УДК 215
Р. А. Силантьев, М. А. Полетаева, М. А. Лямзин
Силантьев Р.А., доктор исторических наук, профессор МГЛУ;
e-maiL: [email protected]
Полетаева М.А., кандидат культурологии,
декан гуманитарного факультета МГЛУ; e-maiL: [email protected] Лямзин М. А., доктор педагогических наук, профессор, профессор каф. психологии и педагогической антропологии гуманитарного факультета МГЛУ; e-maiL: [email protected]
К ПРАКТИКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
В статье рассматривается вопрос использования художественных фильмов на семинарах по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде. Авторы статьи полагают, что методы вербовки и удержания адептов в деструктивных сектах наилучшим образом раскрывает серия «Радость секты» мультипликационного сериала «Симпсоны».
Ключевые слова: экстремизм; терроризм; ультраправые; секты; художественные фильмы.
R. A. Silantyev, M. A. Poletaeva, M. A. Liamzin
Silantyev R. A, Doctor of HistoricaL Sciences,
Professor at the Depart. of WorLd CuLture FacuLty of Humanities MSLU; e-maiL: [email protected]
Poletaeva M.A., PhD of CuLturoLogy, FacuLty of Humanities dean;
e-maiL: [email protected]
Liamzin M.A., Doctor of PedagogicaL Sciences,
Professor at the Depart. of psychoLogy and pedagogicaL anthropoLogy; e-maiL: [email protected]
TO THE PRACTICE OF USING FEATURE FILMS FOR THE PREVENTION OF EXTREMIST AND TERRORIST SENTIMENTS IN THE STUDENT ENVIRONMENT
The articLe discusses the use of feature fiLms on seminars on the prevention of extremism and terrorism in the youth environment. The authors beLieve that the methods of recruiting and retaining adherents in destructive sects the best way to reveaL a series of "the Joy of sect" the animated series "the Simpsons." Key words: extremism; terrorism; far-right sect; movies.
Многие современные художественные произведения, особенно в сфере кинематографа и мультипликации, обращаются к теме деструктивных идеологий разного типа. Уровень такого рода произведений сильно разнится, однако благодаря их количеству существует возможность подобрать наиболее удачные образцы и применить их на практических занятиях, направленных на профилактику экстремистских и террористических настроений в студенческой среде.
Практика показывает, что художественные фильмы, особенно комедийного характера, вызывают больший интерес у целевой студенческой аудитории, нежели фильмы учебные или документальные. Так, хорошо апробирована идея изучать Уголовный кодекс РФ с помощью популярных телесериалов [Силантьев 2014].
В первую очередь следуют предложить классификацию тех угроз, с которыми следует бороться подобным образом. Деструктивные идеологии бывают религиозными и нерелигиозными, причем угроза, исходящая от первых, значительно выше. В настоящее время большая часть террористических организаций в мировом масштабе и почти все организации такого типа в России имеют исламистские характер. По сути, запрещенные в России «Исламское государство», «Аль-Каиду», «Джебхат ан-Нусра», «Хизбут-Тахрир» и «Братья-мусульмане» являются сектами особого типа и вербуют сторонников по давно придуманным методикам. Помимо агрессивных исламистов, в число запрещенных в России организаций попало и немало сект иного толка - христианских (Свидетели Иеговы), неоязыческих (инглинги, Духовно-родовая держава «Русь»), буддийских (Аум Синрике) и сатанинских (Благородный орден дьявола).
Нерелигиозные деструктивные идеологии также представлены в России достаточно широко - в первую очередь ультраправыми организациями профашистского толка (наци-скинхэды, футбольные болельщики соответствующего типа, блок украинских националистических организаций), ксенофобскими и сепаратистскими структурами. Кроме того, серьезную угрозу несет ряд субкультур - сформировавшихся и формирующихся. На данный момент среди них наиболее активны адепты опасных для жизни квестов, часто имеющих суицидальный характер (в первую очередь относительно популярная игра «Синий кит»), пропагандирующие культ самоубийства «группы смерти», а также похожие группы, подводящие идеологическую
базу под употребление наркотических средств (в некоторых странах такие группы уже создали полноценную субкультуру с атрибутикой, музыкой и корпусом литературы); сообщества нигилистов, отрицающих существование смертельных болезней (в первую очередь СПИДа) и доводящих до летального исхода себя и своих детей, группы сектантского типа, пропагандирующие либо полный отказ от пищи (прановеды, или солнцееды), либо опасные для здоровья диеты [Ало-ян 2002].
