Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ'

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА / КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапегина Татьяна Алексеевна

Одним из актуальных вопросов современного образования является качественная подготовка специалистов, в соответствии с новыми реалиями сложной обстановки в мире. Быстрое развитие информационных технологий, цифровизация экономики и всех сфер общественной жизни способствует созданию обновленного содержания учебных программ, поиску и освоению новых педагогических технологий, повышению творческого потенциала педагогических работников. В статье рассмотрена целесообразность вовлечения студентов в общественную жизнь вуза с целью формирования коммуникативной подготовленности, что должно способствовать успешной адаптации в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ACTIVITY AS A FACTOR IN THE FORMATION OF STUDENTS' COMMUNICATIVE READINESS

One of the urgent issues of modern education is the high-quality training of specialists, in accordance with the new realities of a difficult situation in the world. The rapid development of information technologies, the digitalization of the economy and all spheres of public life contributes to the creation of updated curriculum content, the search and development of new pedagogical technologies, and the enhancement of the creative potential of teaching staff. The article considers the expediency of involving students in the social life of the university in order to form communicative readiness, which should contribute to successful adaptation in future professional activities.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ»

2) видеофайлы: блоги, размещенные на открытых площадках, рекламные ролики, отрывки телепередач и ток-шоу, интервью, скетчи, отрывки из популярных фильмов и сериалов;

3) изображения: комиксы, которые содержат достаточный для изучения объем текстовой информации, рекламные баннеры и флаеры, визитки, информационные стенды.

Л.А. Разбойкина отмечает, что работу на уроке можно проводить сразу с помощью нескольких аутентичных материалов, которые размещаются на разных этапах урока [6]. Автор указывает на то, что работу по управлению коммуникативной компетенции необходимо развивать по следующей системе: первичный контроль (фиксировать результаты обучающихся в начале работы учителя, может быть проведен в форме входного контроля), развитие компетенции путем использования аутентичных материалов на уроке, контроль и закрепление результатов [6]. Возможно проведение промежуточной аттестации, для фиксирования результатов развития навыка. Процесс управления подразумевает постоянное отслеживание и контроль результатов, обучающихся на всех этапах развития навыка.

На наш взгляд, Л.А. Разбойкина в рамках своей работы показывает наиболее оптимальный вариант развития готовности к иноязычной коммуникации в рамках изучения иностранного языка в школе [6]. Аутентичные материалы действительно предлагают достаточно широкий спектр средств для формирования готовности к общению с носителями языка у обучающихся, т. к. могут заменить общение с носителями языка и позволить обучающимся получить опыт работы с реальными языковыми материалами. Кроме того, автор указывает на необходимость постоянного отслеживания процесса формирования навыка [6].

В свою очередь, А.Г. Белимова предлагает уже готовый план работы с обучающимися, направленный на формирование готовности к иноязычной коммуникации у обучающихся [1]. Автор сосредоточил внимание на, так называемом, личностно-коммуникативном обучении. Согласно А.Г. Белимовой, под личностно-коммуникативным обучением необходимо понимать «систему обучения иностранному языку, при которой в центре внимания учителя находится развитие коммуникативных навыков обучающихся, но с учетом личностных особенностей каждого ученика, который участвует в процессе обучения» [1].

Автор указывает на то, что для достижения достаточного уровня сформированности навыка иноязычного общения, необходимо постоянно прорабатывать в обучающимися упражнения на «говорение». Одним из факторов мотивации, повышения навыка иноязычного общения у обучающихся, по мнению А.Г. Белимовой, является ролевая игра на уроках иностранного языка [1]. Ролевая игра относится к игровым технологиям, в ходе которой обучающийся «примеряет» на себя заранее оговоренную роль. Использование ролевых игр на уроках иностранного языка, позволяет учителю имитировать ситуацию реального общения на иностранном языке, что повышает вовлеченность обучающихся в процесс изучения языка.

