Научная статья на тему 'Проблема формирования целостного образа деятельности у обучающихся: субъектный и культурологический аспекты'

Проблема формирования целостного образа деятельности у обучающихся: субъектный и культурологический аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ МИРА / ОБРАЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПАРЕМИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / A HOLISTIC IMAGE OF THE WORLD / THE WAY OF ACTIVITY / PROVERBS AND SAYINGS OF TRADITIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыкова Маргарита Николаевна,

В статье рассматривается проблема формирования целостного образа учебной деятельности обучающихся школьного возраста, раскрывается принцип единства психики и деятельности на примере учебной деятельности. Описывается и анализируется форма выражения потребности субъекта учения в целостном образе мира и деятельности, фиксируется дефицит общефилософского компонента в содержании образования. Обосновывается необходимость содействия формированию первичного философского мышления обучающихся, раскрываются возможности использования паремий традиционной культуры для решения этой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зыкова Маргарита Николаевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of formation of a holistic way of activity in schoolchildren: subjective and cultural aspects

The article deals with the problem of forming a holistic image of educational activities of school-age students, reveals the principle of unity of the psyche and activity on the example of educational activities. The author describes and analyzes the form of expression of the need of the subject of teaching in a holistic image of the world and activities, fixes the deficit of the General philosophical component in the content of education. The author substantiates the need to promote the formation of primary philosophical thinking of students, reveals the possibility of using traditional culture parodies to solve this problem.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования целостного образа деятельности у обучающихся: субъектный и культурологический аспекты»

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Зыкова М. Н. Проблема формирования целостного образа деятельности у обучающихся: субъектный и культурологический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 4 (декабрь). - С. 42-51. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/ kvo407/

Зыкова Маргарита Николаевна | casuel@mail.ru

Кандидат психологических наук

Педагог дополнительного образования, методист

МБУ ДО «Детско-Юношеский Центр Светлогорского городского округа» Светлогорск, Россия

Проблема формирования целостного образа деятельности у обучающихся: субъектный и культурологический аспекты

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования целостного образа учебной деятельности обучающихся школьного возраста, раскрывается принцип единства психики и деятельности на примере учебной деятельности. Описывается и анализируется форма выражения потребности субъекта учения в целостном образе мира и деятельности, фиксируется дефицит общефилософского компонента в содержании образования.

Обосновывается необходимость содействия формированию первичного философского мышления обучающихся, раскрываются возможности использования паремий традиционной культуры для решения этой задачи.

Ключевые слова: целостный образ мира, образ деятельности, паремии традиционной культуры.

Одно из центральных требований к результатам современного образования — сформированность мировоззрения

обучающихся, основа которого — целостный образ мира и человека. Особая значимость этого требования — следствие базовых положений отечественной психологии о соотношении образа и деятельности, психики и деятельности [2, 4]. Не раскрывая полностью позицию, акцентируем лишь ее основной для задач школьного образования аспект: без целостного образа мира, сложившегося в психике, человек не способен обрести статус субъекта, то есть осмысленно действовать в этом мире.

Раскрывая содержание категории образа, остановимся на важнейших ее (категории) характеристиках — целостности и системности.

Целостность (с позиции субъекта) может пониматься многоаспектно: как наличие (понимаемых субъектом) связей между всеми объектами мира; как наличие неких «границ», причем придание этим границам статуса неизменных или изменяемых (расширяющихся, сужающихся) является результатом активности самого

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Зыкова М. Н. Проблема формирования целостного образа деятельности у обучающихся: субъектный и культурологический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 4 (декабрь). - С. 42-51. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/ kvo407/

субъекта; как некая «завершенность», отсутствие «изъянов» (это тоже результат осмысления субъектом мира) и так далее — аспектов понимания множество.

Системность (отметим, что само слово «система» восходит к понятию «целое, составленное из частей») может пониматься как наличие внутренней упорядоченности связей и объектов, т. е. их иерархии, а также как наличие упорядочивающего «ядра» и т. д.

