К.В. КУЗНЕЦОВ
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ АНТИПРОПАГАНДЫ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА СРЕПИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ
УДК 378:001.891:37.018.761
Рассматривается разработанная автором модель формирования у студентов гуманитарного вуза умений антипропаганды религиозного экстремизма в будущей про-фессиональной деятельности, описаны структура и содержание модели.
Алючевые слова: высшее про(рессиональное образование, гуманитарный вуз, педагогическая модам, безопасность жизнедеятельности, антипропаганда религиозного экстремизма.
In this article the author developed a model of formation of anti propaganda of religious extremism skills among university1 students in professional activity, describes the structure and content of the model.
Key words: higher professional education, liberal arts college, pedagogical model, life safety.
anti-propaganda of religious extremism.
Недопущение вовлечения молодых люден в деструктивные секты — одна из важнейших задач обеспечения безопасности личности, защиты ее конституционных прав и свобод. В ее решении ведущее место принадлежит государственной системе образования. В связи с тем, что данную проблему мы рассматриваем в рамках высшего гуманитарного образования, встает вопрос о том, под какую область науки подходит эта проблема? Наука, которая занимается изучением безопасности от религиозного экстремизма, — это безопасность жизнедеятельности, и в частности направление «Чрезвычайные ситуации социального характера».
Прежде всего нас интересует, каким образом рассматриваемый вопрос представлен в содержании высшего профессионального образования.
Согласно современным педагогическим воззрениям, содержание образования раскрывает совокупность подлежащих изучению предметов и тех, из которых складывается программа обучения в высших учебных заведениях. Главным в содержании обучения является ответ на
вопрос о том, что должны изучать учащиеся.
Содержание образования зависит от действия общепедагогических и специфических факторов и условий, которые определяют как общие, так и особенные его черты. Под содержанием образования современная отечественная наука понимает педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.
К содержанию образования ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» предъявляет определенные требования. Приведем извлечения из этой статьи.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условии для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.
112
ВЕСТНИК PMATDIS 2,3 (5,6) • 2012
Содержание образования должно обеспечить адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую куль-туру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Содержание образования — это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отбора и структурирования знаний таким образом, чтобы оно направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания. Необходимо отмстить, что содержание образования охватывает не только содержание учебного материала, но и в известной мере характер учебной деятельности, методы и формы обучения, поскольку качества личности, содержание развития во многом зависят не только от того, что изучается, но и от того, как изучается.
Свое место среди важнейших аспектов содержания высшего профессионального образования по курсу «Безопасность жизнедеятельности» занимает сознание личной, общественной безопасности и социальной безопасности. И дело не только в том, что безопасность становится важнейшим жизненным и экономическим фактором. Безопасность как главная составляющая личности, общества и государства, основные направления и принципы которой изложены В КоНЦСПЦИИ национальной безопасности Российской Федерации, приобретает первостепенное значение и играет существенную роль во всех сферах деятельности человека.
Общую концептуальную идеологию содержания образования по безопасности жизнедеятельности представляют:
• федеральный компонент государственного стандарта высшего профессионального образования;
• действующие учебные программы по курсу «Безопасность жизнедеятельности»: программа курса «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавров высших учебных заведений (С.В.Белов, A.B.Ильницкая, А.Ф.Козья-ков и др.), разработанная в 1989 г.; программа курса «Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» для студентов вузов ( В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И.Фалеев и др.).
Нами проанализировано содержание образования учащихся высших учебных заведений в области защиты от угроз и опасностей социального характера, в том числе религиозного экстремизма, в пс-реч исле н н ых н ор мати вно - п рограм м н ых документах.
Анализ содержания указанных документов позволяет сделать следующие выводы:
• в государственные стандарты профессионального образования по курсу «Безопасность жизнедеятельности» вошли вопросы, отражающие проблемы безопасности и защиты человека при возникновении угроз и опасностей социального характера в зависимости от природы их возникновения, а именно:
— связанные с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и т.д.);
— связанные с физическим насилием (войны и вооруженные конфликты, массовые беспорядки, разбой, бандитизм, террор, изнасилование, захват заложников и пр.);
— связанные с употреблением веществ, негативно действующих на психическое и физическое состояние организма человека (наркомания, алкоголизм, курение);
— связанные с массовыми заболеваниями (СПИД, венерические заболевания, инфекционные заболевания и т.д.);
— связанные с суицидами (самоубийствами);
• в государственных стандартах высшего профессионального образования по курсу «Безопасность жизнедеятельности», а также во всех исследуемых программах не отражены религиозные аспекты безопасности, а также влияние религиозного экстремизма на личную и общественную безопасность.
Исходя из анализа содержания образования по безопасности жизнедеятельности в области безопасности и защиты человека при возникновении угроз и опасностей социального характера, были разработаны предложения и рекомендации по внесению дополнений в содержание курса «Безопасность жизнедеятельности» для высшего профессионального образован ия в области религиозных аспектов безопасности.
При раскрытии содержания подготовки учащихся в области религиозных аспектов безопасности учитывалась необходимость определения:
• значения содержания данной темы для овладения всем материалом учебного предмета;
• возможности формирования на избранном материале конкретных знаний, различных по своему характеру, структуре и функциям;
• всех дидактических материалов по ряду взаимосвязанных направлений: во-первых, при определении объема содержания темы учитывалась необходимость показа на ее основе логики, характерной для данной области научных знаний; во-вторых, при определении последоватсль-
ности изложения содержания темы учитывалась, с одной стороны, логика учебного предмета, а с другой — особенности восприятия учебного материала данным контингентом обучающихся.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что в программах курса «Безопасность жизнедеятельности» высшего профессионального гуманитарного образования отсутствует тематика, освещающая проблему религиозного экстремизма, и в частности защиту от посягательств деструктивных религиозных организаций. Поскольку данная проблема в наше время становится актуальной в связи с активизацией деятельности религиозных сект, целесообразно организовать факультативный курс по теме «Религиозные аспекты безопасности» в высшем учебном заведении гуманитарного профиля в объеме 40 академических часов.
Входе исследования было определено содержание программы факультативного курса, разработано методическое сопровождение теоретического и практического блоков. На основе анализа выделены следующие образовательные линии:
• понятие о религиозных сектах;
• социально-психологические тенденции современного религиозного сектантства;
• психология деструктивных религиозных сект (сектантства);
• психология воздействия на сектантов;
• сектантство и подрастающее поколение;
• новое сектантство;
• правовая защита граждан Российской Федерации от посягательства религиозных сект.
ЛИТЕРАТ'УРА
/. Безопасность жизнедеятельности: сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций // В.Н. Латчук /и др. / М.: ДИК: А СТ, 1998.
2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 января.
3. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе: метод, пособие / В.Н. Латчук, С. К. Миронов.Б.И. Мишин. М.: Дрофа, 2002.
4. Основы безопасности жизнедеятельности. Примерная программа основного общего образования: программно-метод. материалы //А. Т. Смирнов,¡и др.} М.: Д{юфа, ¡998.