Можно сделать вывод о том, что ролевая игра является достаточно действенным методом, т.к. дает учителю возможность создавать «ситуации общения» на уроках. Минусом данного подхода является то, что обучающиеся не погружаются в иностранную культуру - их подход к ролевой игре остается в рамках заложенного менталитета, что снижает уровень погружения. Использование ролевых игр не может гарантировать повышение уровня развитости готовности к иноязычной коммуникации у обучающихся, хотя и позволяет значительно повысить общие коммуникативные навыки -умение обучающихся изъясняться и вести диалог на иностранном языке.

Выводы. Таким образом, нами были рассмотрены разные подходы к проблеме формирования готовности к иноязычной коммуникации на уроках английского языка, которые предоставляют практикующие учителя иностранного языка. Учителя отмечают существующие сложности, связанные с организацией работы с носителями языка на уроках иностранного языка и предлагают альтернативные способы организации коммуникативного взаимодействия: ролевая игра, использование аутентичных материалов, применение нестандартный методов обучения (например, элементов геймификации).

Литература:

1. Белимова, А.Г. Английский в школе / А.Г. Белимова. - URL: https://www.titul.ru/englishatschool (дата обращения: 21.12.2022)

2. Буркова, О.И. Подготовка обучающихся к межкультурной коммуникации на основе сопоставления культур / О.И. Буркова, М.И. Шарга // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - №13. - С. 406-411

3. Колосов, Б.М. Готовность к деятельности в психологии / М.Б. Колосов. - URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1408.html (дата обращения: 21.12.2022)

4. Комиссаров, В.Н. Современное переводоведение: учебное пособие / В.Н. Комиссаров. - Москва: Р. Валент, 2014. - 407 с.

5. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. - СПб.: СПб ГУП, 1999. - 592 с.

6. Педсовет. - URL: https://pedsovet.org/ (дата обращения: 21.12.2022)

7. Проектная методика на уроках английского языка в сфере реализации ФГОС. - URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-nikolaevna-finogenova/primenenie-proektnoi-metodiki-na-urokah-angliiskogo-jazyka-v-sfere-realizaci-fgos.html (дата обращения: 23.12.2022)

8. Сверликова, И.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам / И.А. Сверликова. - URL: https://nsportal.ru/irina-sverlikova (дата обращения: 21.12.2022)

9. Сысоев, П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур: монография / В.П. Сысоев. -Тамбов: Издательство ТГУ, 2001. - 145 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сапегина Татьяна Алексеевна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Одним из актуальных вопросов современного образования является качественная подготовка специалистов, в соответствии с новыми реалиями сложной обстановки в мире. Быстрое развитие информационных технологий, цифровизация экономики и всех сфер общественной жизни способствует созданию обновленного содержания учебных программ, поиску и освоению новых педагогических технологий, повышению творческого потенциала педагогических работников. В статье рассмотрена целесообразность вовлечения студентов в общественную жизнь вуза с

целью формирования коммуникативной подготовленности, что должно способствовать успешной адаптации в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная структура личности педагога, коммуникативная подготовленность, общественная деятельность.

Annotation. One of the urgent issues of modern education is the high-quality training of specialists, in accordance with the new realities of a difficult situation in the world. The rapid development of information technologies, the digitalization of the economy and all spheres of public life contributes to the creation of updated curriculum content, the search and development of new pedagogical technologies, and the enhancement of the creative potential of teaching staff. The article considers the expediency of involving students in the social life of the university in order to form communicative readiness, which should contribute to successful adaptation in future professional activities.

Key words: professional structure of the teacher's personality, communicative readiness, social activity.

Введение. Быстрое развитие современного мира значительно изменило смысл профессиональной деятельности. Исчезает большое количество еще недавно востребованных профессий, появляются новые, особенно на фоне цифровизации всей жизнедеятельности человека. Но профессия педагога будет востребована всегда, правда и здесь нужны новые технологии, новые формы обучения. Деятельность педагога профессионального образования является интегративной, так как включает в себя педагогический, психологический и производственный аспекты.

