Научная статья на тему 'Проблема интеграции педагогического образования и научно-исследовательской работы в вузе'

Проблема интеграции педагогического образования и научно-исследовательской работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / RESEARCH WORK / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / METHODOLOGY AND METHODS / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев М.А., Мусаева Э.Ш., Умалатова З.М.

В статье определены проблемы, решение которых активизирует процесс интеграции педагогического образования и науки; раскрываются направления работы кафедры, способствующие развитию взаимодействия научно-исследовательской работы и образовательного процесса; приведены новые универсальные и общепрофессиональные компетенции, необходимые для формирования у будущих бакалавров и магистров педагогического образования готовность к творческому сочетанию образовательной и научной деятельности на основе изучения дисциплины методология и методы научно-педагогических исследований; анализируются пути повышения результативности деятельности педагогического вуза в интеграции образования и научно-исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INTEGRATING PEDAGOGICAL EDUCATION AND RESEARCH WORK AT UNIVERSITY

The article defines problems, the solution of which activates the process of integration of pedagogical education and science; reveals the direction of the department, contributing to the development of interaction of research and educational process; presents new universal and general professional competence, necessary for the formation of future bachelors and masters of pedagogical education readiness for creative combination of educational and scientific activities based on the study of the discipline methodology and methods of scientific and educational research; ways of increase of efficiency of activity of pedagogical higher education institution in integration of education and research work are analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблема интеграции педагогического образования и научно-исследовательской работы в вузе»

лантливых школьников для подготовки и участия в последующих этапах Всероссийской олимпиады. Это очень важно, поскольку не все школы проводят олимпиаду по информатике, Поэтому для учащихся, обучающиеся в таких учебных заведениях, единственный способ выразить себя, - это участие в онлайн-олимпиаде.

Важным последствием развития интернет-олимпиад является формирование в Интернете распределённого портфеля школьников. Это позволяет нам создавать новые уникальные подходы к механизмам отбора талантливых детей, открывая их сообществу наставников независимо от того, где живет ребёнок. Теперь интерес к этому факту среди региональных наставников по-прежнему остается довольно низким из-за небольшого опыта работы с коммуникативной формой подготовки олимпиадников. Однако с развитием сетевых технологий и расширением охвата детей этой формой возможны новые и полезные дополнения к системе обучения одаренных детей, а опыт в этом направлении развитых стран, особенно США, более чем убедительно говорит об этом. Там коммуникативные формы работы с одаренными детьми в информатике являются ключевыми и контролируются ведущими университетам [2].

В настоящее время продолжают развиваться коммуникационные и сетевые модели для работы с одаренными школьниками и подготовки их к олимпиаде. Это относится к дистанционным формам обучения и созданию онлайн-среды. Работа в этом направлении очень важна, так как расширение охвата школьников движением олимпиады приводит к проблеме нехватки квалифицированного персонала, и невозможно расширить сообщество наставников и специализированных школ на неопределенный срок.

Библиографический список

Говоря о развитии коммуникативных и сетевых моделей работы с одарёнными школьниками, нельзя не отметить их влияние на поддержку учителей и наставников, особенно тех, кто начинает свое путешествие в движении олимпиады. Теперь они, в основном, предоставлены себе, и система профессионального развития имеет мало общего с этим. Появление специализированных дистанционных курсов для передачи опыта, научных сетевых семинаров, сетевых лекций ведущих университетов и научных организаций в области информатики является способом решения выявленных проблем, но для этого требуются значительные финансовые вложения и дополнительные ресурсы. Несмотря на то, что этап формирования коммуникационных или сетевых моделей работает с одаренными учениками и готовит их к олимпиадам, находится в стадии разработки, однако, мы уже можем говорить об определенном количестве сформированных сетевых ресурсов, которые полезны для учеников и их наставников в своей работе [3].

Основой для следующего этапа в развитии форм олимпи-адной работы с одаренными детьми должны стать модели партнерства в системе движения олимпиады. Определением ресурса этого этапа будет высокоскоростной интернет в каждой школе, большое количество коллекций задач олимпиады различной сложности в общественном достоянии, наставников и тренеров профессиональных сообществ, тренеров олимпиады по информатике, регулярно проводимых конкурсов онлайн туры, сайты методической поддержки в информатике ведущих университетов стран олимпиад в области информатики.

