Научная статья на тему 'Особенности структуры формирования управленческих компетенций'

Особенности структуры формирования управленческих компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / FORMATION OF COMPETENCE / MODEL OF SKILLS DEVELOPMENT / ADMINISTRATIVE COMPETENCE / BUSINESS GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёва С. Р.

В статье рассматриваются особенности структуры формирования управленческих компетенций. Описаны подходы к решению данной проблемы и реализация модели на базе деловой игры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STRUCTURE FORMATIONOF MANAGEMENT COMPETENCIES

The article discusses the features of the structure formation of managerial competence. The paper describes an approach to solving this problem and the implementation of the model on the basis of business games

Текст научной работы на тему «Особенности структуры формирования управленческих компетенций»

УДК 378.016

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

С.Р.Соловьёва

В статье рассматриваются особенности структуры формирования управленческих компетенций. Описаны подходы к решению данной проблемы и реализация модели на базе деловой игры

Ключевые слова: компетенция, компетентность, управленческие компетенции, формирование компетенции

Понимание структуры формирования управленческих компетенций приобретает большую значимость при подготовке специалистов к работе в условиях гиперконкуренции. Развитие проблем глобализации и укрупнение транснациональных корпораций приводит к изменениям в способах, методах и приемах управления. Для обеспечения конкурентоспособности предприятий страны и выхода экономики на новый уровень, выдвигается вопрос о качестве менеджмента, о подготовке специалиста, обладающего не только техническими знаниями, но и готового к руководству. Потребности в новом осмыслении производственной, социальной, политической деятельности в условиях частых перемен определяют статус управленческой деятельности как центрального объекта актуальных гуманитарных исследований.

Специфика управленческих компетенций, представлена в специальной литературе особым набором навыков, умений и способностей специалиста. Она требует дополнительного уточнения в связи с серьезными изменениями в содержании и формах организации руководящей деятельности.

В этой связи актуализируется педагогическая проблема поиска наиболее эффективной дидактической модели формирования

управленческой компетенции. Наблюдается пристальное внимание ученых к исследованию различных аспектов данной темы. Широко рассматривается:

- интегративный подход, обеспечивающий исследование феномена профессиональной компетентности и формирования управленческой компетенции как целостности, отражающей внутреннее единство этих явлений: системность, структурность, устойчивость (А.В. Барабанщиков, С.Я.Батышев, А.А.Бодалев, Л.В.Загрекова, Н.М.Зверева, В.С.Пикельная, В.П.Симонов, Л.И.Уманский, Т.И.Шамова и др.);

- культурологический, компетентностный, аксиологический подходы к формированию управленческой компетентности (В.Р. Веснин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.К. Маркова,

Дж. Равен, В.А. Сластенин, Е.А. Суслова, А.В. Хуторской, Г.И. Чижакова и др.);

Соловьёва Светлана Ростиславовна - ВГТУ, ст. преподаватель, тел. (473) 273-05-28,e-mail: [email protected]

- подход, отражающий современную гуманистическую парадигму философии образования, педагогики, психологии и теории управления (О.А.Абдуллина, Б.С.Гершунский,

A.А.Касьян, И.А. Колесникова, М.М.Поташник,

B.А.Сластенин, В.М.Шепель и др.)

- системного управления общественными процессами (В.Г. Афанасьев, Б.М. Кедров, В.П. Кузьмин, М.К. Мамардашвили, В.И. Мет-лов, И.С. Моросанов, И.Б. Новик, В.С.Швырев);

- самореализации личности (А. Адлер, Л. А. Коростылева, А. Маслоу, К. Юнг и др.);

- личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев и др.); работы, описывающие феномен карьеры (Л.Г. Почебут, Э. Шейн, Л.Б. Шнейдер, В.А. Чикер и др.);

- межличностного взаимодействия (Г.М. Андреева, И.Н. Обозов, В.Н. Панферов и др.),

- деятельностный (А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, Н.Н. Нечаев, Н.Г. Салмина и др.).

- подход, направленный на изучение индивидуальных управленческих концепций (Е.И. Кудрявцева, Т.С. Кабаченко и др.)

Особое внимание в работах последних исследователей уделено пониманию управления (при нарастании нестабильности экономической среды), а также, механизмам, посредством которых формируются задачи и определяются способы их реализации.