Молодой человек, выбравший своей будущей профессией профессию педагога, должен получить за время учебы качественные знания, умения и навыки, которые будут способствовать реализации профессионального мастерства.

Цель нашей работы: обосновать целесообразность вовлечения студентов в общественную жизнь вуза для формирования коммуникативной подготовленности.

Для достижения этой цели следовало решить следующие задачи:

Определить содержание профессиональной структуры личности педагога.

Рассмотреть коммуникативный компонент деятельности педагога и его возможности в социализации личности.

Обосновать возможность применения общественной деятельности студентов в формировании коммуникативной подготовленности, с целью преобразования личностных компетенций в профессиональную деятельность.

Гипотеза исследования: социализация является одним из главных факторов становления личности студентов, которая обуславливает развитие профессиональных компетенций, самоактуализациии и самореареализации в разнонаправленных социальных и профессиональных сферах деятельности будущего специалиста.

Изложение основного материала статьи. Ведущими факторами педагогической деятельности являются обучение и воспитание, без единства которых невозможен качественный образовательный процесс. Профессиональная подготовка будущих педагогов происходит с первых шагов студента в высшем учебном заведении. Вступая в самостоятельную жизнь, осваивая выбранную профессию у молодого человека происходят значительные изменения его психологического портрета. Изменение вида деятельности, увеличение круга общения, самостоятельный образ жизни, все это влияет на сознание студента, формируя новые качества личности. В этот период происходит активное развитие нравственных характеристик [1, 2].

Бесконечный информационный поток льется на неокрепшее сознание молодого поколения. Система получения знаний сводится к упрощенной схеме, к пассивному восприятию учебного материала, нет вовлеченности в процесс обучения. Все это ведет к неспособности студентов брать на себя ответственность за принятие решений, высказывать свое собственное мнение, самостоятельно разрешать внутренние конфликты.

Когда полученная информация систематизируется, делаются определенные выводы, к анализу информации подключается синтез, т.е. объединение полученных данных, тогда можно говорить о логическом мышлении у человека, которое выступает как инструмент анализа и умозаключений.

Человек, который мыслит логически, всегда стремится найти оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, и он это решение находит. Верное осознание проблемы позволяет четко определить источник проблемы, методы ее устранения и действия, позволяющие быстро и правильно ее решить. Логическая цепь размышлений всегда приводит к безошибочным выводам, с которыми трудно спорить.

Мышление - это психический процесс, который позволяет человеку усваивать и обрабатывать полученную информацию, а логика помогает делать правильные выводы из этой информации [2].

Способность индивида логически мыслить выражается в особом процессе интеллектуальной активности человека, когда когниция переходит на более высокий уровень. Этому процессу характерна как регулирующая, так и коммуникативная функция.

Человек излагает свои мысли с помощью слов, поэтому благодаря общению происходит развитие личности индивида. При личном общении возникает возможность передачи приобретенных знаний и умений, формируется мировоззрение, воспитываются этические нормы поведения.

Воспитание является неотъемлемой частью образования, поэтому педагог должен не только владеть отличным преподаванием своего предмета, но и быть фасилитатором учения, человеком, который способствует созданию комфортных условий для творческой и осознанной учебной деятельности, стимулирует познавательную активность студентов.

Педагогическая фасилитация - это направленная, активная деятельность педагога, осуществляющая взаимодействие субъектов обучения, обеспечивающая благоприятную атмосферу в коллективе, активизируя личностное развитие учеников [2].

Человек, выбравший профессию педагога несет на себе большую ответственность за будущее поколение, от его компетентности, личностных характеристик, его знаний и опыта зависит интеллектуальный и нравственный климат нашей страны.

