Научная статья на тему 'Проблема инноваций в современном образовании'

Проблема инноваций в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2135
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИИ / READINESS FOR INNOVATIONS / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Елена Анатольевна

В статье рассматривается проблема инновационной деятельности обучающихся в рамках образовательных организаций. Анализируется современное состояние проблемы изучения инновационной деятельности в образовании. Выделены условия, обеспечивающие эффективную подготовку обучающихся к инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of innovation in modern education

The article considers the problem of innovative activity of students within the educational organizations. Reviews current issues in the study of innovation in education. The conditions for effective preparation of students for innovative activity.

Текст научной работы на тему «Проблема инноваций в современном образовании»

Воспитание патриотизма это многогранный процесс, понять который возможно только при наличии желания совершенствоваться в лучшую сторону.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н.П. Овчинникова // Педагогика. - 2007. - № 1. - С. 93 - 101.

2. Подласый, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. — 2-е изд., доп. — М. : Юрайт, 2011. — 574 с. — (Основы наук).

3. Профессиональная педагогика : учебник для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - Изд. 3-е, перераб. - М. : ЭГВЕС, 2009.

УДК 37

Е.А. Быкова, г. Шадринск

Проблема инноваций в современном образовании

В статье рассматривается проблема инновационной деятельности обучающихся в рамках образовательных организаций. Анализируется современное состояние проблемы изучения инновационной деятельности в образовании. Выделены условия, обеспечивающие эффективную подготовку обучающихся к инновационной деятельности.

Инновация, инновационная деятельность, готовность к инновации, инновации в образовании.

E. A. Bykova, Shadrinsk

The problems of innovation in modern education

The article considers the problem of innovative activity of students within the educational organizations. Reviews current issues in the study of innovation in education. The conditions for effective preparation of students for innovative activity.

Keywords: innovation, innovative activity, readiness for innovations, innovation in education.

Современное общество развивается достаточно быстрыми темпами, вследствие чего необходимым становится инновационная восприимчивость человека и готовность к инновационной деятельности во всех звеньях человеческих ресурсов и отношений. Развитие современного общества невозможно без инноваций. В эпоху изменений успех отдельного человека, а также всего общества зависит от их способности воспринимать и использовать разного рода нововведения.

Инновационная экономика поставила перед современной системой образования проблему выявления инновационных факторов формирования у выпускников образовательных учреждений инновационных способов мышления и действия,

психологической и функциональной готовности к инновационной деятельности. Этот вопрос является актуальным, поскольку современные исследования показывают, что общеобразовательная школа не формирует навыков, выходящих за рамки умственной деятельности, определяемых учебными программами.

Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «...стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.» [4].

Реализация этой цели предполагает решение одной из приоритетных задач -«.обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов» [4].

Инновационная стратегия государства требует научного поиска системы психологических оснований инновационной деятельности учащихся, построения системы принципов по формированию и развитию готовности к инновационной деятельности выпускников современной школы.

Рассматривая вопросы педагогической инноватики, учёные приходят к выводу, что фундаментальное образование должно обеспечивать саморазвитие и инновационное поведение человека на основе нравственного и интеллектуального потенциала, детерминирующего его инновационное поведение [1, с.94].

Всё это требует от системы образования существенной перестройки и подчинения логике инновационного развития. В настоящее время инновационная деятельность является одним из главных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения, поскольку создает основу для создания конкурентоспособности выпускника, способного эффективно существовать в инновационном пространстве. Современный человек живет в постоянно меняющемся мире и должен уметь быстро к нему приспосабливаться. Более успешным будет тот, кто сможет быстрее научиться, как реагировать на новые обстоятельства.

Формирование готовности учащихся к инновационной деятельности приобретает особую актуальность в решении задач модернизации образования. Система образования, ориентированная на формирование инновационного поведения учащихся должна инициировать инновационный характер процессов, протекающих в его внутреннем мире [1].

В программных документах, определяющих перспективы развития системы школьного образования страны, установлены требования к личностным, метапредметным, предметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника [8]. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего

общего образования (10-11 класс) в нём описан «Портрет выпускника школы», где выпускник характеризуется как «...креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность...» [8].

Важнейший желаемый результат заявлен как подготовка молодёжи, обладающей следующими характеристиками:

• Способностью к самообучению и самореализации;

• Способностью к конструированию «своего» знания, необходимого

для решения возникающих задач;

• Способностью с инновационной деятельности.

Образование рассматривается как социально, культурно, личностно детерминированная образовательная деятельность, в процесс изменения которой включены и субъекты этой деятельности.