Возникает закономерный вопрос — а есть ли у субъекта (современного школьника) потребность в целостном и системном представлении о мире? Вновь обращаясь к логике работ А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и их последователей, отметим, что принцип единства психики и деятельности, будучи сформулированным в рамках науки, отражает объективную закономерность; нас же интересует субъективная сторона интерпретации этого принципа. Эта сторона может быть представлена вопросом о наличии / отсутствии потребности субъекта в целостном системном образе мира. Опираясь на научную платформу общей психологии, можно сделать предварительные выводы о том, что у человека МОЖЕТ быть такая потребность: ведь ЦЕЛОСТНОСТЬ является базовой характеристикой восприятия — основного, первичного психического процесса; целостность отображаемого и порождаемого психикой образа реализуется в работе внимания, мышления, воображения, речи. При этом содержание и протекание психических процессов не всегда может быть

отрефлексировано и вербализовано самим субъектом.

Важным является и базовое положение психологической науки об активном (соучастном, преобразующем) характере психики, что проявляется в ее функциях — познавательной, оценочной, регулятивной, преобразующей. Разные исследователи предлагают свои варианты описания и классификации функций психики [2, 4, 5], но представление об «устремленности» на мир и себя самого, реализующейся в едином психическом акте, является инвариантным, общим для всех исследовательских позиций.

Наличие ориентировочного рефлекса, возникновение комплекса оживления, разнообразная предметно-манипу-лятивная деятельность, в которой на практическом уровне ребенок осваивает основные способы действия в мире (экспериментирование, наблюдение, моделирование и др.), игровая деятельность образуют опыт ребенка, на основе которого он ставит миру свои первые вопросы.

Как правило, это вопросы о сущности, происхождении, предназначении и строении (структуре) предмета, а также о причинно-следственных связях, отношениях (в том числе иерархических), о жизни и смерти.

Эти «универсальные» вопросы на уровне психологических реалий выражают потребность в целостном системном образе мира.

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Зыкова М. Н. Проблема формирования целостного образа деятельности у обучающихся: субъектный и культурологический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 4 (декабрь). - С. 42-51. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/ kvo407/

- Откуда все взялось?

- Откуда я (дети)?

- Кто все это сделал?

- Как все появилось?

- Зачем (идет дождь)?

- Все умрут?

- Что самое сильное? И так далее.

Целостный системный образ мира в субъектном аспекте — это система вопросов / ответов о происхождении, структуре, иерархии и предназначении мира и человека. Примерный набор вопросов может быть таким:

- Как появился мир? (возник ли, создан ли, для чего возник или создан, какими (чьими) силами);

- Из чего состоит мир? (что лежит в его основе, каковы его главные объекты, действующие силы, взаимодействуют ли они и, если да, то как);

- Как появился человек? (возник, создан, для чего, какими силами);

- Из чего состоит человек? (что лежит в его основе, каковы действующие в нем силы, как он взаимодействует с миром и другими людьми);

- Или — в логике деятельностного подхода — для чего существует? Что представляет собой? Как действует?

Иными словами, это вопрос о смыслах, фактах, механизмах и закономерностях. Отметим, что последние три позиции образуют предмет науки в целом. Вкупе с позицией «смысл» мы получаем предмет философии — «матери наук». «Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах

человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях» [3].

Итак, растущий ребенок через свои вопросы эксплицирует и транслирует собственную потребность в целостном системном представлении о мире (образе мира). Став субъектом эмоционального общения, предметно-манипулятивной и игровой деятельности, ребенок выходит на уровень (первичного) философского осмысления мира и себя самого. В основе опыта его дошкольной жизни уже есть: любовь как деятельное отношение (в эмоциональном общении раннего возраста); любопытство (любовь к практическому освоению мира в возрасте 1-3 лет); стремление и способность понять и увидеть другого человека и правила взаимодействия с другими в игре. Эти мотивы, будучи «ядрами» деятельно-стей, порождают, взаимодействуя, качественно новое мотивационное образование — любознательность, стремление понять наиболее общие законы мира и бытия.

