Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / готовность / студенты вуза / иноязычная коммуникация / немецкий язык / formation / readiness / university students / foreign language communication / German

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веденеева Ольга Анатольевна, Кашуба Инесса Валерьевна

В данной статье рассматривается проблема формирования готовности студентов вуза к иноязычной коммуникации. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме. Выводы говорят о том, что иноязычная коммуникация является одним из важных элементов процесса обучения немецкому языку. Развитие коммуникативной компетенции у студентов является неотъемлемым требованием образовательной подготовки. Для достижения готовности будущего специалиста к иностранной коммуникации, необходимо определить понятие "готовность студентов вуза к иноязычной коммуникации" и рассмотреть особенности ее формирования в педагогической системе. В статье также представлены различные подходы к данной проблеме, которые используют преподаватели вуза и учителя иностранного языка. Освещены сложности, связанные с организацией работы с носителями языка на занятиях по иностранному языку. Предложены методы и приемы, способствующие достижению необходимого результата. В статье также рассматриваются альтернативные способы организации коммуникативного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веденеева Ольга Анатольевна, Кашуба Инесса Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problem of formation of university students of readiness for foreign language communication. An analysis of the psychological and pedagogical literature on this issue was carried out. The findings suggest that foreign language communication is one of the important elements of the German language teaching process. The development of communicative competence in students is an essential requirement of educational preparation. To achieve the readiness of a future specialist for foreign communication, it is necessary to define the concept of "readiness of university students for foreign language communication" and consider the features of its formation in the pedagogical system. The article also presents various approaches to this problem, which are used by university teachers and foreign language teachers. The difficulties associated with the organization of work with native speakers in the classroom in a foreign language are highlighted. Methods and techniques are proposed that contribute to the achievement of the desired result. The article also discusses alternative ways of organizing communicative interaction.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

Педагогика

УДК 378.2

аспирант Веденеева Анна Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Веденеева Ольга Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Кашуба Инесса Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования готовности студентов вуза к иноязычной коммуникации. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме. Выводы говорят о том, что иноязычная коммуникация является одним из важных элементов процесса обучения немецкому языку. Развитие коммуникативной компетенции у студентов является неотъемлемым требованием образовательной подготовки. Для достижения готовности будущего специалиста к иностранной коммуникации, необходимо определить понятие "готовность студентов вуза к иноязычной коммуникации" и рассмотреть особенности ее формирования в педагогической системе. В статье также представлены различные подходы к данной проблеме, которые используют преподаватели вуза и учителя иностранного языка. Освещены сложности, связанные с организацией работы с носителями языка на занятиях по иностранному языку. Предложены методы и приемы, способствующие достижению необходимого результата. В статье также рассматриваются альтернативные способы организации коммуникативного взаимодействия.

Ключевые слова: формирование, готовность, студенты вуза, иноязычная коммуникация, немецкий язык.

Annotation. This article deals with the problem of formation of university students of readiness for foreign language communication. An analysis of the psychological and pedagogical literature on this issue was carried out. The findings suggest that foreign language communication is one of the important elements of the German language teaching process. The development of communicative competence in students is an essential requirement of educational preparation. To achieve the readiness of a future specialist for foreign communication, it is necessary to define the concept of "readiness of university students for foreign language communication" and consider the features of its formation in the pedagogical system. The article also presents various approaches to this problem, which are used by university teachers and foreign language teachers. The difficulties associated with the organization of work with native speakers in the classroom in a foreign language are highlighted. Methods and techniques are proposed that contribute to the achievement of the desired result. The article also discusses alternative ways of organizing communicative interaction.

Key words: formation, readiness, university students, foreign language communication, German.

Введение. В данной статье исследуется определение понятия "готовность студентов вуза к иноязычной коммуникации" и особенности ее формирования в педагогической системе. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) обосновывает необходимость формирования у обучающихся основной школы готовности к иноязычной коммуникации. Из ФГОС ВО следует, что иноязычная коммуникация является важным компонентом образовательного процесса и требует развития коммуникативной компетенции у будущих специалистов.

Формирование готовности студентов вуза к иноязычной коммуникации предполагает создание условий для развития языковых и коммуникативных навыков, а также культурной компетенции в контексте изучаемого иностранного языка. Для достижения этой цели в педагогической практике используются различные подходы и методы.

Одним из основных подходов к формированию готовности к иноязычной коммуникации является коммуникативно-ориентированный подход, который акцентирует внимание на развитии у студентов вуза коммуникативных навыков и умений. В рамках этого подхода большое значение придается организации активной речевой деятельности обучающихся, использованию коммуникативных задач и игровых форм работы на практических занятиях по иностранному языку [5, 6]. Например, можно проводить ролевые игры, дискуссии, презентации, проектные работы, где обучающиеся будут применять свои знания и навыки в реальных коммуникативных ситуациях.

