ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: ИСТОРИЯ _И СОВРЕМЕННОСТЬ
Скибина Яна Владимировна
Старший преподаватель Кубанский Государственный Аграрный Университет г. Краснодар
Аспирант Московский педагогический государственный университет г. Москва
THE PROBLEM OF INDIVIDUALIZATION OF LEARNING: HISTORY AND MODERNITY.
Skibina Yana Vladimirovna, senior lecturer of Kuban state agrarian University Krasnodar, Post-graduate of Moscow State Pedagogical University Moscow АННОТАЦИЯ
На сегодняшний день проблема индивидуализации обучения - одна из ведущих в психологии и педагогике. Кратко охарактеризуем основные исторические этапы ее решения. ABSTRACT
Today the problem of individualization of learning is one of the leading in psychology and pedagogy. Briefly describe the main historical stages of its solution. Ключевые слова: индивидуализация обучения Keywords: individualization of learning
Даже в условиях индивидуального обучения (школы древнего мира и средневековья) учителя замечали, что ученики проявляют себя по-разному в процессе учения. С появлением классно-урочной системы обучения, которая соответствовала новому этапу социально-экономического и культурного развития общества, возникло противоречие между коллективным характером обучения и индивидуальными особенностями усвоения знаний. Появилась проблема индивидуального подхода к учащимся в обучении. Развитие и решение ее происходили поэтапно: от простых руководств по учету индивидуальных особенностей учащихся до их выделения в дидактический принцип.
Обобщая теоретические источники [2, 3, 4, 7], выделим основные этапы развития идеи индивидуализации обучения в нашей стране.
Первый этап (XVII в. - первая половина XIX в.) - эмпирический уровень решения проблемы индивидуализации обучения. В этот период происходит становление идеи индивидуализации обучения, и осуществляются первые пробы, направленные на реализацию этой идеи. Он характеризуется разработкой самых общих рекомендаций по выявлению у ребят индивидуальных задатков, склонностей, интересов; интуитивным применением их в обучении; отсутствием достаточных знаний в педагогике об индивидуальных особенностях учащихся.
Ключевые идеи этого периода: индивидуализация обучения обеспечивает всестороннее развитие ребенка, идея изучения личности ребенка, его индивидуальных особенностей, попытка систематизации практических рекомендаций по осуществлению индивидуального подхода.
Идею индивидуализации обучения развивали в своих трудах выдающиеся педагоги, просветители, писатели, общественные деятели XVIII и XIX веков такие, как А.А. Прокопович-Антонский, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, И.И. Бецкой, Н.И.
Новиков, А.Н. Радищев, И.Ф. Богданович, К.П. Яновский и др.
Второй этап (вторая половина XIX в. - начало XX века) - начало теоретического уровня разработки проблемы индивидуализации обучения. А.А. Кирсанов связывает этот период с деятельностью великого русского педагога К.Д. Ушинского. Ему принадлежат идеи: применения индивидуального подхода к учащимся в условиях общего фронта и сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения на занятиях. В своих трудах он дал психолого-дидактическое обоснование этого сочетания. Для лучшей организации обучения он предлагал объединять в небольшие группы детей, сходных по ряду особенностей.
Продвижению в решении проблемы индивидуализации обучения во многом способствовало развитие смежной научной дисциплины - педагогической психологии, основы которой были заложены в XIX веке. Исследователи этой области знаний высказали ключевую идею об индивидуализации обучения на основе психологических особенностей учащихся.
Этот этап характеризуется обобщением опыта передовых учителей по вопросам индивидуализации обучения. Рекомендации по выявлению, учету, применению на практике индивидуальных особенностей учащихся не просто излагаются, им стараются дать научное обоснование. Индивидуализация обучения становится одним из центральных вопросов педагогики и психологии.
Среди передовых просветителей, активно развивающих идею индивидуализации обучения в своих трудах: педагог-просветитель В.Я. Стоюнин, известный общественный деятель, педагог, профессор медицины Н.И. Пирогов; российский педагог, ученый В.П. Вахтеров; педагог, доктор медицины, философ И.М. Ястребцов; педагог и психолог П.Ф. Каптерев и др.
Третий этап (начало XX века - конец 20-х гг. XX в.) -в этот период идеи индивидуализации обучения полу-
чили экспериментальное развитие. Его отличительные черты: в практику школы внедряются экспериментальные формы индивидуализации обучения; применяются проектные методы обучения; повышается значимость самостоятельной работы; учащиеся разного возраста и уровня подготовки объединяются в составе подвижных групп. Но существенного развития в этот период проблема индивидуализации обучения не получила.