1. Олимпиады по базовому курсу информатики: методическое пособие, 2-е изд., под ред. С.В. Русакова. Москва, 2013.

2. КИТ - компьютеры, информатика, технологии konkurskit.org. Республика Карелия, «Карельский институт развития образования», 2014.

3. Кирюхин В.М., Цветкова М.С. Влияние Государственного образовательного стандарта на содержание всероссийской олимпиады школьников по информатике. Современные наукоемкие технологии. 2013; 12: 64 - 6б.

References

1. Olimpiady po bazovomu kursu informatiki: metodicheskoe posobie, 2-e izd., pod red. S.V. Rusakova. Moskva, 2013.

2. KIT - komp'yutery, informatika, tehnologii konkurskit.org. Respublika Kareliya, «Karel'skij institut razvitiya obrazovaniya», 2014.

3. Kiryuhin V.M., Cvetkova M.S. Vliyanie Gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta na soderzhanie vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po informatike. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2013; 12: 64 - 66.

Статья поступила в редакцию 06.06.18

УДК 378

Aliyev M.A., Cand. of Sciences (Economics), Professor, Department of Social and Humanitarian Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

Musaeva E.Sh., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

Umalatova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

THE PROBLEM OF INTEGRATING PEDAGOGICAL EDUCATION AND RESEARCH WORK AT UNIVERSITY. The article defines problems, the solution of which activates the process of integration of pedagogical education and science; reveals the direction of the department, contributing to the development of interaction of research and educational process; presents new universal and general professional competence, necessary for the formation of future bachelors and masters of pedagogical education readiness for creative combination of educational and scientific activities based on the study of the discipline methodology and methods of scientific and educational research; ways of increase of efficiency of activity of pedagogical higher education institution in integration of education and research work are analyzed.

Key words: pedagogical education, integration, research work, educational process, competences, methodology and methods.

М.А. Алиев, д-р экон. наук, проф. каф. социогуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

Э.Ш. Мусаева, канд. филос. наук, доц. каф. социогуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

З.М. Умалатова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

В статье определены проблемы, решение которых активизирует процесс интеграции педагогического образования и науки; раскрываются направления работы кафедры, способствующие развитию взаимодействия научно-исследовательской работы и образовательного процесса; приведены новые универсальные и общепрофессиональные компетенции, необходимые

для формирования у будущих бакалавров и магистров педагогического образования готовность к творческому сочетанию образовательной и научной деятельности на основе изучения дисциплины методология и методы научно-педагогических исследований; анализируются пути повышения результативности деятельности педагогического вуза в интеграции образования и научно-исследовательской работы.

Ключевые слова: педагогическое образование, интеграция, научно-исследовательская работа, образовательный процесс, компетенции, методология.

В настоящее время инновационное развитие российского педагогического образования способны осуществить специалисты, нацеленные на творческое преобразование процесса подготовки педагогов, поиск новых организационных, образовательных, методологических решений в научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности. Анализ и исследование качеств личности студентов и выпускников педагогических институтов (университетов) показывает, что уровень их подготовки к творческой профессиональной деятельности часто не соответствует требованиям высшего образования и ожиданиям самих будущих бакалавров и магистров. Это связано с организацией и направлением образовательного процесса в педвузе преимущественно на репродуктивный характер деятельности выпускника, а также ограниченностью образовательной среды вуза по обеспечению реализации творческого потенциала будущего педагога [1, с. 50].

С другой стороны, система педагогического образования одна из самых инерционных, которая слабо подвержена изменениям, новшествам (инновациям) в управлении системой образования, в организации научно-исследовательской работы, учебно-воспитательного процесса, в повышении качества образования и т. д.

