рая по направленности планирования отличалась от мужчин:
- 32 - 36-дневный ОМЦ состоит из 4 «нормальных» микроциклов и 1 «специального»;
- 28-дневный ОМЦ - 3 «нормальных» и 1 «специального»;
- 24-дневный ОМЦ - 2,5 недели - «нормальный» первая неделя - «специальный» микроциклы;
- 21-дневный ОМЦ содержит 2 «нормальных» и 1 «специальный» микроциклы.
Данная система тренировок оптимально подходит для планирования и проведения учебно-тренировочных занятий и подготовки к соревнованиям у женщин борцов.
Особенно эффективно применение в тренировоч-
ном процессе у женщин специальных тренировочных упражнений для физической подготовки, позволяющих повысить целенаправленный процесс подготовки с учётом технико-тактического мастерства с учетом их физиологических особенностей. Кроме того, у спортсменок борцов значительно повышается интерес к тренировкам, повышается мастерство, выносливость, двигательная активность
Литература:
1. Тищенко И.И., Извеков В.В. Борьба в одежде (дзюдо и самбо для женщин). М., 1998. 168 с.
2. Туманян Г.С. Новая форма построения предсо-ревновательной подготовки квалифицированных борцов // Спортивная борьба. М., 1973. С. 42-45.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
Чванова Анфиса Александровна
магистрант Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, Калуга THE INDIVIDUALLY-GROUP TRAINING APPROACH: PAST, PRESENT AND FUTURE. Chvanova Anfisa Aleksandrovna, undergraduate Kaluga State of University. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga
АННОТАЦИЯ
В статье повествуется о различных подходах в обучении, роли и методах индивидуального подхода, его месте в современном образовании. В хронологической последовательности излагаются основные работы по изучению влияния индивидуально-группового подхода.
ANNOTATION
The article focuses on different approaches in teaching roles and practices an individual approach, its place in modern education. The chronological order set out the major work on the impact of individual cluster approach.
Ключевые слова: обучение; образовательная система; учащиеся; индивидуализация; индивидуально-групповой подход.
Keywords: education; education system; students; individualization; individually-group approach.
Одной из главных задач современной общеобразовательной школы является индивидуальное развитие личности, обеспечение актуальности приобретаемых учеником знаний и опыта в тесной связи с его интересами и потребностями. Однако довольно трудно обеспечить качество, когда сам процесс обучения для ученика не вызывает интереса, является непонятным, трудным. А именно так обычно и происходит, если обучение не предусматривает индивидуальной работы с каждым учащимся. Решение этой проблемы требует, прежде всего, изменений в проектировании образовательного процесса, использования новых, развивающих педагогических технологий, ориентированных на продуктивное взаимодействие субъектов обучения и развитие каждого ребенка. Реализация индивидуального подхода в массовой школе сложна и трудоёмка, ведь педагог должен учитывать особенности каждого ребёнка, работая при этом со всеми учениками. Эта задача кажется невыполнимой, особенно для молодого педагога или педагога, верящего в существование некой «дидактической панацеи», в равной степени эффективной в обучении любого ребенка. Однако индивидуальный подход в условиях классно-урочного обучения - не миф и не красивая мечта. Это вполне
реально, если учитель владеет разнообразными дидактическими приёмами, умело сочетает на уроке фронтальные, индивидуальные и групповые формы учебно-познавательной деятельности, проектирует развитие каждого ученика.
Большинство педагогических инноваций и экспериментов последнего десятилетия, опробованных в российских школах, прошли под знаменем дифференциации и индивидуализации обучения. Действительно, обучение всех школьников по единым программам не позволяет ребенку получить образование на уровне своих возможностей. Для кого-то оказывается непосильным даже средний уровень требований, а кто-то, наоборот недополучает знаний. [1, с. 14]
Актуальность избранной темы определяется, прежде всего, тем, что в современной педагогике все более насущной становится проблема учета индивидуальности учащихся в процессе обучения: в этом заключаются социальные требования нового времени.
Долгое время основной целью отечественной педагогики было усвоение учащимися определенных государственных стандартов. При этом ценностью выступала не сама личность учащегося, а его способность к усвоению содержания образования, что, в свою очередь, ограничивало возможности преподавателя в учете индивидуальных особенностей учащихся и не спо-
собствовало разностороннему изучению школьников. [там же, с. 36]
В отечественной педагогике личный потенциал обучаемого направлялся на усвоение определенных учебных стандартов. Причиной этого являлась жесткая организация школьной программы с единым учебным планом, что ограничивало возможности учителя в учете индивидуальных особенностей учащихся (и не способствовало разностороннему изучению школьников) и в итоге сказывалось на эффективности процесса обучения всего класса в целом.
