Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / СОВРЕМЕННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL DESIGN / PROJECT ACTIVITY IN EDUCATION / DESIGN OF THE EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PROJECT TECHNOLOGY / PROJECT SKILLS / READINESS TO DESIGN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS / MODERN PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

Данная статья посвящена изучению проблемы готовности будущего учителя к проектированию педагогических технологий. В работе обосновываются основные аспекты подготовки будущего учителя к педагогическому проектированию в рамках его обучения в высшей школе, в частности к проектированию новых педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF READINESS OF THE FUTURE TEACHER FOR THE DESIGN OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

This article is devoted to the study of the problem of readiness of future teachers to design pedagogical technologies. The paper substantiates the main aspects of preparing a future teacher for pedagogical design in the framework of his training in higher school, in particular, for the design of new pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

казалась неразрешимой: как уравновесить интересы человека и природы, не нанося при этом ущерб любой из сторон.

Крымский полуостров, как один из развивающихся туристских регионов, обладает уникальным сочетанием природного и культурного наследия. Сочетание естественного и культурного наследия обеспечивает потенциал для развития экотуризма, особенно в горных и предгорных районах Крыма.

Литература:

1. Афанасьев О.Е. Концепт «Экологического туризма» в мировой и Российской практике: компаративный анализ и кейсы / О.Е. Афанасьев, А.В. Афанасьева // Современные проблемы сервиса и туризма - 2017. - Т. 11. - №4. - С. 7-25.

2. Багдасарян В.Э. История туризма: учеб. пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 190 с.

3. Богатырева Д.С. К вопросу о профессиональной подготовке будущих специалистов туристской отрасли / Д.С. Богатырева // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко: сб. науч. тр. / гл. ред. Е.Н. Трегубенко; вып. ред. Е.Н. Дятлова; ред. сер. О.Г. Сущенко. - Луганск: Книта, 2017. -№ 1 (3): Серия 1, Пед. науки. Образование. - С. 41-48.

4. Бюллетень Международного общества экотуризма. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecotourism-russia.ru/eshche_odna_ vnutrennjaja/ bjulleten_mezhdunarodnogo_obshchestva_ekoturizma_ties_.html

5. Селиванов В.В. Туризм, как приоритетная отрасль динамизации социально-экономического развития Крыма / В.В. Селиванов, Л.Б. Нюренбергер, И.Ю. Севрюков, О.В. Леушина // Экономика и предпринимательство. - № 11 (100). - 2018. - С. 411-415.

6. Ceballos-Lascurain, H. (1987). Estudio de Prefactibilidad Socioeconomica del Turismo Ecologico y Anteproyecto Arquitectonico y Urbanostico de Centro de Turismo Ecologico de la Reserva de la Biostera Sian Ka'an, Quintana Roo. Mexico: Study made for SEDUE Mexico.

7. Hetzer D. (1965) Environment, tourism, culture. UNNS. Reported Ecosphere, 1-3.

8. Nievaart, S. (2006). Ecotourism is an oxymoron. Sustainable tourism as alternative? The case of Costa Rica. URL: https:// ru.scribd.com/ document/ 127723044/Ecotourism-is-an-0xymoron (Accessed on October 25, 2017).

9. Tuohino, A., & Hynonen A. (2001). Ecotourism - imagery and reality. Reflections on concepts and practices in Finnish rural tourism. Nordia Geographical Publications, 30(4), 21-34.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблемы готовности будущего учителя к проектированию педагогических технологий. В работе обосновываются основные аспекты подготовки будущего учителя к педагогическому проектированию в рамках его обучения в высшей школе, в частности к проектированию новых педагогических технологий.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, проектная деятельность в образовании, проектирование образовательного процесса, педагогическая технология, проектная технология, проектные умение, готовность к проектированию педагогических технологий, профессиональная подготовка будущих учителей, современное педагогическое образование.

Annotation. This article is devoted to the study of the problem of readiness of future teachers to design pedagogical technologies. The paper substantiates the main aspects of preparing a future teacher for pedagogical design in the framework of his training in higher school, in particular, for the design of new pedagogical technologies.

Keywords: pedagogical design, project activity in education, design of the educational process, pedagogical technology, project technology, project skills, readiness to design pedagogical technologies, professional training of future teachers, modern pedagogical education.

Введение. Ведущей целью педагогического образования в высшей школе является формирование готовности будущих учителей к реализации профессионально-педагогической деятельности. Учитывая многофункциональность педагогического труда, обоснуем готовность к профессионально-педагогической деятельности как сложное полиструктурное личностное образование [1].

