Научная статья на тему 'Противодействие религиозному экстремизму: комплекс занятий для учащихся старшего школьного возраста'

Противодействие религиозному экстремизму: комплекс занятий для учащихся старшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
705
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ШКОЛЬНИКИ / ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА / РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ / ПСИХОКУЛЬТЫ / РЕЧЕВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ / МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СЕКТЫ / ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / COUNTERACTION AGAINST RELIGIOUS EXTREMISM / RELIGIOUS EXTREMISM / PUPILS / PSYCHOLOGY OF A TEENAGER / RELIGIOUS CULT / PSYCHOCULT / SPEECH MANIPULATION / MANIPULATION / SECTS / EXTRACURRICULAR CLASSES / EXTRACURRICULAR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Веснина Людмила Евгеньевна, Перминова Анастасия Сергеевна

В статье представлен план комплекса внеклассных занятий для учащихся старшего школьного возраста, направленный на противодействие религиозному экстремизму в школе. В условиях современного информационно перенасыщенного общества подрастающее поколение оказывается наиболее уязвимым, поскольку не обладает необходимыми навыками фильтрации информации. Подростки часто становятся мишенью для различных деструктивных психои религиозных организаций, совершенно не умея распознавать способы манипуляции, применяемые их адептами, и тем более противостоять им. В статье предлагается система занятий по профилактике религиозного экстремизма среди подростков. Цель занятий повышение уровня информированности подростков о проблемах, связанных с деструктивными религиозными культами и психокультами в России, и развитие у школьников навыков противостояния манипулятивному воздействию идеологов подобных организаций. Первое занятие предлагается посвятить обзору сект, существующих в России, обозначению основных отличий мировых религий от сект, а также коммуникативному тренингу. На втором занятии рассматриваются основные способы «маскировок» деструктивных психои религиозных культов, проводится игровой тренинг с целью развития навыков противостояния манипуляциям. Третье занятие предлагаемого комплекса посвящено рассмотрению способов коммуникативной самообороны как успешного элемента противостояния лидерам и адептам деструктивных организаций. Заключительный урок носит обобщающий характер и нацелен на систематизацию всех знаний, полученных подростками в ходе посещения уроков, направленных на профилактику религиозного экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Веснина Людмила Евгеньевна, Перминова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION AGAINST RELIGIOUS EXTREMISM: LESSONS FOR SENIOR PUPILS

The article describes a series of extracurricular lessons for senior pupils, which focuses on counteraction against religious extremism at school. Due to informational overload in contemporary society, the younger generation are the most vulnerable, as they do not have the necessary skills to select the information. Teenagers are often the target for different destructive psychoand religious groups, as they cannot feel manipulation used by the members of those groups, and moreover they cannot resist it. The article introduces a series of lessons to teach pupils counteract religious extremism. The goal of the lessons is to inform teenagers about the problems connected with destructive religious cults in Russia and to develop the skills to resist manipulative persuasion of the cult members. The first lesson gives an overview of the most dangerous and influential destructive religious sects in Russia (Word of Faith, The Church of Scientology, International Society for Krishna Consciousness, Unification Church, Cult Anastasia, Jehovah’s Witnesses, The Islamic State of Iraq and the Levant (ISIL)) and describes the main differences between the world religions and religious sects. The second lesson tells about the main ways of disguise used by destructive psychoand religious cults and contains a training to develop skills to resist manipulation. The third lesson of the series is devoted to discussion of the ways of communicative defense, which is an effective element in counteraction against the leaders and the members of destructive sects. The final lesson summarizes all the information given before, so that teenagers might resist religious extremism.

Текст научной работы на тему «Противодействие религиозному экстремизму: комплекс занятий для учащихся старшего школьного возраста»

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ

УДК 372.82:371.8

ББК Ч426.86-058 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02

Веснина Людмила Евгеньевна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного, Уральскийгосударственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 285; е-mail: levesna@yandex.ru

Перминова Анастасия Сергеевна,

студент, Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 285; е-mail: permin0va.anastasiya2015@yandex.ru

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ:

КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: противодействие религиозному экстремизму; религиозный экстремизм; школьники; психология подростка; религиозные культы; психокульты; речевая манипуляция; ма-нипулятивное воздействие; секты; внеклассные занятия; внеклассная работа.

