Экологическая подготовка учителя сегодня должна стать мощным внутренним стимулятором развития профессионализма и педагогического мастерства учителя любой предметной области.
Список литературы
1. Алексеев С.В. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. // Всероссийская конференция «Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий». -Санкт-Петербург, 2001. - С. 7-9.
2. Гвиашиани Д.М. Методологические проблемы глобального развития (Вопросы философии). - 2008, №2. С. 14-28.
3. Жумабекова Б.К. Биогеоценология (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 9 - С.
11-12
URL: www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_ article&article_id=2817
4. Никитин Э.М. Научно-организационные основы федеральной системы повышения квалификации в условиях реформирования образования. МО РФ, РИ ПКРО. М., 1994. - 47 с.
5. Проект концепций и программ реформирования и развития системы квалификации работников образования Российской Федерации (материалы ВТК). - М.: МОРФ, 1997. - 71 с.
6. Хамзина Ш.Ш. Теоретико-методологические основы экологизации высшего профессионального образования: учебное пособие. Павлодар: «Эко» 2004. -127 с.
ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ _ДЕЙСТВИЙ ЖЕНЩИНАМИ - БОРЦАМИ
Ханбабаев Рафик Кичибегович
кандидат пед. наук, доцент Российский Государственный Университет РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева
г. Москва
FEATURES OF THE MOTOR ACTIONS OF THE FEMALE WRESTLERS
Khanbabaev Rafik, Candidate of Sciences, assistantprofessor of Russian State University RGAU-MSHA named after K. A. Timiryazev, Moscow
АННОТАЦИЯ
В работе рассмотрены особенности выполнения двигательных действий женщинами спортсменками -борцами при выполнении учебно-тренировочных заданий, спортивных состязаний с учетом их физиологии, продолжительностью менструального цикла. Приведены особенности планирования нагрузок в ходе тренировочных циклов и соревновательного процесса.
ABSTRACT
In the article the features of implementation of motor actions by women athletes - wrestlers when performing training tasks, sporting events with regard to their physiology, the duration of the menstrual cycle. The peculiarities of planning of load cycles during the training and competitive process.
Ключевые слова: женщины - борцы, самбо, двигательная активность, выносливость, броски, менструальный цикл у женщин и силовые нагрузки.
Keywords: female wrestlers, Sambo, physical activity, endurance, throws, menstrual in women and power load.
Большинство авторов связывают особенности двигательной активности женщины с их строением, телосложением, ростом, психической активностью. Женщины в среднем на 8 - 16 см ниже мужчин, их туловище относительно длиннее (составляет 37,8% роста спортсменки), чем у мужчин (35,9%).
У женщин относительно более длинные предплечья и голени, и преимущественно большее отношение ширины таза к ширине плеч, поэтому общий центр массы спортсменки расположен на 0,2-2,0% ниже, чем у мужчин. Это облегчает им выполнение приемов в стойке и равновесие с опорой на нижние конечности.
Скелет женщины менее массивен, чем у мужчины, мышечная ткань составляет 32 - 35% от общей массы тела (у мужчин - 40% и более). Имеются отличия и в содержании воды в мышечной ткани - у женщин её больше. Мускулатура нижних конечностей у мужчин и женщин пропорциональна мышечной массе
тела, однако сухожильный и связочный аппарат у женщин менее прочен, а жировой ткани у женщин на 10% больше, чем у мужчин. При отборе спортсменок для занятий спортивной борьбой следует ориентироваться на типичную для современного спорта тенденцию сближения конституциональных признаков обоев пола (уменьшение полового диморфизма). Уступая мужчинам в силе и выносливости, женщины превосходят их в точности движений и координации.
К особенностям сердечно-сосудистой системы женщин следует отнести то, что масса сердца у них на 10 - 15% меньше, чем у мужчин. Частота сердечных сокращений у женщин во все возрастные периоды, как в покое, так и после нагрузки, выше, чем у мужчин. Более выражен и прирост частоты сердечных сокращений после нагрузки по сравнению с исходным значением.
Объем сердца у спортсменок самбисток на 22% больше, чем у нетренированных женщин. У спортсменок наблюдается более тесная взаимосвязь между объемом сердца и массой тела, чем у спортсменов мужчин. Систолическое артериальное давление у женщин до 50 лет на 10 - 15 мм ртутного столба ниже, чем у мужчин, а после 50 лет - превышает величины, зарегистрированные у их сверстников. По данным электрокардиографии признаки гипертрофии желудочков сердца у женщин наблюдаются значительно реже, чем у мужчин.
