Научная статья на тему 'Индивидуализация обучения специалистов в системе дополнительного профессионального образования'

Индивидуализация обучения специалистов в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
872
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенихина Алла Викторовна

Получение узконаправленных и специфических навыков специалиста в учреждении дополнительного профессионального образования должно строиться на основе индивидуализации учебных программ и связи их с практическими задачами и каждым рабочим местом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация обучения специалистов в системе дополнительного профессионального образования»

Библиографический список

1. Гинсбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст]/ М. Р. Гинсбург // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. С. 45-49.

2. Бердяев, Н. А. Смысл творчества [Текст]/ Н. А. Бердяев. - М., 1959. - 133 с.

3. Кликунов, Н. Д. Институциональные изменения как способ адаптации системы высшего образования к современным социально-экономическим условиям [Текст]/ Н. Д. Кликунов. - Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2003. - 123 с.

4. Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности [Текст]/Л. Н. Куликова.

- Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2001. - 342 с.

5. Макарова, Л. Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся [Текст]/ Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

6. Панина, С. В. Содержание профессионально-личностных компетенций обучающегося: творческие способности и социальная активность личности [Текст]/ С. В. Панина, С. Ю. Залуцкая // Вестник Якутского государственного университета. - Якутск : Изд-во ЯГУ. - 2009. - Том 6, № 1. — С. 61-66.

7. Тутолмин, А. В. Становление профессионально-творческой компетентности педагога начального образования национальной школы: теория и практика [Текст]: монография / А. В. Тутолмин. - М : МГОПУ им. Шолохова. 2006. - 112 с.

УДК 377:1

Семенихина Алла Викторовна

Соискатель кафедры педагогики и психологии профессионального образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуплы, bmipk-asp@ mail.ru, Уфа

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Semenikhina Alla Viktorovna

Competitor of chair ofpedagogics and psychology of vocational training of the Bashkir state pedagogical university of a name of Miftahutdina Akmully, [email protected], Ufa

INDIVIDUALIZATION OF VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS IN SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL

TRAINING

Социально-экономические преобразования в современном обществе, структурная перестройка народного хозяйства обусловливают изменения, происходящие в системе дополнительного профессионального образования. Рынок труда ставит новые задачи по подготовке социально активного, инициативно мыслящего и профессионально мобильного квалифицированного специалиста. «Развивающемуся обществу нужны современно

образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивизмом, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», одобрена Правительством РФ 29.12.2001 г.).

Концепция определяет развитие основных принципов государственной политики в области образования в России, которые также, определены в Законе РФ «Об образовании» (1996 г.) и которые сформулированы исходя из базового определения образования как «целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства». Следствием новой трактовки понятия «образование» являются приоритеты социального воспитания и приоритеты личностных интересов человека в образовании, что усиливает «весовые коэффициенты» факторов социализа-ции-индивидуализации и придает системам общего и профессионального образования статус индивидуализированно ориентированных систем.

Концепция взаимосвязана с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» (2000 г.), где приоритетами для образования личности становятся: 1) способность к самоорганизации; умение отстаивать свои права; участвовать в деятельности и создании общественных объединений; 2) толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог; искать и находить содержательные компромиссы; 3) правовая культура: знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.

Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751) система образования призвана обеспечить «многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание».

Существующая система дополнительного профессионального образования специалистов характеризуется устойчивым сохранением традиционных подходов к подготовке по готовым учебным планам и программам. Различные ее модификации отличаются друг от друга, в основном, формами и методами проведения учебных занятий. Эта система ориентирована на информационно-иллюстративное построение образовательного процесса, на передачу готовых знаний и умений без учета индивидуальных особенностей слушателей, их возраста, образования, опыта работы и уровня профессионализма.

Деятельность человека - та основа, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность [1, с. 537-538].

В личности выделяются: а) социальная сторона, социальная характеристика человека как феномена общественного развития; б) конкретный человек, представитель определенной социальной общности (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности [2].

По теории немецкого философа Г. В. Лейбница, индивидуальность связана с деятельной сущностью тел, в силу которой каждая вещь выступает как целостная духовная сущность - монада. Именно монады и есть подлинные индивидуальности, образующие многообразие мира. Монады имеют внутренний источник своей деятельности, благодаря которому обретают собственное бытие, самостоятельность и независимость индивидуального существования [3, с. 239].

Формирование и проявление индивидуальности связывается, прежде всего, с практической деятельностью человека и представляет индивидуализацию как общественный способ существования человека.

В современном философском понимании индивидуальность - это «своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида» [3, с. 176].

