игр и курения, что подтверждает исследование К. Янг, согласно которому 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года [8, С. 251].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К формированию интернет-зависимости могут располагать такие черты личности, как комплексы неполноценности (низкая самооценка, неудовлетворенность собой), склонность к фантазиям, застенчивость, наличие социальной фобии, осознание недостатка социального статуса или внимания к своей персоне.

Развитие интернет-зависимости проходит несколько стадий:

1. формирование аддикции;

2. развитие аддикции;

3. удерживание аддикции [2, C. 46].

Исследование, проведенное Спиркиной Т.С. полностью подтвердило связь интернет-зависимости с такими эмоциональными проявлениями, как тревога и депрессия, выявило личностные черты пользователей, склонных к интернет-зависимости: робость, напряженность, интроверсию и тревожность [6, C. 477].

Современное образование уже не может обойтись без интернета и нынешние студенты вынуждены пользоваться интернетом по ряду причин:

1. использование интернета непосредственно для учебы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.