Далеко не по всем из вышеперечисленных угроз сняты художественные фильмы, однако главные направления - агрессивный исламизм, секты и фашизм - они всё же охватывают. Одним из наиболее удачных образцов художественных произведений, освещающих суть вербовки в секты и удержания в них новых адептов, является серия «Радость секты» («The Joy of Sect», 13 эпизод 9 сезона, впервые показан 8 февраля 1998 г.) мультипликационного сериалы «Симпсоны». При небольшой продолжительности - всего 21 минута, она очень насыщена полезной информацией, изложенной в легкой и понятной самой широкой аудитории форме. Данная серия оптимально подходит для демонстрации на семинарском занятии с последующей дискуссией [Dalton, Mazur, Siems 2001].
В «Радости секты» в вымышленный американский город Спрингфилд прибывают миссионеры новой религиозной секты мувментариан (англ. - the Movementarians, в русском переводе - «Передвиженцев»), которые начинают активную вербовку его жителей. В мультфильме четко показаны стадии этой вербовки - приглашение на некую бесплатную встречу, сбор информации о потенциальных адептах, «промывание мозгов» посредством просмотра пропагандистского фильма. Сценаристы мультфильма не забыли отразить даже такую особенность вербовки, как нарочитую вежливость вербовщиков, на которую нормальный человек обычно отвечает взаимностью. «Вы имеете право уйти, но объясните - почему?» - задают вопрос пытающимся покинуть просмотр скучного фильма, после которого им не хочется говорить правду.
Сам процесс вербовки идет в изолированном месте, и вербуемые опекаются специально обученными людьми, причем особенно те из них, кто плохо поддается внушению (методы изоляции и деиндивиду-ализации). Обработка Гомера Симпсона это хорошо показывает - он
демонстрирует иммунитет против методики «бомбардировка любовью», когда жертве вербовки рассказывают об ее исключительности или избранности, прямому «промыванию мозгов» посредством просмотра многочасового фильма (метод интенсивной индоктринации), «судного кружка», где стимулируются психологические комплексы (методы социального группового давления негативного типа и внушения вины), а также ограничению питания через «фирменную без-калорийную кашу» (метод усталости / истощения). Последний метод в комплексе с ограничениями сна практикуется в большинстве деструктивных религиозных организаций, поскольку приводит человека в апатичное состояние и упрощает работу с ним. Как видно из мультфильма, защиту Гомера Симпсона удалось пробить только посредством массовой истерии свежезавербованных сектантов, выразившейся в скандировании имени вождя секты (метод социального группового давления позитивного типа). Действительно, метод экзальтации больших групп людей также успешно применяется сектами, особенно во время массовых мероприятий [Дворкин 2016].
Завербованный в секту передвиженцев Симпсон первым делом переписывает на нее свой дом, что очень типично для многих деструктивных организаций. Продажа квартир, пожертвование иного имущества секте и последующий переезд в специальный лагерь или поселение является особенностью, например, российской Церкви последнего завета Сергея Торопа, адепты которого тысячами выезжали в тайгу на юге Красноярского края. Из практикующих это зарубежных сект наибольшую известность получил «Народный храм», члены которого совершили массовое самоубийство в Гайане в 1978 г.
К моменту переселения семьи Симпсонов в лагерь передвиженцев только ее глава был адептом этой секты, однако у его родных выбор оказался небольшим. Хорошо показано, как завербованный в секту человек старается вовлечь в нее своих родных и близких, что сильно облегчает их изоляция от общества. Показан профессионализм - их гибкие методы работают как с «профессиональным поганцем» Бартом, так и с трезвомыслящей отличницей Лизой.