В современной образовательной системе этот недостаток можно преодолевается посредством индивидуального подхода в обучении путем акцентирования внимания в организации образовательного процесса на личных качествах учащихся.
Проблема индивидуального обучения - не новая в теории и практике школьного образования. Необходимость индивидуального подхода наглядно обозначилась уже тогда, когда появилась классно-урочная система обучения, так как в условиях групповых занятий (а не индивидуальных) педагогу приходилось общаться не с одним учеником, а с группой учащихся, личностные качества которых, естественно, различны. Потому в целях усовершенствования учебного процесса в рамках групповых занятий возникла необходимость учета индивидуальных различий учащихся. В современных условиях индивидуальный подход в обучении основывается на принципах гуманизма, которые признают ценность человека как личности и ученика, в частности, его право на развитие и проявление всех способностей.
Так же проблема индивидуально-группового подхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей России еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям. [3, с. 67]
Настойчивыми пропагандистами вдумчивого изучения индивидуальности детей были Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский. [там же, с. 71]
В психолого-педагогической литературе ряд ученых (Е.С. Рабунский, A.A. Бударный, Л.В. Занков, Б.М. Те-плов, И.Э. Унт) обосновали сущность индивидуализации и выделили особенности, которые необходимо учитывать при индивидуализации обучения. Е.С. Рабунский дает в своей монографии «Индивидуальный подход в процессе обучения» следующее определение: «...Индивидуальный подход означает действенное внимание к каждому обучающемуся, его творческой индивидуальности в условиях групповых и индивидуальных занятий.». [4, с. 54] Общие выводы относительно индивидуализации обучения содержатся в учебных пособиях по педагогике М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной, И.Т. Огородникова, Ю.К. Бабанского. Проблема индивидуального подхода в процессе обучения занимает значительное место в работах А.П. Усовой, Е.А. Флериной, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, В.М. Монахова, Н.В. Шахмаева, И.С. Якиманской и других. Однако, как показывает анализ исследований, индивидуально-групповой подход в обучении большинством авторов трактуется односторонне, в основном как средство предупреждения неуспеваемости отстаю-
щих учеников в школьной группе, при этом личность ученика рассматривается как продукт обучающего воздействия. Авторы наиболее интересных работ - В.П. Стрекозин, И.Т. Огородников, Д.М. Сонин - единодушно подчеркивая важность и даже необходимость индивидуально-группового подхода в обучении, тем не менее, ограничиваются в основном лишь перечнем видов и направлений деятельности учителя и практически не затрагивают характер деятельности учеников. Тогда как индивидуально-групповой подход не может рассматриваться вне деятельности самого ученика. [там же, с. 123]
В настоящее время существуют различные точки зрения на вопрос об индивидуализации обучения.
В трактовке некоторых исследователей (Е.А. Го-лант, Н.А. Семенов, A.A. Бударный, Е.С. Рабунский) индивидуализация не предполагает обязательного учета особенностей каждого учащегося. Индивидуальный способ организации обучения является, по их мнению, формой организации самостоятельной работы каждого ученика на уроке по выполнению учебного задания единого для всех учащихся. Аналогичная интерпретация данного понятия встречается и в зарубежной педагогике.
Иное определение индивидуализации обучения дает И.Э. Унт: это такая форма учебной работы, «когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения». Анализ литературы позволил сделать вывод, что индивидуализация в процессе обучения - это в первую очередь общее дидактическое положение, обозначающее формы и методы работы при индивидуальном подходе, тогда как индивидуальный подход - это конкретный принцип организации учебного процесса, при котором выбор различных форм и методов обучения определяется с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. [3, с. 145]
Основные положения индивидуализированного обучения были сформулированы в XVI - XVII веках. Подробный обзор некоторых направлений индивидуализированного обучения XIX - XX века дан в работах М.В. Артюхова и В.К. Шишмаренкова. Историко-педа-гогическое исследование индивидуального подхода существует в трудах Ш.И.Ганелина, С.Ф.Егорова, Н.А. Константинова, Ю.З. Гильбуха. Е.С. Рабунский характеризует дореволюционный период изучения индивидуального подхода в отечественной педагогике как донаучный. [5, с. 174]
В советский период в нашей стране продолжался поиск в области методики преподавания в школе. Большое значение индивидуальному подходу придавали А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Существенным шагом с точки зрения приближения школы к особенностям личностно-ориентированного образования было введение проблемного обучения. [там же, с. 175]
Значительное развитие в нашей стране идея индивидуального подхода в обучении получает в 60-е годы XX века. В связи с информационным ростом встала необходимость пересмотра форм и методов работы в рамках школьного занятия с учетом различий учащихся в уровне развития способностей: появилось стремление уплотнить структурные звенья урока, сделать логичнее переходы между его этапами, отработать формы опроса так, ) чтобы весь класс участвовал в
этом процессе.
