Научная статья на тему 'Модель формирования управленческих компетенций на основе деловой игры'

Модель формирования управленческих компетенций на основе деловой игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / MODEL OF SKILLS DEVELOPMENT / ADMINISTRATIVE COMPETENCE / FORMATION OF COMPETENCE / BUSINESS GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёва С.Р.

В статье рассматриваются теоретические основы модели формирования управленческих компетенций у студентов университета. Представлены этапы развития управленческих компетенций на базе деловой игры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHAIR OF FOREIGN LANGUAGES AND TECHNOLOGY OF TRANSLATION MODEL OF FORMATION ADMINISTRATIVE COMPETENCE ON THE BASIS OF BUSINESS GAME

The paper discusses the theoretical Essentials of administrative skills formation Model at university students. Stages of development of administrative competences on the basis of business game are presented in the article

Текст научной работы на тему «Модель формирования управленческих компетенций на основе деловой игры»

УДК 378.016

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ

ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

С.Р. Соловьёва

В статье рассматриваются теоретические основы модели формирования управленческих компетенций у студентов университета. Представлены этапы развития управленческих компетенций на базе деловой игры

Ключевые слова: модель формирования компетенций, компетенции, деловая игра

управленческие компетенции, формирование

Жизнь в динамичном, быстро меняющемся мире требует от выпускников вузов гибкости, оперативности, толерантности в решении личностно значимых и профессионально ориентированных задач, применения развитых управленческих навыков. Следовательно, становится необходимым совершенствование обучения в вузах с учётом данного направления.

Изучению проблемы формирования модели управленческой компетенции посвятили свои труды: З.Р. Ажимов, Е.М. Зарубина;

Е.И. Кудрявцева; Е.Н. Сепиашвили; О.И. Сторожева .

С разработкой системы подготовки управленческих кадров, связаны труды Берулавы М.Н. , Жуковской З.Д., Жураковского В.М., Зиновкиной М.М. , Капустина Н.П., Мануйлова В.Ф., Рачкова В.П. , Селезневой H.A., Симонова В.П., Третьякова П.И., Шамовой Т.И.

Проектирование моделей отечественной профессиональной школы, включая анализ компетентности как качества личности будущего специалиста, осуществлено в исследованиях В.И. Андреева, С.И. Архангельского, В.А. Бордовского, А.И. Галагана, И.А. Зимней, A.B. Хуторского. Важное место в их трудах занимает реализация управленческих функций,

самоорганизация, умение принимать

ответственные решения.

Среди трудов по формированию управленческой компетентности у студентов вуза необходимо отметить работы: И.М. Бадаян, Е.М. Зарубиной, О.А. Кузнецовой, О.Г. Шишковой.

Указанные исследования способствуют накоплению и систематизации научной информации по изучаемой проблеме, однако данный аспект изучен недостаточно.

Отсюда следует, что формирование управленческой компетенции на основе деловой игры почти не исследовалось в научной литературе по педагогике. Сказанное позволяет сделать вывод о ее актуальности и необходимости тщательного рассмотрения.

Опыт преподавания у будущих экономистов, менеджеров и специалистов по управлению персоналом показывает, что навыки работы с

Соловьёва Светлана Ростиславовна преподаватель, тел. (473) 252 38 56

ВГТУ, ст.

управленческой командой развиваются более эффективно на основе применения активных методов обучения.

Вслед за А. А. Вербицким [1] в данном исследовании компетенция трактуется как система ценностей, личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающая его готовность к компетентному выполнению профессиональной деятельности; компетентность -реализованная на практике компетенция.

В рамках компетентностного подхода смыслоопределяющими категориями выступают понятия «компетенция» и «компетентность» в разном их соотношении друг с другом - как взаимозаменяемые, синонимичные (Н.Д. Гальскова, З.И. Клычникова, Е.Н. Соколова и др.), так и отличные друг от друга (А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Д.И. Иванова, Н.В. Кузьмина, О.Г. Ларионова, О.Е. Лебедев, А.И. Субетто, А.В. Хуторской и др.).

В группе ключевых компетенций выделяют управленческие компетенции, которые включают комплекс профессионально-значимых личностных качеств будущего специалиста, способствующих его успешной реализации в данной профессии и конкурентоспособности на рынке труда, прежде всего это лидерство, ответственность, креативность и толерантность (как составляющая часть социокультурной компетенции). Они определяют организацию процесса и его эффективное руководство, качество, результативность во многих аспектах общения.

Формирование компетенции в данном исследовании рассматривается как накопление основ знаний, навыков, черт характера и моделей поведения, которые требуются для выполнения определенного уровня заданий или задач.