Рассматривая предложенную Э.Ф. Зеером четырехкомпонентную профессионально обусловленную структуру личности педагога, определяем, что ведущим в образовании личности является деятельность, которая опирается на несколько компонентов: регулятивный, направленный, профессионально-образовательный, когнитивный и коммуникативный [1].

В нашем исследовании рассмотрим коммуникативный компонент деятельности педагога профессионального образования.

Коммуникация обладает обширным многообразием получения, осознания, обработки и распространения полученных сведений, основным каналом передачи информации [3].

Являясь важным компонентом педагогики, педагогическая коммуникация характеризуется совокупностью средств и способов организации образовательного процесса, главная цель которого - многогранное развитие личности студентов.

Владение педагогической коммуникацией повышает качество образования, способствует развитию педагогического мастерства будущих педагогов.

Коммуникативная подготовленность студентов включает в себя как вербальный, так и невербальный компонент, составляющими частями которых являются: информативная, интерактивная и перцептивная [8].

Информативная часть является содержательной, обладающая насыщенной информацией.

Интерактивная часть способствует налаживанию взаимоотношений, помогает вести диалог.

Перцептивная часть способствует пониманию психофизического состояния собеседника.

Одной из основных составляющих педагогического мастерства считается плодотворное взаимодействие с учащимися, во время которого формируется личность будущего педагога, развиваются его психофизические и социальные качества, закладывается фундамент профессиональной деятельности.

Особое место в образовательном пространстве занимает общение, так как только с помощью общения происходит процесс обучения и воспитания учащихся. С помощью общения педагог осуществляет взаимодействие с учениками, устанавливает непосредственные контакты, определяет эмоциональное состояние студента. Организуя образовательный процесс, педагог должен обучить студентов формированию обратной связи в общении, адекватному восприятию и пониманию собеседника и эффективному взаимодействию для полноценной передачи необходимой информации [5].

Студентам необходимо владеть знаниями о психологических типах личности, обладать умением контактировать с собеседником, вести диалог, адекватно воспринимать язык коммуникации.

Рассмотрим особенности общественной деятельности студентов.

Общение при занятиях общественной деятельностью является осознанной формой отражения собеседниками их взаимодействия, они не только обмениваются информацией, но и влияют друг на друга, делятся познавательной информацией.

При деловых контактах происходит непосредственное влияние на собеседника чтобы изменить или закрепить на том же уровне его действия, его состояние, его восприятие положительной системы ценностей. Занятия общественной деятельностью дают возможность студентам планировать и организовывать различные мероприятия, вовлекая в них различные группы студентов.

Во время совместной деятельности студенты овладевают новыми знаниями о партнерах, так как постоянно контактируют друг с другом. Насколько результативным и плодотворным будет их общение, зависит личностное развитие студентов и положительный климат в группе, для успешного выполнения поставленных задач [7].

На совместных мероприятиях студенты пытаются согласовывать свои действия, выстраивают определенные формы поведения и эмоциональных отношений, обеспечивают организованность и единство совместных действий.

Включаясь в совместную деятельность, студенты не только овладевают коммуникативными умениями, которые позволяют им эффективно взаимодействовать друг с другом, но и учатся слушать и слышать друг друга, что является важным социализирующим фактором для студентов.

Социализация является одним из ключевых аспектов формирования личности студентов, их подготовки к социальной жизни. Во время обучения в вузе студентам необходимо адаптироваться к новой социальной среде, в то же время не терять своей индивидуальности, отстаивать свои собственные взгляды, самостоятельно принимать решения.

Рассматривая формирование коммуникативной подготовленности студентов в процессе включения их в общественную деятельность вуза, определяем, что в данном случае у студентов появляется возможность овладеть новыми поведенческими моделями, научиться оперативно реагировать и адекватно отвечать на быстро меняющуюся ситуацию в общении, самостоятельно принимать важные решения [4].

Анализ научной литературы позволил нам предположить, что участие в общественной жизни университета способствует формированию коммуникативной подготовленности студентов.