При разработке средств и методов технической и физической подготовки И.И. Тищенков и В.В. Извеков учитывали особенности функционирования женского организма, причем особое внимание уделяли нагрузкам на организм при проведении учебно-тренировочных занятий. Их исследования показали, что физиологические и психологические особенности женского организма требуют постоянного контроля в процессе тренировок и роста спортивного мастерства [1, с.101]
Планирование тренировочных нагрузок, структура тренировки, переносимости спортивной деятельности у женщин зависит от периода и длительности овуля-ционного менструального цикла (ОМЦ). Его продолжительность у здоровых женщин составляет 21 - 24 дня или 24 - 26, 26 - 28, 28 - 30, 32 - 34 и 34 - 36 дней, в 58 % случаев - 28 дней. Для практики спорта необходимо учитывать 5 фаз ОМЦ, отсчитываемых с 1-го дня менструации: I фаза (менструационная), 1 - 3 до 7 дней; II фаза (подменструальная), 4 - 12 дней; III фаза (овуля-торная), 13 - дней; IV фаза (постовуляторная), 15 - 25 дней; V фаза (предменструальная), 15 - 28 дней. Эти фазы обусловлены значительными гормональными сдвигами, которые
определяют цикличность функций всех систем организма, возможность проявления развития основных сторон подготовленности.
При построении учебно-тренировочного процесса тренеру необходимо учесть индивидуальные особенности ОМЦ каждой спортсменки. Тренеры совместно со спортсменками должны учитывать следующие специфические особенности учебно-тренировочного и соревновательного процесса женщин:
- тренировочный процесс необходимо планировать с учетом фаз ОМЦ. - снижение нагрузки в овуляцион-ные дни, как и дни перед менструацией и менструальные дни, так как они являются днями физиологического стресса;
- работоспособность женщин снижается в фазу овуляции (13 - 14 день ОМЦ) и средменструальную фазу (26 - 28 день ОМЦ);
- женщины показывают наиболее высокие результаты в упражнениях силового характера на 15 - 20 день ОМЦ, скоростно-силового - на 8, 9, 25 дни; быстроты и силы - 5-13, 15-17; точность пространственных движений - 6-12, 15-25 день ОМЦ;
В предменструальную и менструальную фазу увеличивается подвижность в ставах и растяжимость связочного аппарата. В эти дни желательно работать над совершенствованием гибкости.
Менструальная фаза в большинстве видов спорта не противопоказана для участия в соревнованиях (исключение, например, плавание); правильно построенный тренировочный процесс способствует образо-
ванию нового уровня регуляции функции яичников, обеспечивает регулярность ОМЦ и тем самым создает условия для дальнейшего прироста спортивного результата.
Затянувшийся период полового созревания, длительное становление менструальной функции, временное нарушение менструального цикла являются противопоказанием для применения больших физических нагрузок и эмоциональных напряжений.
Во время циклических менструальных периодов в организме спортсменок происходят изменения со стороны функций сосудистой, нервной, кровеносной и эндокринной систем, которые изменяют обмен веществ. Артериальное давление, частота пульса, теплорегуля-ция, жизненная емкость легких обнаруживают волнообразные изменения [2, 22].
Практика показывает, что в процессе тренировки к этим изменениям организм привыкает. У спортсменок, продолжающих тренироваться и участвовать в соревнованиях в предменструальной и менструальной фазах, спортивные успехи бывают обычными и нередко рекордными (81,6%). Ухудшаются результаты лишь у 18,4%. То же происходит и с силой. Характер реакции организма женщин на менструальный цикл может быть различным. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждой женщины при планировании тренировочных нагрузок в менструальный цикл. Выяснено, что с 10 по 16 день цикла (то есть в процессе овуляции) у женщин увеличивается выброс лютенизи-рующего гормона (ЛГ) и фолликул остимулирующего гормона (ФСГ). В этот период организм ослабевает, и необходимо проводить индивидуальную коррекцию тренировочного процесса для каждой спортсменки. К концу цикла (за 8 - 10 дней) самочувствие улучшается, и в этот период тренировочные нагрузки можно увеличивать как по объему, так и по интенсивности.
Целесообразен самоконтроль, как помощь врачу и тренеру при решении вопроса о режиме занятий, об индивидуализации тренировочного процесса с учетом особенностей ОМЦ спортсменки. Он заключается в наблюдении из месяца в месяц за течением фаз ОМЦ - длительность ОМЦ, периодичность, обильность, продолжительность кровотечения, самочувствие, наличие болезненности внизу живота, в пояснице, влияние тренировочной нагрузки на длительность течения и характер менструальной фазы.
Спортсменкам с нормальным ОМЦ разрешается тренировка в фазу менструаций, но при этом следует полностью исключить упражнения, связанные с сильным сотрясением тела, большими усилиями, натужи-ванием, охлаждением, силовые и прыжковые упражнения.