На современном этапе развития образования, ввиду процессов информатизации и технологизации учебно-воспитательного процесса, содержание педагогического труда включает и такой компонент, как реализация педагогического проектирования. Главным объектом педагогического проектирования выступает образовательный процесс, а также его компоненты. Проектирование учебного процесса базируется на определении содержательного наполнения структурных компонентов в контексте критериев качества профессионального образования, которое становится заостренной в плоскости конкурентоспособности будущих специалистов - выпускников высших учебных заведений [3].

В данном контексте подчеркнем, что важной составляющей процесса профессиональной подготовки будущих учителей в высшей школе является формирование их готовности к реализации педагогического проектирования в учреждениях образования. Одним из показателей профессионализма и компетентности педагога в данном ключе важно обосновать также и готовность его к проектированию педагогических технологий.

Изложение основного материала статьи. Проектная деятельность рассматривается нами как специфический вид деятельности, направленный на создание существенно новых продуктов, которые являются результатом творческих поисковых усилий личности или коллектива. В рамках данного исследования понятие готовности к проектной деятельности будем трактовать в значении сложного психологического образования, которое требует от будущего учителя не только знания учебного материала, но и высокой степени развития педагогического мышления, воображения и творчества.

Процедура проектирования учебно-воспитательной деятельности предусматривает на всех этапах мысленное моделирование и соотнесенный с практикой мысленный эксперимент [2]. В этой связи формирование готовности будущего педагога к реализации проектной деятельности в системе образования предусматривает развитие ряда педагогических умений. В рамках данного исследования термин «педагогические умения» вслед за В.И. Загвязинским будем рассматривать в значении способности учителя творчески решать педагогические задачи [2].

Ученый в данном ключе подчеркивает, что алгоритм проектирования учебно-воспитательного процесса на творческом уровне обеспечивают следующие умения:

- умение изучать и анализировать исходное состояние объекта обучения и воспитания, умение прогнозировать его перспективное состояние как результат учебно-воспитательного процесса;

- умения целеполагания, проектирования, планирования [2].

В систему умений, обеспечивающих готовность учителя к педагогическому проектированию, исследователи Н.А. Томин, Н.Ф. Белокур включает также следующие:

- умения, связанные с проектированием системы знаний учащихся и планированием учебно-воспитательной работы;

- умения, направленные на проектирование деятельности учащихся, форм учебной и воспитательной работы;

- умения, связанные с проектированием собственной педагогической деятельности [7].

Процесс формирования готовности будущих учителей к реализации всех направлений педагогического проектирования в учреждениях образования, в том числе к проектированию педагогических технологий, предусматривает обеспечения ряда организационно-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе вуза.

В рамках данного исследования термин «организационно-педагогические условия», ссылаясь на мнение С.Н. Павлова, будем понимать как «совокупность объективных возможностей обучения и воспитания, организационных форм и материальных возможностей, а также обстоятельств взаимодействия субъектов педагогического процесса. Эти условия являются результатом целенаправленного, планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов) для достижения цели педагогической деятельности» [6, с. 14].

Итак, подготовка будущих учителей к педагогическому проектированию происходит наиболее эффективно при обеспечении следующих организационно-педагогических условий:

- обеспечении взаимодействия системного, личностно- и деятельностно-ориентированного подходов к профессиональной подготовке педагогов;

- овладении студентами алгоритмом осуществления проектирования учебно-воспитательной деятельности;

- поэтапном обучении педагогов проектированию педагогической деятельности.

По мнению теоретиков педагогического проектирования и проблем подготовки учителя к реализации профессиональной деятельности, важным личностным фактором, оказывающим влияние на формирование готовности к проектированию компонентов учебно-воспитательного процесса является наличие педагогического творчества [1; 2; 3; 7]. В свою очередь, творческий педагог обязательно придет к проектированию собственной педагогической технологии, так как такой педагог нацелен на постоянную оптимизацию педагогического процесса, суть которой - поиск (проектирование, конструирование) наилучшего по результативности варианта для конкретных условий при минимальных затратах времени и сил.

На основе вышеизложенного и анализа теоретических источников в рамках данного исследования обоснуем следующую гипотезу: подготовка будущего учителя к проектированию собственной педагогической технологии базируется, прежде всего, на целенаправленной деятельности, заключающейся в формировании готовности к применению проектной технологии. Иными словами, на основе прочных знаний проектной технологии и сформированных на высоком уровне проектных умений учитель сможет моделировать и проектировать авторские педагогические технологии.

Подготовку будущего учителя к применению проектной технологии в отечественной педагогической науке рассматривают как:

- процесс усвоения теоретических знаний о проектной технологии и формирование специальных умений, необходимых для осуществления проектной деятельности в современной школе;

- результат указанного процесса, характеризующегося определенным уровнем развития личности обучающегося, сформированности педагогических, психологических и методических знаний, умений и навыков;

- педагогическую систему, имеющую определенное содержание и структуру;

- познавательную деятельность, связанную с усвоением педагогических, психологических и методических знаний, а также активным включением в практическую деятельность.

