Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
обучение / учебные умения / навыки / самостоятельность / творческий подход / мотивация.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макоева Е.Р., Курашинова А.Х.

Современное общество и рынок труда с ихпотрясениями и кризисами испытывают потребность в специалистах, способных быть гибкими, изобретательными умеющих творчески мыслить и самостоятельно пополнять запас знаний и принимать решения в соответствии с меняющейся обстановкой. Масштабность изменений, происходящих практически во всех сферах жизнедеятельности общества, обусловленных ускорением темпов его развития диктует необходимость подготовки личностей, способных к непрерывному самообучению, самовоспитанию и самообразованию. Вступление современного человечества в информационное общество навсегда изменило все сферы жизни и диктует ему свои правила существования. В этих условиях перед системой образования на всех его уровнях возникает потребность подготовки обучаемых к жизни в быстро меняющихся условиях, способных самообучаться на основе развитых у них навыков. Научный прогресс позволил человечеству значительно преуспеть в различных отраслях знаний и сферах деятельности человека. Вместе с тем следует отметить, что передовые технологии породили и некоторые противоречия, которые существенно сказались прежде всего на процессе обучения и образования. Главное противоречие заключается в том, что современные гаджеты, с одной стороны значительно облегчив получение и обработку информации и упростив тем самым учебный процесс, с другой стороны привели к утрате учащимися важных учебных умений, культуры умственного труда в том понимании, в котором она воспитывалась и проявлялась в отсутствие современных технологий и технических приспособлений. Эти обстоятельства послужили причиной обращения авторов к теме настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

МАКОЕВА Евгения Руслановна,

доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат философских наук, подполковник полиции, e-mail:ash-batsa@mail.ru

КУРАШИНОВА Анжела Хафановна,

старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат педагогических наук, e-mail: miss.kurashinova2011@yandex.ru

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Современное общество и рынок труда с ихпотрясениями и кризисами испытывают потребность в специалистах, способных быть гибкими, изобретательными умеющих творчески мыслить и самостоятельно пополнять запас знаний и принимать решения в соответствии с меняющейся обстановкой.

Масштабность изменений, происходящих практически во всех сферах жизнедеятельности общества, обусловленных ускорением темпов его развития диктует необходимость подготовки личностей, способных к непрерывному самообучению, самовоспитанию и самообразованию. Вступление современного человечества в информационное общество навсегда изменило все сферы жизни и диктует ему свои правила существования. В этих условиях перед системой образования на всех его уровнях возникает потребность подготовки обучаемых к жизни в быстро меняющихся условиях, способных самообучаться на основе развитых у них навыков.

Научный прогресс позволил человечеству значительно преуспеть в различных отраслях знаний и сферах деятельности человека. Вместе с тем следует отметить, что передовые технологии породили и некоторые противоречия, которые существенно сказались прежде всего на процессе обучения и образования.

Главное противоречие заключается в том, что современные гаджеты, с одной стороны значительно облегчив получение и обработку информации и упростив тем самым учебный процесс, с другой стороны привели к утрате учащимися важных учебных умений, культуры умственного труда в том понимании, в котором она воспитывалась и проявлялась в отсутствие современных технологий и технических приспособлений. Эти обстоятельства послужили причиной обращения авторов к теме настоящей статьи.

Ключевые слова: обучение, учебные умения,навыки,самостоятельность, творческий подход, мотивация.

MAKOEVA Evgenija Ruslanovna,

Docent the Department of State and Civil Disciplines of the North-Caucasian Institute for Continuing Education (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russian Federation, Candidate of Philosophical Sciences, Police lieutenant colonel

KURASHINOVA Anzhela Khafanovna,

Senior lecturer of the State, of State and Civil Law Disciplines Department North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia candidate of Pedagogic Sciences

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-9-239-242 NIION: 2018-0076-9/22-994 MOSURED: 77/27-023-2022-9-1192

THE PROBLEM OF THE EDUCATIONAL SKILLS FORMATION AMONG STUDENTS IN MODERN CONDITIONS

Annotation. Modern society and the labor market with their shocks and crises are in need of specialists who are able to be flexible, inventive, able to think creatively and independently replenish the stock of knowledge and make decisions in accordance with the changing environment.

The scale of the changes taking place in almost all spheres of society's life, due to the acceleration of the pace of its development, dictates the need to prepare individuals capable of continuous self-learning, self-education and self-education. The entry of modern humanity into the information society has forever changed all spheres of life and dictates its own rules of existence. In these conditions, the education system at all its levels faces the need to prepare students for life in rapidly changing conditions, capable of self-learning on the basis of their developed skills.