АННОТАЦИЯ. В статье представлен план комплекса внеклассных занятий для учащихся старшего школьного возраста, направленный на противодействие религиозному экстремизму в школе. В условиях современного информационно перенасыщенного общества подрастающее поколение оказывается наиболее уязвимым, поскольку не обладает необходимыми навыками фильтрации информации. Подростки часто становятся мишенью для различных деструктивных психо- и религиозных организаций, совершенно не умея распознавать способы манипуляции, применяемые их адептами, и тем более противостоять им. В статье предлагается система занятий по профилактике религиозного экстремизма среди подростков. Цель занятий - повышение уровня информированности подростков о проблемах, связанных с деструктивными религиозными культами и психокультами в России, и развитие у школьников навыков противостояния манипулятивному воздействию идеологов подобных организаций. Первое занятие предлагается посвятить обзору сект, существующих в России, обозначению основных отличий мировых религий от сект, а также коммуникативному тренингу. На втором занятии рассматриваются основные способы «маскировок» деструктивных психо- и религиозных культов, проводится игровой тренинг с целью развития навыков противостояния манипуляциям. Третье занятие предлагаемого комплекса посвящено рассмотрению способов коммуникативной самообороны как успешного элемента противостояния лидерам и адептам деструктивных организаций. Заключительный урок носит обобщающий характер и нацелен на систематизацию всех знаний, полученных подростками в ходе посещения уроков, направленных на профилактику религиозного экстремизма.

Vesnina Liudmila Evgenievna,

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Intercultural Communication, Rhetoric and Russian as a Foreign Language, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Perminova Anastasia Sergeevna,

Student, institute of Philology, Culturology and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

COUNTERACTION AGAINST RELIGIOUS EXTREMISM: LESSONS FOR SENIOR PUPILS

KEYWORDS: Counteraction against religious extremism; religious extremism; pupils; psychology of a teenager; religious cult; psychocult; speech manipulation; manipulation; sects; extracurricular classes; extracurricular activity.

ABSTRACT. The article describes a series of extracurricular lessons for senior pupils, which focuses on counteraction against religious extremism at school. Due to informational overload in contemporary society, the younger generation are the most vulnerable, as they do not have the necessary skills to select the information. Teenagers are often the target for different destructive psycho- and religious groups, as they cannot feel manipulation used by the members of those groups, and moreover they cannot resist it. The article introduces a series of lessons to teach pupils counteract religious extremism. The goal of the lessons is to inform teenagers about the problems connected with destructive religious cults in Russia and to develop the skills to resist manipulative persuasion of the cult members. The first lesson gives an overview of the most dangerous and influential destructive religious sects in Russia (Word of Faith, The Church of Scientology, International Society for Krishna Consciousness, Unification Church, Cult Anastasia, Jehovah's Witnesses, The Islamic State of Iraq and the Levant (ISIL)) and describes the main differences between the world religions and religious sects. The second lesson tells about the main ways of disguise used by destructive psycho- and religious cults and contains a training to

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ: грант 15-34-01293 «Деструкция и отчужденность - ведущие стратегии экстремистского дискурса».

develop skills to resist manipulation. The third lesson of the series is devoted to discussion of the ways of communicative defense, which is an effective element in counteraction against the leaders and the members of destructive sects. The final lesson summarizes all the information given before, so that teenagers might resist religious extremism.

