Научная статья на тему 'Индивидуализации обучения в условиях общеобразовательной школы'

Индивидуализации обучения в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / SECONDARY SCHOOL / INDIVIDUALIZATION OF INSTRUCTION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корягина О. В.

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы индивидуализации обучения в условиях общеобразовательной школы, раскрыта сущность понятия «индивидуализация обучения», выявлены педагогические условия индивидуализации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION OF TRAINING UNDER CONDITIONS OF COMPREHENSIVE SCHOOL

This article discusses the theoretical aspects of the problem of individualization of education in a comprehensive school, the essence of the concept of «individualization of education» is revealed, the pedagogical conditions of individualization of education are revealed.

Текст научной работы на тему «Индивидуализации обучения в условиях общеобразовательной школы»

20 The scientific heritage No 42 (2019)

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Корягина О.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова

INDIVIDUALIZATION OF TRAINING UNDER CONDITIONS OF COMPREHENSIVE SCHOOL

Koryagina O.

œndidate of Pedagogical Sciences, associate professor, department of social and pedagogical disciplines Kokshetau University named after Abay Myrzakhmetov

Аннотация

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы индивидуализации обучения в условиях общеобразовательной школы, раскрыта сущность понятия «индивидуализация обучения», выявлены педагогические условия индивидуализации обучения.

Abstract

This article discusses the theoretical aspects of the problem of individualization of education in a comprehensive school, the essence of the concept of «individualization of education» is revealed, the pedagogical conditions of individualization of education are revealed.

Ключевые слова: Общеобразовательная школа, индивидуализация обучения, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория.

Keywords: Secondary school, individualization of instruction, individual educational route, individual educational trajectory.

Проблема индивидуализации школьного обучения всегда была одной из актуальных в педагогике. В настоящее время, когда учащиеся рассматриваются как субъекты педагогического процесса ясно, что для успешного выполнения образовательных задач необходим качественно иной подход к взаимодействию учеников и педагогов. Теоретическая разработка и внедрение эффективных путей и методов индивидуализации обучения - один из возможных путей повышения результативности образовательного процесса в современной школе.

Анализ психолого-педагогической литературы по интересующей нас проблеме показывает, что с начала 1960-х годов индивидуализацию стали исследовать в контексте разработки проблем самостоятельной работы учащихся.

В исследовании Е.С. Рабунского [6] рассматривалась индивидуализация домашних заданий. Задания давались учащимся, исходя из успеваемости, познавательной самостоятельности и интереса к учению. Однако в этой работе при обосновании необходимости индивидуального подхода к учащимся недостаточно привлекались данные об индивидуально-психологических особенностях детей.

А.А. Бударный [2] главное внимание уделял ликвидации неуспеваемости учащихся на основе учета их индивидуальных особенностей.

Важность и необходимость индивидуализации обучения неоднократно доказывалось работами нескольких поколений психологов, педагогов, методистов и учителей-практиков, среди которых следует назвать Е.А. Аршанского, Е.В. Батаеву, В.П. Беспалько, Н.Н. Буринскую, А.А. Грабецкого, И.Л. Дрижуна, А.П. Ершова, Д.П. Ерыгина, А.А. Жу-

рина, В.В. Загорского, Л.С. Зазнобину, Р.Г. Иванову, В.А. Извозчикова, М.В. Кларина, Н.Е.Кузнецову, Е.Е. Минченкова, В.М. Монахова, П.А. Орже-ковского, В.С. Полосина, Н.Н. Суртаеву, Н.Ф. Талызину, Г.Н. Фадеева, Г.М. Чернобельскую, М.А. Чошанова, Т.И. Шамову, М.А. Шаталова, С.Г. Ша-поваленко, Г.И. Шелинского, И.Э.Унта.

Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др. наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» рассматривают понятие «индивидуальная образовательная траектория». В их трактовке понятие «индивидуальная образовательная траектория» имеет более широкое значение, чем «индивидуальный образовательный маршрут» и предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятель-ностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Однако, несмотря на очевидную важность и необходимость смены ориентиров образования, вопросам разработки индивидуальной образовательной траектории, определению индивидуального образовательного маршрута в практике функционирования педагогического процесса общеобразовательной школы не уделяется должного внимания.

То есть, становится возможным выделить объективно существующее противоречие:

-между потребностью учащихся основной школы в удовлетворении индивидуальных образовательных интересов и потребностей и не возможностью это осуществить при массовом характере организации педагогического процесса;

-между потребностью в практической реализации индивидуализации обучения, и недостаточным организационно-дидактическим обеспечением этого процесса в основной школе.

Мы считаем, что данное противоречие возможно устранить, если совместно со школьником разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут, предполагающий единство:

-содержательного (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

-деятельностного (специальные педагогические технологии);

-процессуального (организационный аспект) компонентов педагогического процесса, что обеспечивает учащемуся позициию субъекта выбора цели, содержания, способов его усвоения и самоконтроль образовательных результатов.

Традиционно в педагогике элементами обучения считают два вида отличающейся, но взаимосвязанной деятельности - преподавание и учение, а также содержание образования, функционирующие в определённых формах и условиях, с необходимыми средствами [4].

В аспекте нашей темы это означает, что при рассмотрении индивидуализации обучения предметом анализа должен стать не столько сам ученик с его индивидуальными особенностями, сколько деятельность учителя по управлению учением ученика, соответствие этого управления его индивидуальным особенностям.

Преимущественно индивидуализация обучения трактуется как «учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются» (И.Э. Унт) [7]. Далее мы будем придерживаться этой точки зрения.

