Научная статья на тему 'Модель формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных вузов будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности'

Модель формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных вузов будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКТЫ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС / «РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ» / "RELIGIOUS ASPECTS OF SAFETY" / SECTS / DESTRUCTIVE RELIGIOUS ORGANIZATIONS / FACULTATIVE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Константин Валерьевич Аспирант

Отсутствие в учебных программах высшего профессионального гуманитарного образования тематики, освещающей проблему защиты от антипропаганды религиозного экстремизма не дает возможности молодежи адекватно оценивать социально опасные ситуации, связанные с проявлениями этого явления; использовать необходимые формы контроля психики в случае манипулирования сознанием людей, помощь пострадавшим от сект и культов тоталитарной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF ANTI-PROPAGANDA SKILLS TO RELIGIOUS EXTREMISM OF HUMANITIES UNIVERSITIES STUDENTS WITH SPECIALITIES IN TEACHING

The lack of subjects covering the problems of defense against propaganda of religious extremism in academic programs of higher professional education in the humanities results in young people’s inability to see in proper perspective socially dangerous situations where this phenomenon occurs, as well as to use required self-control of psychic in cases of manipulation of people’s conscience and to help victims of totalitarian sects and cults.

Текст научной работы на тему «Модель формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных вузов будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности»

УДК 378

Кузнецов Константин Валерьевич аспирант

Российской международной академии туризма dom-hors@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ АНТИПРОПАГАНДЫ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Kuznetsov Konstantin Valeryevich

PhD student,

Russian International Academy of Tourism dom-hors@mail.ru

MODEL OF FORMATION OF ANTI-PROPAGANDA SKILLS TO RELIGIOUS EXTREMISM OF HUMANITIES UNIVERSITIES STUDENTS WITH SPECIALITIES IN TEACHING

Аннотация:

Отсутствие в учебных программах высшего профессионального гуманитарного образования тематики, освещающей проблему защиты от антипропаганды религиозного экстремизма не дает возможности молодежи адекватно оценивать социально опасные ситуации, связанные с проявлениями этого явления; использовать необходимые формы контроля психики в случае манипулирования сознанием людей, помощь пострадавшим от сект и культов тоталитарной направленности.

Ключевые слова:

секты, деструктивные религиозные организации, факультативный курс, «Религиозные аспекты безопасности».

Summary:

The lack of subjects covering the problems of defense against propaganda of religious extremism in academic programs of higher professional education in the humanities results in young people’s inability to see in proper perspective socially dangerous situations where this phenomenon occurs, as well as to use required self-control of psychic in cases of manipulation of people’s conscience and to help victims of totalitarian sects and cults.

Keywords:

sects, destructive religious organizations, facultative course, "Religious aspects of safety".

Отсутствие в учебных программах тематики, освещающей проблему религиозных аспектов безопасности, в частности, защиту от посягательств сект, не дает возможности молодежи адекватно оценивать социально опасные ситуации; использовать необходимые формы контроля психики в случае манипулирования сознанием людей; оказывать помощь пострадавшим от сект и культов [1, с. 33-37; 2]. С учетом выявленных тенденций теоретически обоснована разработка факультативного курса в области обеспечения личной и общественной безопасности от проявлений деструктивных религиозных организаций.

Элективный курс «Религиозные аспекты безопасности» как систематизирующий элемент подготовки студентов педагогических вузов имеет огромный потенциал в системе высшего образования. И он не должен ограничиваться введением образовательной линии в систему безопасности жизнедеятельности (БЖД). «Религиозные аспекты безопасности» - средство развивающего, формирующего и совершенствующего воздействия на личность студента и может быть направлено на решение ряда психофизических, эстетических, гуманистических, творческих задач.

Нами разработана модель подготовки специалистов в области обеспечения личной и общественной безопасности от соответствующих проявлений. Это система взаимосвязанных элементов: цели, содержание, структура, совокупность эффективных методов и форм подготовки квалифицированных специалистов, которые приобретают педагогические умения и навыки защиты от посягательств деструктивных религиозных организаций. Модель имеет иерархическую структуру: определены критерии оценки уровня овладения студентами знаниями, умениями и навыками, направленные на подготовку специалистов в области безопасности. Необходимо исследовать состояние сект в современном обществе и рассмотреть религиозные аспекты безопасности как педагогическую проблему.

Указанный потенциал практически не реализуется в практике изучения студентами БЖД, его следует расширять и культивировать в содержании и построении факультативного курса

«Религиозные аспекты безопасности» в гуманитарных вузах. Многие студенты проявляют пассивность и неудовлетворенность учебной деятельностью на занятиях БЖД, не умеют использовать и развивать свои умственные способности, на которые их ориентирует преподаватель. Отсутствие стремления к активному овладению знаниями может быть связано с преобладанием на сегодняшний день технократического или предметно-ориентированного обучения.

Определяя сформированность умений (качеств личности) противопоставления религиозному экстремизму как основную цель подготовки студентов педагогических вузов в указанной области, мы понимаем под термином «умения» такие качества личности, которые обозначают владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Исходя из этого, к основным умениям мы относим следующие: умение переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой условий учебно-воспитательной работы; умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение из комбинации уже известных учителю идей, знаний, навыков; умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации.

