Научная статья на тему 'Проблема формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма среди студентов гуманитарных вузов'

Проблема формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма среди студентов гуманитарных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНЫЙ ВУЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АНТИПРОПАГАНДА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / LIBERAL ARTS COLLEGE / PEDAGOGICAL MODEL / LIFE SAFETY / ANTI-PROPAGANDA OF RELIGIOUS EXTREMISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов К. В.

Рассматривается разработанная автором модель формирования у студентов гуманитарного вуза умений антипропаганды религиозного экстремизма в будущей профессиональной деятельности, описаны структура и содержание модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of formation of anti propaganda of religious extremism skills among university students

In this article the author developed a model of formation of anti propaganda of religious extremism skills among university students in professional activity, describes the structure and content of the model.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма среди студентов гуманитарных вузов»

К.В. КУЗНЕЦОВ

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ АНТИПРОПАГАНДЫ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА СРЕПИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ

УДК 378:001.891:37.018.761

Рассматривается разработанная автором модель формирования у студентов гуманитарного вуза умений антипропаганды религиозного экстремизма в будущей про-фессиональной деятельности, описаны структура и содержание модели.

Алючевые слова: высшее про(рессиональное образование, гуманитарный вуз, педагогическая модам, безопасность жизнедеятельности, антипропаганда религиозного экстремизма.

In this article the author developed a model of formation of anti propaganda of religious extremism skills among university1 students in professional activity, describes the structure and content of the model.

Key words: higher professional education, liberal arts college, pedagogical model, life safety.

anti-propaganda of religious extremism.

Недопущение вовлечения молодых люден в деструктивные секты — одна из важнейших задач обеспечения безопасности личности, защиты ее конституционных прав и свобод. В ее решении ведущее место принадлежит государственной системе образования. В связи с тем, что данную проблему мы рассматриваем в рамках высшего гуманитарного образования, встает вопрос о том, под какую область науки подходит эта проблема? Наука, которая занимается изучением безопасности от религиозного экстремизма, — это безопасность жизнедеятельности, и в частности направление «Чрезвычайные ситуации социального характера».

Прежде всего нас интересует, каким образом рассматриваемый вопрос представлен в содержании высшего профессионального образования.

Согласно современным педагогическим воззрениям, содержание образования раскрывает совокупность подлежащих изучению предметов и тех, из которых складывается программа обучения в высших учебных заведениях. Главным в содержании обучения является ответ на

вопрос о том, что должны изучать учащиеся.

Содержание образования зависит от действия общепедагогических и специфических факторов и условий, которые определяют как общие, так и особенные его черты. Под содержанием образования современная отечественная наука понимает педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

К содержанию образования ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» предъявляет определенные требования. Приведем извлечения из этой статьи.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условии для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.

112

ВЕСТНИК PMATDIS 2,3 (5,6) • 2012

Содержание образования должно обеспечить адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую куль-туру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования — это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отбора и структурирования знаний таким образом, чтобы оно направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания. Необходимо отмстить, что содержание образования охватывает не только содержание учебного материала, но и в известной мере характер учебной деятельности, методы и формы обучения, поскольку качества личности, содержание развития во многом зависят не только от того, что изучается, но и от того, как изучается.

Свое место среди важнейших аспектов содержания высшего профессионального образования по курсу «Безопасность жизнедеятельности» занимает сознание личной, общественной безопасности и социальной безопасности. И дело не только в том, что безопасность становится важнейшим жизненным и экономическим фактором. Безопасность как главная составляющая личности, общества и государства, основные направления и принципы которой изложены В КоНЦСПЦИИ национальной безопасности Российской Федерации, приобретает первостепенное значение и играет существенную роль во всех сферах деятельности человека.