В Российском государственном профессионально-педагогическом университете действует «Объединенный совет обучающихся», который способствует сплочению студенческих структур университета с целью повышения творческой активности, инициативности, для формирования новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.

В объединенный совет входят 12 студенческих организаций. Одной из них является - «Школа Актива».

Команда Школы Актива - это команда активистов, которые являются организаторами и участниками различных проектов, регионального и российского уровня. Состав команды все время меняется, пополняясь новыми активистами, которые приходят учиться в вуз и имеют желание заниматься общественной деятельностью. В команду входят участники Всероссийской школы личностного роста «Прогресс», форума «Территория смысла» и многие другие.

Было проведено исследование на основе сравнения коммуникативной подготовленности у студентов первого и третьего курса, вовлеченных в общественную деятельность вуза, на примере «Школы Актива» РГППУ.

Эмпирические данные были получены с использованием смешанных методов, которые включают в себя тестирование, опрос студентов, беседы и наблюдение педагогов.

Ведущим методом исследования был определен метод тестирования, который дает достоверную оценку в овладении студентами знаний и опыта коммуникации.

В качестве эффективного инструмента был использован тест В.Ф. Ряховского, который определяет исходный уровень подготовленности студентов к межличностному взаимодействию.

Тестируя уровень общительности, можем определить коммуникативную подготовленность личности.

Студенты, обладающие низкой степенью развития коммуникативной подготовленности, склонны к молчанию, необщительны. Все новое выбивает их из колеи, им очень сложно контактировать с другими людьми.

Студенты, обладающие средней степенью развития коммуникативной подготовленности, в меру общительны, но на контакты с малознакомыми людьми идут неохотно, не способны к непринужденному взаимодействию с людьми.

Студенты, с уровнем развития коммуникативной подготовленности выше среднего, в достаточной степени общительны, не замкнуты, хорошо идут на контакт, но в общении не в полной мере эмоциональны.

Высокая степень коммуникативной подготовленности показывает, что человек способен контролировать свои действия и корректировать свои поступки, способен регулировать свое эмоциональное состояние и адекватно определять эмоциональное состояние собеседника, взаимное общение происходит на высоком уровне [6].

Проведенное нами исследование показало, что студенты первого курса в основном обладают средней степенью коммуникативной подготовленности, так как интеракция и перцепция у них находятся в степени познавания, на уровне интуиции.

Тогда как у студентов третьего курса, которые участвовали в общественной деятельности вуза, были членами «Школы Актива» РГППУ, принимали активное участие в выездных семинарах, были организаторами школы личностного роста, уровень развития коммуникативной подготовленности находится на высоком уровне.

Выводы. Высокий уровень развития коммуникативной подготовленности студентов активизирует интеллектуальную активность, вызывает положительные эмоции, дает стимул для плодотворной творческой деятельности.

Педагогу профессионального образования необходимо научиться существовать в новой атмосфере профессиональных отношений. Новые информационные технологии дают возможность быстро и легко найти ответ на любой интересующий вопрос. Огромный информационный поток позволяет получать знания в новой более простой форме. Молодые люди воспринимают информацию путем создания неких образов, которые не требуют понимания, что обесценивает значимость творческого воображения. Огромный поток информации подменяет активность мыслительных процессов, что негативно сказывается на принятии самостоятельных решений.

Сейчас перед педагогами стоит новая задача: необходимо учитывать особые психологические характеристики современного поколения, чтобы цифровизация не вытеснила самостоятельность при решении важных жизненных задач, чтобы из жизни молодежи не исчезло простое человеческое общение, чтобы они могли работать в команде понимая и прислушиваясь друг к другу. Организация коллективной работы в Школе Актива способствует личностному росту студентов и помогает в развитии профессиональных компетенций.

Литература:

1. Зеер, Э.Ф. Персонализированная учебная деятельность обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будущему / Э.Ф. Зеер // Проф. образование и рынок труда. - 2021. - № 1. - С. 104-114

2. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2021.- 640 с.