Scientific progress has allowed humanity to significantly succeed in various branches of knowledge and spheres of human activity. At the same time, it should be noted that advanced technologies have also generated some contradictions, which have significantly affected, first of all, the learning and education process.

The main contradiction lies in the fact that modern gadgets, on the one hand, greatly facilitated the receipt and processing of information and thereby simplified the educational process, on the other hand, led to the loss of important educational skills by students, the culture of intellectual work in the sense in which it was brought up and manifested in the absence of modern technologies and technical devices. These circumstances caused the authors to address the topic of this article.

Key words: training, learning skills, skills, independence, creativity, motivation.

Среди условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения, традиционно выделяют развитие инициативы, самостоятельности и раскрытие творческого потенциала обучаемых. Насколько бы доходчиво и полно ни был изложен материал во время занятий, без активной его переработки и поиска дополнительной информации до конца усвоить и осознать практическую значимость и межпредметные связи материала, его место в системе научных знаний невозможно. Больших высот в обучении, как правило, достигают те учащиеся, кто читает дополнительную литературу, задает вопросы и ищет ответы на них, а также те, у кого сформированы необходимые учебные умения. К таким умениям относятся: умения работать с первоисточниками, осуществлять поиск необходимой информации, измерительные умения, умение классифицировать предметы, явления и факты, выявлять в них различия и сходства, фиксировать информацию разными способами (текстовые и схематические записи), выделяя в ней главное и второстепенное и т.п.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы включить каждого обучающегося в деятельность, обеспечивающую формирование названных навыков с тем, чтобы обучаемый мог в дальнейшим самостоятельно добывать знания и использовать их для решения тех или иных жизненных задач.

В современных условиях, когда приветствуется умение работать с возрастающим потоком информации в условиях многозадачности, дости-

жение этой цели приобретает особую актуальность. Современному рынку труда нужны специалисты, которые могут мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно, инновационно.

Между тем современный мир с его новыми технологиями порождает некоторые противоречия, которые существенно сказываются на процессе обучения.

Главное противоречие заключается в том, что современные гаджеты, с одной стороны значительно облегчив получение и обработку информации и упростив тем самым учебный процесс, сделав его более экономным с точки зрения затрат времени и усилий как учащихся, так и педагогов, с другой стороны создали предпосылки для утраты учащимися важных учебных умений, культуры умственного труда в том понимании, в котором она воспитывалась и проявлялась в отсутствие современных технологий и технических приспособлений. Отсутствие или по крайней мере недостаточная сформированность системности, глубины и широты мышления при его выраженной «клипо-вости», слабая аналитико-синтетическая функция, нетренированная память, зачастую скудость воображения, ригидность мыслительных процессов учащихся - те негативные последствия, которые во многом являются порождением излишней приверженности наших современников к использованию передовых технологий.

Современная дидактика определяет обучение как двусторонний процесс, эффективность которого зависит не только от усилий педагога, но

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

и от встречной активности учащихся. В этой связи среди ведущих практических задач, решаемых преподавателем в реальном процессе обучения, является стимулирование этой активности, пробуждение познавательного интереса обучаемых.

Несмотря на то, что теоретические основы проблемы активизации познавательной деятельности обучаемых достаточно хорошо изучены, на наш взгляд, практика показывает, что современным учащимся, будь то школьники или студенты, зачастую не хватает элементарных учебных умений (например, применять таблицу умножения без опоры на гаджет), не говоря уже о навыках самостоятельного учения.

Самостоятельность и активность в обучении две взаимосвязанные категории. Самостоятельные действия всегда подразумевают определенную активность. В процессе обучения, построенном на идее активизации познавательной деятельности, необходимо использовать такие приемы и методы, которые заставляли бы обучаемого мыслить самостоятельно, не обращаясь к готовым решениям, которые предлагают умные технологии. Информационные технологии исключить из жизни современных учащихся невозможно, да и не нужно. Они необходимы как аналоги библиотек, книг, которые некогда были основным источником информации. Но работа с источниками, будь они на бумажном или на электронном носителе, не может строиться на простом копировании или воспроизведении. Обращаясь к гаджетам, учащийся ищет, как правило, готовые решения, «берет информацию в готовом виде, не обнаруживая ни критического мышления, ни аналитического подхода к полученному материалу» [3]. Но при таком положении вещей упускается главное -сам процесс добывания знаний, понимание того, как человечество пришло к этому знанию, какие закономерности лежат в основе знания, как оно связано с другими сферами знаний и т.п. Как бы банально ни звучало, но здесь уместно вспомнить известную мудрость о том, что можно дать человеку рыбу, и он будет накормлен на день, но если научить его ловить рыбу, то он буде накормлен всегда. Обобщенные знания, получаемые учащимся при правильной организации процесса учения и обучения, позволят ему самообразовываться во всех ситуациях, когда этого будет требовать жизнь.