По мнению М. С. Кагана, человек - самое общее понятие, которое означает вид в биологической классификации. В нем фиксируются общие родовые признаки, то есть дается самая общая и абстрактная характеристика индивида. Понятие «индивид» обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно и природе и человеческому обществу. Так, по мнению Р. С. Немова, индивид - это «отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и других, а «индивидуальность» характеризует «своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличий его от других людей» [4, с. 660].

В отличии от индивида личность определяется как конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями. Личность всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности, источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя [2].

При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Личность - это не только социальный индивид, это и активный субъект социального развития, активный субъект саморазвития [5, с. 120-124].

Таким образом, человек - это, прежде всего, живое, природное существо, обладающее сравнительно устойчивым генотипом. Индивид - это отдельный живой организм, человек как вид. Личность - это общественное существо, носитель общественного сознания. Помимо этого, личность - это человек как субъект активной деятельности, следовательно, носитель сознания и самосознания. Свойства личности включают в себя и общее, и особенное, и единичное.

Индивидуальность - это особенности характера, психического склада, совокупность характерных признаков, отличающих одну личность от другой.

Основоположником теоретического уровня разработки индивидуального подхода к учащимся в обучении является К. Д. Ушинский [6]. Он не только утверждал, что основное условие успешного обучения ребенка - учет его возрастных, психологических особенностей, призывал педагогов глубоко и всесторонне изучать индивидуальные особенности обучаемых, но и дал психолого-дидактическое обоснование сочетания коллективных и индивидуальных форм работы учащихся.

Важное значение для решения проблемы индивидуализации обучения имеет концепция Л. С. Выготского о путях воздействия обучения на развитие, которое раскрывается благодаря введенному им различию уровней развития (актуального и потенциального). Актуальное развитие складывается в результате уже завершившихся циклов развития и находит выражение в самостоятельном решении обучающимся интеллектуальных задач. Потенциальное развитие опирается не на имеющиеся интеллектуальные особенности, а на те, которые еще отсутствуют, но для их развития имеются необходимые предпосылки. Обучение ведет к развитию, если создаются определенные условия для появления нового в психике, находящегося в стадии созревания, лежащего в «зоне ближайшего развития» [7].

Бударный А. А. [8; 9] рассматривает возможности индивидуализации обучения на различных этапах учебного процесса. В. И. Гладских [10] раскрывает некоторые пути индивидуализации в процессе фронтальной работы и показывает зависимость эффективности обучения не только от уровня подготовленности, но и от индивидуальных особенностей учащихся, проявляющихся в эмоционально-волевой сфере. В. И. Загвязинский [11] исследует индивидуализацию с точки зрения организационных форм обучения. А. А. Кирсанов [12] рассматривает индивидуализацию как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

На основании изучения степени восприятия и понимания учебного материала учащимися А. А. Бударным были выявлены их индивидуально-пси-хологические особенности, под которыми автор понимает существенные, относительно устойчивые особенности психической деятельности, отличающие одного учащегося от другого [8, с. 71]. А. А. Бударный также дает

определение индивидуального подхода в обучении, считая, что он «направлен на то, чтобы все ученики постепенно получали задания, соответствующие их учебным возможностям, то есть работали в полную меру сил и способностей, в результате чего создаются оптимальные условия обучения для каждого» [8, с. 74].

Весомый вклад в разработку проблемы индивидуализации обучения внесли исследования Е. С. Рабу некого, который рассматривает индивидуальный подход как один из важнейших принципов обучения, означающий действительное внимание к личности каждого учащегося, а дифференцированный подход как необходимое условие успешной реализации индивидуального подхода. Индивидуализацию обучения автор понимает как «особую организацию учебного процесса в коллективе группы, которая направлена на осуществление требований индивидуального подхода» [13, с. 18].

Наиболее значимы в теоретическом аспекте исследуемой нами проблемы труды А. А. Кирсанова [14; 15], который рассматривает принцип индивидуального похода к учащимся как принцип индивидуализации учебной деятельности, указывая, что это «система воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения» [13, с. 6].

Автор вводит системное и целостное определение индивидуализации учебной деятельности, представляя ее как «совокупность приемов, способов индивидуального подхода к учащимся, осуществляемом на этапах це-леполагания, мотивации, определения учебных задач, способов действия, контроля и самоконтроля, то есть цельный механизм со своей технологией, организацией и управлением» [12, с. 118].

В понимании Н. Л. Древницкой индивидуализация обучения - это «особая форма организации учебного процесса в условиях классно-урочной системы, предусматривающая выбор форм, методов и средств обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, направленными на достижение положительного результата учебной деятельности конкретного учащегося» [16].

Н. Э. Унт рассматривает индивидуализацию в широком смысле этого слова, как «учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются». Индивидуализация обучения представляется как «учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения» [17].

