Научная статья на тему 'Реитинговая система оценки достижении обучающихся'

Реитинговая система оценки достижении обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СТАНДАРТ КАЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY STANDARTS IN THE SYSTEM OF EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATION TECHNOLOGIES / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MANMAGEMENT OF THE EDUCATION QUALITY / EXTRA-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Ольга Юрьевна

В материалах научно-методической конференции, состоявшейся 29 октября 2009 г. в Сибирском юридическом институте МВД России, рассмотрены актуальные вопросы внедрения стандартов качества в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING SYSTEM OF ASSESSMENT OF STUDENTS'' ACHIEVEMENTS

The current issues of implementing quality standarts into the educational process are considered in the materials of the Scientific-methodological Conference which was held on the 29 th October, 2009 at the Siberian Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «Реитинговая система оценки достижении обучающихся»

Вестник Сибирского юридического института МВД России -

кой выпускников к деятельности в конкретных службах и подразделениях органов внутренних дел требует от вузов системы МВД России постоянно держать руку на пульсе и учитывать изменяющиеся потребности заказчика при формировании образовательных программ и разработке методики обучения.

2 9 октября 2 0 09 г. в Сибирском юридическом институте МВД России состоялась научно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава «Перспективы внедрения стандартов качества в образовательный процесс». Предлагаем материалы наиболее интересных выступлений.

УДК 378.146

. S

Ольга Юрьевна АЛЕКСАНДРОВА,

доцент кафедры уголовного процесса и организации расследования преступлений Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук

в *

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

RATING SYSTEM OF ASSESSMENT OF STUDENTSx ACHIEVEMENTS

Болонская декларация требует от системы высшего образования России реализовать рейтинговую систему оценки достижений обучающихся. В последние годы рейтинговая система оценки уже используется в российских высших учебных заведениях (например, в Новосибирском государственном техническом университете, Тольяттинском государственном университете, Ливенском филиале Орловского технического университета и др.) и становится все более популярной.

В связи с изменением стратегии обучения в вузах и способов оценки достижений обучающихся сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала как обучающихся, так и преподавателей.

Рейтинговая система оценки знаний1 может рассматриваться как один из воз-

можных способов, отвечающих поставленным задачам.

Рейтинг в вузе может быть реализован на нескольких уровнях - дисциплины, кафедры (группы дисциплин) , факультета, а также общий (вузовский) рейтинг обучающегося по результатам учебной и внеучебной деятельности.

Основными принципами построения рейтинговой системы оценки являются:

1) накопление условных единиц (баллов) в течение аттестуемого периода;

2) оценка по дисциплине определяется по 100-балльной шкале как сумма баллов, набранных обучающимся в течение семестра;

3) максимальное количество баллов по теме, которое может получить обучаемый, определяется в зависимости от количества часов, отведенных на ее изучение, а также значимости данной темы по сравне-

- 38 -

№ 1 (5) . 2010

Алгоритмы высшей школы

нию с другими (то есть относительность оценки рейтинга);

4) обязательные и дополнительные баллы (обязательными баллами оценивается посещение лекционных занятий, выполнение самостоятельных работ, курсовых работ, решение задач и т.д., то есть преду смотренных учебным планом; дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написание рефератов, участие в олимпиадах, конференциях, решение задач повышенной сложности) , своевременном выполнении учебных и контрольных заданий, а также активном участии в семинарских (практических) занятиях:);2

5) возможность компенсировать часть потерянных обязательных баллов с помощью дополнительных баллов (например, выступление на семинарском занятии с докладом и т.д.).

Основываясь на данных принципах, можно предложить следующий рейтинг, например, для учебной дисциплины «Правоохранительные органы». Так, на ее изучение рабочим учебным планом отведено 120 часов, из них 60 часов аудиторных занятий (30 часов - лекционные занятия и 30 часов - семинарские занятия). Тематический план предусматривает 9 тем.

Существуют несколько составляющих итогового рейтинга по учебной дисциплине: текущий рейтинг и рубежный рейтинг.

Текущий рейтинг составляет общий балл по текущей успеваемости, который складывается из следующих элементов:

- посещение лекционных занятий либо наличие конспектов лекций по всем темам (до 5 баллов (5%));

- работа на семинарских занятиях (максимальная оценка за ответ - 5 баллов (5%));

- выполнение тестовых заданий по теме (максимальная оценка за тест - 5 баллов (5%)).

В совокупности максимальный текущий рейтинг может составить 95 баллов (95%) , для этого необходимо, чтобы по всем возможным видам контроля и по всем

темам обучаемый получил только отличные оценки. Так как это практически невозможно, текущий рейтинг в среднем составляет 80 баллов (80%).

Следующий элемент - рубежный рейтинг. Он проводится в форме итогового теста по учебной дисциплине и является допуском к экзамену. Максимальная оценка за итоговый тест - 20 баллов. Таким образом, итоговый рейтинг по учебной дисциплине составит 100 баллов.

