13. РАЗНОЕ
13.1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Курашинова Анжела Хафановна, канд. пед. наук. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин.
Шхагапсоева Мариана Хасановна, канд. пед. наук. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: miss.kurashinova2011@yandex.ru
Аннотация: Вот уже несколько десятилетий российское общество активно обновляется. Реформы происходят во всех сферах общества, в том числе и в образовании. К сожалению не все они приносят положительные плоды, и об этом свидетельствует качество выпускаемых сегодня специалистов. Справедливости ради следует отметить, что данная проблема имеет глобальные масштабы и корнями уходит в проблемы общества в целом. Утрата обществом духовных ориентиров, социально-экономические трудности, недальновидность чиновников от образования - это лишь неполный перечень причин, порождающих современное положение вещей в российском образовании. В то же время ускорение ритма жизни и потока информации, научно-технический прогресс не позволяют стоять на месте, диктуют необходимость повышения качества профессиональной подготовки. А между тем, практика показывает, что сегодня вузы выпускают все меньше специалистов, способных к творческому осмыслению профессии. Одним из системообразующих компонентов профессионализма в этом смысле является мышление специалиста-педагога, от которого зависит профессиональное миропонимание, новое отношение к профессионально-педагогической деятельности. Проблема профессионального мышления педагога является одной из ведущих и фундаментальных тем в педагогической психологии. Ее значимость и актуальность определяется той ролью, которое педагогическое мышление играет в организации деятельности педагога, его профессиональном поведении и общении.
Ключевые слова: мышление, виды мышления, профессиональное мышление, педагогическое мышление, развитие мышления.
MODERN APPROACHES TO THE ANALYSIS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL THINKING
Kurashinova Anzhela Khafanovna, PhD in Pedagogics. Position: associate Professor. Place of employment: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: North Caucasian institute for Advanced Studies. Department: state and civil-law disciplines.
Shkhagapsoeva Mariana Khasanovna, PhD in Pedagogics. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar universi-
ty of MIA Russia. Branch: North Caucasian institute for Advanced Studies. Department: organization of law enforcement. E-mail: miss.kurashinova2011@yandex.ru
Annotation: For several decades, Russian society actively updated. Reforms are taking place in all spheres of society, including in education. Unfortunately, not all of them will bring positive results, and this is evidenced by the quality professionals today. In fairness it should be noted that this problem is global in scope and rooted in the problems of society as a whole. The society has lost the spiritual orientation, socio-economic difficulties; the shortsightedness of officials from the education is only a partial list of the causes of the current situation in Russian education. At the same time the acceleration of life rhythm and the flow of information, scientific-technical progress does not allow you to stand still dictate the need to improve the quality of vocational training. Meanwhile, the practice shows that today, universities have produced less of specialists capable of creative understanding of the profession. One of the key components of professionalism in this sense is the thinking of the specialist teacher, which depends on professional Outlook, a new attitude to vocational and educational activities. The problem of professional thinking of the teacher is one of the leading and fundamental themes in educational psychology. Its significance and relevance is determined by the role that pedagogical thinking plays in the organization of activities of the teacher, his professional behavior and communication. Keywords: thinking, types of thinking, professional thinking, pedagogical thinking, development of thinking.
Мышление изучается с разными дисциплинами, поэтому имеет достаточно большое количество дефиниций. С гносеологической точки зрения под мышлением понимается обобщенное отражение действительности человеческим мозгом. С физиологической точки зрения - идеальное проявление высшей нервной деятельности мозга. Философию интересует, прежде всего, ответ на вопрос, можно ли постичь реальность с помощью тех или иных форм мышления. Уделяют внимание мышлению и такие науки, как формальная логика и психология. Первую интересуют, прежде всего, формы мышления, вторую - сам мыслительный процесс, результатом которого и являются понятия, суждения, умозаключения и т.д.
Исследованию проблематики мышления в отечественной психологии начало было положено работой Л.С. Выготского «Мышление и речь» [1], в которой автор указывает, что мышление, как обобщенное отражение действительности обеспечивает «высшие, присущие человеку формы психологического общения».
П.Я. Гальперин [2], рассматривает проблему мышления в контексте теории поэтапного формирования умственных действий.
С.Л. Рубинштейн [3, с. 337] уделяет внимание анали-тико-синтетической деятельности мышления.
В современных словарях мышление определяется «как психологический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека, как целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли, .... как процесс опосредованного и обобщенного познания человеком объективной действительности, это функция человеческого мозга, особое
АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Курашинова А.Х. Шхагапсоева М.Х.