Изложение основного материала статьи. Важным аспектом формирования готовности к иноязычной коммуникации является работа с носителями языка. Встречи с носителями языка позволяют студентам практиковать свои языковые навыки в живых коммуникативных ситуациях, а также расширить свои культурные знания о стране, языке и традициях носителя. Организация гостевых занятий, обмены с иностранными школами, использование средств телекоммуникации для общения с носителями языка - все это способы обеспечить взаимодействие студентов с носителями языка.

Кроме того, важно использовать разнообразные методы и приемы, способствующие активизации учебной деятельности и мотивации студентов. Использование интерактивных технологий, игр, мультимедийных материалов, аутентичных текстов и аудиоматериалов позволяет сделать занятия более интересными и позволяет будущим специалистам активно взаимодействовать с языком.

В целом, формирование готовности к иноязычной коммуникации требует системного и комплексного подхода, включающего в себя использование различных методов, приемов и средств обучения. Основная задача педагогов состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для развития коммуникативной компетенции студентов вуза и помочь им стать активными и успешными участниками межкультурного общения.

Определение "готовность" является предметом исследования в педагогике, психологии, социологии и других науках, однако разные авторы трактуют его по-разному. Исходя из анализа научных исследований Б.М. Колосова, можно выделить два подхода к определению понятия "готовность к деятельности": личностный и функциональный подходы (Д.Н. Узнадзе, Б.Д. Парыгин) [2]. В рамках личностного подхода готовность представляет собой проявление индивидуальных качеств личности, которые определены эффективным характером деятельности с высокой результативностью. Функциональный подход рассматривает готовность как определенное психическое состояние индивида.

Психологическая готовность, согласно Б.Д. Парыгину, определяется как состояние "наивысшей вариабельности и максимальной включенности творческих сил и способностей субъекта в деятельность" [3, С. 98].

Сравнивая определения готовности, предложенные различными учеными, можно отметить их разнообразие. Готовность в науке определяется как:

- динамическое развивающееся качество личности, проявляющееся на субъективном уровне деятельности;

- сложное качество личности, проявляющееся в способности ставить и решать задачи в условиях профессиональной деятельности;

- состояние личности, позволяющее ей успешно вступить в профессиональное сообщество и быстро развиваться в профессиональном отношении;

- сложное, многокомпонентное формирование личности;

- целостное формирование личности;

- свойство личности, обусловленное мотивами, потребностями, совокупностью интересов, адекватной оценкой своих способностей, знаний и умений.

Сопоставление этих определений приводит к выводу, что в отношении готовности существуют два подхода: функциональный и деятельностный. Приверженцы функционального подхода (главным образом психологи) рассматривают данную категорию как особое психическое состояние. Сторонники деятельностного подхода определяют готовность как качество личности, сложное формирование, связанное с определенной компетентностью и образованностью, обеспечивающие успех в деятельности.

Следуя деятельностному подходу в нашем исследовании, мы определили готовность студентов вузов к иноязычной коммуникации как динамически развивающиеся качества личности будущего специалиста, включающие потребность в иноязычной коммуникации, способность приобретать социокультурную информацию о стране изучаемого языка с помощью преподавателя и самостоятельно, а также инициативность в иноязычной коммуникации.

Изучение проявлений готовности студентов вуза к иноязычной коммуникации является сложным делом. Выявление способов поведения и деятельности, основанных на проявлениях специфических особенностей готовности студентов вуза к иноязычной коммуникации возможно только при использовании специально подобранного дидактического материала на практических занятиях английского языка, разработанного комплекса, а также при наличии благоприятных условий и высокого уровня взаимоотношений между преподавателем и студентом. Применение деловых игр на занятиях по немецкому языку предоставляет преподавателю широкие возможности и может использоваться различными способами. И.А. Сверликова, которая указывает на необходимость четко представлять вид и тип используемой деловой игры в процессе обучения [6]. И.А. Сверликова отмечает, что необходимо выбирать игры, которые явно соответствуют учебной задаче. Не всегда игровое моделирование диалога на иностранном языке способствует формированию готовности к иноязычной коммуникации. Игровые технологии гибки и позволяют студентам проявить творческую активность и повысить общую мотивацию к изучению предмета. Однако, занятия не должны полностью основываться на игровых технологиях, их использование наиболее эффективно при раскрытии определенного элемента учебного занятия.