Четвертый этап (30 - 50-е гг. ХХ в.) - в этот период целью индивидуализации обучения считалось уменьшение количества отстающих и стремление избежать задержки в развитии особо даровитых учеников. В этом направлении работали многие педагоги: П.П. Блонс-кий, С.Т. Шацкий, П.О. Ефрусси, А.М. Гельмонт, С.Р. Ри-вес, Л.С. Славина, А.А. Бударный и др. В соответствии с причинами неуспеваемости, выделенными исследователями, разрабатывались и научно обосновывались рекомендации по преодолению и предупреждению неуспеваемости учащихся путем индивидуализации и дифференциации обучения.
Пятый этап (конец 50-х гг. ХХ в. - начало 90-х гг. ХХ в.) - в этот период происходит значительное углубление и рассмотрение разносторонних аспектов индивидуализации обучения. Постепенно складывается определенная теоретическая и методическая база целостной концепции индивидуализации обучения.
В середине 60-х годов ХХ века индивидуализация обучения (индивидуальный подход в обучении) добавляется в систему основных дидактических принципов. Е.С. Рабунский дал этому принципу следующее определение:
1) индивидуальный подход к школьникам означает частичное, временное изменение ближайших целей, отдельных сторон содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей личности ученика для реализации наиболее успешного развития ее социальной типичности и индивидуального своеобразия;
2) индивидуальный подход в учебном процессе представляет собой действенное внимание к каждому ученику, его индивидуальным особенностям в условиях коллективного обучения, предлагает разумное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
И.Э. Унт в своем труде «Индивидуализация и дифференциация обучения» [8, с. 8] дает следующее определение индивидуализации обучения - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитывают-
Этот период характеризуется пристальным вниманием к психолого-педагогическому обоснованию индивидуализации обучения; творческим способностям личности; системным подходом к изучению индивидуальных психологических различий учащихся; в основе индивидуализации - развивающее обучение.
В своем исследовании А.А. Кирсанов отмечает ряд недостатков в понимании сути, а также при практическом осуществлении индивидуализации обучения [4]: в центре внимания - деятельность учителя, недостаточное внимание к деятельности ученика; индивидуальный подход осуществляется не как целостный процесс,
а как отдельные приемы, применительно к отдельным структурным звеньям урока; нет однозначного понимания индивидуального подхода к учащимся в обучении на уровне принципа, который оказывал бы свое влияние на отбор содержания, выбор методов, форм, средств обучения.
В соответствии с указанными недостатками он рассматривает понятие «индивидуализации учебной деятельности» как дидактический принцип, который трактует как систему индивидуализированных способов и приемов взаимообусловленных действий учителя и учащихся, которая органично, как характерологическая сторона (признак) присуща всем этапам учебной деятельности.
Таким образом, в рассматриваемый период складывается прочный фундамент для перехода к комплексному изучению проблемы индивидуализации обучения.
К концу периода индивидуализация обучения определяется как организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Учёт особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения.
Основной целью индивидуализации обучения исследователи рассматриваемого периода постулировали - сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, что включало целый комплекс образовательных целей. Среди них:
1. Обучающие:
а) усовершенствование знаний, умений, навыков учащихся;
б) уменьшение абсолютного и относительного отставания учащихся;
в) содействие развитию одаренных учеников.
2. Развивающие:
а) развитие личностных качеств учащихся;
б) развитие познавательных интересов;
в) развитие общих и специальных умственных способностей;
г) развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
д) формирование и развитие умений учебного труда;
е) формирование и развитие логического мышления;
ж) формирование и развитие креативности.
3. Воспитывающие:
а) улучшение учебной мотивации;
б) профориентация учащихся;
в) воспитание чувства долга и ответственности.
Шестой этап (90-е гг. ХХ в. по настоящее время) -
этот период характеризуется утверждением в педагогике идей гуманизации и демократизации образования; продолжением накопления теоретической и методической базы индивидуализации обучения; расширением практического применения ее принципов; переходом российской школы от унитарности к вариативности; повышением значимости психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Современные исследователи трактуют индивидуализацию обучения как динамичную дидактическую концепцию, которая по мере развития и совершенство
общественных отношений, системы образования наполняется новым содержанием, и представляет собой комплекс положений (условий), направленных на развитие индивидуальности и личности учащихся.
