Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ БРАКОМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ'

ПРОБЛЕМА УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ БРАКОМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ БРАКОМ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ СЕМЬИ / ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нечаева В.В., Курилович М.А.

Статья посвящена проблеме удовлетворённости браком на разных этапах жизненного цикла семьи в аспекте толерантного сознания. Акцентируется внимание на роли толерантного сознания и способности к эмпатии в создании позитивного психологического климата в супружеских отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нечаева В.В., Курилович М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM SATISFIED MARRIAGES AT DIFFERENT STAGES OF LIFE CYCLE OF FAMILY IN THE ASPECT OF TOLERANCE OF CONSCIOUSNESS

The article is devoted to the satisfaction of marriage at different stages of family life cycle in the aspect of an attitude of tolerance. The attention is focused on the role of tolerance and the capacity for empathy in creating a positive psychological climate in the marital relationship.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ БРАКОМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ»

УДК 159.923.2

Нечаева В.В. менеджер социальной сферы Республика Беларусь, г. Новополоцк Курилович М.А., к.психол.н.

доцент

кафедра теории права, управления и психологии

филиал

Российский государственный социальный университет

Республика Беларусь, г. Минск ПРОБЛЕМА УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ БРАКОМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме удовлетворённости браком на разных этапах жизненного цикла семьи в аспекте толерантного сознания. Акцентируется внимание на роли толерантного сознания и способности к эмпатии в создании позитивного психологического климата в супружеских отношениях.

Ключевые слова: удовлетворённость браком, жизненные циклы семьи, толерантное сознание, психологический климат, способность к эмпатии.

Nechayeva V.V., social manager Belarus, Novopolotsk Kurilovich M.A., Candidate of Psychological Sciences assistant professor of legal theory, management and psychology Department of Russian State Social University

Belarus, Minsk

PROBLEM SATISFIED MARRIAGES AT DIFFERENT STAGES OF

LIFE CYCLE OF FAMILY IN THE ASPECT OF TOLERANCE

OF CONSCIOUSNESS

Annotation. The article is devoted to the satisfaction of marriage at different stages of family life cycle in the aspect of an attitude of tolerance. The attention is focused on the role of tolerance and the capacity for empathy in creating a positive psychological climate in the marital relationship.

Keywords: satisfaction with marriage, family life cycle, tolerant consciousness, psychological climate, capacity for empathy.

Современное общество характеризуется изменением отношения к традиционным идеалам, моральным и нравственным ценностям. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание,

толерантность. Основной барьер, мешающий общению между людьми, это наша естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждения другого человека или другой группы.

Толерантность — это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром [6, с. 9].

Жизненный цикл семьи - это определённая последовательность стадий, которые проходит любая семья в соответствии с физиологическими, психологическими и нравственными изменениями, происходящими с её членами [4].

Изучая психологическую литературу по проблеме толерантного сознания, следует обратить внимание на важную роль способности к эмпатии в формировании толерантной личности. Понимание эмоциональной сферы других людей, причин, вызывающие те или иные эмоции, позволяет прогнозировать действие других людей, а поэтому и эффективно управлять. Эмоции выполняют функцию контроля психической деятельности человека и управляют его поведением, поэтому эмпатия способствует предугадыванию событий. Индивидуальность другого человека представляет собой систему отношений к самому себе, другим людям и окружающему миру. Смысл жизни, мотивация, самосознание являются основными составляющими личности. Развитое чувство любви путём эмпатических способностей позволяет безошибочно представлять личностный портрет другого человека и прагматично выстраивать с ним отношения [3].

Правильное восприятие реальности другого возможно при желании и способности смотреть на всё глазами другого, учитывая его опыт, причём, вчувствование в другого должно быть искренним, человек не должен играть роль, должен быть самим собой. Также недопустимо оценивание человека, так как оценка есть форма морального осуждения. Оценка ограничивает поведение, награждая и наказывая формы поведения. Способность к эмпатии играет большую роль в создании гармоничных отношений внутри семейной структуры [2].