Еще одну методику, рассмотренную нами, предложила С.Н. Левандовская [4]. Управление процессом формирование готовности к иноязычной коммуникации является важным для каждого преподавателя. С.Н. Левандовская предлагает использовать потенциал сетевых компьютерных игр для формирования готовности обучающихся к иноязычной коммуникации, так как современные учащиеся могут легко взаимодействовать с носителями языка через них. Кроме того, использование компьютерных игр помогает решить мотивационную проблему: обучающиеся активно участвуют в играх и коммуницируют с иностранными игроками, особенно в командных играх. Сетевые компьютерные игры можно отнести к "аутентичным материалам", и они значительно облегчают работу преподавателю по формированию готовности к иноязычной коммуникации. Следует отметить, что использование элементов и механик видеоигр в обучении называется геймификацией. В широком смысле слова, геймификация является игровой технологией, но ее использование включает и другие аспекты, такие как создание системы наград, задач и целей, чтобы сделать процесс обучения более интерактивным и увлекательным для обучающихся.

В целом, этот подход имеет свои преимущества. Обучающиеся активно взаимодействуют с носителями языка в процессе компьютерных игр, что повышает их мотивацию для изучения иностранного языка и другие коммуникативные навыки. Однако данная методика не обеспечивает полного погружения обучающихся в культурную среду носителя языка и не развивает способности использовать язык в обычных ситуациях общения. Кроме того, лексика, применяемая в сетевых компьютерных играх, является специфической и не всегда применима для обычных диалогов с носителем языка.

Другой автор, Л.А. Разбойкина, предлагает использовать аутентичные материалы в процессе обучения, чтобы формировать готовность к иноязычной коммуникации [4]. Она считает, что использование таких материалов является наиболее простым способом достичь результатов, близких к общению с носителями языка на практических занятиях. Аутентичные материалы могут включать тексты (книги, песни, стихи, статьи), видеофайлы (блоги, рекламные ролики, интервью) и изображения (комиксы, рекламные баннеры).

Л.А. Разбойкина отмечает, что можно использовать несколько видов аутентичных материалов, размещая их на разных этапах занятия. Например, можно начать с прослушивания аутентичных аудиозаписей для развития навыков аудирования и понимания речи носителей языка. Затем можно предложить статью или текст для чтения, чтобы развить навыки чтения и понимания письменного материала. Для развития навыков говорения можно использовать видеофайлы с диалогами или интервью, чтобы обучающиеся могли анализировать и повторять высказывания носителей языка.

Преимущество использования аутентичных материалов заключается в том, что они представляют реальные ситуации использования языка и помогают обучающимся развивать навыки, необходимые доя общения с носителями языка в реальных жизненных ситуациях. Кроме того, аутентичные материалы позволяют познакомить обучающихся с культурными особенностями и контекстом использования языка.

Оба подхода имеют свои преимущества и могут быть эффективными в обучении иностранному языку. Окончательный выбор методики зависит от целей обучения, особенностей группы обучающихся и доступных ресурсов. Некоторые преподаватели могут комбинировать эти подходы, используя как сетевые компьютерные игры, так и аутентичные материалы, чтобы создать разнообразные и интересные занятия.

Продолжая рассмотрение методик формирования готовности к иноязычной коммуникации, стоит обратить внимание на подход А.Г. Белимовой, который акцентирует внимание на личностно-коммуникативном обучении [1]. Она рассматривает его как систему, где преподаватель ставит развитие коммуникативных навыков обучающихся в центр внимания, с учетом их личностных особенностей и участия в процессе обучения.

Одним из факторов мотивации и повышения навыков иноязычного общения, по мнению А.Г. Белимовой, является использование ролевых игр на практических занятиях иностранного языка. Ролевая игра позволяет обучающимся "примерить" определенную роль, заранее оговоренную в учебном контексте. Этот метод имитирует реальные ситуации общения на иностранном языке и способствует более активному вовлечению обучающихся в процесс изучения языка.

Использование ролевых игр на практических занятиях иностранного языка дает преподавателю возможность создавать "ситуации общения", в которых обучающиеся могут применить свои навыки иноязычного общения. Это помогает повысить общие коммуникативные навыки, включая умение выражать свои мысли и вести диалог на иностранном языке.

Однако следует отметить, что ролевая игра имеет свои ограничения. Обучающиеся не погружаются полностью в иностранную культуру и ограничиваются своими представлениями и менталитетом, что может снизить уровень погружения в иноязычную среду. Также важно отметить, что использование ролевых игр не гарантирует полного развития готовности к иноязычной коммуникации у обучающихся, однако способствует развитию общих коммуникативных навыков.

