УДК 371 (075)
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ДЕБАТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Н.Ю. Нежурина
В статье рассматривается модель формирования коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на основе дебатной технологии
Ключевые слова: модель, коммуникативно-речевая компетенция, обучающиеся, дебатная технология
Разработка модели формирования
коммуникативно-речевой компетенции
обучающихся на основе дебатной технологии в соответствии с предложенными целями и задачами, содержанием и организационными формами
обучения, которые направлены на взаимодействие преподавателя и обучающихся, мы рассматриваем как целостную динамическую систему, как результат их совместной деятельности, как итог педагогического обучающего процесса.
Одним из методов формирования модели коммуникативно-речевой компетенции
обучающихся на основе дебатной технологии
является метод моделирования и рассмотрение термина «модель» в научной литературе.
Модель рассматривается как:
• знаковый или материальный образ оригинала, отображающий объекты и явления в виде описаний, теорий, схем, чертежей, графиков ;
• система, которая отображает или
воспроизводит объект исследования
• объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который отображает и воспроизводит свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта
• система, воспроизводящая наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых систем и процессов.
Т аким образом, любая модель характеризуется наличием объекта, который имеет определенную структуру, отношением элементов в изучаемой системе. Действия с моделями позволяют исследовать отдельные качества, стороны или свойства объекта. Причем, несмотря на то, что модель многозначна, в основе своей она сводится к условному образу (изображению, схеме, описанию) некоторого объекта или системы объектов.
Были определены следующие требования:
• простота модели, связанна с процессом формализации в моделировании, т. е. с выбором существенных характеристик модели;
• адекватность модели, подразумевающая полноту, точность и истинность модели;
• динамичность - периодическая
воспроизводимость модели, отражающая изменения, происходящие в обществе.
При разработке модели формирования коммуникативно-речевой компетенции
обучающихся на основе дебатной технологии были использованы следующие подходы: системный,
компетентностный, личностно-ориентированный, контекстный, проектно-проблемный.
Используя системный подход (А.Н. Аверьянов, С.И. Архангельский, В.Г. Афанасьев) как один из ведущих, что позволяет рассмотреть процесс формирования коммуникативно-речевой компетенции на основе дебатной технологии в виде единой системы, для которой характерны целесообразность организации, наличие внутренних и внешних связей. Системный подход для нашего исследования, требует рассмотрения всех организационных форм формирования
коммуникативно-речевой компетенции в процессе взаимодействии обучающего и обучающегося.
Данный подход позволяет идентифицировать
структуру разрабатываемой модели, определить четкую картину взаимодействия ее отдельных частей.
Разрабатываемая нами модель должна
предусматривать целенаправленную и
отслеживаемую реализацию учебно-
профессионального потенциала на всех уровнях системы обучения.
Компетентностный подход (В. И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, Э.П. Комарова, Р.П. Мильруд) рекомендует переориентацию
доминирующей образовательной парадигмы с
преимущественной трансляцией знаний, на
овладения комплексом компетенций и развитие творческих способностей учащихся и
конкурентоспособности обучающихся на рынке труда. В нашем исследовании компетентностный подход акцентирует внимание на развитие
креативности обучающихся. Таким образом,
образование "от результата" - основная стратегия модернизации средней школы, и субъект
образовательного процесса должен быть готов к инновационной деятельности имеющей высокую мотивационную направленность на
высокопроизводительный труд, осознающего
общественную значимость самой профессии и свою роль в реализации социальных функций обучающегося, которая, на наш взгляд, заключается в усилении личностного аспекта, в обеспечении развития личностных составляющих. [2,3]
Нежурина Надежда Юрьевна - ВГТУ, аспирант, e-mail: nezhurinanadezda@mail.ru
Основными чертами компетентностного подхода в формирвоании коммуникативно-речевой компетенции являются:
- личностная и общесоциальная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;
-определение целей личностного
совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах;
- определение компетенций, которые
направлены на развитие личности;
- формирование коммуникативно-речевых компетенций как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры;
- разработка системы критериев формирования коммуникативно-речевых компетенций
- поддержка развивающейся личности в процессе создания для нее «зоны успеха»;
- создание программы выбора стратегии для достижения цели;
- разработка ситуаций для комплексной проверки умений практического использования знаний в процессе формирования коммуникативноречевой компетенции;
- развитие личности с целью совершенствования имеющихся знаний, умений и способов деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности. [5]
Введение Личностно-ориентированного
подход (О.В. Артюшкин, В.А. Беликов, И.Л. Бим, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков) ориентировано на личность как субъект обучения. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д. Основу личностноориентированного подхода в процессе формирования коммуникативно-речевых
компетенций обучающихся лежит переход от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным в процессе обучения и воспитания. Вместо широко распространенной схемы субъектнообъектного взаимодействия 8^-0, где 8 -
преподаватель, субъект педагогического
воздействия и управления, а 0 - обучающийся, объект, осуществляется схема субъектно-
субъектного равнопартнерского учебного сотрудничества. [4]
Смещение акцентов в сторону личностного развития обучающегося утверждает приоритет
развития личности и создание условий для становления у обучающегося специфического опыта развития значимых качеств самообразования в учебной деятельности, самостоятельности и
саморазвития духовных начал.
