Научная статья на тему 'Модель формирования у студентов педагогического вуза умений противопоставления религиозному экстремизму в будущей профессиональной деятельности'

Модель формирования у студентов педагогического вуза умений противопоставления религиозному экстремизму в будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС / СЕКТЫ / PEDAGOGICAL MODEL / A FACULTATIVE COURSE / SECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов К. В.

Рассматривается разработанная модель формирования у студентов педагогического вуза умений антипропаганды религиозного экстремизма в будущей профессиональной деятельности. Описаны модули модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of formation of the pedagogical university students'' skills to oppose religious extremism in their future professional activity

In the article developed model of forming abilities of antipropogation religious extremism of pedagogical high school students in their future professional work is considered. Model modules are described.

Текст научной работы на тему «Модель формирования у студентов педагогического вуза умений противопоставления религиозному экстремизму в будущей профессиональной деятельности»

нет возможным только тогда, когда ре- профессиональной подготовке, захотят

шится основная задача: найдутся лю- осваивать новый, только зарождающий-

ди, которые будут нуждаться в хорошей ся в нашей стране вид отдыха.

ЛИТЕРАТУРА

1. Здоров А.Б. Комплексное развитие туризма в сельской местности // Проблемы прогнозирования. 2009. № 4. С. 149—153.

2. Малышенко К. М. Современные проблемы подготовки кадров для речного круизно-

го туризма // Молодой ученый. 2011. № 9. С. 221-224.

3. Михайлова М.Н. О подготовке кадров для сферы туризма // Псковский регионологический журнал. 2011. №11. С. 104—112.

К. В. КУЗНЕЦОВ

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ V СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО BV3A УМЕНИЙ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 378:001.891

Рассматривается разработанная модель формирования у студентов педагогического вуза умений антипропаганды религиозного экстремизма в будущей профсссиона.п,-ной деятельности. Описаны модули модели.

Ключевые слова: педагогическая модель, факультативный курс, секты.

In the article developed model of forming abilities of antipropogation religious extremism of pedagogical high school students in their future professional work is considered. Model modules are described.

Key words: pedagogical model, a facultative course, sects.

Отсутствие в учебных программах темы, освещающей проблему религиозных аспектов безопасности, в частности защиту от посягательств сект, не дает возможности молодежи адекватно оценивать социально опасные ситуации, использовать необходимые формы контроля психики в случае манипулирования сознанием людей, оказывать помощь пострадавшим от сект и культов [5, 6]. С учетом выявленных тенденций теоре-пр1сски обоснована разработка факультативного курса в области обеспечения личной и общественной безопасности от

проявлений деструктивных религиозных организаций.

Факультативный курс «Религиозные аспекты безопасности» как систематизирующий элемент подготовки студентов педагогических вузов имеет огромный потенциал в системе высшего образования. Он не должен ограничиваться введением образовательной линии в систему безопасности жизнедеятельности (БЖД). Религиозные аспекты безопасности — средство развивающего, формирующего и совершенствующего воздействия на личность студента, которое мо-

жет быть направлено на решение ряда психофизических, эстетических, гуманистических и творческих задач.

Нами разработана модель подготовки специалистов в области обеспечения личной и общественной безопасности от соответствующих проявлений. Это система взаимосвязанных элементов: цели, содержание, структура, совокупность эффективных методов и форм подготовки квалифицированных специалистов, которые приобретают педагогические умения и навыки защиты от посягательств деструктивных религиозных организаций. Модель имеет иерархическую структуру: определены критерии оценки уровня овладения студентами знаниями, умениями и навыками, направленные на подготовку специалистов в области безопасности. Необходимо исследовать состояние сект в современном обществе и рассмотреть религиозные аспекты безопасности как педагогическую проблему.

Указанный потенциал практически не реализуется в практике изучения студентами БЖД, его следует расширять и культивировать в содержании и построении факультативного курса «Религиозные аспекты безопасности» в педагогическом вузе. Многие обучающиеся проявляют пассивность и неудовлетворенность учебной деятельностью на занятиях БЖД, не знают, как использовать и развивать свои способности в направлении, заданном преподавателем. Отсутствие стремления к активному овладению знаниями может быть связано с преобладанием технократического или предметноориентированного обучения.

Определяя сформированность умений (качеств личности) противопоставления религиозному экстремизму как основную цель подготовки студентов педагогических вузов в указанной области, мы понимаем под термином «умения» такие качества л1ггности, которые обозначают владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятель-

ности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Исходя из этого к основным умениям мы относим следующие:

• переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой условий учебно-воспитательной работы;

• находить для каждой педагогической ситуации новое решение из комбинации уже известных учителю идей, знаний, навыков;

• создавать новые элементы педагогических знаний и идей, а также конструировать новые приемы для разрешения конкретной педагогической ситуации.