В образовании инновационные изменения сегодня идут по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; создание условий для развития и самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности м мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, развитие творческих инновационных коллективов и отдельных личностей [7].

Анализ современных исследований проблемы педагогических инноваций показывают, что вопрос об их внедрении и реализации в современном научно сообществе остаётся достаточно актуальным и широко обсуждаемым. Так, сущность инновационной педагогической деятельности, её структура и классификация рассматривались в трудах А.И. Пригожина, С.Д. Полякова, Н.Р. Юсуфбековой, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, К. Ангеловски, М.М. Поташник, М.В. Кларини, В.И. Загвязинского и др; проблемы, связанные с механизмами применения и внедрения педагогических новшеств изучали А.А.Орлов, И.Ф.Исаев, А.Г.Кругликов, С.А. Безгородько, С.Д. Поляков и др.; проблемы творческого саморазвития учителя, педагогического коллектива в условиях инновационной деятельности, затруднений, стимулов и препятствий (В.А. Кан-Калик, А.В. Попов, Н.Ш. Чинкина, В.П. Кваша, К.А. Алибаев, А.В. Лоренсов, О.Г. Хомерики, и др.).

Однако, анализ теоретических изысканий показывает, что в большинстве случаев исследованиям подвергается педагогическая инновационная деятельность, в то время как психологические аспекты формирования инновационной деятельности обучающихся изучены недостаточно.

Большая часть исследований посвящена проблемам подготовки студентов университетов к инновационной деятельности, к применению инновационных технологий обучения в школе (Н.М. Анисимов, С.Д. Поляков, В.С. Пылаева, В.Э.Тамарин, Е.П. Морозов, И.В. Штых, Н.А.Щербаков и др.).

Актуальным сегодня становится вопрос о том, что современная система образования требует от учащихся школ и выпускников осуществления инновационной деятельности, однако отсутствуют специальные методы и приёмы (специализированные программы) формирования готовности к инновационной деятельности, личностной подготовки учащихся к инновационной активности и инновационному поведению.

Таким образом, возникает противоречие межу отсутствием систематической программы формирования готовности к инновационной деятельности обучающихся уже на ступени школьного образования и возрастающими требованиями общества в её совершенствовании уже на этапе обучения в ВУЗе.

Растёт потребность в новом теоретическом осмыслении сущности инновационной деятельности обучающихся в образовательном учреждении, разработке условий, обеспечивающих формирование способности готовности учащихся к новым видам и формам деятельности, носящей инновационный характер.

В современном образовании не существует определённой и общепринятой концепции инновационной деятельности. Кроме того, педагогические инновации рассматриваются чаще с прикладной точки зрения, как результат образовательной практики. Однако, несмотря на отсутствие единой концепции большинство образовательных учреждений ставят перед собой задачу внедрения инноваций (В. Слободчиков). В качестве предметной области инновационной деятельности в образовании выступает проектно-исследовательская деятельность [7].

По мнению М.В. Кларина инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан [3].

В.Г. Суворнина определяет инновационную деятельность как внедрённое новшество, обладающее высокой эффективностью. С точки зрения автора, инновационная деятельность является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов.

Н.И. Лапин определяет инновационную деятельность как предметно-практическая продуктивная деятельность людей, которая является творческой и создаёт новые качества в различных сферах их жизни [5, с.45].

Таким образом, инновационная деятельность во всех случаях рассматривается как деятельность, направленная на создание новшества, как творческий процесс, направленный на достижение поставленной индивидом цели, реализуемый активной, самостоятельной, целеустремлённой и творческой личностью.

Применительно к обучающимся, инновационная деятельность может определяться как самостоятельная продуктивная, творческая, целенаправленная деятельность, в которой учащийся, используя новые средства достижения цели деятельности, развивается как субъект инноваций, как инновационная личность. Результатом инновационной деятельности является создание нового образовательного продукта, нового знания в предмете. Она всегда сопровождается наличием определённой цели, которая осознаётся

учащимся и действий, направленных на её достижение. При этом, такая деятельность может носить как индивидуальный, так и коллективный характер.

Бесспорным является тот факт, что для формирования способности к инновационной деятельности необходима специальная, целенаправленная работа целого круга специалистов образовательной организации по созданию специальных условий, обеспечивающих развитие соответствующих личностных качеств, обеспечивающих инновационную активность.

На практике инновационное мышление и деятельность в большей степени зависит от учебной атмосферы в школе, возможностей и желания педагогов использовать новые технологии, быть тьюторами в инновационной деятельности школьников.