Личностно-ориентированное образование включает следующие положения (Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков), используемые в процессе формирования коммуникативно-речевой компетенции:
• индивидуальность и самооценка учащихся;
• эмоциональное состояние учащихся, а
также учет морально-этических и нравственных ценностей, индивидуально-психологических
особенностей;
• ориентацию деятельности на
удовлетворение личных целей, соответствие ее мотивам, ценностям, установкам личности;
• учет индивидуального опыт студентов, их потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии;
• использование технологий образования в соответствии с закономерностями становления личности будущих специалистов.
В целях нашего исследования личностноориентированное образование направлено на развитие личностной сферы деятельности: обучающиеся активно включаясь в процесс общения, получают реальную возможность удовлетворения социально важных потребностей в достижении престижа, статуса, внимания и уважения со стороны окружающих. Педагог создает тональность общения, насыщенную радостью, доброжелательностью, удовлетворением
достигнутыми успехами и уверенностью в конечном результате обучения.
Введение контекстного подхода (Н.А. Бакшаева, А. А. Вербицкий, Э. П. Комарова) в нашем исследовании предполагает организацию и проведение дебатов на иностранном языке, имитирующих их будущую социально-
коммуникативную деятельность.
Опыт активного обучения в школе показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решить целый ряд новых задач, трудно достижимых в традиционном обучении; формировать не только познавательные, но и социально-профессиональные мотивы и интересы; воспитывать теоретическое и
практическое мышление обучающихся.[3]
Контекстное обучение направлено на:
• включение обучающихся в деятельностную
позицию, поскольку поскольку форматы дебатов представлены в виде учебной,
квазипрофессиональной, учебно-профессиональной с определенным сценарием их развертывания, динамизации;
• развитие потенциала активности
обучающихся - от уровня развития до уровня социальной готовности по принятию совместных решений;
• формирование коммуникативно-речевой
компетенции в контексте игрового моделирования государственных структур, публичных,
представленных в обучении в дидактически обоснованной форме, что обеспечивает условия формирования не только познавательной, но и учебной мотивации, личностный смысл процесса учения;
• активность обучающихся носит как индивидуальный, так и совместный коллективный характер, что обуславливает формирование деловых
и нравственных качеств личности обучающихся на основе дебатной технологии.
• приобретается опыт учащихся в играх с особой структурой, методами и правилами деятельности выделяются две и более команд, которые отстаивают противоположные точки зрения на поставленной проблеме, что обеспечивает личностное достояние учащихся.
Контекстный подход в организации дебатов определяет ценностные ориентации на овладение коммуникативно-речевой деятельностью и наиболее эффективно формируют практический опыт личности. При этом, с помощью дебатной технологии, можно задавать контекст иноязычной деятельности, создавая, тем самым условие, для переориентации сознания учащимися с
обезличенного (абстрактных иноязычных
ценностей) на сугубо личное, ценностно-значимое (личностная система иноязычных ценностей).
Данный подход предполагает личностное включение обучающих в учебную деятельность, последовательное моделирование в учебной
деятельности содержания, форм и условий формирования коммуникативно-речевых
компетенций обучающихся, проблемность содержания обучения, ведущую роль межличностного взаимодействия субъектов
образовательного процесса. Важную роль в контекстном обучении играют принципы активности и коммуникативности.