По результатам итогового рейтинга возможно получить семестровую оценку без сдачи экзамена (зачета) , то есть автоматически. Так, для выставления оценки «отлично» необходимо набрать от 91 до 100 баллов; «хорошо» - от 76 до 90 баллов; «удовлетворительно» - от 60 до 75 баллов; «зачтено» - от 60 до 100 баллов.

Полагаем, что внеучебные достижения обучающихся (например, научно-исследовательская деятельность) могут учитываться преподавателем в текущем и итоговом рейтинге.

В зависимости от содержания и порядка осуществления научно-исследовательская деятельность курсантов (слушателей, студентов) может быть классифицирована по следующим видам:

1) научно-исследовательская деятельность, встроенная в учебный процесс;

2) научно-исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс;

3) научно-исследовательская деятельность, параллельная учебному процессу.3

К научно-исследовательской деятельности, встроенной в учебный процесс, относятся подготовка обучаемыми рефератов, составление тезисов и выступление с сообщениями (докладами) на семинарских занятиях, выполнение курсовых работ.

К научно-исследовательской деятельности, дополняющей учебный процесс, относятся выполнение научных исследований вне рамок учебных дисциплин, участие в работе проблемных групп и научных кружков, участие в олимпиадах, конкурсах, подготовка рефератов и сообщений по темам, вынесенным для самостоятельного изучения по учебным дисциплинам, а так-

Вестник Сибирского юридического института МВД России -

же публикация результатов их научно-исследовательской деятельности.

К научно-исследовательской деятельности, параллельной учебному процессу, относятся научные работы, выполняемые обучаемыми по планам научно-исследовательской работы вузов.4

Полагаем, в текущем и итоговом рейтинге по учебной дисциплине можно учитывать научно-исследовательскую деятельность, встроенную в учебный процесс, а также научно-исследовательскую деятельность, дополняющую учебный процесс. Для этого необходимо ввести самостоятельную оценочную шкалу и учитывать данный вид деятельности в дополнительных баллах к основным по учебной деятельности. Научно-исследовательскую деятельность, параллельную учебному процессу, целесообразнее учитывать в общем (вузовском) рейтинге обучаемого по результатам учебной и внеучебной деятельности.

Внедрение рейтинговой системы оценивания имеет положительные стороны как для обучающихся, так и для преподавателей.

Так, использование рейтингового контроля стимулирует у обучающихся:

- стремление к получению более высокого балла и продвижению к первому номеру рейтинг-списка;

- систематическую учебно-познавательную деятельность;

- своевременное выполнение работ, предусмотренных графиком учебного процесса;

- систематическое посещение занятий;

- творческую активность, научно-исследовательскую деятельность;

- возможность получить информацию о набранном рейтинге и своих успехах, что позволяет со стороны обучаемого управлять учебным процессом по изучению отдельных дисциплин, стремиться достичь лучших результатов в оценке своей

__5

деятельности.5

Рейтинговая оценка знаний позволяет преподавателю:

- определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

- получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение семестра (учебного года), но и за все время обучения;

- дифференцировать значимость оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль и др. виды работы);

- отражать с помощью текущей и итоговой оценки количество вложенного обучаемым труда;

- повысить объективность текущей и итоговой оценки знаний.6

Учитывая положительные стороны рейтинговой системы оценивания, нельзя не отметить некоторые проблемы ее реализации. К ним можно отнести разработку шкалы оценок с учетом каждого вида учебной деятельности, а также установление критериев выполнения практических заданий.

Таким образом, несмотря на определенные трудности во внедрении, рейтинговая система оценки достижений обучающихся стимулирует студентов на самостоятельное глубокое изучение учебных дисциплин и создает условия для учета их индивидуальных особенностей.

1 Рейтинг [англ. rating - оценка, класс, разряд] - показатель достижений в списке, определяемый по результатам деятельности // Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. М.: Ридерз Дайджест, 2004. С.698.

2 Рейтинговая система оценки достижений обучающихся // Педагогический контроль и оценка качества образования [Электронный ресурс] . URL: http://xpt.narod.ru/files/html/xpt/materials/ pedagogicheskij_kontrol.htm.

3 Шинкевич Д. В. Научно-исследовательская деятельность курсантов и слуиателей как фактор оптимизации методов обучения / / Возможности дальнейиего совериенствования преподавания в вузе: изучение, обобщение и внедрение в учебный процесс передового педагогического опыта : материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава. Красноярск: СибЮИ МВД России. С.149.

4 Там же. С.150.

5 Критерии оценивания [Электронный ресурс] . URL: http://ecU.tltsu.ru/sites/site.php?s=75&m=2467.

6 Рейтинговая система оценки достижений обучающихся [Электронный ресурс].

-4D-

№ 1 (5) • 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.