проявление его рефлекторной, аналитико-синтетической деятельности» [4].
В философской энциклопедии отмечается, что «мышление представляет собой процесс решения проблем, ... предполагает активную конструктивную деятельность по переконструированию исходных данных, их расчленению, синтезированию и дополнению. Мышление может быть направлено либо на понимание реальных обстоятельств, либо на достижение практического результата» [5, с. 626]. Полагаем, что в первом случае речь идет о теоретическом осмыслении явлений окружающего мира, во втором - о его практической направленности, позволяющей решать конкретные задачи, составлять проекты действий.
Говоря о значении мышления в жизни человека авторы (М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович) [6, с. 114], отмечают, что «мышление позволяет устанавливать как наглядные связи, отношения объектов и явлений, так и их сущность». Из этого следует, что можно определить разные виды мышления, основываясь на выделении его внутренних процессов и внешних действий, чувственных и нечувственных компонентов. Отсюда принято говорить о мышлении, основанном на перцептивных действиях; мышлении с помощью наглядных представлений, сочетание, расчленение и синтез которых выступают как средства решения проблем; мышление на основе языка, выражаемое в виде внешней или внутренней речи, размышления «в уме», «про себя». В последнем в большей степени представлена абстракция как способ умственной активности.
Часто в философии мышление противопоставляется опыту. Однако, как справедливо отмечал Г. Гегель в своем труде «Наука логики», «мышление не противостоит опыту, а опирается на него».
В научной литературе встречается описание разных способов мышления: конкретного и абстрактного; аналитического и синтетического; дивергентного и конвергентного (предполагающих использование таких операций, как анализ и синтез); теоретического и практического.
Отдельное внимание уделяется вопросу об условиях, способствующих развитию мышления.
Согласно Э.Г. Юдину [7], условием, при котором развивается мышление являются различные виды деятельности, но особую роль в его развитии играет обучение, но только то, которое особым образом продуманно, организованно. Сегодня тот факт, что на развитие мышления существенное влияние оказывает проблемный подход в обучении, не требует доказательств, это неоднократно проверено практикой. Мышление активизируется в ситуации возникновения проблемной ситуации. Проблемная ситуация представляет собой определенным образом сформулированную задачу, в решение которой включается субъект деятельности. Приступая к решению задачи, субъект анализирует ее условия, затем определяет способы решения, предвосхищая при этом результат. В деятельности специалисту приходится решать множество профессиональных задач. Успешность их решения находится в зависимости от уровня развития профессионального мышления.
Предпосылкой появления термина «профессиональное мышление» явилась интеллектуализация труда, вызванная научно-технической революцией, начавшейся с середины XX века. Принято говорить о техническом мышлении инженера, медицинском мышлении
врача, пространственном мышлении архитектора, образно-художественном мышлении деятелей искусства, педагогическом мышлении педагога и т.п.
В каждом из названных случаев имеют в виду не только те особенности мышления, которые позволяют представителям тех или иных специальностей успешно решать профессиональные задачи, но и общее интеллектуальное развитие, способность видеть суть проблемы, антиципацию и т.д.
С учетом сказанного можно констатировать, что сам процесс профессиональной подготовки должен опираться на соответствующие технологии и информационные модели обучения, имеющие своей целью передачу обучаемому системы профессионально востребованных знаний и организацию их усвоения.
Специалист с развитым профессиональным мышлением обладает способностью к обобщенному отражению в своем сознании значимых фактов, явлений, процессов в их необходимых существенных связях и отношениях, характерных для данного вида деятельности. Не является исключением и педагогическое мышление, которое, проникая в закономерную природу фактов и явлений, с которыми ему приходится иметь дело, позволяет проектировать дальнейший педагогический процесс и добиваться на практике оптимальных результатов.
Педагогическое мышление имеет свои особенности, одной из которых является его диалектичность. Т.е. оно всегда направлено на разрешение различного рода противоречий: между новыми задачами, которые возникают перед личностью, и имеющимся уровнем её развития; между требованиями общества к совершенствованию личности и реальным состоянием процесса; между установкой на активность и самостоятельность личности в процессе обучения и пассивным состоянием субъектов образовательного процесса и др.
Педагогическое мышление также отличается системностью, поскольку оно является отражением всей системы обучения и воспитания. В педагогической практике часто используются такие понятия, как «система обучения», «система воспитания», «система принципов» и т.д. Поэтому само педагогическое мышление должно носить системный характер. Это значит, что педагог должен быть способен к целостному восприятию педагогического процесса, во взаимосвязи его структурно-функциональных компонентов и различного рода отношений.