Были определены принципы формирования управленческих компетенций на основе комплекса деловых игр:

- профессиональной направленности, предполагающего интегрирование языковых знаний в курс профессиональной подготовки специалиста, где язык является опосредованным средством общения, получения дополнительной профессиональной информации и профессионального развития студентов;

- личностно-ориентированной направленности, реализующийся в максимальной передаче на

аудиторных занятиях инициативы самому студенту (включая проведение деловых игр), способствуя, таким образом, развитию самостоятельности, способности к принятию решений и т. д.;

- проблемности, который воплощается в процессе совместной деятельности преподавателя и студентов по определению проблемных ситуаций и их разрешению;

- мобильности, предусматривающий способность студента быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности, потребность постоянно повышать свое образование и квалификацию;

- многоуровневости, предполагающий постепенность, поэтапность формирования управленческих компетенций, преемственную связь и развитие.

- последовательности и систематичности, единства группового и индивидуального обучения, сознательности и активности.

Для успешной организации процесса формирования управленческих компетенций будущих выпускников была разработана модель на основе деловой игры (рисунок), которая включает цель, методологические подходы, принципы, формы, методы и средства обучения, критерии оценки сформированности компетенций и модули.

В модели представлены следующие компетенции будущих выпускников

(экономистов/менеджеров): информационная,

социокультурная, коммуникативная, креативная, и критерии оценки уровня их сформированности.

Основным звеном модели формирования управленческих компетенций будущих

экономистов является комплекс деловых игр, обеспечивающий индивидуализацию обучения и включающий содержательный блок - модули профессионально-ориентированного (экономического) цикла, процессуальный блок -основные этапы реализации и диагностический блок - оценка уровня сформированности управленческих компетенций.

В представленной модели на рисунке выделены уровни сформированности (I - низкий, II - средний, III - высокий) управленческих компетенций будущих выпускников и педагогические условия их формирования.

В данной модели были определены основные этапы внедрения комплекса деловых игр, основываясь на трудах Дж. Бельц, Х. Коркмаз, Ф. Кэптан, Е.С. Полат, Х.С. Ригли.

I этап - мотивационно-проектировочный, включающий определение темы, проблемы, структуры комплекса деловых игр, разработку деловых игр, составление плана работы, определение групп, распределение ролей в группах;

II этап - информационно-организационный, предполагающий работу в группах, сбор информации в учебной литературе и сети Интернет, общение с партнером, анализ собранной информации;

III этап - операционально-деятельностный, нацеленный на координацию работы малых групп, проведение игры, демонстрацию результатов;

IV этап - оценочно-рефлексивный, ориентированный на общую оценку содержания разработанного комплекса, конечного собственного результата, участия отдельных студентов в проведении игры.

Модель (рисунок) формирования управленческих компетенций будущих

выпускников на основе деловой игры включает: цель; основные подходы (системный, компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный, контекстный, проблемный; принципы (профессиональная направленность, личностно-ориентированная направленность,

проблемность, мобильность, многоуровневость); комплекс формируемых управленческих

компетенций.

Критерии их сформированности следующие: влиятельность, ответственность, коммуникативные умения (лидерская компетенция); способность к творческой деятельности, гибкости и выходу из сложных ситуаций (креативная компетенция); владение информацией и информационными технологиями (информационная компетенция), толерантность, владение культурой своей страны и принятие культуры других (социокультурная компетенция); основные блоки реализации комплекса деловых игр (содержательный, процессуальный, диагностический) с

использованием форм, методов и средств обучения, уровней сформированности управленческих компетенций будущих выпускников (низкий, средний, высокий); педагогические условия для их реализации.

Разработанный комплекс деловых игр включает цель, содержательный блок: модули управленческого цикла, процессуальный блок -основные этапы реализации: 1) мотивационно-проектировочный: определение темы, проблемы, структуры, разработка игры, составление плана работы, определение групп, распределение ролей в группах; 2) информационно-организационный: работа в группах, сбор информации в сети Интернет о деловых играх для развития управленческих компетенций, анализ собранной информации; 3) операционально-деятельностный: координация проведения деловой игры в малых группах, демонстрация результатов; 4) оценочно-рефлексивный: общая оценка содержания комплекса, конечного результата, участия отдельных студентов в организации деловой игры, оценка других работ и диагностический блок -оценка уровня сформированности управленческих компетенций.

Цель: формирование управленческих компетенций будущих экономистов/менеджеров

Подходы: системный, компетентностный, личностью ориентированный, деятельностный, контекстный, проблемный

Принципы: профессиональной направленности, личностно-центрированной направленности, проблемности, мобильности, многоуровневости

Информационная компетенция Социокультурная компетенция Лидерская компетенция Креативная компетенция

1 критерии сформированное™ управленческих компетенций ^

владение информацией и информационными техноло гиями Толерантность, владение культурой своей страны и принятие культуры других стран Влиятельность, ответственность, коммуникативные умения и навыки способность к творческой деятельности

формы: делов игры, Интернет-ресурсы (свободная переписка, электронные «встречи», электронные публикации,

/

методы: деловой игры. проблемный метод, эвристический, метод информационного ресурса, обучение в сотрудничестве, беседа

средства: учебное пособие, Интернет

к о л б

ь л

а у

с

о р

\

Мотивационно-проектировочный: определение темы, проблемы, структуры деловой игры, составление плана работы, определение групп, распределение ролей в группах.

