УДК 378
ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Амир Абдулхуссейн Хашим
В статье рассматривается проблема готовности иностранных студентов к деловому общению в высшей школе, описывается модель готовности иностранных студентов к деловому общению
Ключевые слова: готовность, деловое общение, иностранные студенты
Вхождение Ирака в Болонский процесс, все более тесное международное сотрудничество в области образования требуют глубокого переосмысления процесса готовности иностранных студентов к деловому общению, призванных содействовать все большему сближению разных народов, пониманию и принятию ими многообразия окружающего мира.
Такие специалисты должны быть компетентны во всех сферах жизнедеятельности страны изучаемого языка, глубоко знать ее культуру и традиции. В связи с этим проблема готовности иностранных студентов к деловому общению приобретает все большую значимость для деятельности будущих специалистов, а также эффективное общение представителей разных культур. Формирование готовности иностранных студентов к деловому общению способствует становление деловых контактов, сотрудничество разных народов, знающим все сферы жизни, политики и экономики народа, говорящего на этом языке.[1]
В современной научной литературе разработаны концепции, раскрывающие основные аспекты и направления повышения качества образования (Ю. К. Бабанский, А. С. Белкин, А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. Я. Лернер); изучены личные качества, обеспечивающие компетентность в деловом общении (А. И. Гришаева, А. А. Леонтьев, В. В. Рыжов, В. А. Сластенин).
Данные исследования способствуют накоплению и систематизации научной информации по исследуемой проблеме, однако собственно аспект формирования готовности иностранных студентов не рассматривался. До настоящего времени не определены ее структура и содержание, не разработана эффективная модель готовности иностранных студентов к деловому общению. [2]
Содержание и проблема готовности формирования готоности иностранных студентов к деловому общению рассматривались в работах Л. А. Брацун, В. Н. Комиссарова, К. Латышева, Р. К. Миньяр-Белоручева, В. Сафоновой. П. В. Сысоева. По их мнению, формирование готовности иностранных студентов к деловому общению включает в себя такие качества, как толерантность, непредвзятость к представителям других стран и
Амир Абдулхуссейн Хашим -е-шаД: [email protected]
ВГТУ, аспирант,
культур. В научной литературе готовность к деловому общению рассматривается как часть коммуникативной компетенции наряду с языковой, речевой и профессионально-коммуникативной, включающей знание о культуре одной страны и стран изучаемого языка, умение общаться с представившими другой культуры, легко находить общее и различное в их истории сложившихся культурных моделях развития, знать мировую культуру, уметь анализировать ее опыт, прослеживать ее отражение в языке или иной стране.
В содержательную характеристику специалиста в научной литературе включается способность воспринимать себя не только как представителя одной определенной культуры, но в качестве гражданина мира, субъекта полилога культур, а также обосновать свою роль, значимость, ответственность в глобальных общечеловеческих процессах, которые проходят в Ираке, так и в мире в целом.
На основе анализа научной психологической и педагогической в нашем исследовании мы определили содержание готовности иностранных студентов к деловому общению как умение выделять общее и специфическое в моделях развития различных стран, признание права на существование различных культурных моделей и формируемых представлений, норм, верований, а также умение представлять свою страну и ее культуру, конструктивно отстаивать позиции, принимая и уважая точку зрения других.
Любая компетенция может быть рассмотрена как сложное структура образование. И. А. Зимняя считает, что в содержание любой компетени входят такие компоненты, как: а) знание содержания компетенции (когн тивный аспект); б) готовность к проявлению компетенции; в) отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложена (ценностно-смысловой аспект); г) опыт проявления компетенции в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект)[3].
Исходя из содержательной характеристики готовности иностранных студентов к деловому общению мы выделили 4 структурных компонента: когнитивный (знание культуры своего народа, а также культуры изучаемого языка, истории страны, знание ее нравов, обычаев и традиций), аксиологический (ценностное отношение к культуре, положительное отношение к культуре мира, других стран и народов); личностно-операциональный
(способность к общению с представителями другой культуры, умение организовывать работу с представителями другой национальности и культуры, умение сотрудничать в команде, умение прогнозировать результаты работы); оценочно-рефлексивный (умение оценивать свое поведение в различных ситуациях межкультурного общения, самооценка).
При выборе критериев, позволяющих определить уровень сформированное готовности иностранных студентов к деловому общению, мы опирались на проведенный анализ психолого-педагогической литературы, учитывали содержание компонентов готовности иностранных студентов к деловому общению.
Были выделены следующие критерии сформированности готовности иностранных студентов к деловому общению: в рамках когнитивного компонента ими выступают знание родной культуры и культуры изучаемого языка; аксиологический компонент предполагает принятие ценностей культуры, положительное отношение к культуре (изучаемого языка); личностно-операциональный — умение и навыки общения с представителями другой культуры, умение организовать диалог культур. В рамках оценочно-рефлексивного компонента рассматриваются такие критерии, как умения и навыки рефлексивного поведения, самооценка.
Модель формирования готовности
иностранных студентов к деловому общению включает: цель, методологические подходы и принципы формирования готовности иностранных студентов к деловому общению, задачи, структуру и критерии оценки уровня сформированности готовности иностранных студентов к деловому общению.
Таким образом, результаты, полученные в ходе экспериментальной работы и подтвержденные данными статистической обработки, свидетельствуют
Воронежский государственный технический университет
об эффективности разработанной модели формирования готовности иностранных студентов к деловому общению с представителями разных культур.
Предметом дальнейшего исследования могут стать такие аспекты проблемы, как разработка комплексного подхода в подготовке иностранных студентов на основе компетентностного подхода, разработка компетентностной модели, изучение вопроса о личностных качествах, необходимых будущему специалисту для эффективной реализации профессиональной деятельности студентов.
Литература
1.Амир Абдулхуссейн Хашим, Э.П. Комарова. Специфика формирования готовности иностранных студентов к деловому общению в компетентностном аспекте // Вестник Воронежского государственного университета, 2013. -Т.9. - №5.2.- С. 120-124
2.Комарова Э.П. Психолого педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского Государственного Технического Университета. - 2012. - Т.8. - №10.2 - С 25-27.
3.Зимняя И.А. Педагогическая психология - М.: Логос, 2000.
4.Комарова Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравсвенного развития личности / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского Государственного Технического Университета. - 2013. - Т.9. - №3.2 - С 160163.
5. Комарова Э.П. Психолого педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского Государственного Технического Университета. - 2012. - Т.8. - №10.2 - С 25-27.
6.Комарова Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравсвенного развития личности / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т.10. - №3.2 - С.43-46.
THE PROBLEM OF READINESS OF FOREIGN STUDENTS TO BUSINESS COMMUNICATION
IN HIGHER SCHOOL
Amir Abdulhussein Hashim
The paper discusses the issue of readiness of foreign students to business communication in higher school, describes the model of readiness of foreign students to business communication
Key words: readiness, business communication, international students