Здесь личностно-ориентированная концепция, положенная в основу обновления педагогического образования, опирается на культурно-исторический и деятельностный подходы к процессам развития человека. Эта концепция связана с ориентацией на идею саморазвития и самореализации личности. Изучение предметов здесь становится не самоцелью, а средством развития будущих бакалавров и магистров. Поэтому в педагогическом образовании выявляется противоречие между овладением будущим педагогом учебной деятельностью и формированием его собственной педагогической позиции. Разрешение этого противоречия возможно путем индивидуального обучения и развития таких учебных, научно-исследовательских форм и технологий, которые связываются в единый образовательный процесс [2, с. 193].

Для вузов, выбравших путь эффективного и ускоренного развития, участие в инновационной деятельности становится обязательным и жизненно необходимым, так как актуализируется проблема развития в образовании и науке новых подходов, которые могли бы дать возможность изучать не только лишь суммы готовых знаний, но и методы их (знаний) освоения. При этом необходимо исходить из того, что одной из основных тенденций развития системы педагогического образования является изменение единицы содержания - от знаний к компетентностям. Поэтому исследование как инструмент освоения действительности уже занимает в педагогическом образовании центральную роль, став главным предметом обучения.

Педагогическое образование способствует формированию багажа знаний, на которых базируется исследовательская (научная) деятельность и, наоборот, результаты научных исследований способствуют расширению и углублению образовательного процесса путем внедрения инноваций. Такая интеграция педагогического образования и науки приводит к приумножению эффективности работы высшего учебного заведения. При этом эффективность совместных действий подсистемы педагогического образования и подсистемы наука в системе вуза выше, чем в условиях их автономного функционирования. Происходит взаимодействие, взаимопроникновение, взаимообогащение образовательного и научно- исследовательского процессов, результатом чего является повышение качества подготовки педагогических кадров.

Научно-исследовательская работа как компонент педагогического образования осуществляется опосредованно - через студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников, где в процессе управления переплетаются информационные, организационные, педагогические, экономические и другие проблемы:

1) организационные - какие решения, мероприятия, действия нужно предпринять, чтобы активизировать и углубить взаимодействие педагогического образования и науки;

2) педагогические - какие формы, методы, методики и технологии следует использовать в образовательном процессе с целью активизации взаимопроникновения педагогического образования и науки;

3) экономические - какие ресурсы (техника, штаты, помещения, канцелярские и другие товары) следует привлечь для организации взаимодействия педагогического образования и науки на основе внедрения современных инноваций и какова эффективность такого взаимодействия;

4) информационные - какие информационно-коммуникационные технологии, системы, образовательные среды необходимы.

Все эти вопросы тесно взаимосвязаны и необходимо решить в комплексе, на основе системного подхода.

Одной из основных целей педагогического образования является выполнение научно-исследовательских и учебно-методических работ по разработке и внедрению новых образовательных, педагогических, информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс высшего профессионального образования. Все это следует реализовать, прежде всего, на уровне кафедры.

Кафедра является основным учебно-научным подразделением вуза, центром методической работы. Кафедра непосредственно обучает и воспитывает студентов. Она разрабатывает учебные программы по закрепленным за ней дисциплинам, определяет целесообразные формы и методы их преподавания, готовит учебные и методические материалы, проводит предусмотренные учебным планом занятия и несёт полную ответственность за подготовку студентов по своему профилю.

Основными направлениями деятельности кафедры являются:

- планомерное и системное накопление методического опыта;

- воспроизводство научно-педагогических кадров;

- соединение педагогической и научно-исследовательской работы;

- соединение процессов обучения и воспитания.

В направлении соединения педагогической и научно-исследовательской работы деятельность кафедры основывается на проведении научных исследований в области всестороннего изучения взаимодействия образование-наука; на разработке рекомендаций по использованию полученных научных результатов и внедрении основанных на них методик в учреждениях высшего профессионального образования, институтов (курсов) повышения квалификации преподавательских кадров, дополнительного профессионального образования.

Для реализации указанной выше цели необходимо решить задачи:

- развитие исследований в области углубления интеграции педагогического образования и науки, методики их внедрения в образовательный процесс с учетом специализации будущих педагогов;

- реализация единой научной и образовательной политики в области развития интеграции образования и науки в учебном заведении высшего педагогического образования;

- подготовка и апробация учебно-методических и научно-исследовательских материалов по развитию интеграции взаимодействия образования и науки (спецкурсов, авторских курсов, программ и др.) как для студентов, так и для курсов повышения квалификации педагогических кадров.