Модель формирования педагогических умений студентов на занятиях «Религиозные аспекты безопасности» состоит из трех модулей: 1) программно-целевой модуль; 2) операционально-деятельностный модуль; 3) оценочно-коррекционный модуль.

Программно-целевой модуль определяет следующие аспекты модели: разработку учебных программ и определение целей и способов деятельности в зависимости от выявленного уровня развития способностей студентов. Данный модуль представлен следующими компонентами: мотивационно-ценностным и информационно-познавательным.

Разработка программ. Данный аспект подразумевает разработку программы факультативного курса «Религиозные аспекты безопасности». Данная программа направлена на формирование умений студентов педагогических вузов противопоставления религиозному экстремизму.

Определение целей и способов деятельности в зависимости от выявленного уровня развития. Перед планировкой занятия преподавателю необходимо оценить уровень развития учебной группы. Связанно это с тем, что при анализе занятия поможет намного лучше ставить цели и определять способы деятельности на занятиях.

Мотивационно-ценностный компонент отражает положительное эмоциональное отношение к факультативному курсу, сформированную потребность в нем, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями факультативного курса, духовное совершенствование.

Данный компонент также определяет мотивацию достижения успеха и мотивацию преодоления неудач у студентов в процессе обучения. Учебный процесс по курсу «Религиозные аспекты безопасности» должен быть построен так, чтобы учащиеся имели мотивацию для достижения успехов в процессе учебы и мотивацию для преодоления неудачи.

Информационно-познавательный компонент позволяет решать задачи по овладению учащимися знаний по религиозным аспектам безопасности; определяет познавательную потребность у студентов и активность в получении информации по факультативному курсу.

Операционально-деятельностный модуль состоит из следующих аспектов: мотивационно-волевое отношение к факультативному курсу; формирование знаний, умений и навыков; организация совместной деятельности общения.

Все 3 аспекты составляют следующий предметно-рефлекторный компонент, который реализуется на протяжении трех этапов: предварительном, текущем, ретроспективном.

Мотивационно-волевое отношение к факультативному курсу. В процессе обучения у учащихся должно выработаться мотивационное отношение к обучения. Чтобы развить у учащихся мотивационно-волевое отношение к факультативному курсу, надо стараться учитывать эти позиции. Если студент на занятиях не проявляет активности, скучает, надо в первую очередь понять, почему ему не интересно.

Формирование знаний, умений и навыков. В результате изучения программы, учащиеся должны:

а) знать: классификацию и характеристики деструктивных религиозных организаций; социально-психологические аспекты деструктивных религиозных организаций; принципы, правила и требования безопасного поведения в социально опасных ситуациях, связанных с проявлениями религиозного экстремизма и направленных на противодействие экстремистской деятельности; формы и методы правовой защиты граждан от посягательств религиозных экстремистов.

б) уметь: оценивать возможный риск появления религиозного экстремизма на территории региона; классифицировать опасности деструктивных религиозных организаций и закономерности их проявления; владеть методикой контроля психики в случае манипулирования сознанием людей; оказывать помощь пострадавшим от сект и культов тоталитарной направленности.

Оценочно-коррекционный модуль определяет следующие аспекты разработанной модели: оценка и самооценка результатов; коррекция плана действий на основе полученного предметно рефлексивного результата.

Оценке и самооценке результатов на данный момент посвящено много литературы. Такое большое внимание, уделяемое этому вопросу, объективно обоснованно. Только в результате постоянно проводимого анализа и самоанализа работы педагога могут быть выявлены как недостатки, так и удачные моменты в ходе занятия, и, таким образом, появится возможность устранить первые и не упустить из вида вторые при проведении последующих занятий. Анализ проводится администрацией учебного заведения, а самоанализ и самооценка - самим преподавателем. Важнейшими педагогическими условиями для формирования умений являлись:

1. Перевод студента из объекта воспитания и обучения в субъект управления и самоуправления, опыт личностного роста в присутствии группы и преподавателя, что стимулирует дальнейшую работу личности над собой и является источником саморазвития, самовоспитания.

2. Применение уровневой дифференциации (программно-целевого уровня, организационно-деятельностного, оценочно-коррекционного).

3. Создание ситуаций личностного развития на занятиях курсу.

4. Освоение ценностного потенциала факультативного курса через собственную деятельность.

5. Актуализация развития рефлексивных умений студентов.

6. Готовность преподавателя к реализации личностно ориентированного подхода.

Ссылки:

1. Карьенов С.Р. Организационно-методические аспекты подготовки обучающихся к опасным и экстремальным ситуациям // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. № 2.

2. Безопасность жизнедеятельности: сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М., 1998.

References (transliterated):

1. Kar'enov S.R. Organizatsionno-metodicheskie aspekty podgotovki obuchayushchikhsya k opasnym i ekstremal'nym situ-atsiyam // Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. 2004. № 2.

2. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti: sb. normativnykh dokumentov po podgotovke uchashcheysya molodezhi v oblasti zash-chity ot chrezvychaynykh situatsiy. M., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.