Подробнее остановимся на относительности индивидуализации обучения в аспекте способов её реализации. Обращение к работам Е.А. Александровой, М.А. Балабана, A.M. Гольдина, Э.Г. Гельф-ман, Н.Б. Крыловой, П.И. Третьякова, А.Н. Тубель-ского, И.Э. Унт, В.Д. Щадрикова, Т.И. Шамовой, А.А. Ярулова позволяет нам обобщённо представить способы индивидуализации обучения:

- групповая дифференциация обучения: внешняя или внутренняя (внутри классная). Внешняя дифференциация может быть связана с формированием постоянных по составу групп учащихся или переменных;

- дифференциация обучения на индивидуальной основе, когда ученик определяет темп и уровень изучения учебного материала. В в данном подходе нет общего фронта и акцент делается на уровнях развёртывания учебной деятельности (ученики

изучают одни и те же темы, но в рамках выбранного уровня организации усвоения);

- объединение учащихся в группы, формируемые на основе совместимых индивидуальных учебных программ. В отличие от первых двух вариантов, здесь учебная программа не задана извне;

- объединение учащихся во временные микрогруппы на основе индивидуальных программ. В отличие от предыдущего варианта, здесь те или иные учащиеся объединяются только на время реализации фрагмента своей индивидуальной программы;

- прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе, высокая доля самостоятельной работы, как например в Дальтон-плане;

- индивидуальные занятия с одарёнными детьми по индивидуальному плану;

- самоопределение школьника в разнообразии образовательных пространств (учебного, художественно-творческого, игрового, «свободного», трудовой и социальной практики): выбор учителя, содержания, способов работы, темпа и др. (А.Н. Ту-бельский, М.А. Балабан). В отличие от всех предыдущих вариантов, в данном подходе образовательное пространство представлено не только учебным;

- индивидуальные маршруты в индивидуальных исследовательских и творческих проектах, т.е. за рамками общих учебных занятий;

- «продуктивное» обучение - учёба на основе индивидуального плана; самостоятельный выбор учеником содержания и форм своего образования; групповые, студийного типа занятия и самостоятельное учение на основе собственных интересов;

- образование (обучение) по индивидуальным программам (траекториям), не предусматривающим жёсткой привязки обучающегося к каким-либо группам.

Полагаем, что следует отнести к методам индивидуализации обучения самостоятельную работу учащегося с рабочими тетрадями и другими носителями информации в целях выполнения им индивидуальных учебных заданий (И.Э. Унт); использование разноуровневых дидактических материалов в рамках классно-урочной системы (Э.Г. Гельфман); применение модульных программ, благодаря которым есть возможность индивидуализировать работу с отдельными учениками (Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский).

Это, безусловно, важные вопросы, но они не должны принимать ведущий характер, поскольку индивидуализация обучения - это такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика [2].

Всесторонне рассматривая проблему индивидуализации мы можем утверждать, что обучение применительно к каждому отдельному учащемуся будет индивидуальным в том случае, если:

1) приспособить обучение к уровню развития данного ученика;

2) исходить из достигнутого уровня, для чего нужно выявлять этот уровень у каждого ученика;

3) сохранять индивидуализацию в течение всего периода обучения, а не рассматривать только как исходный момент развития (поскольку развивающее обучение не ведет к нивелировке уровней развития учащихся);

4) обеспечить соответствующими средствами обучения.

Учитывая результаты теоретического анализа литературных источников по интересующей нас проблеме, можно сформулировать комплекс педагогических условий, необходимых для обеспечения индивидуализации обучения, разделив их условно на три группы:

- процессуальные условия - персональный темп прохождения учебного материала; завершённость обучения на каждом его этапе; рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы учащихся; подвижный состав учебных групп;

- содержательные условия - разнообразие и вариативность образовательной среды, разнообразие форм взаимоотношений учащихся; вариативное построение учебной программы, позволяющей формировать каждому учащемуся свою траекторию обучения, включая последовательность изучения тем; дифференциация учебного материала по уровням и способам его освоения учащимися;

- управленческие условия - сопровождение индивидуализации обучения комплексным мониторингом; ориентация на достигнутый уровень каждого ученика; корректно поставленная и диагно-стичная дидактическая задача; готовность учителей к осуществлению индивидуализации обучения; включение учащихся в процедуру совместной с педагогами разработки и реализации индивидуальных образовательных (учебных) траекторий.

Мы считаем, что главная причина, сдерживающая индивидуализацию обучения, - наличие общего содержательного и процессуального подхода

при организации учебных занятий [6]. В результате, даже владея данными об индивидуальных особенностях учащихся, учитель испытывает затруднения в их использовании при проведении учебных занятий.

Следовательно, ориентация образования на индивидуализацию обучения требует существенных изменений в организации и технологиях образовательного процесса в школе.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Индивидуальные особенности формирования учебной деятельности.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 187 с

2. Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении. - Советская педагогика. - 1965. - №7. -С.70-83.

3. Гердо, Н.В. История и тенденции развития идей индивидуализации и дифференциации обучения. - Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. -2012. - № 1 (73). Ч. 1. - С. 30-33.

4. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку.- Директор школы. - 2008. -№3. - С.53-58.

5. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.- Казань: Изд-во КГПУ, 2005. - 196 с.

6. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М.: Педагогика, 1975. - 226 с.

7. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Академия, 2008. -346 с.

8. Хуторской, А.В. Индивидуализация и про-фильность обучения в старшей школе. Интернет-журнал «Эйдос». - Электронный ресурс. 2008. -302 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.