На наш взгляд к условиям, обеспечивающим эффективную подготовку обучающихся к инновационной деятельности моно отнести:

1. Развитие внутреннего (личностного потенциала) с таким набором качеств и способностей, которые обеспечат успешность в инновационной деятельности. Среди таких качеств могут быть: самостоятельность, вера в собственные силы, жизнестойкость, инициативность, толерантность к неизвестному, готовность включаться в инновационную деятельность; способствующей осознанию молодежью своей роли и своего места в решении задач, стоящих перед обществом, ценности взаимодействия с другими людьми, познанию своей уникальности посредством развития своего инновационного потенциала, обусловленного наличием интеллектуальных и природных задатков, развитию активности в социальных контактах [6].

2. Создание внешней среды, отвечающей потребностям и возможностям развивающегося субъекта инновационной деятельности. Под влиянием фактора среды происходит формирование и качеств личности, и инновационного мышления и обеспечиваются возможности для творческой самореализации.

Исследуя образовательные процессы массовых школ, гимназий и лицеев, Е.Г. Белякова и С.Н. Дегтярёв установили, что в настоящее время «актуализирована роль ученика как осмысленного субъекта своего образования и развития». В качестве одной из целей Программ развития образовательных учреждений выступает создание возможностей для продуктивной самореализации в творчестве [2, с. 8]. Это как раз и соответствует требованиям подготовки инновационной личности.

В практику обучения и воспитания внедряются развивающие технологии, стимулирующие активность обучающихся в процессе освоения содержания образования. К таким технологиям относятся технологии когнитивного характера, развивающие интеллектуальный ресурс инновационной личности, так и технологии, обеспечивающие развитие гуманитарных ценностей и смыслов. Одним их приёмов развития творческого потенциала обучающихся выступает использование в работе педагога дивергентных карт, текстовых моделей на основе ключевых понятий, тематических опорных схем на базе заданной структуры, метод «кластеров», креативные методы решения задач и «мозговой штурм» [2, с.9].

3. В качестве важного условия, стимулирующего инновационную активность, помимо стратегий обучения и воспитания, мы видим стиль взаимоотношений педагога и

учащихся, при котором поощряется любая инициатива и настойчивость, проявление самостоятельности, толерантность к стремлению учеников выразить своё мнение, сотрудничество с учащимися. Важным является также в работе педагога является поиск методических средств, позволяющих ученикам проявлять свои интересы, стимулирующих мотивацию достижения и поисковую активность.

Каждая из трёх переменных способна влиять на другую переменную. В различных ситуациях и для разных обучающихся сила влияния определённой переменной будет различной. Иногда наиболее сильны влияния внешнего окружения, иногда доминируют внутренние силы, а для кого-то большую помощь окажет именно характер взаимоотношений с наставником по инновационной деятельности.

Таким образом, соблюдение перечисленных условий, целенаправленная работа, направленная на вовлечение учащихся в творческую, научно-исследовательскую деятельность по актуальным для них проблемам будет способствовать развитию самостоятельности, целеустремлённости, позитивно направленной мотивации, креативных способностей, инновационного характера мышления. Результатом такой деятельности становится креативный продукт, носящий оригинальный, индивидуальный характер, будет происходит принятие учащимися ценностей творчества, самореализации, раскрытие личностного потенциала обучающихся, готовых к созданию нового, восприимчивых к инновациям в современном обществе, собственной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барболин, М. П. Методологическая концепция инновационного развития образовательных систем [Текст] / М.П. Бараболин // Философия образования. - 2011. - № 1 (34). - С. 85-94.

2. Белякова, Е. Г. Оценка смыслообразующего потенциала инновационного образовательного процесса [Текст] / Е.Г. Белякова // Образование и наука. - 2011. - № 3. - С. 3-15.

3. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта [Текст] / М.В. Кларин. - М., 1997.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации : офиц. сайт. - Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/4717. - 01.09.2017.

5. Лапин, Н. И. Теория и практика инноватики [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. - 2-е изд. - М. : Логос, 2010. - 326 с.

6. Мещерякова, Э.И. Особенности становления личностного потенциала субъекта инновационной деятельности [Текст] / Э.И. Мещерякова, А.В. Ларионова // Психологическая наука и образование. - 2013. -№ 2. - С. 69-75.

7. Слободчиков, В. Инновации в образовании [Текст] / В.И. Слободчиков [и др.] // Учитель. - 2011. - № 3. - С. 18-22.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации : офиц. сайт. - Режим доступа: минобрнауки.рфМоситейз/2365. - 01.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.