Научная статья на тему 'Проблема гражданско-правовой ответственности лечебно-профилактических учреждений при оказании возмездных медицинских услуг'

Проблема гражданско-правовой ответственности лечебно-профилактических учреждений при оказании возмездных медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
258
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ РИСК / ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА / ВОЗМЕЗДНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Баковец Дмитрий Владимирович

Представлены результаты сравнительно-правового анализа российского и зарубежного законодательства в сфере оказания возмездных медицинских услуг, предложены пути совершенствования законодательства по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Баковец Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема гражданско-правовой ответственности лечебно-профилактических учреждений при оказании возмездных медицинских услуг»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Проблема гражданско-правовой ответственности лечебно-профилактических учреждений при оказании возмездных

медицинских услуг Баковец Д. В.

Баковец Дмитрий Владимирович /Васоуе1с ОтИпу ¥1аЖт1гоукЬ - магистрант, кафедра гражданского права, юридический факультет, Санкт-Петербургская юридическая академия, г. Санкт-Петербург

Аннотация: представлены результаты сравнительно-правового анализа российского и зарубежного законодательства в сфере оказания возмездных медицинских услуг, предложены пути совершенствования законодательства по данному вопросу.

Ключевые слова: лечебно-профилактическое учреждение, медицинский риск, возмещение вреда, возмездные медицинские услуги.

На настоящий день при оказании возмездных медицинских услуг лечебные учреждения различных форм собственности регулярно сталкиваются с большим количеством претензий пациентов, касающихся некачественного платного лечения, при этом часть подобного рода претензий закономерно переходит в область судебного разбирательства.

Логично, что такие проблемы сказываются на рентабельности предпринимательской деятельности лечебного учреждения, так как оно несет как прямые финансовые, так косвенные имиджевые потери в связи с такого рода конфликтами. Основная причина данного феномена исходит из правовой неурегулированности статуса возмездной медицинской услуги в РФ, что приводит к существенному преобладанию прав пациента при возмездном лечении над возможностью работника медицинской сферы гарантировать требуемый законом РФ «О защите прав потребителей» стопроцентный результат оказываемой им возмездной медицинской услуги [1, 24-33]. Это обусловлено различностью подходов отечественного законодателя к ответственности за оказание возмездной и безвозмездной медицинской помощи, т. е. присутствием двойных стандартов ответственности за реализацию так называемого медицинского риска.

Медицинский риск — это вероятность наступления неблагоприятного исхода в процессе оказания врачом и подконтрольным ему медицинским персоналом медицинской помощи при внимательном и разумном выполнении всех необходимых в интересах пациента действий с целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний в соответствии с современными данными медицинской науки [2, 21]. Любые акты медицинской помощи могут нести неустранимый риск нежелательных последствий или невыздоровления, исходя из чего, медицинский риск является составной частью медицинских услуг. Ярким примером реализации медицинского риска служит отсутствие эффекта или неполный ожидаемый эффект от различного рода косметологических либо пластических манипуляций. Избежать реализации медицинского риска невозможно из-за индивидуального реагирования каждого больного на медицинские манипуляции. Исходя из этого, представляется разумным требовать от врача не гарантию успешного результата лечения — так называемое «обязательство результата», а лишь «обязательство метода», согласно которому врач обязуется сделать все возможное для лучшего лечения больного, разумно применяя все технически и интеллектуально доступные методы лечения в соответствии с известными медицинской науке данными. С другой стороны, врач не обязан гарантировать пациенту его субъективное право на охрану здоровья и медицинскую

27

помощь, которое каждый гражданин имеет согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации. Иными словами, врач обязан лечить, а не вылечивать.

Пациент при оказании ему возмездной медицинской помощи в рамках добровольного медицинского страхования (ДМС) и, собственно, возмездных услуг за счет пациента защищен законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», посредством нормативных положений которого применяется «обязательство результата» лечения — договорная (безвиновная) ответственность.

Существование безвиновной ответственности не соответствует требованиям как врачей, так и пациентов. Так, согласно американскому опыту, 52 % хирургов и 68 % акушеров-гинекологов имели в течение профессиональной карьеры случаи преследования со стороны пациентов. Страховые отчисления при страховании профессиональной ответственности некоторых врачей в США доходят до четверти их годового дохода [3, 4-7]. Во Франции ситуация не такая напряженная, так как на сегодняшний день после реформы французского законодательства в области качества лечения и прав пациента, проведенной 4 марта 2002 г., в случае реализации медицинского риска (несчастный случай, ятрогенная или нозокомиальная инфекции) компенсирование вреда, причиненного здоровью пациента, происходит в рамках национальной солидарности из Национального офиса компенсаций медицинских несчастных случаев [4, 4]. При реализации медицинского риска юрисдикционными способами не может быть привлечен к ответственности ни врач, ни лечебно -профилактическое учреждение (ЛПУ), за исключением совершения ими виновных действий, повлекших за собой несчастный случай.