Передвиженцы работают в поле, что практикует множество сект (например в американском культе «Христианская организация» работающим на плантациях цитрусовых людям объяснялось, что каждый собранный ими апельсин равнозначен спасению души заблудшего), и
ждут постройки космического корабля, который увезет их на планету Блисстония (планету Радости). Здесь содержится намек на одного из лидеров Международного общества сознания Кришны Харикешу Свами Вишнупаду, который прославился строительством летающих тарелок и космодромов для них, а также на секту «Небесные врата», чьи адепты мечтали переселиться на космический корабль, якобы сопровождающий комету Хейла-Боппа. В 1997 г. суммарно более 40 членов этой секты совершили самоубийство, желая перенести свои души на корабль.
Глава секты - Лидер демонстративно ездит на «Роллс-ройсах», чем в свое время прославился лидер секты «Международная коммуна са-ньясинов» Бхагаван Шри Раджниш. Он не только мечтал ездить каждый день на новом «Роллс-ройсе», собрав их более ста, но и основал в США закрытое поселение Раджнишпурам, которое хорошо охранялось как от внешнего проникновения, так и от побегов недовольных адептов, что также отражено в мультфильме. Секту Раджниша уличали как в убийстве адептов, так и в редкой практике биотерроризма -массового отравления людей сальмонеллой.
В лагере передвиженцев показан обряд массового бракосочетания, являющийся отличительной чертой Церкви объединения Муна, адептов которой женили тысячами, причем в совершенно произвольном порядке, как и мультфильме (метод контроля межполового общения). При этом новобрачным вручалось специальное вино, содержащее, среди прочего, частицы крови и спермы основателя этой секты Сан Мен Муна.
Урок в школе передвиженцев хорошо раскрывает тему альтернативной науки, которая типична для большинства сект (метод внушение недоверия к рациональному мышлению, метод контроля языка). Сектанты могут верить в тайное правительство рептилоидов (Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ»), в постройку своим основателем египетских пирамид («Аум Синрике») или в что, американские индейцы происходят от евреев (мормоны). Формируются и целые лженаучные концепции, например гипотеза мидихлориан Панчиных или псевдолингвистика Чудинова.
Экспансия секты передвиженцев в Спрингфилд не ограничилась только агрессивным прозелитизмом. Его руководство оперативно установило контроль над ключевыми СМИ, что выглядит очевидной
отсылкой к сектам «Христианская наука» и Церкви объединения, которые контролируют влиятельные американские газеты Christian Science Monitor и The Washington Times. В России на этом поприще отличились кришнаиты с радиостанцией «Кришналока» (вещала с 1995 по 1998 гг.) и секта «Аум Синрике», купившая ежедневную часовую программу на радиостанции «Маяк» и получасовую еженедельную передачу на телеканале «2x2».
Помимо контроля над СМИ, передвиженцы обзавелись мощной юридической службой, что является отсылкой в первую очередь к знаменитой своим сутяжничеством Церкви саентологии Рона Хаббарда. Эта же организация высмеивается в эпизоде про владельца атомной станции Спринфилда Бернса, который решает создать новую религию с целью уклонения от уплаты налогов и лучшего ведения бизнеса. «Раньше вы на меня только работали, а теперь можете еще и молиться», - говорит Бернс своим подчиненным, тогда как основатель саентологии прославился высказыванием: «Хочешь заработать тысячу долларов - открой бензоколонку, хочешь заработать миллион - создай новую религию» [Religion in US 'worth more than Google and Apple combined'].
Сбежавшая из лагеря супруга Гомера Симпсона, Мардж, разрабатывает план вызволения своих родных из секты посредством их похищения. Здесь обыгрывается деятельность так называемых депрограм-маторов, или депрограммеров, - людей, которые похищают членов сект по заказу их родственников и пытаются вернуть в нормальное состояние посредством специальных психологических методик. Эти методики нередко имеют сомнительный характер - так, попытка соблазнить Гомера Симпсона пивом напоминает замещение одной пагубной зависимости другой - например, когда наркоманию «лечат» алкоголем, а алкоголизм сублимируется членством в деструктивной секте.
Деятельность депрограмматоров часто противозаконна, поскольку в случае отказа сектанта менять свои убеждения депрограммато-рам грозит уголовная ответственность за похищение людей. Самыми известными депрограмматорами стали американцы Тэд Патрик и Рик Росс.