В связи с этим неизбежно возникает вопрос не только о содержании образования, но и о логике предъявления этого содержания обучающимся (и здесь вновь обращение к нормативным документам выявит принципы непрерывности, преемственности образования). По аналогии со строительством дома, в образовании реализуется требование поступенно-сти, постепенности его построения от

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Зыкова М. Н. Проблема формирования целостного образа деятельности у обучающихся: субъектный и культурологический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 4 (декабрь). - С. 42-51. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/ kvo407/

фундамента, основы — до верха. Вместе с тем, логика сегодняшнего (дошкольного и школьного) образования представляется «выворотной». Очевидно, что любое образование начинается с освоения его азов, основ, фундаментальных положений (тезауруса, базы).

Вполне логично, что (институализи-рованное) образование должно начинаться с освоения философии. Отметим, что в условно «советской» системе образования изучение любого предмета начиналось (пусть даже формально) с его «марксистско-ленинских основ»; отметим справедливости ради, что марксизм-ленинизм есть в том числе философская система. В досоветский период жизни нашей страны институализиро-ванное образование, во всяком случае гимназическое, на самых первых ступенях включало освоение целостных представлений о мире, что реализовывалось в изучении, например, Закона Божьего. Собственно, и отрывочные сведения о первых школах человечества дают возможность представления о том, что основным содержанием образования выступали целостные представления о мире (религиозные, философские) и способы понимания, воспроизведения этих представлений в системах знаков (букв, нот, символов и т. п.).

В современном же образовании освоение философии отнесено, в лучшем случае, в старшие классы, в наиболее распространенном варианте — в вузовские программы. В связи с этим обстоятельством проблема формулирует сама себя:

как возможно полноценное образование без освоения философских основ?

Слово «философия» буквально значит «любовь мудрствовать, любовь к мудрости, любовную мудрость, калька — «любомудрие». Причем корень «фило» (люблю) является первым в этом сложном слове.

Что же такое «мудрость», «мудрствовать»?

В этимологических словарях выделяются весьма разнообразные аспекты этого понятия, что обозначает границы значительного семантического поля: мудрый — это и «бодрый, живой», и «понимающий, учащийся», и «хранящий в памяти», и «ревностный, замечающий», и «могущий, побеждающий» [6]. Несмотря на такую широту «поля», все названные части составляют образ человека — деятеля, творца, хранителя и преобразователя мира (что соотносится с современным национальным воспитательным идеалом).

Итак, прямая логика предполагает, что образование должно начинаться с освоения азов философии, любомудрия. В ином случае мы неизбежно придем к современной ситуации, когда обучающиеся «на выходе» из образовательного учреждения обладают набором знаний, умений, навыков (и компетенций) в различных направлениях науки и искусства, но при этом не только не могут дать свой ответ на основные вопросы философии (ответы всегда вариативны), но, что гораздо опаснее, — НЕ СТАВЯТ таких вопросов.

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Зыкова М. Н. Проблема формирования целостного образа деятельности у обучающихся: субъектный и культурологический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 4 (декабрь). - С. 42-51. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/ kvo407/

В данной статье затрагивается лишь один из аспектов формирования целостного образа деятельности как части образа мира, а именно — представление о СПОСОБАХ реализации деятельности. Отметим, что, собственно, содержанием учебной деятельности и является овладение обобщенными способами действий. В свою очередь, владение способом деятельности есть сущность компетенции.

Итак, у субъекта есть потребность в целостном образе деятельности как части образа мира, потребность в овладении некими «универсальными» способами деятельности, т. е. такими, которые могут быть применены для осуществления разных видов деятельности; собственно, это потребность быть компетентным.

При этом современный школьник не способен самостоятельно обнаружить, выявить эти способы, что связано как с отсутствием философских основ в современном школьном образовании, так и, зачастую, с неспособностью учителя содействовать обнаружению и выявлению этих способов.

