Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО БРАКА В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО БРАКА В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ БРАК / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТОЛЕРАНТНОЕ / ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ВНУТРИ ЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лашкевич О.Р., Курилович М.А.

Статья посвящена проблеме гражданского брака. Высказывается предположение, что в основе так называемого пробного брака лежит интолерантное сознание личности. Основы толерантного сознания формируются в семье. Гражданский брак искажает восприятие самого себя и других людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лашкевич О.Р., Курилович М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CIVIL MARRIAGE IN THE ASPECT OF TOLERANCE OF CONSCIOUSNESS

The article deals with the problem of civil marriage. It is suggested that the basis for the so-called trial marriage is intolerant personality consciousness. Fundamentals of tolerant consciousness formed in the family. Civil marriage distorts the perception of oneself and others.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО БРАКА В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ»

19. Thomas, J. Meaning in Interaction: an Introduction to Pragmatics. London: New York, 1995.

20. Watts, R.J. Politeness, Cambridge University Press, 2003.

21. Wierzbicka, A. Cross Cultural Pragmatics: The Semantic Interaction, Mouton de Gruyter, Berlin, 1991.

Лашкевич О.Р. психоаналитик Республика Беларусь, г. Глубокое Курилович М.А., к.псих.н.

доцент

Российский государственный социальный университет филиал в г. Минске Республика Беларусь, г. Минск ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО БРАКА В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена проблеме гражданского брака. Высказывается предположение, что в основе так называемого пробного брака лежит интолерантное сознание личности. Основы толерантного сознания формируются в семье. Гражданский брак искажает восприятие самого себя и других людей.

Ключевые слова: гражданский брак; семейные отношения; интолерантное, толерантное сознание; внутри личностный конфликт; любовь.

Lashkevich O.R., psychoanalyst, Republic of Belarus, Deep;

Kurilovich M.A., candidate of psychological Sciences, associate Professor

Russian state social University (branch in Minsk),

Republic of Belarus, Minsk THE PROBLEM OF CIVIL MARRIAGE IN THE ASPECT OF TOLERANCE OF CONSCIOUSNESS Abstract

The article deals with the problem of civil marriage. It is suggested that the basis for the so-called trial marriage is intolerant personality consciousness. Fundamentals of tolerant consciousness formed in the family. Civil marriage distorts the perception of oneself and others.

Keywords: civil marriage; family relationships; intolerant, tolerant consciousness; intrapersonal conflict; love.

В современном мире на первое место выходят проблемы постоянного эффективного взаимодействия и общения с другими людьми. Личность изучается не изолированно, а в связи с другими людьми в группе. Семья является первичным социальным институтом, в котором формируются

личностные качества. Изучение психологических условий, складывающихся в семейных парах и гражданских, направлены на выявление различий и особенностей поведения и деятельности и их характер, и отношение субъекта с членами группы.

Незарегистрированное сожительство как форма брачно-семейных отношений получила широкое распространение в России под названием «гражданский брак». Сегодня в литературе активно дискутируется вопрос о том, является ли незарегистрированное сожительство исторической альтернативой брачно-семейным взаимоотношениям. Зидер Р. считает, что эта форма может рассматриваться одновременно как предварительная ступень к последующему браку, так и как альтернатива традиционному браку [1].

Отношения в незарегистрированном браке дифференцируются на формальные, кратковременные и глубокие, длительные. В случае первых жизнь в браке длится сравнительно недолго, вместе с тем увеличивается количество сожителей, отличающихся от обычных супругов только наличием штампа в паспорте. В случае незарегистрированного сожительства установка на брак чаще всего не исчезает. 90% мужчин и женщин, состоящих в таком браке, отмечают готовность вступить в официальные отношения, причем не обязательно с этим партнером. По мнению Л.Б. Шнейдер, за данной установкой кроется неуверенность человека в себе и в партнере, сформировавшаяся в результате перенесенной психотравмы (измена, смерть любимого, вероломство, интимная неудача и т.п.) или страх, связанный с ожиданием возможности ее наступления [6].

Основная масса внебрачных первых родов приходится на женщин, которые живут в аналогичных браку союзах. Более 98% этих женщин все-таки выходят замуж, когда ребенок подрастает. Часть женщин последовательно вступает в несколько неоформленных браком союзов. При этом «пробный брак» практически переходит в «последовательную полигамию», что, однако, не исключает некоторых надежд на более длительные отношения. Опросы в Австрии показали, что совместная жизнь без свидетельства о браке как «пробный брак» признается в широких кругах населения. Однако, судя по всему, большинство населения отклоняет окончательную замену брака «свободным сожительством». Вероятно, это едва ли обосновывается теперь сексуально-этическими аргументами, а, скорее, исключительно интересами возможных детей [2].