С точки зрения управленческих компетенций персонала компании необходимо выделить подход И. Катуниной. Сама структура управленческой компетенции определена в её трудах с помощью трехмерной матрицы:

- уровень формирования управленческих компетенций (индивидуальный, групповой, общеорганизационный);

- разновидность капитала, лежащего в основе компетенции (человеческий, социальный, организационный);

- статус компетенции (функциональная, ключевая, динамическая). [1] Предложенная ИКатуниной матрица задач УЧР может быть использована как средство определения направлений работы в области формирования управленческих компетенций.

Несмотря на высокую научную значимость упомянутых подходов, в них недостаточно

внимания уделено проблемам формирования управленческих компетенций на основе деловой игры. В процессе работы по изучаемой теме мы пришли к выводу о необходимости создания новой эффективной модели с учётом результатов исследования.

С целью решения поставленной задачи нами была разработана модель, которая предполагает формирование основных управленческих компетенций, на базе деловой игры. [2] В ней заложена основа регулирования процесса становления личности студента, осознание себя в качестве субъекта деятельности и обретение возможности к успешной самореализации. Вслед за А.А. Вербицким в данном исследовании компетенция трактуется как система ценностей, личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, которая обеспечивает его готовность к компетентному выполнению профессиональной деятельности; компетентность -реализованная на практике компетенция.

В группе ключевых компетенций выделяются управленческие компетенции, которые определяют организацию процесса и его эффективное руководство, качество, результативность, во многих аспектах общения.

Формирование компетенции нами рассматривается как накопление основ знаний, навыков, черт характера и моделей поведения, которые требуются для выполнения определенного уровня заданий или задач.

Методологической основой исследования явились следующие подходы: системный (С.И. Архангельский, А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М.С. Каган, Ф.Ф. Королев, В.П. Садовский, Э.Г. Юдин и др.); компетентностный (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Р.П. Мильруд, Дж. Равен, Т. Хофман, А.В. Хуторской и др.); личностно ориентированный (О.В. Артюшкин, В.А. Беликов, И.Л. Бим, Е.В. Бондаревская, Л.В. Занков, Дж. Ричардс, В.В. Сериков, Г.С. Сухобская, Т. Хатчинсон и др.); деятельностный (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский,

A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); контекстный (Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий,

B.Ф. Тенищева, О.А. Шевченко и др.); проектно-проблемный (Н.В. Матяш, Т.В. Чабала и др.).

Цель настоящей статьи - дать представление об особенностях структуры формирования управленческих компетенций у студентов вуза на основе модели.

Объект исследования: Формирование управленческих компетенций у студентов вуза на основе деловой игры.

Предмет исследования: структура модели формирования управленческих компетенций на основе деловой игры.

Модель формирования управленческих компетенций предполагает следующую

структурную организацию:

- выявление сильных и слабых сторон, для определения того, что конкретно необходимо

развивать с точки зрения сформированности управленческих компетенций;

- ориентацию студентов на последовательное прохождение ключевых стадий в ходе их реализации в учебно-образовательном процессе;

- создание психо лого-педагогической среды, благоприятной для формирования управленческих навыков;

- проведение оценки результатов, тестирование.

Основным звеном модели формирования управленческих компетенций будущих экономистов является комплекс деловых игр, обеспечивающий индивидуализацию обучения и включающий содержательный блок - модули экономического цикла, процессуальный блок - основные этапы реализации и диагностический блок - оценка уровня сформированности личностных компетенций.

Основываясь на трудах Дж. Бельц, Х. Коркмаз, Ф. Кэптан, Е.С. Полат, Х.С. Ригли в процессуальном блоке прописаны основные этапы внедрения комплекса деловых игр. В ходе его реализации осуществляется формирование управленческих компетенций будущих

выпускников:

I этап - мотивационно-проектировочный, включающий определение темы, проблемы, структуры комплекса деловых игр, разработку деловых игр, составление плана работы, определение групп, распределение ролей в группах;

II этап - информационно-организационный, предполагающий работу в группах, сбор информации в сети Интернет, общение с дистантным партнером (электронная почта, чаты и форумы), анализ собранной информации;

III этап - операционально-деятельностный, нацеленный на координацию работы малых групп, подготовку презентации проекта и демонстрацию результатов комплекса деловых игр (размещение результатов разработанного комплекса на сайте);

IV этап - оценочно-рефлексивный, ориентированный на общую оценку содержания разработанного комплекса, конечного собственного результата, участия отдельных студентов в организации проекта.