У тех, кто находится в состоянии гражданского брака, предположительно существует внутренний конфликт, связанный с негативной оценкой гражданских браков, вследствие чего человек будет неосознанно чувствовать себя ущербно, негативный образ самого себя будет отражаться в ригидных и интолерантных установках поведения в процессе взаимодействия в социуме [5].

В течение первых двух десятилетий существования семьи, удовлетворенность браком постепенно понижается, достигая своего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем более резко возрастает. Это можно объяснить тем, что в тех семьях, у

которых дети посещают детский сад и семьи, у которых дети школьники, родители находятся в постоянном напряжении. Причём, напряжение вызвано воспитанием самих родителей. Воспитываются такие качества личности как чувство долга, ответственности и развиваются морально-этические требования к себе и окружающим [1].

Удовлетворённость браком является индикатором уровня эмоциональной оценки межличностного общения в семейных парах и выражается в потребности дружеских отношений, сочувствии, общении. Поэтому удовлетворённость браком может диагностировать коммуникативную эмоциональную направленность или психологический климат в семье. Личностное развитие человека напрямую зависит от его развития эмоционального сознания. Иными словами, человек начинает поступать так или иначе, понимая, что он будет чувствовать, какие у него возникнут ощущения и будет действовать в зависимости от того, какие эмоции хотел бы ощутить, а каких избежать. Сложившиеся чувства являются важным определяющим эмоциональной сферы личности. Именно чувствами продиктованы эмоции, переживаемыми в тот или иной момент. В семейных парах происходит слияние эмоционального состояния двух людей, так как партнёры чувствуют эмоциональное состояние, сопереживают, сочувствуют друг другу, если один чувствует страх, радость, боль, то и другой начинает чувствовать то же. Поэтому в семье развивается эмпатический способ межличностного общения. Поэтому развитие эмоциональной сферы происходит под влиянием личностных установок и социума. Поэтому уровень эмоционального отношения к своей семье у брачных партнёров будет индикатором развития толерантного сознания личности.

Использованные источники:

1. Коноплёва Л.С. Анализ ригидности и удовлетворённости браком у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович// Universum: Психология и образование: электронный научный журнал. - 2014. - № 3 (4) [Электронный ресурс]. URL: http://www.7universum.com/en/psy/archive/item/1089 (дата обращения: 27.12.2016).

2. Коноплёва Л.С. Анализ способности к эмпатии у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи [Текст] / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Психологические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 35-38.

3. Коноплёва Л.С. Множественный линейный регрессионный анализ способности к эмпатии, общей коммуникативной толерантности, ригидности и удовлетворённости браком супругов на разных этапах жизненного цикла семьи [Текст] / Л.С. Коноплёва // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 47-51.

4. Коноплёва Л.С. Психологические характеристики толерантного сознания

супругов на разных этапах жизненного цикла семьи [Текст] / Л.С. Коноплёва // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 55-58.

5. Коноплёва Л.С. Различия психологических характеристик толерантности у гражданских и семейных парах (дизайн повторных измерений) [Текст] / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 746749.

6. Психодиагностика толерантности личности / под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.

УДК 37.022

Ним Т.В. старший преподаватель Пешкова К. Е. старший преподаватель Ромель С. А. старший преподаватель Сахалинский институт железнодорожного транспорта Дальневосточный государственный университет путей сообщения

филиал в г Южно-Сахалинске Россия, г. Южно-Сахалинск ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы внедрения инновационных идей, вопросы развития инновационного потенциала образовательных учреждений и проблемы инноваций в образовании.

Ключевые слова: инновация, управление знаниями, проблемы инноваций, эффективные инструменты, инновационная деятельность, инновационный процесс.

PROBLEMS OF INNOVATION ACTIVITIES in EDUCATION SPHERE

Abstract: The article deals with the introduction of innovative ideas, the development of innovative potential of educational institutions and the problems of innovation in education.

Keywords: innovation, knowledge management, issues of innovation, effective tools, innovation, innovative process.

В настоящее время, когда количество информации увеличивается огромными темпами, знания становятся важнейшим ресурсом современных организаций, и эффективность работы в целом зависит от системы управления процессами создания, распространения и безошибочного использования знаний; в дальнейшем для краткости будем называть эту систему управлением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.