Модель формирования педагогических умений студентов на занятиях по религиозным аспектам безопасности состоит из трех модулей:

• программно-целевого;

• операционально-деятельностного;

• оценочно-коррекционного.

■ 1. Программно-целевой модуль определяет следующие аспекты модели: разработка учебных программ, определение целей и способов деятельности в зависимости от выявленного уровня развития способностей студентов.Он представлен двумя компонентами: мотивационно-ценностным и и нформацпон но- познавател ьн ы м.

Разработка программ. Данный аспект подразумевает разработку программы факультативного курса «Религиозные аспекты безопасности». Она направлена на формирование умений противопоставления религиозному экстремизму у студентов педагогических вузов.

Определение целей и способов деятельности в зависимости от выявленного уровня развития. Перед планированием занятия преподавателю необходимо оценить уровень развития учебной группы. Это поможет точнее ставить цели и определять способы деятельности на занятиях.

Мотивационно-ценностный компонент отражает положительное эмоциональ-

ное отношение к факультативному курсу, сформированную потребность в нем, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями факультативного курса, духовное совершенствование.

Данный компонент также определяет мотивацию достижения успеха и мотивацию преодоления неудач у студентов в процессе обучения. Учебный процесс по курсу «Религиозные аспекты безопасности» должен быть построен так, чтобы учащиеся имели мотивацию к изучению курса.

Информационно-познавательный компонент позволяет решать задачи по овладению учащимися знаний по религиозным аспектам безопасности, определяет познавательную потребность у студентов и активность в получении информации по факультативному курсу.

■ 2. Операционально-деятельносптый модуль состоит из следующих аспектов: мотивационно-волевое отношение к факультативному курсу; формирование знаний, умений и навыков; организация совместной деятельности (общения).

Все три аспекта составляют следующий предметно-рефлекторный компонент, который реализуется на протяжении трех этапов: предварительном, текущем, ретроспективном.

Мотивационно-волевое отношение к факультативному курсу. В процессе обучения у учащихся должно выработаться мотивационное отношение к обучению. Если студент на занятиях не проявляет активности, скучает, надо понять, почему ему не интересно.

Формирование знаний,умений и навыков. В результате изучения программы, учащиеся должны:

а) знать:

• классификацию и характеристики деструктивных религиозных организаций;

• социально-психологические аспекты

деструктивных религиозных организаций;

• принципы, правила и требования безопасного поведения в социально опасных ситуациях, связанных с проявлениями религиозного экстремизма и направленных на противодействие экстремистской деятельности;

• формы и методы правовой защиты граждан от посягательств религиозных экстремистов;

б) уметь:

• оценивать возможный риск появления религиозного экстремизма на территории региона;

• классифицировать опасности деструктивных религиозных организаций и закономерности их проявления;

• владеть методикой контроля психики в случае манипулирования сознанием людей;

• оказывать помощь пострадавшим от сект и культов тоталитарной направленности.

■ 3. Оценочно-коррекционный модуль определяет следующие аспекты разработанной модели: оценка и самооценка результатов, коррекция плана действий на основе полученного предметно-рефлексивного результата.

Оценке и самооценке результатов посвящено много литературы. Такое большое внимание, уделяемое этому вопросу, объективно обосновано.Только в результате постоянно проводимого анализа и самоанализа работы педагога могут быть выявлены как недостатки, так и удачные моменты в ходе занятия, и, таким образом, появится возможность устранить первые и не упустить из вида вторые при проведении последующих занятий. Анализ проводится администрацией учебного заведения, а самоанализ и самооценка — самим преподавателем.

Важнейшими педагогическими условиями для формирования умений являются:

• перевод студента из объекта воспитания и обучения в субъект управления и

самоуправления, опыт личностного роста в присутствии группы и преподавателя, что стимулирует дальнейшую работу личности над собой и является источником саморазвития и самовоспитания;

• применение уровневой дифференциации (программно-целевого уровня, органи зацион но -деятельностно го, оце-ночно-коррекционного);

• создание ситуаций личностного развития на занятиях по курсу;

• освоение ценностного потенциала факультативного курса через собственную деятельность;

• актуализация развития рефлексивных умений студентов;

• готовность преподавателя к реализации личностно ориентированного подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безопасность жизнедеятельности: сб. норлштивных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М., 199S.

2. Бурковская В.А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России. М., 2005.

3. Иоанн (Снычёв), Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Современные ереси и секты в России. СПб., 1995.

4. Карьенов С. Р. Организационно-методи-

ческие аспекты подготовки обучающихся к опасным и жстремсиькым ситуациям // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. № 2.

5. Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования («секты») как психолого-психиатрическая проблема. Белгород, 1999.

6. Лири Т., Стюарт М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах / под ред. И. Митрофановой. СПб., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.