Научная статья на тему 'Формирование у студентов гуманитарных вузов умений антипропаганды религиозного экстремизма в профессиональной деятельности'

Формирование у студентов гуманитарных вузов умений антипропаганды религиозного экстремизма в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
181
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКТЫ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС / «РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ» / "RELIGIOUS ASPECTS OF SAFETY" / SECTS / DESTRUCTIVE RELIGIOUS ORGANIZATIONS / FACULTATIVE COURSE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузнецов Константин Валерьевич

Отсутствие в учебных программах высшего профессионального гуманитарного образования тематики по проблемам защиты от пропаганды религиозного экстремизма не позволяет молодежи адекватно оценивать социально опасные ситуации, использовать необходимые формы контроля психики в случае манипулирования сознанием и оказывать помощь пострадавшим от сект и культов тоталитарной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кузнецов Константин Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING OF ANTI-PROPAGANDA SKILLS TO RELIGIOUS EXTREMISM IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF HUMANITIES

The lack of subjects covering the problem of defense against propaganda of religious extremism in academic programs of higher professional education in the humanities results in young peoples inability to see in proper perspective socially dangerous situations where this phenomenon occurs, as well as to use required self-control of psychic in cases of manipulation of peoples conscience and to help victims of totalitarian sects and cults.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов гуманитарных вузов умений антипропаганды религиозного экстремизма в профессиональной деятельности»

УДК 378

Кузнецов Константин Валерьевич

аспирант Российской международной академии туризма тел.: (926) 496-86-75

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ УМЕНИЙ АНТИПРОПАГАНДЫ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Kuznetsov Konstantin Valeryevich

PhD student,

Russian International Academy of Tourism tel.: (926) 496-86-75

DEVELOPING OF ANTI-PROPAGANDA SKILLS TO RELIGIOUS EXTREMISM IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF HUMANITIES

Аннотация:

Отсутствие в учебных программах высшего профессионального гуманитарного образования тематики по проблемам защиты от пропаганды религиозного экстремизма не позволяет молодежи адекватно оценивать социально опасные ситуации, использовать необходимые формы контроля психики в случае манипулирования сознанием и оказывать помощь пострадавшим от сект и культов тоталитарной направленности.

Ключевые слова:

секты, деструктивные религиозные организации, факультативный курс, «Религиозные аспекты безопасности».

Summary:

The lack of subjects covering the problem of defense against propaganda of religious extremism in academic programs of higher professional education in the humanities results in young people’s inability to see in proper perspective socially dangerous situations where this phenomenon occurs, as well as to use required self-control of psychic in cases of manipulation of people’s conscience and to help victims of totalitarian sects and cults.

Keywords:

sects, destructive religious organizations, facultative course, "Religious aspects of safety".

Существенной особенностью развития общественной жизни России является возрождение религиозного сознания населения. По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (2007), верующими в бога себя называют 47 % респондентов. Из них почти половина никогда не открывали Библии, лишь 10 % регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, а 43 % ходят в церковь только по праздникам [1]. В настоящее время наиболее распространенной религией в России остается православие. С ним себя отождествляет 73,6 % россиян; о своей приверженности исламу заявили 4 % граждан РФ. Менее 2 % исповедуют не православное христианство или принадлежат к иным конфессиям, 18,5 % считают себя атеистами, и лишь 2,3 % затруднились с религиозной самоидентификацией [2]. Как показывает современная общественная практика, тяга к религии характерна не только для верующих в традиционном смысле данного слова. К идеям высшего суда, истины, добра, любви обращается ныне значительная часть граждан России. Об этом говорит хотя бы анализ выступлений в средствах массовой информации и публикаций в прессе деятелей искусства, политических лидеров.

Резко возрос процент верующих среди молодежи, особенно образованной. Он превысил уровень религиозности людей среднего возраста. В религиозных общинах все более заметную роль играют образованные, сведущие в богословских вопросах верующие среднего или молодого возраста, которые не ограничиваются участием в религиозных обрядах. Они, как правило, много времени уделяют милосердию, благотворительности. Возросла и их социальнополитическая активность.

Социологические опросы и простые наблюдения показывают значительное распространение сегодня и таких явлений, как внешнее участие в религиозной жизни, увлечение религиозной символикой и атрибутикой со стороны людей в общем нерелигиозных, а также тяга к нетрадиционной религиозности, мистике, различным проявлениям оккультизма. На протяжении последних десятилетий в стране зарегистрировались несколько сотен сект, число адептов которых возрастает с каждым днем [3].