Под педагогическими условиями индивидуализации обучения понимаются устойчивые обстоятельства, выраженные как требования образовательной среды, определяющие ход и специфику протекания данного процесса, направленные на достижение оптимально возможных результатов индивидуализации обучения учащихся [3].
Таким образом, обобщая результаты исследований рассматриваемого периода решения проблемы индивидуализации обучения [1, 2, 3, 5, 6, 9], определим индивидуализацию обучения как организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, которая предполагает:
- комплексную диагностику индивидуальных особенностей учащихся, обусловливающих успешность учебной деятельности;
- ориентацию на зону ближайшего развития учащихся;
- демократизацию и гуманизацию всех видов отношений в учебном процессе, создание комфортной среды для проявления учащимися индивидуальных и личностных качеств;
- обеспечение вариативности образования (гибкость, дифференциация содержания и организации обучения, обеспечение права выбора учащимися образовательного учреждения, формы получения образования, построения индивидуальных образовательных траекторий и т.п.);
- ориентацию учителя на индивидуализацию в составе всех структурных компонентов обучения (цель, задачи, содержание, методы, формы, средства, результаты) и на всем его протяжении (не эпизодически);
- рациональное соотношение индивидуальной, групповой и коллективной форм обучения;
- гибкое использование традиционных и современных (модульно-рейтинговых, интерактивных, компьютерных, деятельностных, проблемных и др.) технологий и методов обучения;
- повышение уровня педагогической, психологической квалификации преподавательского состава для успешной реализации положений индивидуализации обучения на практике, сопровождения индивидуализации обучения комплексным мониторингом, осуществления коррекции индивидуализации обучения, психолого-педагогической поддержки ребенка;
- активное взаимодействие субъектов преподавания и учения; опору на субъектный опыт учащихся; актуализацию субъективной позиции учащихся посредством инициирования их рефлексии, стимулирования личностных достижений и включения в личностно значимую деятельность; привнесение личных смыслов к результатам обучения, видение своих учебных и образовательных перспектив.
Глобальной целью индивидуализации обучения на данном этапе считается реализация потенциальных возможностей каждого учащегося. В зависимости от направления исследований выделяются и другие цели
индивидуализации обучения:
- развитие познавательной самостоятельности учащихся, которая выражается в развитии их учебных умений;
- развитие познавательной активности;
- развитие способностей и познавательных интересов;
- развитие личностных качеств учащихся, их индивидуальности, неповторимости, своеобразия;
- формирование компетентности учащихся;
- подготовка талантливых учащихся;
- повышение уровня знаний учащихся;
- содействие самоопределению (в том числе профессиональному), саморазвитию, самореализации, самоактуализации учащихся;
- формирование индивидуальной образовательной траектории учащихся;
- приобретение учащимися субъективно значимых знаний, умений и навыков, наработка ими собственных техник, приёмов работы, формирование субъектной позиции;
- достижение индивидуального положительного результата учебной деятельности каждым учащимся и др.
Несмотря на то, что на сегодняшний день изучены многие аспекты проблемы индивидуализации обучения, ряд вопросов до сих пор не был рассмотрен. Например, на наш взгляд, важным, с точки зрения методики преподавания математики, является рассмотрение особенностей реализации принципа индивидуализации обучения на математических курсах по выбору для учащихся естественно-математического профиля.
Список литературы:
1. Блохина Е.В. Образовательные технологии как средство индивидуализации обучения учащихся: Дисс...канд. пед. наук. - Магнитогорск; 2001.
2. Гердо Н.В. Индивидуализация обучения учащихся старших классов в современной общеобразовательной школе: Дисс.канд. пед. наук. - Чебоксары; 2012.
3. Древницкая Н.Л. Индивидуализация обучения учащихся профильных классов общеобразовательного лицея: Дисс.канд. пед. наук. - Магнитогорск; 2003.
4. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема: Монография. - Казань: Издательство Казанского университета, 1982.
5. Прасолова Ю.А. Индивидуализация обучения как средство формирования компетентности школьников: Дисс.канд. пед. наук. - Калининград; 2003.
6. Романенко О.Н. Организационно-педагогическое обеспечение индивидуализации обучения старшеклассников: Дисс.канд. пед. наук. - Ставрополь; 2007.
7. Смирнова И.М. Педагогика геометрии: Монография. - М.: Прометей, 2004.
8. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.
9. Xабибуллин Д.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов университета на основе индивидуализации обучения: Дисс.канд. пед. наук. -Магнитогорск; 2003.