Следовательно, педагогически необходимым и целесообразным является поиск и экспликация тех частей социокультурного опыта человечества, в которых эти универсальные способы отражены в приемлемой для «присвоения» форме. Кроме того, важнейшим требованием современного образования выступает требование укорененности в культуру, что отражено в национальном воспитательном идеале.

В связи с вышеприведенными положениями представляется продуктивным для решения проблемы опираться на базу традиционной отечественной культуры.

Многочисленные образцы традиционной культуры, фольклора дают нам продуктивный ответ в разнообразных формах. Наиболее эргономичными и компактными выступают паремии. Именно они и будут объектом анализа.

Основная задача — соотнесение принципов и законов философии с содержанием паремий традиционной культуры (в данном случае — русской, хотя, разумеется, любая традиционная культура содержит такие паремии).

Не обсуждая здесь проблему феноменальности / ноуменальности принципов философии (основ любомудрия), отметим лишь, что на них основано восприятие и понимание человеком мира и самого себя.

Отметим, что в традиционной культуре в целом и ее паремиях — в частности полно и разнообразно представлены ответы на «универсальные вопросы», приведенные выше; по сути, представлена система ответов на все вопросы, задающие логику системно-деятельностного подхода (для чего — что — как — что делаем — как проверяем). Но в данном случае, поскольку задача ограничена поиском ответа на вопрос о способах деятельности, будут проанализированы лишь соответствующие задаче паремии.

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Зыкова М. Н. Проблема формирования целостного образа деятельности у обучающихся: субъектный и культурологический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 4 (декабрь). - С. 42-51. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/ kvo407/

Принцип развития (в философии рассматривается в оппозиции «изначальная заданность, неизменность — изменчивость»). В традиционной культуре репрезентирован в паремиях, фиксирующих наличие оппозиции «изменяемость — неизменность».

«Изначальная заданность, неизменность» (метафизический принцип): Что было, то и будет. Где была вода, там и опять будет [1] (здесь и далее в тексте пословицы и поговорки цитируются по данному источнику — прим. авт.).

Проблемная задача для педагога: раскройте действие этого принципа на материале своего предмета. Очевидны возможности раскрытия на материале предметов естественно-научного цикла: это понятия смены времен года, круговорота воды в природе, смены фаз луны, движения Солнца, в биологическом аспекте — течения человеческой жизни и так далее; в предметах эстетического цикла — например, в форме рондо в музыке и поэзии, в орнаментике, понимаемой в широком смысле. Далее оставляем учителю простор для собственных размышлений.

Отметим, что, выполняя эту работу и находя все новые проявления действия принципа неизменности, учитель (а впоследствии и ученик) открывает для себя идею единства мира, универсальности законов, и — ОДНОВРЕМЕННО! — обнаруживает противоречия, «границу» действия этого принципа, самостоятельно «открыв» оппонирующий приведенному принцип развития.

«Изменяемость, изменчивость» (принцип развития): Капля камень точит (изменяет его, преобразует). На каком содержании может быть раскрыт этот принцип? На том же самом. Прошел год, снова наступила осень — но та ли это осень, которая была в прошлом году? Или у этого явления есть некоторые (неизменные) свойства, а другие изменились? В элементарной химии, физике это примеры качественного изменения вещества под воздействием каких-либо факторов, в том числе — в результате перехода количественных изменений в качественные. Как действие этого принципа проявляется в человеке? Самостоятельная работа учителя над осмыслением паремий откроет каждому как индивидуальные пути, так и понимание базовых законов философии (а мы вышли на базовые философские принципы и законы). Проанализировав (вернее, лишь наметив пути возможного анализа) только две паремии, человек уже в известной степени «присвоил» идею противоречия как источника развития, идею единства и борьбы противоположностей, идею перехода количественных изменений в качественные.

Что это дает в плане овладения способами деятельности?