Таким образом, с учетом мирового опыта можно отметить, что нецелесообразно подводить правовую регламентацию существенно отличающихся друг от друга отношений с участием потребителей под действие одних и тех же норм закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Субъектами гражданско-правовой ответственности являются ЛПУ либо частнопрактикующий врач, с которым заключен договор возмездного оказания медицинских услуг, а также медицинские работники, состоящие в трудовых отношениях с учреждением здравоохранения (в случаях предъявления регрессного иска). Особенности возмещения вреда здоровью пациента, причиненного при оказании ему медицинской помощи, зависят от того, получал последний бесплатную медицинскую помощь (неотложную или в рамках обязательного медицинского страхования) или возмездные медицинские услуги (медицинская помощь, оказываемая за счет личных средств граждан, средств предприятий и ДМС).

По общему правилу в рамках бесплатной медицинской помощи вред возмещается только за виновное неоказание либо ненадлежащее оказание медицинской помощи, причем в рамках гражданского законодательства действует презумпция вины (лицо освобождается от возмещения вреда, только если докажет отсутствие своей вины в его причинении), следовательно, к ЛПУ применима деликтная ответственность, т. е. ответственность за причинение вреда вследствие виновных деяний (ст. 1064 ГК РФ).

Особенности же правового регулирования возмездных медицинских услуг заключаются в суровых требованиях закона «О защите прав потребителей» в виде договорной (безвиновной) ответственности по отношению к исполнителю услуги — ЛПУ или частнопрактикующему врачу. В частности, в качестве потребителя услуг пациент обладает:

— правом на безопасность услуг (ст. 7 названного закона);

— правом на информацию об услугах и их исполнителе (ст. 8—10);

— правом на соблюдение исполнителем качества оказываемых услуг и отсутствие недостатков оказанных услуг (ст. 29 по смыслу ст. 4).

Таким образом, если вред здоровью причинен в результате оказания некачественной возмездной медицинской услуги, то речь идет о договорной ответственности (шире — деликтной ответственности, так как она подразумевает

28

возмещение вреда, причиненного невиновными деяниями), т. е. не только о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пациента, но и об уплате неустойки, безвозмездном устранении недостатков услуги, уменьшении цены услуги, безвозмездном повторном оказании услуги, возмещении понесенных расходов, связанных с устранением недостатков оказанной услуги, полном возмещении причиненных услугой убытков.

Исходя из изложенного, проблемой для частных клиник и ЛПУ, оказывающих возмездные медицинские услуги, является имеющаяся у пациента возможность требовать как минимум возврата денег за лечение (под угрозой судебного разбирательства и дополнительно уплаты неустойки) в случаях, когда медицинская услуга при ее надлежащем исполнении привела, например, к недостижению стопроцентного результата лечения, или возникло какое-либо прогнозируемое осложнение, т. е. реализовался медицинский риск. Это способствует появлению так называемых «потребительских экстремистов», которые зарабатывают деньги на несовершенстве законодательства и правовой незащищенности ЛПУ.

Единственный способ правовой защиты — разработка договоров присоединения на оказание возмездных медицинских услуг, которые начинают получать все большее распространение среди ЛПУ. Данный способ реализуется путем включения в такие договоры определенных условий, к которым пациент добровольно присоединяется.

Эти дополнительные условия договора лишают пациента права требовать возврата стоимости лечения при реализации медицинского риска в виде недостижения ожидаемого результата лечения. Разработка подобных договоров проходит предварительное согласование со специалистами, оценивающими качество оказания данного вида медицинской услуги в рамках гражданского судопроизводства, — врачами, судебно-медицинскими экспертами и врачами-экспертами. В результате некоторые предлагаемые ЛПУ изменения, нарушающие права потребителя на безопасность услуги и информированность об услуге, не включаются в договор. Такое дополнение к договору дает гарантию правовой защиты ЛПУ при оказании возмездных медицинских услуг пациентам, исключая применение безвиновной ответственности («обязательства результата» лечения) к лечебному учреждению.

Литература

1 Тихомиров А. В. К вопросу об обязательствах вследствие причинения вреда здоровью при оказании медицинских услуг // Закон и право, 2001. № 8. С. 24-33.

2 Jerenquel N., Raymond J.-L. Risque et vigilances sanitaires: Organisation et coordination dans les etablissement de sante // Les etudes hospitalieres Ed., 2002. P. 21.

3 Vialla F. L'obligation de securite de resultat du medecin en matiere d'infection nosocomiale ou le retour du staphylocoque dore // Med et droit, 1999. № 37. P. 4-7.

4 Rade C. La reforme de la responsabilite medicale apres la loi du 4 mars 2002 relative aux droits des malades et a la qualite du systeme de sante // R. C. et Ass., 2002. № 5. P. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.