Наряду с названными особенностями педагогического мышления выделяют его творческую направленность, которая определяет ориентацию специалиста на нестандартные способы их разрешения возникающих в деятельности противоречий. Творческий характер деятельности педагога проявляется в том, что ему ежедневно приходится иметь дело с различными ситуациями, индивидуальными особенностями субъектов учебно-воспитательного процесса, и это требует отхода от традиционного способа действия, критичности и самостоятельности мышления.
Конечно, педагогическое мышление отличается и целенаправленностью, поскольку сама деятельность всегда связана с постановкой новых целей, решением новых задач, учетом новых обстоятельств и условий деятельности.
Мышление специалиста-педагога должно отличаться также гибкостью, глубиной, мобильностью, быстротой, и главное - точностью, поскольку ошибки в педагогической деятельности обходятся очень дорого.
Становление педагогического мышления специалиста должно происходить на этапе вузовского обучения, которое, не ограничиваясь формированием у студентов системы теоретических знаний и практических умений, также должно способствовать овладению ими логикой педагогического мышления. С этой целью должна применяться специальная технология обучения решению различного рода педагогических задач, которая может рассматриваться как методика обучения педагогическому анализу (педагогическому мышлению).
В свою очередь формирование педагогического мышления находится в прямой зависимости от наличия у субъекта мотивации достижения успеха, которая свидетельствует о ценностном отношении индивида к себе как к личности и субъекту деятельности [8, с. 118]. Кроме того, выделяют и индивидуально-психологические причины (низкая работоспособность, слабая нервная организация и др.), организационно-технологические (непродуманное построение учебных планов и программ, нерациональное распределение учебного времени и т.п.); когнитивно-методические (недостаточный теоретический уровень преподавания, низкая методическая подготовленность педагогов, низкий уровень педагогических требований и т.п.); материально-технические и материально-бытовые; социально-групповые (отсутствие творческой атмосферы в академической группе, на кафедре, ограниченность или бедность интеллектуального общения, непродуманность приемов стимулирования познавательной деятельности и т.п.).
Факторов, которые препятствуют развитию профессионально-педагогического мышления начинающих специалистов, достаточно много. Но желание развиваться в профессии, а также осознанная целенаправленная деятельность по формированию педагогического мышления, как одного из ведущих инструментов деятельности, может ослабить влияние негативных факторов. Но данную проблему частными мерами не решить - необходим комплекс мер по изменению программ обучения, качества подготовки вузовских педагогов, решения ряда социально-экономических проблем и пр.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
2. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2000. - 720 с.
4. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинчен-ко, Б. Мещерякова. - М., 1996. - 440 с.
5. Новая философская энциклопедия: В 4 т. - М.: Мысль, 2002 . - С. 626.
6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов. - Мн.: Изд-во БГУ, 1981. - С. 114.
7. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М., 1997. - 444 с.
8. Курашинова А.Х. Мотивация достижения как фактор профессионального становления // Современный ученый. № 4, 2017, С. 118-120.
Рецензия
на научную статью «Современные подходы к анализу профессионально-педагогического мышления», подготовленную доцентом кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Курашиновой А.Х. и преподавателем кафедры организации правоохранительной деятельности Шхагапсоевой М. X. СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
В своей статье авторы обращаются к актуальной проблеме. В наши дни, когда происходит активное обновление и серьезные перемены во всех сферах общества, необходима подготовка педагогических кадров, способных к решению актуальных задач образования. Сегодня вузы выпускают все меньше специалистов, способных к творческому осмыслению профессии. Одним из системообразующих компонентов профессионализма в этом смысле является мышление специалиста-педагога, от которого зависит профессиональное миропонимание, новое отношение к профессионально-педагогической деятельности.
В научной статье авторы обосновывают актуальность заявленной темы, рассматривают разные подходы к анализу профессионально-педагогического мышления, а также условия его развития.
Научная статья изложена ясным, доступным языком, текст отличается грамотной структурой и последовательностью, статья снабжена достаточным количеством литературных источников.
Считаем, что научная статья «Современные подходы к анализу профессионально-педагогического мышления» отвечает предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к публикации в журнале, рекомендованном ВАК.
Доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин СКИ(ф) КрУ МВД России, кандидат педагогических наук, подполковник полиции А.Р.Манукян
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;
Оригинальность текста - 89,51%