Деструктивные религиозные организации (секты) самым фундаментальным образом нарушают гражданские права. Разрушаются семьи, здоровье, люди лишаются собственности и в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить. В сред-

нем человеку, нашедшему в себе силы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется 2 года. Секты, применяя различные психологические методы, манипулируют религиозными чувствами людей, не только наносят им различные психические травмы, угрожают жизни и здоровью людей, но и представляют собой опасность для общества и государства [4; 5; 6; 7; 8].

Сегодня все чаще пишут о религиозном экстремизме и тесно связанных с ним противоправных действиях, имеющих не только религиозную составляющую, но и в значительной степени обусловленных экономическими и социально-политическими факторами. Интерес представляют публикации А.Г. Залужного, В.А. Бурковской, З.С. Арухова, касающиеся сущности религиозного экстремизма [9].

Отсутствие в учебных программах тематики, освещающей проблему религиозных аспектов безопасности, в частности защиты от посягательств сект, не дает возможности молодежи адекватно оценивать социально опасные ситуации; использовать необходимые формы контроля психики в случае манипулирования сознанием людей; оказывать помощь пострадавшим от сект и культов [10, с. 33-37]. С учетом выявленных тенденций теоретически обоснована разработка элективного курса в области обеспечения личной и общественной безопасности от проявлений деструктивных религиозных организаций.

Нами разработана модель подготовки специалистов в области обеспечения личной и общественной безопасности от соответствующих проявлений. Это система взаимосвязанных элементов: в ней показаны цели и содержание, выработана структура, дана совокупность эффективных методов и форм подготовки квалифицированных специалистов, приобретающих педагогические умения и навыки защиты от посягательств деструктивных религиозных организаций. Модель имеет иерархическую структуру: определены критерии оценки уровня овладения знаниями, умениями и навыками студентами, будущими специалистами в области безопасности. Как педагогическую проблему необходимо исследовать состояние сект в современном обществе и рассмотреть религиозные аспекты безопасности.

В ходе исследования были проведены следующие этапы эксперимента:

- анкетирование и опрос;

- формирующий этап (разработка и проведение факультативного курса «Религиозные аспекты безопасности»).

На этапе констатирующего эксперимента проведено исследование методом опроса знаний учащихся двух общеобразовательных школ и двух высших учебных заведений (Российская международная академия туризма и Московский городской педагогический университет). Опрос показал, что как школьники старших классов, так и студенты не владеют основными умениями антипропаганды религиозного экстремизма. Цели и задачи исследования:

- освоение знаний о реальной религиозной ситуации в стране, социальнопсихологических аспектах деятельности деструктивных и экстремистских религиозных организаций, правовой защите граждан от посягательств религиозных экстремистов;

- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, мировоззренческих установок в русле современной цивилизации, недопустимости любого культового влияния;

- овладение умениями оценивать социально опасные ситуации, связанные с действиями деструктивных религиозных организаций; использовать необходимые формы контроля в случае манипулирования сознанием людей; оказывать помощь пострадавшим от сект и культов тоталитарной направленности;

- совершенствование правового и нравственного понимания задач безопасного поведения в социально опасных ситуациях, связанных с проявлениями деятельности деструктивных религиозных организаций, в том числе формами религиозного экстремизма; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с правовой защитой граждан Российской Федерации.

Формирующий этап исследования включает проведение элективного курса «Религиозные аспекты безопасности», в соответствии с чем следует раскрыть темы:

- Понятие о религиозных сектах.

- Социально-психологические тенденции современного религиозного сектантства.

- Психология деструктивных религиозных сект (сектантства).

- Психология воздействия на сектантов.

- Сектантство и подрастающее поколение.

- Новое сектантство.

- Правовая защита граждан Российской Федерации от посягательства религиозных сект.

На основе теоретического анализа проблемы, изучение практики дополнительного образования, а также с учетом педагогических условий разработана и в ходе опытноэкспериментальной работы апробирована модель формирования у студентов гуманитарных

вузов умений проводить антипропаганду религиозного экстремизма в будущей профессиональной деятельности. Модель включает цели, задачи, содержание, структуру, совокупность эффективных методов и форм подготовки специалистов, применение которых в результате позволяет выпустить квалифицированного, конкурентоспособного специалиста, быстро адаптирующегося в новых условиях.