В плане подготовки и апробации учебно-методических материалов остановимся на необходимости включения в образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлению Педагогическое образование новой дисциплины «Методология и методы научно-педагогических исследований» [3, с. 3].

Такое пособие разработано на кафедре социогуманитарных дисциплин и кафедре педагогики и психологии начального образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет».

Поиск новых подходов в развитии педагогического образования - главная задача этой дисциплины. Это тот случай, когда научная область педагогического образования еще не достигла своего завершающего построения, но уже необходима в качестве предмета изучения. Особенностью данного учебного предмета является подход, в котором обучение и исследование соединяются воедино. Его возрастающая потребность очевидна как для научно-исследовательского обеспечения педагогического образования, так и для образовательной практики [4, с. 5].

Такое обеспечение осуществляется на основе формирования компетенций в процессе изучения дисциплины «Методология и методы научно-педагогических исследований».

В соответствии с новыми ФГОС ВОЗ++ к таким компетенциям относим: универсальная компетенция 1 (УК-1) и общепрофессиональная компетенция 8 (ОПК-8).

УК-1: системное и критическое мышление. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

Знать:

- сущность методологии педагогических исследований; содержание научного аппарата, характеристики и классификацию научно-педагогических исследований;

- назначение, области применения, порядок осуществления, анализировать результаты использования методов научно-педагогических исследований;

- направления активизации и расширения области применения методов научно-педагогических исследований на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Эти общенаучные знания и знания в области педагогики необходимы для формирования научного мировоззрения, осуществления поиска, анализа и синтеза информации в области научно-педагогических исследований.

Уметь:

- обосновать необходимость научного обеспечения педагогических явлений, процессов, закономерностей и делать выводы попроисходящим изменениям в системе образования и образовательных учреждений;

- анализировать проблемы, возникающие в образовательных учреждениях и выносить аргументированные суждения по вопросам научного обеспечения этих проблем на основе педагогических исследований;

- применять и использовать педагогические знания для формирования соответствующей научной картины при решении задач развития образовательных организаций.

Такие умения показывают способность использовать педагогические и социогуманитарные знания для формирования научного мировоззрения.

Владеть:

- навыками и приемами поиска, сбора, хранения и обработки научной педагогической информации, способностью расширения знаний по педагогическим исследованиям посредством использования информационных и коммуникационных технологий;

- навыками анализа педагогических явлений и процессов, навыками логического изложения научно-педагогического материала, изучения педагогических явлений, процессов в системе образования и образовательных учреждений.

Приведенные навыки необходимы для формирования способности анализировать результаты научно-педагогических исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач.

Библиографический список

ОПК-8: Научные основы педагогической деятельности. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

Знать:

- педагогические и психологические закономерности развития личности для дальнейшего решения социогуманитарных проблем в области образования;

- принципы и методы организации сбора и обработки информации, необходимой для решения проблем образования и воспитания в профессиональной педагогической деятельности.

Уметь:

- использовать систематизированные теоретические и практические знания по научным основам педагогических исследований при решении профессиональных педагогических задач образования;

- научно обосновать результаты педагогических исследований и делать выводы на основе проведенного анализа в различных видах профессиональной педагогической деятельности.

Владеть:

- знаниями, необходимыми для аргументации данных педагогических исследований и практическими навыками для самостоятельного анализа конкретных задач педагогической деятельности;

- навыками анализа педагогических явлений и процессов, организации и проведения педагогических исследований, используя современные информационно-коммуникационные технологии.

Данные знания, умения, навыки формируют готовность у будущих педагогов самостоятельно осуществлять научно-педагогические исследования на основе современных методов.

На наш взгляд, эту дисциплину целесообразно включить в учебные планы в период прохождения учебной практики в части научно-исследовательской работы (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) и прохождения производственной (педагогической) практики по научно-исследовательской работе.