Возможно, в основе психологии создания гражданских браков лежит интолерантное сознание личности. В основе толерантного сознания лежит способность человека сформировать позитивный образ самого себя в окружающем мире. Это возможно на основе позитивного самоотношения, любви к себе. Если человек любит себя (личность), то он любит других людей и способен выстроить позитивные отношения с другими людьми и миром в целом.

Общие правила проявления интолерантного сознания через людей:

склонность командовать; пробуждают высокомерие, гордыню, снобизм; возвышаются до роли пророка; навязывание своего мнения; контролируют и запрещают. Толерантное сознание проявляется в человеке через: склонность направлять самостоятельную деятельность человека; проповедуют исключительность и уникальность каждого человека; воспринимают себя как посредниками между субъектами взаимодействия. Сегодня молодые люди получают дипломы специалистов, ни в малейшей степени не научившись тому, как общаться с людьми, улаживать конфликты и справляться со своим раздражением и другими негативными чувствами. Они могут не иметь никакого представления о том факте, что каждому мужчине отчасти свойственна женственность, беспомощность, инфантильность, а каждой женщине - сила, независимость, зрелость и наоборот в каждом случае. Брак - это работа по переходу интолерантных качеств личности в толерантные (духовный рост). Основой позитивной трансформации человеческого сознания является способность к любви. Любовь -созидающая, личностная, творческая сила, позволяющая проникнуть вглубь явлений и познать их сущность [3].

Способность человека устанавливать позитивные отношения с другими людьми формируется в семье. Толерантное сознание супругов выражается в стремлении достичь взаимопонимания в процессе общения, при этом используются методы сотрудничества и диалога. Жизненный цикл семьи - это определённая последовательность стадий, которые проходит любая семья в соответствии с физиологическими, психологическими и нравственными изменениями, происходящими с её членами. Эффективность межличностного взаимодействия и взаимопонимания в семье строятся на способности каждого из супругов принимать себя, другого, сопереживать и поддерживать друг друга [4].

Коноплёва Л.С. в лонгитюдном исследовании по сравнению психологических характеристик толерантного сознания у семейных пар, которые ранее были гражданскими с интервалом в 3 года, отмечает: «В парах семейных - ранее гражданских повысился уровень способности к эмпатии, снизился уровень негативной коммуникативной установки, актуальной ригидности и увеличилась степень удовлетворённости браком. Это можно объяснить тем, что снизился внутри личностный конфликт, связанный с неопределённым социальным статусом брачных партнёров» [5, с. 748].

В семье, как в первичном институте социализации, закладываются толерантные ролевые программы поведения личности. Культура семейных отношений определяет общую позитивную направленность личности, в основе которой лежит способность устанавливать позитивные отношения с другими людьми и окружающим миром, формировать образ самого себя. Позитивный образ «Я» формируется за счёт позитивного отношения других людей. У тех, кто находится в состоянии гражданского брака, предположительно существует внутренний конфликт, связанный с

негативной оценкой гражданских браков, вследствие чего человек будет неосознанно чувствовать себя ущербно, негативный образ самого себя будет отражаться в ригидных и интолерантных установках поведения в процессе взаимодействия в социуме. Более того, блокируется эмоциональный канал восприятия других людей и снижается способность к антиципации, что приводит к потере способности прогнозировать поведение других людей, вследствие чего снижается способность личности к самореализации и удовлетворении социальных потребностей [5].

Изучая психологическую литературу по проблеме толерантного сознания, следует обратить внимание на важную роль способности к эмпатии в формировании толерантной личности, особенно у женщин, так как психологический климат в семье в большей мере зависит от женщины. Для женщины важны гармоничные партнёрские отношения, так как она является продолжателем рода, ответственна за воспитание детей. Толерантность, любовь, эмпатия возможны при желании реализовать высшие социальные потребности при ощущении единения с обществом и чувства высшей любви к сущности другого человека таким, какой он есть. Предлагается развивать эмпатические способности на основе осознания психологической сущности любви, выраженной в формуле - принятие в себе «другого» и быть в «другом», я - это он, а он - это я.

Использованные источники:

1. Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.

2. Ковалева А.В. Трансформация понятия «гражданский брак» как проявление кризиса семейно-брачных отношений: авторефер. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / А.В. Ковалева; Хабаровский гос. ун-т. - Хабаровск; 2009. - 22 с.

3. Коноплёва Л.С. Консультирование семьи и молодёжи в аспекте толерантного сознания [Текст] / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 28-30.

4. Коноплёва Л.С. Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи [Текст] / Л.С.Коноплёва // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 55-58.

5. Коноплёва Л.С. Различия психологических характеристик толерантности у гражданских и семейных парах (дизайн повторных измерений) [Текст] / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 746749.

6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.