Еще одной проблемой, порождаемой слишком большой приверженностью современных учащихся к гаджетам и технологиям, являются недостатки в их языковой подготовке. Речь, конечно, идет о русском языке. Утрачена «красота и разнообразие речи, современный ритм жизни заставляет людей помещать свои размышления в ограниченное количество символов, данное создате-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

лями социальных сетей и гаджетов, так рождается сленг, в который все больше внедряются иностранные слова. [2].

Наблюдения показывают, что речь современных учащихся зачастую характеризуется скудостью словарного запаса, непониманием структуры и грамматики языка как главного инструмента познания.

Между тем процесс обучения немыслим без должного поступательного пополнения словарного запаса, работы с научными терминами, которые по мере перехода на более высокие ступени обучения усложняются, и упущения предыдущих этапов обучения создают дальнейшие сложности в познавательной деятельности учащихся. Владение русским языком выступает как метапредмет-ное знание, т.е. как универсальное учебное умение.

Недостаточное знание русского языка сказывается и на мышлении учащихся, поскольку он является, по сути, материализованной формой мышления. Слово - это понятие, а понятие - это одна из форм мышления. Н. Буало, подчеркивая связь мышления и языка, говорил: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

Бросающейся в глаза отличительной особенностью мышления молодых людей является его «клиповость». Она заключается в неспособности многих молодых людей воспринимать длинные тексты, поверхностность, торопливость мышления, неумение вникать в суть явлений и фактов, выявлять их причины и последствия и т.п. Качество и эффективность обучения зависят от наличия как раз противоположных навыков.

Сегодня приходится признать, что активное и даже агрессивное внедрение в нашу жизнь гаджетов, при всех их плюсах, и развившаяся у современных молодых людей зависимость от них негативно сказались на процессе формирования учебных умений обучаемых.

Чтобы получаемые знания были действенными, необходимо вооружить обучаемого умениями и навыками «более высокого уровня обобщения, обладающими свойством широкого переноса» [4, С. 11]. К таким умениям относятся умение работать с учебной и научной литературой, проводить наблюдения, обобщать информацию и формулировать выводы, моделировать и строить гипотезы, умение не только называть явления и сообщать факты, но и объяснять их и прочее.

Формируются такие умения только при определенных условиях, к которым прежде всего относятся специальные методики обучения, направленные на активизацию и пробуждение познавательного интереса и самостоятельности учащихся, формирование правильной учебной мотивации. Но как показывает практика, зачастую

простое живое общение учащихся с педагогом и между собой вытесняется интересом к гаджетам, что не может не сказываться на качестве обучения. Да, обойтись без современных информационных технологий невозможно, но надо прививать учащимся культуру их грамотного использования, чтобы это не шло в ущерб их психическому здоровью и умственному развитию. «Только в этом случае гаджеты будут помогать правильному развитию подростков, а также значительно упростят учебу, делая ее намного интересней» [1].

Список литературы:

[1] Гаджеты в жизни школьника: плюсы и минусы.URL: https://plusiminusi.ru/gadzhety-v-zhizni-shkolnika-plyusy-i-minusy/ (дата обращения: 06.10.2022)

[2] Горяева, Ю. В. Об актуальности изучения русского родного языка / Ю. В. Горяева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 239-240. — URL: https://moluch. ru/archive/266/61492/ (дата обращения: 06.10.2022).

[3] Курашинова А.Х. Гаджетомания и проблемы развития личности. // Историческая и соци-

ально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-1. С. 180-182.

[4] Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. - М.: Знание, 1987 - 80 с., С. 11.

Spisok literatury:

[1] Gadzhety v zhizni shkol'nika: plyusy i minusy. URL: https://plusiminusi.ru/gadzhety-v-zhizni-shkolnika-plyusy-i-minusy/ (data obrash-cheniya: 06.10.2022)

[2] Goryaeva, YU. V. Ob aktual'nosti izucheniya russkogo rodnogo yazyka / YU. V. Goryaeva. — Tekst: neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. — 2019.

— № 28 (266). — S. 239-240. — URL: https://moluch. ru/archive/266/61492/ (data obrashcheniya: 06.10.2022).

[3] Kurashinova A.H. Gadzhetomaniya i prob-lemy razvitiya lichnosti. // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016. T. 8. № 5-1. S. 180-182.

[4] Usova A.V., Bobrov A.A. Formirovanie u uchashchihsya uchebnyh umenij. - M.: Znanie, 1987

- 80 s., S. 11.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.