В XXI веке любой человек имеет бол ее или менее четкое представление о понятии «секта», даже несмотря на то, что его до сих пор нет в российском законодательстве. Однако далеко не каждый способен противостоять вербовкам адептов религиозных организаций, рассматривающих своих основателей как пророков, виртуозно интерпретирующих определенные разделы Священного Писания, Корана, Трипитаки под свое понимание «божественной истины». Любой из нас уверен в том, что уж он никогда не станет невежественной жертвой сектантства, что он осведомлен и просвещен. К сожалению, данное заблуждение распространено повсеместно, на территориях всех стран, где люди отдают себя в добровольное пожизненное рабство. В отличие от религий, секты не предлагают систему нравственных ценностей, а с помощью определенной проверенной годами системы методично навязывают их, завербовывая адресата, не давая ему возможности самостоятельно принять решение, нужно ли ему данное сообщество или нет.

Столкнуться с подобным воздействием можно всюду: на улице, в транспорте, даже в собственном доме. Сравнительно новой, но уже основательной площадкой для «обработки сознания» стал интернет: сайты деструктивных религиозных организаций, их литература, видеоблоги, группы в социальных сетях. Современные подростки большое количество времени проводят в сети, где они могут стать жертвой воздействия различных организаций типа «групп смерти», запрещенных в России организаций «Исламское государство» и «Свидетели Иеговы» и многих других.

Известно, что подростки для секты являются наиболее удобной мишенью, поскольку большинство из них еще только ищут свое предназначение, расширяют круг знакомств и стремятся быть полезными во многих отраслях сразу. К тому же в XXI в. интернет в жизни молодежи имеет большое значение - социальные сети попросту стали важнее общества друзей и родителей. Информационное же пространство и полная легальная свобода самовыражения для секты могут являться самым настоящим кладезем создания виртуальных общин, в которых адепты сект грамотно выстраивают коммуникативные стратегии вовлечения в религиозный культ под прикрытием психо-

логической поддержки и опоры.

На сегодняшний день существует потребность, во-первых, в создании комплексных мероприятий, направленных на повышение уровня осведомленности подростков о деятельности религиозных деструктивных организаций и всевозможных психокультов, во-вторых, в необходимости грамотно раскрыть проблему сектантства в XXI в. как социально значимую и злободневную для того, чтобы подростки смогли противостоять манипуляциям идеологов сект.

По словам С. Хассена, тоталитарная секта это - «деспотично настроенная деструктивная организация, которая бывает религиозной, коммерческой и образовательной; это движение, которое обманными путями практикует манипуляции над сознанием для сохранения адептов покорными учению и лидеру, использующему их в своих целях» [22, с. 47]. Российский секто-вед А. Дворкин в интервью «Комсомольской правде» (от 25 дек. 2014 г.) озвучил названия шести самых популярных и опасных, с его точки зрения, деструктивных организаций, функционирующих на территории России: Неопятидесятники (или хариз-матики), Саентологи, Кришнаиты, Муниты, культ Анастасия, а также секта Григория Грабового [1]. Однако подлинное количество действующих сект в нашей стране не установлено, оно превышает допустимые нормы, и с каждым годом сект становится все больше, они вербуют все новых сторонников. Одним из основных критериев влияния культов на сознание неокрепшей психики подростков является маскировка -прикрытие под различные благотворительные и психологические сообщества. Известно, что секты классифицируются по следующим направлениям: психотерапевтические (образовательные), коммерческие, религиозные, политические [6, с. 68]. Каждое из них реализует главную цель любого религиозного культа: путем различных психологических манипуляций «нажиться» (материально, психологически или физически) на своих адептах, постоянно контролируя их чувством вины и долга.

Также в России существуют нетривиальные деструктивные религиозные организации, пренебрегающие ценностями мировых религий и позиционирующие себя отдельной кастой с догмами, основывающимися не на ограничениях тела и духа, а

© Веснина Л. Е., Перминова А. С., 2017

на потворстве всем естественным желаниям личности. Так, для неоязыческих культов данный подход и внимание к потребностям личности является ключевым, однако в дальнейшем именно им манипулируют адепты, используя уязвимость человека в коммерческих и политических целях. Например, адепты ведьмовского (природного) культа «Викка» говорят о себе как о культе для человека, то есть прославляющем и поддерживающем естественные для него проявления: уникальность каждого, творческие способности, физиологические потребности и желания организма [10, с. 127]. Безусловно, все это является отличной ловушкой для подростков, которые так нуждаются в понимании, любви и поддержке. Однако именно на таких уязвимых особенностях незрелой личности умело «играет» руководство секты с целью качественно завербовать потенциальных адептов.