Общую концептуальную идеологию содержания образования по безопасности жизнедеятельности представляют:

• федеральный компонент государственного стандарта высшего профессионального образования;

• действующие учебные программы по курсу «Безопасность жизнедеятельности»: программа курса «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавров высших учебных заведений (С.В.Белов, A.B.Ильницкая, А.Ф.Козья-ков и др.), разработанная в 1989 г.; программа курса «Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» для студентов вузов ( В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И.Фалеев и др.).

Нами проанализировано содержание образования учащихся высших учебных заведений в области защиты от угроз и опасностей социального характера, в том числе религиозного экстремизма, в пс-реч исле н н ых н ор мати вно - п рограм м н ых документах.

Анализ содержания указанных документов позволяет сделать следующие выводы:

• в государственные стандарты профессионального образования по курсу «Безопасность жизнедеятельности» вошли вопросы, отражающие проблемы безопасности и защиты человека при возникновении угроз и опасностей социального характера в зависимости от природы их возникновения, а именно:

— связанные с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и т.д.);

— связанные с физическим насилием (войны и вооруженные конфликты, массовые беспорядки, разбой, бандитизм, террор, изнасилование, захват заложников и пр.);

— связанные с употреблением веществ, негативно действующих на психическое и физическое состояние организма человека (наркомания, алкоголизм, курение);

— связанные с массовыми заболеваниями (СПИД, венерические заболевания, инфекционные заболевания и т.д.);

— связанные с суицидами (самоубийствами);

• в государственных стандартах высшего профессионального образования по курсу «Безопасность жизнедеятельности», а также во всех исследуемых программах не отражены религиозные аспекты безопасности, а также влияние религиозного экстремизма на личную и общественную безопасность.

Исходя из анализа содержания образования по безопасности жизнедеятельности в области безопасности и защиты человека при возникновении угроз и опасностей социального характера, были разработаны предложения и рекомендации по внесению дополнений в содержание курса «Безопасность жизнедеятельности» для высшего профессионального образован ия в области религиозных аспектов безопасности.

При раскрытии содержания подготовки учащихся в области религиозных аспектов безопасности учитывалась необходимость определения:

• значения содержания данной темы для овладения всем материалом учебного предмета;

• возможности формирования на избранном материале конкретных знаний, различных по своему характеру, структуре и функциям;

• всех дидактических материалов по ряду взаимосвязанных направлений: во-первых, при определении объема содержания темы учитывалась необходимость показа на ее основе логики, характерной для данной области научных знаний; во-вторых, при определении последоватсль-

ности изложения содержания темы учитывалась, с одной стороны, логика учебного предмета, а с другой — особенности восприятия учебного материала данным контингентом обучающихся.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что в программах курса «Безопасность жизнедеятельности» высшего профессионального гуманитарного образования отсутствует тематика, освещающая проблему религиозного экстремизма, и в частности защиту от посягательств деструктивных религиозных организаций. Поскольку данная проблема в наше время становится актуальной в связи с активизацией деятельности религиозных сект, целесообразно организовать факультативный курс по теме «Религиозные аспекты безопасности» в высшем учебном заведении гуманитарного профиля в объеме 40 академических часов.

Входе исследования было определено содержание программы факультативного курса, разработано методическое сопровождение теоретического и практического блоков. На основе анализа выделены следующие образовательные линии:

• понятие о религиозных сектах;

• социально-психологические тенденции современного религиозного сектантства;

• психология деструктивных религиозных сект (сектантства);

• психология воздействия на сектантов;

• сектантство и подрастающее поколение;

• новое сектантство;

• правовая защита граждан Российской Федерации от посягательства религиозных сект.

ЛИТЕРАТ'УРА

/. Безопасность жизнедеятельности: сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций // В.Н. Латчук /и др. / М.: ДИК: А СТ, 1998.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 января.

3. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе: метод, пособие / В.Н. Латчук, С. К. Миронов.Б.И. Мишин. М.: Дрофа, 2002.

4. Основы безопасности жизнедеятельности. Примерная программа основного общего образования: программно-метод. материалы //А. Т. Смирнов,¡и др.} М.: Д{юфа, ¡998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.