В итоге, выбор методики формирования готовности к иноязычной коммуникации зависит от целей обучения, профессиональной направленности будущих специалистов и доступных ресурсов. Комбинирование различных методик, таких как использование деловых игр, сетевых компьютерных игр, аутентичных материалов и ролевых игр, может быть эффективным способом создания разнообразных и интересных практических занятий, способствующих развитию навыков иноязычной коммуникации у студентов.

Выводы. Итак, в ходе нашего исследования мы рассмотрели различные подходы к решению проблемы формирования готовности к иноязычной коммуникации на практических занятиях по немецкому языку, которые используются преподавателями вузов и практикующими учителями иностранных языков. Они выделяют определенные сложности, связанные с организацией работы с носителями языка на занятиях иностранного языка, и предлагают альтернативные методы коммуникативного взаимодействия, такие как деловые, ролевые игры, использование аутентичных материалов и внедрение нестандартных подходов к обучению, включая элементы геймификации.

Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки, и выбор конкретной методики зависит от целей обучения, профессиональной направленности будущих специалистов и ресурсов, доступных преподавателю. Однако, важно понимать, что формирование готовности к иноязычной коммуникации требует комплексного подхода и комбинации различных методов и стратегий. Сочетание разнообразных методик, обеспечивающих активное участие обучающихся в процессе обучения и их практическую активность, может способствовать более эффективному развитию навыков иноязычной коммуникации.

В дальнейших исследованиях можно обратить внимание на эффективность конкретных методик в различных контекстах обучения и провести сравнительный анализ их влияния на развитие коммуникативных навыков обучающихся. Это позволит преподавателям вузов более осознанно выбирать и адаптировать методики для достижения наилучших результатов в формировании готовности к иноязычной коммуникации у будущих специалистов.

Литература:

1. Белимова, А.Г. Английский в школе / А.Г. Белимова. - URL: https://www.titul.ru/englishatschool (дата обращения: 21.12.2022)

2. Колосов, Б.М. Готовность к деятельности в психологии / М.Б. Колосов. - URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1408.html (дата обращения: 21.12.2022)

3. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. - СПб.: СПб ГУП, 1999.-592 с.

4. Педсовет. - URL: https://pedsovet.org/ (дата обращения: 21.12.2022)

5. Сайгушев, Н.Я. Профессиональная подготовка студентов вузов к вожатской деятельности на основе контекстного подхода/Н.Я. Сайгушев, O.A. Веденеева//Гуманитарно-педагогические исследования. -2018,- Т.2. -№4.-С. 6-11

6. Сверликова, И.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам/И.А. Сверликова-URL: https://nsportal.ru/irina-sverlikova (дата обращения: 21.12.2022)

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СУЩНОСТЬ ГУМАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

СОВРЕМЕННОЙ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению феноменов гуманизации и гуманитаризации образования, их роли в развитии современного отечественного высшего профессионального образования. В работе проанализированы указанные направления развития современного образования, обоснована необходимость их учета при реализации профессиональной подготовки специалиста на современном этапе.

Ключевые слова: гуманизация образования, гуманистический подход, принцип гуманизма, гуманитаризация образования, профессиональная подготовка будущих специалистов.

Annotation. The article is devoted to the study of the phenomena of humanization and humanitarization of education, their role in the development of modern Russian higher professional education. This paper analyzes these trends of development of modern education, the necessity of their consideration in the implementation of professional training at the present stage.

Key words: humanization of education, the humanistic approach, the principle of humanism, humanization of education, professional training of future specialists.

Введение. Одними из важнейших принципов, отражающих современные общественные тенденции в сфере функционирования высшего образования, являются гуманизация и гуманитаризация образования. Эти тенденции развития современного образования имеют важное научное и практическое значение и вызывают активный интерес ученых в области педагогики. Проблемам гуманизации и гуманитаризации посвящены работы Б.Т. Ананьева, А.Г. Асмолова, В.Ф. Взятышева, О.В. Долженко, В.П. Лежникова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Пахомова, И.Т. Фролова, В.Ф. Шадрикова и других ученых.

Развитие тенденций относительно внедрения принципов гуманизации и гуманитаризации образовании в сфере его функционирование вызвано рядом проблем, на решения которых направлены анализируемые в данном исследовании стратегии. В частности, гуманизация образования направлена на преодоление основного недостатка традиционной школы -ее обезличивания, пренебрежения к субъектам образовательного процесса.

Актуальность развития гуманистического мировоззрения вызвана осознанием теоретиками образования того факта, что сегодня все чаще наблюдается несоответствие и противоречие между уровнем образованности человека и состоянием его духовного и морального развития, вызывающее проблему дегуманизации межгрупповых и межличностных отношений, в частности в молодежных кругах. Необходимость следования гуманистическим идеалам в системе воспитания нового

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.