Результативность направленного развития научно-исследовательской работы в педагогическом вузе как компонента интеграции образования и науки состоит в том, что такая работа будет способствовать:

- во-первых, определению путей перехода от оценки количества предметных знаний к оценке компетентностей будущих педагогов;

- во-вторых, активизации внедрения результатов собственных исследований студентов, магистрантов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава в образовательный процесс;

- в-третьих, органичному соединению образовательного процесса с научно-исследовательской и учебно-исследовательской работой студентов;

- в-четвертых, внедрению современных образовательных методик, научных методов и технологий развития исследовательской компетентности выпускников.

При таком подходе данная научно-исследовательская работа может стать интегрирующим звеном всех кафедр и научно-образовательных центров вуза, деятельность которых будет направлена на обоснование и разработку теоретических и практических предложений, рекомендаций по успешному развитию взаимодействия образования с наукой по направлениям и профилям подготовки бакалавров и магистров педагогического образования.

1. Попов А.И. Преподаватель вуза как организатор творческого саморазвития студентов. Almamater (Вестник высшей школы). 2013 9: 48 - 51.

2. Педагогический энциклопедический словарь. Под редакцией Б.М. Бим-Бад. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003.

3. Алиев М.А., Мусаева Э.Ш., Умалатова З.М. Методология и методы научно-педагогических исследований: учебное пособие. Махачкала: ДГПУ, 2018.

4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие. Москва, 2010. References

1. Popov A.I. Prepodavatel' vuza kak organizator tvorcheskogo samorazvitiya studentov. Almamater (Vestnik vysshej shkoly). 2013 9: 48 - 51.

2. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Pod redakciej B.M. Bim-Bad. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2003.

3. Aliev M.A., Musaeva 'E.Sh., Umalatova Z.M. Metodologiya imetody nauchno-pedagogicheskih issledovanij: uchebnoe posobie. Mahachkala: DGPU, 2018.

4. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika: uchebnoe posobie. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 06.06.18

УДК 378

Bakumenko M.N., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Novosibirsk State Conservatory n.a. M. I. Glinka (Novosibirsk, Russia),

E-mail: mb63@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ON SOME FEATURES OF THE CONTENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS RELATED TO THE USE OF ELECTRONIC KEYBOARD MUSICAL INSTRUMENTS. The development and wide spread of electronics and multimedia in the arts every year more and more reflected in the trends of music education. The use of electronic keyboard instruments is associated with the use of computer programs in music training. This aspect is becoming more and more relevant every year, as together with the growth of computer technology capabilities appear more advanced software products. Music education at the primary, secondary or university levels should be inextricably linked to the musical practice of modernity, which is an antagonism of the academic direction and mass genres. The article considers the features of the contents of educational programs related to the use of electronic keyboard musical instruments.

Key words: electronic musical instruments, musical education, keyboard synthesizers.

М.Н. Бакуменко, канд. искусствоведения, доц. Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки,

г. Новосибирск, E-mail: mb63@yandex.ru

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ КЛАВИШНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Развитие и широкое распространение электроники и мультимедиа в искусстве с каждым годом все больше отражается на тенденциях музыкального образования. Применение клавишных электронных инструментов сопряжено с использованием компьютерных программ в музыкальном обучении. Данный аспект с каждым годом становится все более актуальным, так как вместе с ростом возможностей компьютерных технологий появляются более совершенные программные продукты. Музыкальное образование начального, среднего или вузовского уровней должно быть неразрывно связанным с музыкальной практикой современности, которая представляет собой антагонизм академического направления и массовых жанров. Рассмотрению особенностей содержания образовательных программ, связанных с применением электронных клавишных музыкальных инструментов, посвящена статья.

Ключевые слова: электронные музыкальные инструменты, музыкальное образование, клавишные синтезаторы.