К сожалению, опасность потерять себя в махинациях деструктивных организаций настолько же велика, насколько молодое поколение не осведомлено и не предупреждено об угрозе своей жизни и здоровью близких. На наш взгляд, необходимо ежегодно во всех школах проводить воспитательные беседы с учениками и их родителями на тему борьбы с сектантским движением, поскольку, как уже было обозначено, проблема религиозного экстремизма в молодежной среде является открытой и необходимо искать пути ее решения. В качестве практически применимого способа осведомления подростков о данной угрозе мы выбрали игровой тренинг, который проводится в 9-11 классах образовательных учреждений. Мы выбрали данную возрастную категорию, поскольку в старшем школьном возрасте окончательно формируется фундамент нравственно-духовных ценностей, а также прокладываются ориентиры деятельности в будущем. Именно в старших классах у ученика определяется дальнейший путь, и секта на данном этапе может добиться доверия молодого человека. Далеко не каждый взрослый способен противостоять манипуляциям, а активно ищущий себя, союзников и свое предназначение подросток с наибольшей вероятностью не сможет увидеть и почувствовать угрозу в нужный момент.

Мы предлагаем систему занятий в школе, направленных не только на повышение уровня осведомленности подростков в области современных деструктивных религиозных организаций, созданных на базе язычества, буддизма, христианства или ислама, но и на развитие навыков противостояния воздействию вербовщиков в секты.

Предлагаемая система занятий носит экспериментальный характер и открыта для рекомендаций по ее совершенствованию. Внедрение данного комплекса в образовательное учреждение осуществляется исключительно с одобрения администрации образовательного учреждения и родительского комитета. Стоит оговориться, что в ходе занятий не пропагандируются системы ценностей ни одной из мировых религий. Комплекс занятий для учащихся

старшего школьного возраста «Противодействие религиозному экстремизму в школе»

Цель занятий - повышение уровня информированности подростков о проблемах, связанных с деструктивными религиозными культами и психокультами в России, и развитие у школьников навыков противостояния манипулятивному воздействию идеологов подобных организаций.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные:

1) усвоение понятия деструктивного религиозного культа;

2) умение определять манипулятивные приемы вербовки в секту.

Метапредметные:

1) умение распознавать опасность функционирующих деструктивных культов в России;

2) развитие навыка противостоять приемам профессиональных вербовщиков.

Личностные:

1) осознанное сохранение неприкосновенности личностных границ;

2) умение противостоять манипуляциям.

Тематическое планирование уроков по противодействию религиозному

экстремизму в школе для учащихся 9-11 классов

Занятие 1. Деятельность сект в современной России

Цель - познакомить подростков с некоторыми деструктивными религиозными культами и научить распознавать манипу-лятивные приемы, использующиеся в них.

Задачи:

- представить обзор 7 распространенных на территории России и наиболее опасных деструктивных религиозных организаций;

- обозначить отличия секты от мировых религий;

- провести тестирование «Поддаетесь ли Вы чужому влиянию?»;

- провести тренинг, направленный на формирование навыка противостояния манипуляциям (игра «Марионетка»).

Занятие 2. Способы маскировки сект под наших друзей и союзников

Цель - научить распознавать основные способы маскировки религиозных деструктивных культов.

Задачи:

- рассказать о способах «маскировки» опасных сект в России;

- просмотреть видеофрагменты об опасных псевдотерапевтических тренингах;

- организовать и провести игру «Английский профессор» с целью развития навыков противостояния манипуляциям.

Занятие 3. Коммуникативная самооборона как успешный элемент противостояния сектам

Цель - познакомить подростков с основными речевыми манипуляторными приемами и способами противостояния им.