Информационно-организационный: работа в группах, сбор информации в сети Интернет, общение с партнером, анализ собранной информации

Операционально-деятельностный: координация работы малых групп, подготовка комплекса деловых игр демонстрация результатов деловой игры

Оценочно-рефлексивный: общая оценка содержания проекта, конечного результата собственного проекта, участия отдельных студентов в организации деловых игр, работы преподавателя , оценка других работ, оценка работ жюри конкурса на лучшую разработанную игру

Ди агностически й блок

Уровни сформированности

средний

Ж

Результат: сформированный уровень управленческих компетенций

субъект-субъектное взаимодей-ствие преподавателя и студентов

учет

личностных особенностей студентов, их ценностных ориентаций

выявление межпредметных связей между

экономическими дисциплинами и дисциплиной «Иностранный язык»)

повышение мотивации путем включения студентов в деловую игру

реализация модели

формирования

управленческих

компетенций

будущих

выпускников

актуализация рефлексив-ной деятельности обучающихся

Модель формирования управленческих компетенций будущих выпускников

Деловая игра, как активная форма обучения, характеризуется в данном исследовании следующими признаками: 1) моделирование типичных, актуальных ситуаций с целью тренировки управленческих навыков; 2) проблемный характер заданий; 3) имитация условий проводимой деятельности; 4) наличие критериев, по которым оцениваются действия участников игры.

С помощью применения 4 модулей комплекса деловых игр, обозначенных в модели, происходит процесс формирования управленческих компетенций будущих выпускников.

Оценочные средства: ситуация, задания к ней, вопросы для обсуждения, критерии оценки.

Формирование информационной компетенции (модуль №1) происходит на базе разработанного для них дистанционного курса «Экономика России», ресурсов Интернет, подготовленных материалов и др.

Формированию социокультурной

компетенции (модуль №2) способствует проведение игры в условиях имитации реального общения. Опора на социокультурный фон изучаемого языка и создаваемую поликультурную среду в деловой игре, помогает формированию у студентов толерантности и способности принятия культуры другой страны.

Для формирования лидерской компетенции, развития влиятельности и ответственности (модуль №3) довольно эффективен анализ конкретной ситуации, (как элемент из «Кейс стади»). Он заключается в изучении вопроса, всестороннем его рассмотрении и принятии решений по заданной ситуации, которая могла возникнуть в результате определённых событий.

Формированию креативности (модуль №4) способствует участие в дискуссиях по решению проблемных вопросов на базе деловой игры. Освоение подготовленных преподавателем материалов, изучение дополнительных

информационных источников даёт студенту уверенность, расширяет знания, увеличивает

количество обсуждаемых вариантов для решения поставленных задач. На основе деловой игры проводится дискуссия, которая заключается в коллективном обсуждении вопросов, проблем, в сопоставлении информационных данных, идей, предложений. Например, с успехом проходят такие деловые игры, как: «Обсуждение скидки», «Дискуссии по условиям поставки» и др. Высказывая и анализируя различные мнения во время проведения деловых игр, студенты под руководством педагога, учатся принимать правильные решения, применяя полученные управленческие навыки, проявляют креативность, вырабатывают собственную позицию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практика показывает, что разработка концепции формирования управленческих

компетенций с помощью деловой игры и внедрение данной модели в педагогический процесс, способствуют повышению

конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда, о чем свидетельствуют полученные результаты.

Литература

1. Вербицкий, А. А. Деловая игра в компетентностном формате [Текст] / А. А. Вербицкий // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - №3.2. - С. 140-144.

2. Комарова, Э. П. Психолого-педагогические особенности развития интеллекта обучающегося в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э. П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. - № 10.2. -С.25-27

3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Компетенции в образовании: Опыт проектирования: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие "ИНЭК", 2007. 327 с.

4. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластёнина: в 2 ч. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - Ч. 2. - 256 с

Воронежский государственный технический университет

MODEL OF FORMATION ADMINISTRATIVE COMPETENCE ON THE BASIS OF BUSINESS

GAME

Solovyova S.R.

The paper discusses the theoretical Essentials of administrative skills formation Model at university students. Stages of development of administrative competences on the basis of business game are presented in the article

Key words: model of skills development, administrative competence, the formation of competence, business game

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.