На основе обобщения указанных подходов подготовку будущих педагогов к применению проектной технологии будем рассматривать как сложную, упорядоченную, целостную, динамическую систему, функционирующую в соответствии с целью, задачами и принципами деятельности высшей школы, направленную на формирование мотивационно-ценностных ориентаций студентов, системы их знаний, умений и навыков; развитие творческого подхода к проектированию педагогической деятельности и подчиняющуюся цели формирования у будущих педагогов готовности к осуществлению такой работы.

По нашему мнению, готовность к применению проектной технологии наиболее успешно формируется у студентов путем систематического использования данной технологии в учебно-воспитательном процессе вуза. Успешность внедрения проектной технологии в образовательный процесс высшей школы в значительной мере определяется постоянной мотивацией студентов, осознанием ее значимости для

реализации личностно-ориентированной модели учебной и воспитательной работы, усовершенствованием как теоретической, так практической подготовки будущих педагогов.

Рассмотрев сущность формирования готовности будущего педагога к применению проектной технологии в образовательном процессе как базиса подготовки к проектированию педагогических технологий, обратимся к изучению предмета данного исследования.

Понятие «проектирование педагогических технологий» в рамках данного исследования мы рассматриваем как творческую деятельность педагогов по обеспечению гарантированного достижения запланированных результатов обучения, включающего создание и реализацию алгоритмов совместной учебной деятельности ее субъектов, соответствующую организацию учебного содержания и выбор адекватных ему форм и методов обучения. На основе данного определения готовность студента к проектированию педагогических технологий в будущей профессиональной деятельности понимается нами в значении сложно-структурированного образования, обеспечивающего необходимые внутренние условия для успешного формирования технологической грамотности студента, его устойчивого профессионального роста.

Рассматривая готовность будущих учителей к проектированию педагогических технологий как сложное интегративное образование, целесообразно обратиться к изучению его структуры. Анализ теоретических источников позволяет выделить следующие компоненты структуры изучаемой в данном исследовании составляющей профессионально-педагогической готовности:

- мотивационный компонент, который обеспечивает направленность будущих учителей на личностно-технологические профессиональные изменения;

- содержательный компонент, определяющий систему личностно присвоенных знаний о механизмах моделирования и проектирования педагогической деятельности;

- операционный компонент, который задает систему путей, способов и приемов осуществление технологизации учебного процесса;

- интеграционный компонент, формирующий умения будущего педагога строить оптимальную личностно-ориентированную дидактическую систему.

Важным компонентом подготовки будущих учителей к проектированию педагогических технологий является ознакомление их с поэтапным алгоритмом данного процесса. К основным этапам проектирования педагогической технологии исследователи В.Б. Мандриков, М.А. Вершинин относят:

1) постановку диагностических целей в обучении;

2) планирование в пространстве и во времени иерархии и последовательности технологических операций учебного процесса;

3) разработку критериев оценки качества обучения;

4) управление учебно-познавательной деятельностью через комплексные описания состояния объекта, через регулируемые параметры [5].

При подготовке будущих учителей к проектированию педагогических технологий целесообразно учитывать факторы готовности педагогов к созданию собственных дидактических проектов. По мнению Д.Г. Левитеса, ведущими среди них являются:

- профессиональная направленность;

- методологическая компетентность;

- рефлексивные способности [4].

Выводы. Таким образом, на современном этапе развития высшего профессионального педагогического образования важным компонентом готовности будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности является готовность к реализации педагогического проектирования. Рассматривая педагогическую технологию как компонент учебно-воспитательного процесса, одной из целей профессионального образования будущих учителей обосновываем формирование их готовности к проектированию педагогических технологий.

В рамках данного исследования готовность будущих учителей к проектированию педагогических технологий понимаем в значении одного из ведущих критериев компетентности современного педагога, показателей качества соответствующей подготовки, ее системных результатов.

Успешность формирования готовности будущих учителей к проектированию педагогических технологий предусматривает обеспечение ряда организационно-педагогических условий, учет факторов ее формирования, структурных компонентов и этапов проектной деятельности по созданию новых педагогических технологий.

Литература:

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

4. Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. - М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - 320 с.

5. Мандриков В.Б., Вершинин М.А. Проектирование педагогических технологий в учебном процессе // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2005. - № 13. - С. 78-85.

6. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.

7. Томин Н.А. Формирование воспитательных умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки / Н.А. Томин, Н.Ф. Белокур. - Челябинск: ЧПИ, 1986. - 66 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.