Развитие и широкое распространение электроники и мультимедиа в искусстве если не повлияло, то с каждым годом все больше отражается на тенденциях музыкального образования. Зачастую, применение клавишных электронных инструментов сопряжено с использованием компьютерных программ в музыкальном обучении. Данный аспект с каждым годом становится все более актуальным, так как вместе с ростом возможностей компьютерных технологий появляются более совершенные программные продукты. Электронные музыкальные инструменты, в силу своей специфики, совершенствуются не столь быстро, как компьютеры, однако, разработчики синтезаторов прилагают все усилия для того, чтобы с каждым годом максимально приблизить звучание инструментов к акустическим тембрам. Несомненно, музыкальное образование начального, среднего или вузовского уровней должно быть неразрывно связанным с музыкальной практикой современности, которая представляет собой антагонизм академического направления и массовых жанров.

Инструменты, появившиеся несколько десятилетий назад, пока лишены определенных укоренившихся традиций исполнительства, и рассчитаны, в первую очередь, на исполнение современной эстрадной, популярной музыки. В то же время, производители электронных инструментов идут навстречу требованиям академического музыкального образования. Достаточно привести в пример пакет расширения «Симфоническая музыка», созданный в 2015 году компанией Yamaha для расширения репертуара учащихся на электронных инструментах в область классической музыки.

В отечественной учебной практике программы, охватывающие как работу с электронными инструментами, так и область музыкальной информатики, создаются для курсов в ВУЗах, ССУ-Зах, начальном музыкальном образовании. Кроме того, некоторые методики раннего развития детей также могут включать в себя изучение и применение электронных инструментов. Данные методики становятся первыми шагами внедрения электронных инструментов в музыкально-образовательный процесс.

Все современные электронные инструменты имеют возможность подключения к компьютеру и другим устройствам через MIDI-порт. Благодаря средствам MIDI возможны такие виды деятельности в классе электронных музыкальных инструментов, как аранжировка, совмещение нескольких клавиатур, тонкая работа с параметрами электронных инструментов. Многие инструменты позволяют осуществлять MIDI-запись музыкальных партий, функции некоторых синтезаторов предполагают возможность

создания собственных тембров, семплирования, записи вокала. Использование этих функций требует знаний в области музыкальной акустики, элементы которой обязаны быть включены в программу.

Для образовательных программ, связанных с применением электронных клавишных музыкальных инструментов, свойственна высокая степень междисциплинарных связей с предметами теоретического цикла и смежными дисциплинами. Эта связь порой достигает уровня симбиоза, так как множество форм работ при использовании электронных инструментов не может существовать без теоретического фундамента. Для аранжировоч-ных рабочих станций типично наличие функций, казалось бы, несколько снижающих требования к технике исполнителя: это автоматизация исполнительского процесса средствами арпед-жиатора, автоаккомпанемента, воспроизведения музыкальных фрагментов из памяти инструмента (мультипэдов). Работа над техникой исполнителя, таким образом, как бы отходит на второй план: то, что не сможет сделать человек, за него сделает машина. Можно сделать вывод, что сфера исполнительства на электронных инструментах вовсе не вписывается ни в традиционное музыкальное образование, ни в область искусства в целом, однако, это совсем не так. Причина в том, что синтезаторы позволяют воплощать художественные образы не только, и не столько за счет многогранной передачи штрихов, нюансов исполнителем, но также и за счет работы исполнителя с готовыми моделями -как звуковыми (тембры музыкальных инструментов, семплы), так и стилевыми (ритмоинтонационные паттерны) [1; 2].

Возможности синтезатора поистине безграничны, и исполнитель, в первую очередь, становится аранжировщиком, и лишь затем - исполнителем [3; 4; 5]. Задачей преподавателя, таким образом, становится сбалансированное распределение материала, направленного как на выработку технических исполнительских навыков, так и, не в меньшей степени, на освоение теоретических знаний, так как без знаний в определенных областях, на которых мы остановимся далее, эффективное использование синтезатора невозможно. Неотъемлемой составной частью теоретических сведений является сопутствующая техническая информация, относящаяся не только к теории музыки, но и к сфере музыкальной акустики и информатики [4; 6].

Итак, разграничим области, которые затрагивает творчество на электронных клавишных музыкальных инструментах. Во-первых, это область инструментоведения. Она включает в себя изучение оркестровых групп, инструментов симфонического,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.