Планирование тренировочного процесса для каждой спортсменки должно учитывать индивидуальную продолжительность ОМЦ, так как колебания от 3 до 5 недель (ОМЦ от 21 до 36 дней) вносят свою коррекцию. Предложенная З.В. Извековым система планирования учебно-тренировочного процесса основана на том, что наиболее выраженные колебания физиологических функций наблюдаются во время менструации, а также за 1 - 2 дня до и после нее. Этот промежуток времен (7 дней) обозначили как «специальный микроцикл». В связи с этим ими выделена продолжительность «нормальных» и «специальных» циклов тренировок, кото-
рая по направленности планирования отличалась от мужчин:
- 32 - 36-дневный ОМЦ состоит из 4 «нормальных» микроциклов и 1 «специального»;
- 28-дневный ОМЦ - 3 «нормальных» и 1 «специального»;
- 24-дневный ОМЦ - 2,5 недели - «нормальный» первая неделя - «специальный» микроциклы;
- 21-дневный ОМЦ содержит 2 «нормальных» и 1 «специальный» микроциклы.
Данная система тренировок оптимально подходит для планирования и проведения учебно-тренировочных занятий и подготовки к соревнованиям у женщин борцов.
Особенно эффективно применение в тренировоч-
ном процессе у женщин специальных тренировочных упражнений для физической подготовки, позволяющих повысить целенаправленный процесс подготовки с учётом технико-тактического мастерства с учетом их физиологических особенностей. Кроме того, у спортсменок борцов значительно повышается интерес к тренировкам, повышается мастерство, выносливость, двигательная активность
Литература:
1. Тищенко И.И., Извеков В.В. Борьба в одежде (дзюдо и самбо для женщин). М., 1998. 168 с.
2. Туманян Г.С. Новая форма построения предсо-ревновательной подготовки квалифицированных борцов // Спортивная борьба. М., 1973. С. 42-45.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
Чванова Анфиса Александровна
магистрант Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, Калуга THE INDIVIDUALLY-GROUP TRAINING APPROACH: PAST, PRESENT AND FUTURE. Chvanova Anfisa Aleksandrovna, undergraduate Kaluga State of University. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga
АННОТАЦИЯ
В статье повествуется о различных подходах в обучении, роли и методах индивидуального подхода, его месте в современном образовании. В хронологической последовательности излагаются основные работы по изучению влияния индивидуально-группового подхода.
ANNOTATION
The article focuses on different approaches in teaching roles and practices an individual approach, its place in modern education. The chronological order set out the major work on the impact of individual cluster approach.
Ключевые слова: обучение; образовательная система; учащиеся; индивидуализация; индивидуально-групповой подход.
Keywords: education; education system; students; individualization; individually-group approach.
Одной из главных задач современной общеобразовательной школы является индивидуальное развитие личности, обеспечение актуальности приобретаемых учеником знаний и опыта в тесной связи с его интересами и потребностями. Однако довольно трудно обеспечить качество, когда сам процесс обучения для ученика не вызывает интереса, является непонятным, трудным. А именно так обычно и происходит, если обучение не предусматривает индивидуальной работы с каждым учащимся. Решение этой проблемы требует, прежде всего, изменений в проектировании образовательного процесса, использования новых, развивающих педагогических технологий, ориентированных на продуктивное взаимодействие субъектов обучения и развитие каждого ребенка. Реализация индивидуального подхода в массовой школе сложна и трудоёмка, ведь педагог должен учитывать особенности каждого ребёнка, работая при этом со всеми учениками. Эта задача кажется невыполнимой, особенно для молодого педагога или педагога, верящего в существование некой «дидактической панацеи», в равной степени эффективной в обучении любого ребенка. Однако индивидуальный подход в условиях классно-урочного обучения - не миф и не красивая мечта. Это вполне
реально, если учитель владеет разнообразными дидактическими приёмами, умело сочетает на уроке фронтальные, индивидуальные и групповые формы учебно-познавательной деятельности, проектирует развитие каждого ученика.
Большинство педагогических инноваций и экспериментов последнего десятилетия, опробованных в российских школах, прошли под знаменем дифференциации и индивидуализации обучения. Действительно, обучение всех школьников по единым программам не позволяет ребенку получить образование на уровне своих возможностей. Для кого-то оказывается непосильным даже средний уровень требований, а кто-то, наоборот недополучает знаний. [1, с. 14]
Актуальность избранной темы определяется, прежде всего, тем, что в современной педагогике все более насущной становится проблема учета индивидуальности учащихся в процессе обучения: в этом заключаются социальные требования нового времени.
Долгое время основной целью отечественной педагогики было усвоение учащимися определенных государственных стандартов. При этом ценностью выступала не сама личность учащегося, а его способность к усвоению содержания образования, что, в свою очередь, ограничивало возможности преподавателя в учете индивидуальных особенностей учащихся и не спо-