В конце мультфильма разоблаченный лидер передвиженцев пытается убежать с деньгами, что в реальных сектах бывает достаточно
редко, - даже если секта создавалась именно с коммерческой целью, ее вдохновитель со временем обычно сам начинает верить в свое особое предназначение. При этом доходы сект впечатляют и могут исчисляться миллиардами долларов в год. Кроме того, секты имеют неплохой иммунитет против разоблачений - например неоднократные ложные предсказания конца света не смогли радикально подорвать позиции Свидетелей Иеговы [Силантьев 1996].
Таким образом, разбор «Радости секты» может стать отличной темой для семинара по религиозной безопасности в вузе. Из других фильмов по теме сект можно рекомендовать «Красный штат», «Колонию Дигнидад», «Секту», «Дагона», «Таинство», «Секту», российский сериал «Тайный знак» и ряд других.
В рамках противодействия агрессивному исламизму можно предложить в качестве оптимального варианта для разбора английскую черную комедию «Четыре льва» (2010), в которой группа молодых пакистанцев и примкнувший к ним новообращенный англичанин горят желанием принять участие в «джихаде против неверных» и планируют теракты. Умом и сообразительностью они не блещут, однако оказываются в состоянии провести серию взрывов во время лондонского марафона (через три года после выхода этого фильма реальные террористы атакуют марафон в Бостоне). В настоящее время основным направлением террористической деятельности становится терроризм именно такого типа - небольших групп или одиночек, использующих кустарную взрывчатку, легкое стрелковое оружие, ножи и топоры. К сожалению, необходимо отметить не очень качественный перевод фильма на русский язык, который не совсем точно передает тот сленг, на котором общаются его герои.
В «Четырех львах» хороша показаны психология европейских ваххабитов, их повседневная жизнь и увлечения. Показательно, что самым агрессивным из «львов» оказывается именно англичанин-неофит и точное отражение реальности - действительно, уровень радикализации новообращенных мусульман гораздо выше, чем у этнических. Теме террористов-неофитов посвящен американский фильм «Немыслимое», который тоже можно рекомендовать к разбору на занятиях со студентами или школьниками.
В теме противодействия деструктивным квестам, особенно суицидального типа, можно рекомендовать американский фильм «Нерв»
(2016), а по теме наци-скинхэдов и ультраправых снят целый ряд качественных лент: «Бритоголовые» («Romper Stomper», 1992), «Высшее образовани»" («Higher Learning», 1995), «Американская история Икс» («American History X», 1998), «Немецкая история Х» («Наци», 2002), «Фанатик» («The Believer», 2001) и «Это Англия» («This is England», 2006).
В заключение хотелось бы отметить, что вышеперечисленные фильмы могут рассматриваться с разных ракурсов в зависимости от специализации студентов. Так, юристам будут особенно интересны закон и методы юридического противодействия деструктивным сектам, регулирующие деятельность религиозных организаций; финансистам можно подробнее рассказать об их экономике; маркетологов и специалистов по PR заинтересуют пропагандистские материалы сект; лингвистов - язык общения в сектах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алоян А. А. Предупреждение распространения субкультуры наркомании в молодежной среде: автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук М., 2002. URL : www.isiksp.ru/library/kosarecky_sg/ kosarecky-000001.html Дворкин А. Л. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект. М. :
Христианская библиотека, 2016. С. 93-94. Силантьев Р. А. Бог подаст // Финансовая Россия. 19 декабря 1996 г. Силантьев Р. А. Предложения по методике использования художественных произведений для преподавания Уголовного кодекса РФ в вузах // Юрист Юга России. 2014. № 2. Dalton L., Mazur E., Siems M. Homer the Heretic and Charlie Church: Parody, Piety, and Pluralism in The Simpsons // God in the Details: American Religion in Popular Culture / Eds. E. M. Mazur, K. McCarthy. New York : Routledge, 2001. P. 237-254.
Religion in US 'worth more than Google and Apple combined' // The Guardian. URL : www.theguardian.com/world/2016/sep/15/us-religion-worth-1-trillion-study-economy-apple-google