Особенность структуры данной модели в том, что на базе деловых игр создаются условия для практической реализации поэтапного выполнения задачи формирования управленческих компетенций.

Средствами обучения являются учебное пособие и комплекс обучающих деловых игр на английском языке экономического профиля.

Комплекс деловых игр проводится на основе следующих методов: проблемного эвристического, метода информационного ресурса, обучения в сотрудничестве, беседы.

На базе модели предполагается включение будущего выпускника, как значимого равноправного субъекта, в диалогическое взаимодействие в процессе определения целей, содержания, средств, методов, корректировки и оценки результатов. В ходе проведения деловых игр

проводится проектирование иноязычного общения. Например, планирование деловой встречи на иностранном языке для организации работы совместного предприятия строится на основе схем диалогов и отработки необходимых речевых клише (Дополните реплики, используя информацию из диалога №1 а также, словосочетания и фразы из задания №2)

Проявляя инициативу, самостоятельность во время деловой игры на практическом занятии студент участвует в определении содержания деятельности, форм, методов организации работы, целеполагании, в коллективных оценках

включённости каждого члена группы в работу. Таким образом, происходит формулирование основных управленческих навыков, осознание своей новой значимой роли в окружающем социуме.

Под руководством преподавателя будущие специалисты учатся принимать обоснованные решения, развивая способности бесконфликтного, взаимовыгодного делового общения. В ходе данного процесса успешно формируются необходимые управленческие компетенции, что ведёт к достижению цели исследования. Этому во многом способствует поэтапное обучение на базе разрабатываемой модели и создание описанных в ней педагогических условий.

Анализируя результаты изученных фактов выявлено, что индивидуальная управленческая концепция будущего выпускника предопределяет критерии эффективности, используемые субъектом для оценки своих действий и работы иных участников управленческой ситуации.

• формирование готовности к управленческой деятельности происходит как поэтапный процесс реализации дидактической системы, предполагающий последовательное усложнение целей, содержания, средств развития управленческой компетенции будущего специалиста;

• реализация дидактической модели формирования управленческой компетенции осуществляется с помощью деловой игры, в которую входит решение ситуационных задач, а также другие методы активного обучения, в которых студент может проявить себя как компетентный специалист,

• Структура данной модели позволяет эффективно реализовать на практике комплекс деловых игр, направленный на формирование управленческих компетенций студентов.

педагогических наук. Код доступа: http://lib.ua-ru.net

4. Э.П. Комарова Психолого-педагогические особенности развития интеллекта обучающегося в контексте компетентностной парадигмы // Комарова Э.П. Вестник Воронежского государственного технического университета.

5. Н. Н. Серостанова Формирование личностных компетенций будущих экономистов на основе телекоммуникационного проекта: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Серостанова Н. Н. Коддрступа: http://dslib.net

6. Комарова Э.П. Психолого педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского Государственного Технического Университета. - 2012. - Т.8. - №10.2 - С 25-27.

7. Комарова Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравсвенного развития личности / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. -Т.10. - №3.2 - С.43-46.

Литература

1. И. Катунина Управленческие компетенции в контексте организационного развития: содержание и структура // Катунина И. "Кадровик. Кадровый менеджмент", 2010

2. С.Р. Соловьёва Модель формирования управленческих компетенций на основе деловой игры // Соловьёва С.Р. Вестник ВГТУ Том 10, № 3.2, 2014

3. З. Р. Ажимов Формирование управленческой компетенции у будущих художественных руководителей творческих коллективов: диссертация кандидата

BopoHe^CKHHrocygapCTBeHHbiHTexHHHecKHHyHHBepcHTeT

FEATURES OF STRUCTURE FORMATIONOF MANAGEMENT COMPETENCIES

S.R.Solovyova

The article discusses the features of the structure formation of managerial competence. The paper describes an approach to solving this problem and the implementation of the model on the basis of business games

Key words: Model of skills development, administrative competence, the formation of competence, business game

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.