3. Криштофик, И.С. Развитие и оценка коммуникативной компетентности будущего педагога / И.С. Криштофик // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 5-2 (59). - С. 32-34

4. Магомеддибирова, З.А. Некоторые пути и средства формирования коммуникативных умений студентов педагогического вуза / З.А. Магомеддибирова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 6-4 (108). - С. 106-110

5. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - Москва: Педагогика, 1990. - 111 с.

6. Петрова, Т.Н. Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза / Т.Н. Петрова // Молодой ученый. - 2017. - № 8(142). - С. 295-298

7. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - Москва: Политиздат, 1982. - 255 с.

8. Ekman, P. Facial expression / P. Ekman // Nonverbal behavior and communication. - New York. - 1978. - P. 97-115

Педагогика

УДК 374.32

кандидат педагогических наук Сафин Никита Валерьевич

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж сервиса города Оренбурга» (г. Оренбург)

ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье обоснованы теоретические аспекты рассмотрения детских общественных объединений как базиса формирования гражданской идентичности подростков. Охарактеризованы основные нормативно-правовые документы в сфере образования, актуализирующие значимость формирования данного вида идентичности молодых людей в условиях детских общественных объединений. Определены педагогические возможности детских общественных объединений в формировании гражданской идентичности подростков, отражающие расширение и обогащение: а) опыта гражданственности и становления гражданского самосознания молодых людей, электоральной активности в объединении; б) опыта проживания социальной успешности в каждом мероприятии общественно-полезной деятельности; в) опыта конструирования новых социальных отношений и позитивных жизненных навыков взаимодействия с окружающими миром; г) опыта апробирования разнообразного, постоянно-изменяющегося статусно-ролевого функционала в событийности взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: современное общество, детские общественные объединения, гражданская идентичность, подростки, гражданская активность, социально значимая деятельность, социально значимые детские инициативы, гражданские права и обязанности.

Annotation. The article substantiates the theoretical aspects of considering children's public associations as the basis for the formation of the civil identity of adolescents. The main regulatory documents in the field of education were described, updating the importance of the formation of this type of identity of young people in the conditions of children's public associations. The pedagogical possibilities of children's public associations in the formation of the civil identity of adolescents are determined, reflecting the expansion and enrichment: a) the experience of citizenship and the formation of civil identity of young people, electoral activity in the association; b) experience of social success in each event of socially useful activity; c) experience in constructing new social relationships and positive life skills of interaction with the world around; d) experience of testing a diverse, constantly changing status-role functionality in event interaction.

Key words: modern society, children's social associations, civil identity, adolescents, civic activity, socially significant activities, socially significant children's initiatives, civil rights and obligations.

Введение. Трансформационные процессы, происходящие в российском обществе, сложные и переменчивые условия политической и экономической ситуации, усиление функционала гражданского общества в России актуализируют необходимость формирования гражданской идентичности подростков как особой социальной группы, выступающей стратегическим ресурсом прогрессивного развития общества, обеспечения прочности и целостности государства, безопасного и стабильно благополучного существования страны. В современном социуме востребовано новое молодое поколение выпускников школы с активной гражданской позицией, с присвоенными российскими нормами и ценностями жизнедеятельности, высоко нравственных и духовно развитых граждан и патриотов своего Отечества, ответственных, мобильных, конструктивно-мыслящих, умеющих защищать свои права и свободы, то есть обладающих высоким уровнем гражданской идентичности.

Формирование гражданской идентичности подростков, предполагающее осознание взрослеющими субъектами себя как представителей российского народа, активных участников государственной социально-правовой системы возможно при активизации роли детских общественных объединений. В данных объединениях молодые люди получают возможность стать творцами детской и молодежной политики (участниками принятия решений), вносить свой вклад в развитие страны, совершенствование всего социума посредством проявления активной гражданской позиции в решении социально значимых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.