Задачи:

- представить учащимся роль лидера в секте и вербальных приемов «зомбирова-ния» сознания;

- используя игровую форму, научить противостоять воздействию харизматично-го лидера (игра «Заезженная пластинка);

- научить понимать способы манипуляций и их эффективность (игра «Важность интонации»).

Занятие 4. Рядом с нами

Цель - обобщить полученные в ходе комплекса занятий знания относительно деструктивных культов.

Задачи:

- актуализировать знания по теме;

- посмотреть художественный фильм «Рядом с нами» (2016 г.) Александра Ново-

пашина или другие фильмы о деятельности деструктивных психо- и религиозных организаций в России (на усмотрение педагога и администрации школы);

- ответить на устные вопросы педагога по фильму;

- ответить на письменные вопросы, обобщающие знания, полученные в ходе проведения всего комплекса занятий.

Таким образом, с помощью представленного комплекса мероприятий мы делаем попытку помочь подросткам уберечься от вреда деструктивных психо- и религиозных организаций. В качестве основных целей противодействия религиозному экстремизму были выбраны следующие: раскрыть подросткам суть манипуляции, наглядно показать, как происходит вербовка, основным инструментом которой является чувство уязвимости человека (одиночество, любовь, непонимание в семье, непризнание). Игровая система практических занятий помогает подросткам, примерив поочередно роли вербовщика и вербуемого, глубже понять техники манипуляций и отработать навыки противостояния им. Представленный в статье план системы занятий может быть скорректирован с учетом требований администрации образовательного учреждения и родительского комитета. Будем благодарны всем заинтересованным и компетентным в сфере профилактики религиозного экстремизма за рекомендации по совершенствованию данных материалов.

ЛИТЕРАТУРА

1. 6 самых опасных сект в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //centerpolit.ru/content.php?id=75 (дата обращения: 02.06.2017 г.).

2. Антонова Ю. А. Коммуникативные тактики и речевые приемы при описании теракта (на примере событий в Беслане в сентябре 2004г.) / / Известия УрГПУ. Лингвистика. - 2005. - Вып. 15. - С. 55-60.

3. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. - М., 1990.

4. Веснина Л. Е. Коммуникативная стратегия запугивания в текстах религиозной организации «Свидетели Иеговы» / / Политическая лингвистика. - 2012. - № 2 (40). - С. 66-70.

5. Внеклассное мероприятие: «Религия в современном мире. Религиозные права и свободы в Казахстане» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oqu-zaman.kz/?p=8850 (дата обращения: 10.06.2017).

6. Волков Е. Н. Деструктивные культы // Журнал практического психолога. - 1996. - № 2. - 216 с.

7. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. - Н. Новгород, 2002. - 554 с.

8. ИГИЛ - угроза человечеству. Почему необходимо уничтожить терроризм. - М. : Буки Веди, 2016. - 40 с.

9. Кураторский час: «Экстремизм и терроризм - проблема современности» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://infourok.ru/kuratorskiy-chas-ekstremizm-i-terrorizm-problema-sovremennosti-753006.html (дата обращения: 10.06.2017).

10. Кэбот Л. Сила Ведьм. - М. : Эксм», 1995. - 153 с.

11. ЛаВей А. Ш. Сатанинская библия. - М. : Unholy Words, Inc (РЦС), 1987. - 75 с.

12. Мегре В. Н. Анастасия. - СПб., 2016. - 224 с.

13. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: практическое руководство. - М. : Ин-т психотерапии, 2001. - 208 с.

14. Приемы и способы манипулирования людьми [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bbf.rU/magazine/2/2746/ (дата обращения: 9.06.2017).

15. Секты как фашистский инструмент порабощения России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.k-istine.ru/ sects/sects_fascits&sects.htm (дата обращения: 04.06.2017).

16. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб. : Речь, 2004. - 256 с.

17. Тоталитарная секта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/i9388.html (дата обращения: 01.06.2017).

18. Требования к психологическим качествам современного лидера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jourclub.ru/7/582/2/ (дата обращения: 10.06.2017).