Обратимся вновь к первой паремии (что было, то и будет). Поставим вопросы к данному выражению. Первый вопрос: а что, собственно, «было»? Это вопрос о некой «исходной точке», «начале», «основе». Постановка подобного вопроса побуждает, мотивирует исследовать это самое «было». Второй возможный вопрос:

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Зыкова М. Н. Проблема формирования целостного образа деятельности у обучающихся: субъектный и культурологический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 4 (декабрь). - С. 42-51. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/ kvo407/

что «будет»? Это вопрос о следствии, условном «конце», «исходе». Отметим специфику построения высказывания: использован один и тот же глагол, но в разных временах, что имплицитно содержит идею движения как универсальной формы проявления бытия, идею времени как способа субъектного структурирования бытия. Итак, нечто «было» (необходимо исследовать, что это такое, т. е. осуществить познавательную деятельность в направлении истории вопроса, проблемы, представлений об этом), а потом это же нечто «будет» (здесь открывается возможность прогнозирования).

Очень важно, что эти законы и принципы, являясь обобщением практического опыта предков, представлены в кратких, доступных пониманию и полисемантичных формах, что открывает возможности для творческой интерпретации.

В качестве материала для дальнейших творческих поисков педагога предлагаем некоторые паремии в соотнесении с общефилософскими принципами и проблемами.

О характерном отличии человека (о сущности человека, его отличии от животных): красна птица перьем (пеньем), а человек — уменьем.

О структурировании жизни: день мой — век мой. Живи до веку и до вечеру.

Целевое и часовое (календарное) время. Всему свое время. Не время дорого, дорога пора.

Принцип познаваемости / непознаваемости (проблема сущности и явления): Не все то золото, что блестит.

...Отметим, что, в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному (от конкретной вещи к ее понятию и обратно) осуществлялось и традиционное образование. Но в нем изначально задавалась высота абстрактного, представленная в конкретном, то есть конкретное интерпретировалось как частный случай общей идеи, представления.

Рассмотрим это на примере создания ткани. Основной принцип создания ткани — единство и борьба противоположностей (ткань создается соединением основы и утка, т. е. продольных и поперечных нитей). Способ репрезентирован в паремии «и так, и сяк». Экспликация смысла паремии (восхождение к абстрактному) позволяет применить этот способ в широком спектре деятельностей.

Обращаясь к содержанию учебной деятельности, которой овладевает обучающийся (и которой он должен овладеть, поскольку владение универсальными действиями открывает человеку дорогу к преобразованию себя самого и мира), приведем лишь некоторые паремии, освоение которых одновременно формирует философскую основу деятельности и способствует овладению этой деятельностью.

Учение, учебная деятельность — частный вид деятельности в целом, именуемой в традиционной культуре словом «труд».

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-методический электронный журнал

Зыкова М. Н. Проблема формирования целостного образа деятельности у обучающихся: субъектный и культурологический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 4 (декабрь). - С. 42-51. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/ kvo407/

В таблице 1 приведены единичные примеры паремий, содержательно соотносящихся со структурой учебной деятельности. Разумеется, примеров подобных паремий в традиционной культуре

множество; ищущий педагог может самостоятельно выстроить целостный образ деятельности и открыть ее философские основания, обратившись к корпусу соответствующих текстов.

Таблица 1 — Примеры паремий, содержательно соотносящихся со структурой учебной деятельности

Компоненты деятельности Образец паремии Возможные направления экспликации и интерпретации

Для чего труд? (мотивационный аспект) 1. Терпение и труд все перетрут 1. Деятельность выступает условием изменения, преобразования мира

2. Труд человека кормит, а лень — портит 2. Деятельность выступает условием обеспечения жизни человека

3. Красна птица пеньем, а человек — уменьем 3. Деятельность выступает условием преобразования человека, приобретения им новых свойств и качеств (понятие «красный» соотносится с «имеющий лучшие, превосходные качества»)

4. Ученье — свет, а неученье — тьма 4. Деятельность или отказ от нее порождают ситуацию нравственного выбора человека

5. Божьей волей свет стоит, наукой люди живут 5. Деятельность учения выступает духовным основанием человеческой жизни

Какова цель труда учения? (целевой компонент) 1. И швец, и жнец, и в дуду игрец Цель учения — овладение способами деятельности, разностороннее системное развитие человека, обретение новых свойств и качеств (проявленных в мастерстве)