В 70-е - 90-х годах в России в отечественной педагогике появляется идея развития отдельных попыток индивидуализации обучения в целостную концепцию, чему во многом способствовали общетеоретические разработки советских педагогов (Ю. К. Бабанский, Н. В. Шахмаев, Д.А. Белухин, А.А. Бударный, Ю.З. Гиль-бух и др.).
Многие педагоги (Н.А. Семенов, А.А. Бударный, М.В. Артюхов, И.М Осмоловская, Н.И. Ремизова и другие) предлагают деление учащихся по группам. Основанием для деления у них являются сходные индивидуальные особенности учащихся. Однако каждый исследователь по-своему решает эту проблему. Так, Г.Ю. Гусарская делит класс на три группы (исходя из отношения школьников к учебе) и каждой из них дает свои задания. А.А. Бударный также делит учащихся класса на три группы (с высоким, средним и низким уровнем развития) и предъявляет каждой группе свои «дифференцированные» требования. При этом дифференциация групп учащихся проводится по уровню: 1) способности, 2) работоспособности. [там же, с. 177; 178]
Большие перемены российская система образования претерпевала в десятилетии XX века, а именно с распадом Советского Союза, исчезла идеологическая цензура в сфере образования и в нашей стране стало возможным появление альтернативных педагогических систем, прошедших проверку временем на Западе. Прежде всего это системы М. Монтессори и Р. Штайнера (Вальдорфская педагогика). [там же, с. 182]
В последнее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами обучения. В условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно выросло число неуспевающих учеников. Поэтому задача как всего педагогического коллектива в целом, так и каждого педагога- предметника - создать такие условия для каждого ребенка, чтобы он чувствовал себя в процессе обучения комфортно, с желанием посещал уроки, стремился «идти вперед», а не «плыть по течению». Важную роль в этом играет индивидуально-групповой подход в обучении.
Индивидуально-групповой подход - это:
1) принцип педагогики, согласно которому в процессе обучения учитель взаимодействует с группой учеников и/или отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
3) учёт индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения;
4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и каждого ребенка.
Индивидуально-групповой подход в обучении истории имеет большое значение, так как повышается образовательный уровень учеников, их успеваемость, заинтересованность в предмете. Так же данный подход в обучении позволяет наиболее полно и разносторонне развивать потенциальные возможности учеников, их
познавательный интерес к истории своей страны, познавательную самостоятельность. Однако для самого учителя применение данного подхода в обучении истории очень сложно, т.к. много затрачивается моральных, физических, умственных и временных возможностей при подготовке к урокам, на уроках, и во внеурочное время.
Что касается учащихся, то у каждого свои индивидуально-психологические особенности, учебные интересы, темперамент, ведущий тип памяти, умственное развитие. Учитель должен в коллективе школьников видеть каждого отдельного ученика, знать об особенностях его психики, о его успехах и неудачах, и в случае необходимости протянуть ребенку руку помощи, заинтересовать, убедить, вовлечь, создать условия успешности, провести, если требуется коррекционную работу с учащимся. Учитывая особенности познавательных возможностей учащихся, учитель может строить образовательный процесс с максимальной пользой для каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей включать каждого в процесс самостоятельной деятельности, оказывать помощь и поддержку в случае необходимости.
Обучение должно быть посильным для учеников. Индивидуально-групповой подход к учащимся при обучении - актуальнейшая проблема в современной школе, один из наиболее волнующих преподавателей вопросов в образовательном процессе. Только правильный, грамотный подбор учителем практических заданий на уроках (в соответствии с уровнем развития познавательных возможностей детей) приведет к положительным результатам в обучении подрастающего поколения.
Вопрос о том, применять ли индивидуально-групповые задания на уроке, решает учитель. Характер заданий зависит от того материала, который учащиеся изучали на предыдущих уроках.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что осуществление индивидуально-группового подхода в процессе обучения требует от учителя большого искусства. Он должен учитывать реальные условия, складывающиеся в классе, и возможности каждого ученика, ни в коем случае не ущемляя достоинства и интересов каждого из них.
Список литературы:
1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. -М.: Просвещение, 1986.- 143 с.
2. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994
3. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии//Вопросы психологии .- 1984.- № 4.- С. 15-30
4. Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии//Методологические и теоретические проблемы психологии/ Е.В. Шорохова.- М.: Наука, 1969.-С. 190-217
5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.-М.: Академия, 1998.- 288 с.