Модель состоит из трех блоков:

1. Программно-целевой уровень.

2. Операционально-деятельностный модуль.

3. Оценочно-коррекционный модуль.

В заключение отметим, что недопущение вовлечения молодых людей в секты - одна из важнейших задач обеспечения безопасности личности, защиты ее конституционных прав и свобод. В решении этой задачи ведущее место принадлежит системе образования государства. Результаты проведенного нами исследования получили апробацию в Российской международной академии туризма и Московском городском педагогическом университете. Разработанная модель подготовки специалистов туристского профиля в области обеспечения личной и общественной безопасности практически доказала свою эффективность и может успешно применяться в системе дополнительного образования.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Религия в цифрах и фактах. 05.12.2007. [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://statistika.ru/ (дата обращения: 11.05.2012).

2. ВЦИОМ. Итоги всероссийского опроса, март 2010. Там же.

3. Кантеров И.Я. Религиозные меньшинства как объект серьезного изучения, а не стигматизации : выступление на съезде Независимой психиатрической ассоциации России (2004) // Независимый психиатрический журнал. 2004. № 4.

4. Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования («секты») как психологопсихиатрическая проблема. Белгород, 1999.

5. Тимоти Лири, М. Стюарт. Технологии изменения сознания в деструктивных культах / под ред. И. Митрофановой. СПб., 2002.

6. Белов А.В. Секты, сектантство, сектанты. М., 1978.

7. Иоанн (Снычёв), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Современные ереси и секты в России. СПб., 1995.

8. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973.

9. Бурковская В.А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России. М., 2005 ; Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и пр ктики. Махачкала. 1999 ; Залужный А.Г. Не оторые проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан от экстремистских проявлений // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4 ; Залужный А.Г. Экстремизм. Сущность и способы противодействия // Современное право. 2002. № 12.

10. Карьенов С.Р. Организационно-методические аспекты подготовки обучающихся к опасным и экстремальным ситуациям // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. № 2.

1. Religiya v tsifrakh i faktakh. 05.12.2007. [Electronic resource]. URL: http://statistika.ru/ (date of access:

11.05.2012).

2. VTSIOM. Itogi vserossiyskogo oprosa, mart 2010. Ibid.

3. Kanterov I.Y. Religioznye men'shinstva kak ob"ekt ser'eznogo izucheniya, a ne stigmatizatsii : vystuple-nie na s"ezde Nezavisimoy psikhiatricheskoy as-sotsiatsii Rossii (2004) // Nezavisimiy psikhiatrich-eskiy zhurnal. 2004. № 4.

4. Kondrat'ev F.V. Sovremennye kul'tovye novoobra-zovaniya («sekty») kak psikhologo-psikhiatricheskaya problema. Belgorod, 1999.

5. Timoti Liri, M. Styuart. Tekhnologii izmeneniya soz-naniya v destruktivnykh kul'takh / ed. by I. Mitrofanova. SPb., 2002.

6. Belov A.V. Sekty, sektantstvo, sektanty. M., 1978.

7. Ioann (Snychyov), mitropolit Sankt-Peterburgskiy i Ladozhskiy. Sovremennye eresi i sekty v Rossii. SPb., 1995.

8. Klibanov A.I. Religioznoe sektantstvo v proshlom i nastoyashchem. M., 1973.

9. Burkovskaya V.A. Aktual'nye problemy bor'by s krimi-nal'nym religioznym ekstremizmom v sovremennoy Rossii. M., 2005 ; Arukhov Z.S. Ekstremizm v sov-remennom islame. Ocherki teorii i praktiki. Makhachkala. 1999 ; Zaluzhniy A.G. Nekotorye problemy zashchity konstitutsionnykh prav i svobod grazhdan ot ekstremistskikh proyavleniy // Konstitutsi-onnoe i munitsipal'noe pravo. 2007. № 4 ; Zaluzhniy A.G. Ekstremizm. Sushchnost' i sposoby protivodeystviya // Sovremennoe pravo. 2002. № 12.

10. Kar'enov S.R. Organizatsionno-metodicheskie aspek-ty podgotovki obuchayushchikhsya k opasnym i ekstremal'nym situatsiyam // Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. 2004. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.