19. Хаббард Л. Р. Дианетика. Современная наука о разуме. - 2001. - 876 с.

20. Хаббард Л. Р. Саентология: новый взгляд на жизнь. - 2002. - 40 с.

21. Хаббард Л. Р. Саентология: основы мысли. - 2001. - 42 с.

22. Хассен С. А. Противодействие сектам и контролю над сознанием. - М. : Москва, 2006. - 573 с.

REFERENCES

1. 6 samykh opasnykh sekt v Rossii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //centerpolit.ru/content.php?id=75 (data obrashcheniya: 02.06.2017 g.).

2. Antonova Yu. A. Kommunikativnye taktiki i rechevye priemy pri opisanii terakta (na primere sobytiy v Beslane v sentyabre 2004g.) // Izvestiya UrGPU. Lingvistika. - 2005. - Vyp. 15. - S. 55-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Veber M. Politika kak prizvanie i professiya // Izbrannye proizvedeniya. - M., 1990.

4. Vesnina L. E. Kommunikativnaya strategiya zapugivaniya v tekstakh religioznoy organizatsii «Svideteli Iegovy» // Politicheskaya lingvistika. - 2012. - № 2 (40). - S. 66-70.

5. Vneklassnoe meropriyatie: «Religiya v sovremennom mire. Religioznye prava i svobody v Kazakhstane» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://oqu-zaman.kz/?p=8850 (data obrashcheniya: 10.06.2017).

6. Volkov E. N. Destruktivnye kul'ty // Zhurnal prakticheskogo psikhologa. - 1996. - № 2. - 216 s.

7. Dvorkin A. L. Sektovedenie. Totalitarnye sekty. Opyt sistematicheskogo issledovaniya. - N. Novgorod, 2002. - 554 s.

8. IGIL - ugroza chelovechestvu. Pochemu neobkhodimo unichtozhit' terrorizm. - M. : Buki Vedi, 2016. - 40 s.

9. Kuratorskiy chas: «Ekstremizm i terrorizm - problema sovremennosti» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://infourok.ru/kuratorskiy-chas-ekstremizm-i-terrorizm-problema-sovremennosti-753006.html (data obrashcheniya: 10.06.2017).

10. Kebot L. Sila Ved'm. - M. : Eksm», 1995. - 153 s.

11. LaVey A. Sh. Sataninskaya bibliya. - M. : Unholy Words, Inc (RTsS), 1987. - 75 s.

12. Megre V. N. Anastasiya. - SPb., 2016. - 224 s.

13. Pankratov V. N. Manipulyatsii v obshchenii i ikh neytralizatsiya: prakticheskoe rukovodstvo. - M. : In-t psikhoterapii, 2001. - 208 s.

14. Priemy i sposoby manipulirovaniya lyud'mi [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://bbf.ru/magazine/2/2746/ (data obrashcheniya: 9.06.2017).

15. Sekty kak fashistskiy instrument poraboshcheniya Rossii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.k-istine.ru/sects/sects_fascits&sects.htm (data obrashcheniya: 04.06.2017).

16. Sidorenko E. V. Trening vliyaniya i protivostoyaniya vliyaniyu. - SPb. : Rech', 2004. - 256 s.

17. Totalitarnaya sekta [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://drevo-info.ru/articles/i9388.html (data obrashcheniya: 01.06.2017).

18. Trebovaniya k psikhologicheskim kachestvam sovremennogo lidera [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.jourclub.ru/7/582/2/ (data obrashcheniya: 10.06.2017).

19. Khabbard L. R. Dianetika. Sovremennaya nauka o razume. - 2001. - 876 s.

20. Khabbard L. R. Saentologiya: novyy vzglyad na zhizn'. - 2002. - 40 s.

21. Khabbard L. R. Saentologiya: osnovy mysli. - 2001. - 42 s.

22. Khassen S. A. Protivodeystvie sektam i kontrolyu nad soznaniem. - M. : Moskva, 2006. - 573 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.