Использование проектно-проблемный подхода в нашем исследовании (Н.В. Матяш, Т.В. Чабала и др.) предполагает овладение обучающимися методологией творческого преобразования мира, решение нестандартных учебных задач нестандартными методами, в виде поиска нового способа решения той или иной проблемы дебатной технологии.
В процессе формирования коммуникативноречевой компетенций обучающийся находятся в специфических условиях активной,
самостоятельной творческой деятельности, важной составной которой является дебатная технология. Проектно-проблемный подход помогает решить ряд задач в процессе формирования коммуникативноречевой компетенции на основе дебатной технологии:
• развивает личностные качества обучающихся;
• актуализирует и развивает сформированные компетенции;
• дает возможность каждому обучающемуся учится навыкам общения, умению принимать совместные решения;
• выполнять работу, учитывая собственный
ритм;
• организовывает новое взаимодействие обучающихся двух команд (договариваться, принимать точку зрения другого обучающегося, находить компромисс).
• создает условия сближения учебнопознавательной и практической деятельности
обучающихся, которые, в свою очередь, разрешают разбудить у них осознанную активную заинтересованность в обучении и получении ожидаемых результатов.
Основным звеном модели формирования коммуникативно-речевой компетенции
обучающихся на основе дебатной технологии является дебатная технология, направленная на формирование коммуникативно-речевой
компетенции, которая включает содержательный блок - модули дебатной технологийй, процессуальный блок - основные этапы реализации: 1) мотивационно-проектировочный; 2)
информационно-организационный; 3)операционально-деятельностный; 4)оценочно-
рефлексивный и диагностический блок — оценка уровня сформированности коммуникативноречевой компетенции.
Содержательный блок включает следующие форматы дебатов: классические дебаты,
включающие перекрестные вопросы, ответы оппонентов, фрагменты игр по формату К. Поппера, школьный формат, парламентские дебаты, политические дебаты, дебаты Линкольна-Дугласа и модифицированные дебаты. В качестве методов были использованы: беседа, обучение в сотрудничестве, метод информационного ресурса и эвристические. Средствами обучения явились учебное пособие и электронные ресурсы.
Процессуальный блок включал мотивационнопроектировочный компонент (определение темы, проблемы, структуры дебата, разработка сайта, регистрация на сайте. Организационноинформационный: работа в группах, сбор
информации в сети Интернет, общение с дистантным партнером (электронная почта, чаты и форумы), анализ собранной информации составление плана работы, определение групп, распределение обязанностей в группах),
деятельностно-операциональный: координация
работы малых групп, подготовка презентации дебата и демонстрация результатов дебата (размещение результатов проекта на сайте), рефлексивно-оценочный: общая оценка
содержания проекта, конечного результата собственного дебата, участия отдельных студентов в организации дебата, работы преподавателя , оценка других работ, выложенных на сайте (комментарии), он-лайн тест для участников дебата, оценка работ жюри конкурса победителей в работе дебата.[1]
Таким образом формирование
коммуникативно-речевой компетенции на основе дебатной технологии несомненно способствует развитию как межкультурного, так и делового общения.
Литература
1. Нежурина Н.Ю.Проблема формирования речевой компетенции в психологопедагогических исследованиях // Вестник
Воронежского государственного технического университета. 2012. Т.8. №10.2. С.111-114.
2. Комарова Э.П. Психолого-педагогические особенности развития интеллекта
обучающегося в контексте компетентностой парадигмы // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. Т.8. №10.2. С.25-27.
3. Вербицкий А.А. Парадоксы реформирования
образования // Материалы X Международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и
перспективы», - Воронеж, Изд-во: «Научная книга», 2012
4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2008.
Воронежский государственный технический университет
DEVELOPMENT OF THE MODEL OF COMMUNICATIVE SPEECH COMPETENCE OF TRAINEES BY MEANS OF DEBATE TECHNOLOGY N.Ju. Nezhurina
The paper considers the development of the model of communicative speech competence of trainees by means of debate technology, theoretical approaches are argued
Key words: development, communicative speech competence, debate technology