2. На все руки мастер

Как осуществляется деятельность учения? (субъектный компонент) 1. Век живи — век учись 1. Образование непрерывно в течение жизни человека

2. Корень учения горек, а плод сладок 2. Учение сопряжено с переживанием трудностей, необходимостью преодоления, что приводит к желаемому результату

3. Не мытьем, так катаньем 3. Достижение цели осуществляется вариативными способами

4. Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно 4. Условием осуществления деятельности выступают осознанность, своевременность, старание

УДК 371.3

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Зыкова М. Н. Проблема формирования целостного образа деятельности у обучающихся: субъектный и культурологический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 4 (декабрь). - С. 42-51. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/ kvo407/

Анализируя содержания столбца 3, можно увидеть, что приведенные варианты экспликации и интерпретации смыслов образуют, по сути, целостный образ учения как разновидности труда, раскрывают его философские основы. Важно отметить, что индивидуальная и групповая работа обучающихся в направлении экспликации и интерпретации паремий не только содействует развитию у школьников (детей младшего возраста, студентов) культуры мышления, формированию элементарного философского понимания мира, но и укореняют их в собственную культуру. В современной ситуации отчуждения обучающихся от родного языка (что проявляется в непонимании не только смысла, но и содержания пословиц, поговорок, фразеологизмов) деятельное приобщение их к этим хранилищам опыта народа выступает необходимым условием полноценного развития.

Предварительные выводы могут быть использованы в качестве отправных точек для дальнейших исследований. В сжатом виде они таковы:

- проблема построения целостного образа мира обучающимися является одной из центральных; субъективная потребность в этой целостности существует, но в современных условиях школьного образования не удовлетворяется;

- эта неудовлетворенность порождает субъективное обесценивание учения, как следствие — риски и угрозы для человека, общества и государства. Невладение общефилософскими,

общеметодологическими основами деятельности приводит к распаду деятельности, как следствие — к распаду личности;

- несформированность методологической культуры педагога порождает ту же проблему у обучающихся;

- содержание традиционной культуры может быть продуктивно использовано в основном (не только дополнительном) образовании во всех базовых дисциплинах; опора на это содержание позволяет планировать достижение реальных метапредмет-ных результатов благодаря свойствам исходных текстов — полисемантично-сти, высокой степени обобщенности социокультурного опыта, метафоричности, свойству экстраполяции, которое проявляется в механизме переноса освоенного принципа деятельности на ее различные виды и сферы жизни.

Список литературы

1. Даль, В. И. Пословицы русского народа: Сборник В. И. Даля / В. И. Даль. — 4-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2009. — 816 с.

2. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2001 (2000). — 511 с.

3. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. — URL: https:// gufo.me/dict/philosophy (дата обращения: 12.11.2019).

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2018. — 705 с.

5. Ухтомский, А. А. Статьи и выступления разных лет. Заметки на полях /

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Зыкова М. Н. Проблема формирования целостного образа деятельности у обучающихся: субъектный и культурологический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 4 (декабрь). - С. 42-51. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/ kvo407/

А. А. Ухтомский. — СПб.: Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2015. — 736 с.

6. Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера [Сайт]. — URL: https://lexicography.online/ etymology/vasmer/ (дата обращения: 12.11.2019).

Margarita N. Zykova

MBU TO «Children and Youth Center of Svetlogorsk city district» Svetlogorsk, Russia

The problem of formation of a holistic way of activity in schoolchildren: subjective and cultural aspects

Abstract. The article deals with the problem of forming a holistic image of educational activities of school-age students, reveals the principle of unity of the psyche and activity on the example of educational activities. The author describes and analyzes the form of expression of the need of the subject of teaching in a holistic image of the world and activities, fixes the deficit of the General philosophical component in the content of education. The author substantiates the need to promote the formation of primary philosophical thinking of students, reveals the possibility of using traditional culture parodies to solve this problem.

Keywords: a holistic image of the world, the way of activity, proverbs and sayings of traditional culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.