Непрерывное образование призвано развивать личностно ориентированное образование специалиста, содействовать его активному включению в профессиональную деятельность, компенсировать недостатки в подготовке. В то же время личностно ориентированное образование способствует

развитию только одной - социальной стороны человека. Согласно теории ведущих тенденций и лежащей в ее основе типологии индивидуально-личностных свойств, личность рассматривается как единство биологического, психологического и социального факторов. Ведущие индивидуально-типологические тенденции пронизывают все уровни целостной личности и проявляются на всех уровнях ее развития. Именно этим обусловлена индивидуальная избирательность человека в выборе профессиональной деятельности, сферы интересов, круга общения и вида социальной активности. Личностные свойства не столько прививаются, сколько развиваются, уходя корнями в генетически переданные индивидные свойства.

В последнее время большое значение приобретает профессиональное обучение специалистов в области охраны труда, промышленной, энергетической и экологической безопасности. Первостепенным критерием к образованию сформировавшейся личности является индивидуализация учебных программ, её связь с практическими задачами и каждым рабочим местом. Необходимо брать в расчет индивидуальные потребности взрослого человека, их специальной направленности, возможности в полной мере применить полученные знания при появлении критических ситуациях встающих перед специалистом.

Библиографический список

1. Философия: Учебник для вузов [Текст]/ Под ред. проф. В. Н. Лаврененко, проф. В. П. Ратникова. - М: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 584 с.

2. Словарь-справочник по социальной психологии [Текст]/ В. Крысько. -СПб.: Питер, 2003. - 416 с.

3. Краткая философская энциклопедия. [Текст] - М.: АО Издательская группа «Прогресс», 1994. - 576 с.

4. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

5. Реан, А. А. Психология и педагогика [Текст]/ А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2001. - 432 с: ил. - (Серия «Учебник нового века»). -С. 120-124.

6. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст]/ К. Д. Ушинский. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. - Т. 2. - 638 с.

7. Выготский, Л. С. Собр. соч.: в 6 т. [Текст]/ Л. С. Выготский. - М., 1992. - Т. 2.

8. Бударный, А. А. Индивидуальный подход в обучении [Текст]/ А. А. Будар-ный // Советская педагогика, 1965. - № 7. - С. 70-83.

9. Бударный, А. А. Преодолеть неуспеваемость [Текст]/ А. А. Бударный // Приложение к журналу «Народное образование». - 1963. - № 10. - С. 31-33.

Ю.Гладских, В. И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье [Текст]/ В. И. Гладских. - Пенза, 1958. - 57 с.

11. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с.

12.Кирсанов, А. А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности [Текст]/ А. А. Кирсанов: дисс....д-ра пед наук. - Казань, 1982. - 434 с.

13. Рабунский, Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников [Текст]/ Е. С. Рабунский. - М.: Педагогика, 1975. - 180 с.

14. Индивидуализация обучения учащихся средних профтехучилищ: Сб. науч. тр. [Текст]/ Под ред. А. А. Кирсанова, О. С. Гребенюка и др. - М.: изд. АПН СССР, 1987.-96 с.

15. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. - Казань: НИИ КГО, 1982. - 49 с.

16. Древницкая, Н. JL Педагогические условия индивидуализации обучения учащихся профильных классов общеобразовательного лицея[Текст]: дисс.... канд. пед. наук. / Н. JI. Древницкая. - Магнитогорск, 2003. - 178 с.

17. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст]/ И. Э. Унт.

- М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

УДК 75

Осетрова Ольга Вениаминовна

Кандидат педагогических наук, заведующая отделом аспирантуры и докторантуры, доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики Самарского государственного медицинского университета, [email protected], Самара

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПОСОБИИ ДЛЯ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Osetrova Olga Veniaminovna

Candidate of pedagogical sciences, head of post-graduate department of Samara state Medical University, [email protected], Samara

THE ORGANIZATION OF THE TEACHING MATERIAL FOR SCIENTIFIC PREPARATION OF POST-GRADUATE STUDENTS OF MEDICAL HIGH SCHOOL ON THE BASIS OF MODULAR CONSTRUCTION OF TRAINING

Разрабатывая содержание учебного материала и выполняя его отбор для обучения аспирантов научной работе, мы рассматривали пособие как элемент образовательного процесса, предусматривающий его педагогическое воздействие на обучающихся [1].

Структура пособия подчинена основным принципам обучения:

- общедидактические, позволяющие достичь соответствия содержания научной подготовки современным и перспективным тенденциям развития медицинской науки, и ориентирующие обучение на развитие творческой личности будущего преподавателя;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.