Научная статья на тему 'Формирование способности суждения как необходимый элемент воспитания гражданской компетентности школьника'

Формирование способности суждения как необходимый элемент воспитания гражданской компетентности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ / РЕФЛЕКТИРУЮЩЕЕ СУЖДЕНИЕ / ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / CIVIC COMPETENCE / COGNITIVE ACTIVITY / PRODUCTIVE TASKS / REFLECTIVE JUDGMENT / DIVERGENT THINKING / CIVIC SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буянский Дмитрий Борисович,

В статье обобщен опыт школьной практики работы с различными видами продуктивных заданий, предусматривающих высказывание аргументированного суждения; приведены основные принципы, которые должны лежать в основе организации учебной деятельности по определению и формулированию собственной позиции ученика по отношению к событиям и явлениям прошлого. Уточняются условия и методы формирования гражданских компетенций. Приводятся примеры продуктивных заданий по определению собственной позиции ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буянский Дмитрий Борисович,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building the capacity to judge as a necessary element to educate the student ‘s civic competence

The article summarizes the experience of school practice in working with various types of productive tasks involving making reasoned judgment; Sets out the basic principles that should guide the organization of educational activities to define and formulate the student 's own position in relation to the events and phenomena of the past. The conditions and methods of formation of civil competences are specified. Examples of productive tasks for determining the student 's own position are given.

Текст научной работы на тему «Формирование способности суждения как необходимый элемент воспитания гражданской компетентности школьника»

УДК 371.33

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Формирование способности суждения как необходимый элемент воспитания гражданской компетентности школьника // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 31-35. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/ kvo405/

Буянский Дмитрий Борисович | d.buyanskiy@mail.ru

Кандидат педагогических наук

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ г. Пионерского Пионерский, Россия

Формирование способности суждения как необходимый элемент воспитания гражданской компетентности школьника

Аннотация. В статье обобщен опыт школьной практики работы с различными видами продуктивных заданий, предусматривающих высказывание аргументированного суждения; приведены основные принципы, которые должны лежать в основе организации учебной деятельности по определению и формулированию собственной позиции ученика по отношению к событиям и явлениям прошлого. Уточняются условия и методы формирования гражданских компетенций. Приводятся примеры продуктивных заданий по определению собственной позиции ученика.

Ключевые слова: гражданская компетентность, познавательная деятельность, продуктивные задания, рефлектирующее суждение, дивергентное мышление, гражданское самоопределение.

Одно из основных требований к предметным результатам по истории, содержащееся в федеральном государственном образовательном стандарте — формирование основ гражданской самоидентификации личности обучающегося, т. е.

умения определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию [3]. Речь идет не просто об оснащении школьника алгоритмом построения осмысленного, выражающего его мнение суждения, а о развитии у него таких качеств личности, которые отражают его гражданскую позицию в разных социальных ситуациях (отношение к правам человека и их защите, к разрешению социальных конфликтов и т. д.). В данном случае мы говорим о формировании гражданской компетентности, которая понимается нами как субъективное качество личности, зависящее от развития всех сфер индивидуальности человека, подразумевающее достижение определенного уровня способностей решать сложные задачи в различных областях, применять практические знания и навыки [2, с. 7].

Содержательным показателем гражданской компетентности школьника среди прочих является дивергентный вид мышления, развитие способности высказывать собственное суждение, опираясь на множественное число систем оценки. Иными словами, компетентному

УДК 371.33

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Формирование способности суждения как необходимый элемент воспитания гражданской компетентности школьника // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 31-35. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/ kvo405/

гражданину необходимо уметь самостоятельно отбирать различные критерии для того, чтобы дать полную, всестороннюю оценку того или иного общественного явления или процесса. История показала, что неспособность к такому виду мышления у значительной части общества делает социум крайне уязвимым перед манипуляцией общественным сознанием, так как не обладающий дивергентным мышлением человек может судить о чем-либо, лишь имея твердую систему правил, под которые можно подводить частные случаи. Если в обществе господствует такая система правил и установок, то люди будут следовать им, даже не вдаваясь в их смысл. Именно на этом, по мнению известного социального философа Ханны Арендт, строится концепция «банальности зла», когда совершенно обычные добропорядочные граждане не находят в себе сил или желания противостоять радикальному злу в лице преступной теории и практики тоталитарного политического режима, ведь поменять общественную мораль становится не труднее, чем поменять правила поведения за столом: «Чем тверже люди держались старого кодекса, тем с большей готовностью они приспособятся к новому» [Цит. по: 1, с. 218] Следовательно, развитие способности к высказыванию собственного суждения является необходимым элементом формирования компетентного гражданина.

Одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования является воспитание российской

гражданской идентичности, которая включает в себя воспитание чувства ответственности перед Родиной, сознания долга перед Отечеством [3]. Политическая ответственность — это ответственность, которая ложится на человека в силу его принадлежности к тому или иному сообществу, от лица которого осуществляются какие-либо действия. То есть человек может нести политическую ответственность за действия своего сообщества даже в том случае, когда он лично был против этих действий. Если внутренние установки, убеждения человека являются результатом конформизма, то и отказаться от них со сменой господствующей в обществе морали будет несложно. В этой связи умение судить о событиях и явлениях прошлого и настоящего становится едва ли не главным умением, которое не только придает смысл самой истории как области человеческих знаний, но и прививает чувство ответственности за происходящее вокруг. Это чувство не может зародиться, если у человека формируется ощущение господства неумолимой логики истории (которое хорошо выражено известной фразой: «Не мы такие — жизнь такая»).

Чтобы научить ребенка высказывать собственное суждение, мы воспользуемся понятиями определяющего и рефлектирующего суждения, которые Х. Арендт, как истинная кёнигсберженка, заимствует у И. Канта. Определяющая способность суждения заключается в возможности давать оценку явлениям и процессам на основе заранее определен -ных общих критериев. Рефлектирующая

УДК 371.33

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Формирование способности суждения как необходимый элемент воспитания гражданской компетентности школьника // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 31-35. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/ kvo405/

способность суждения судит о частном, не опираясь на такие критерии, и потому не подразумевает высказывания мнения, которое можно однозначно определить как правильное или неправильное. Именно рефлектирующее суждение представляет собой большую проблему, когда приходится вырабатывать свой взгляд на мир в условиях его быстрого изменения, в эпоху кризисов, т. е. тогда, когда общего правила нет и быть не может, поскольку мир ставит перед нами принципиально новые задачи. Сам Кант рассматривал рефлектирующую способность суждения, главным образом, с точки зрения эстетики. Однако Арендт считала нужным распространить необходимость такого суждения на области морали и политики, поскольку крушение моральных устоев общества, оказавшегося в условиях тоталитарных политических режимов XX века, разрушают представление о существовании универсальных самоочевидных нравственных законов. Таким образом, ответственный гражданин должен уметь давать собственные оценки историческим событиям, руководствуясь собственной системой ценностей, а не господствующей в обществе моралью. Это и есть способность к рефлектирующему суждению.

Вот как, например, можно развивать способность к собственному суждению на уроках истории. Мы часто сталкиваемся с заданиями в учебниках типа «Выскажи свое отношение к реформам Петра I». Для того, чтобы ученик смог ответить на подобный вопрос, он должен, прежде всего, понимать, по каким критериям можно судить об этих реформах. К сожалению,

в школьных учебниках почти ничего не говорится о различных теориях, описывающих ход исторического процесса. Основное внимание уделяется описанию фактов, явлений и процессов без опоры на какую-либо научную концепцию. Однако именно она дает нам систему критериев, по которым мы можем судить о тех или иных исторических явлениях или процессах. Например, беря за основу теорию модернизации, мы вводим такие понятия как аграрное, индустриальное, постиндустриальное общества, модернизация, учим детей сопоставлять отдельные факты и явления с признаками той или иной ступени развития общества или процесса модернизации. Например: «Докажи, что реформы Петра I способствовали процессу модернизации России».

Однако выполнение такого задания еще не является высказыванием собственного суждения. Только овладев умением определять в фактах и событиях признаки явления или процесса, ученик может выполнять задания более высокого уровня. К таким заданиям может относиться «Как ты считаешь, способствовали реформы Петра I процессу модернизации или нет?» Это задание уже требует высказывания определяющего суждения, опирающегося на соответствие признакам модернизации в качестве критерия. И только овладев этим навыком, ученик может ответить на вопрос, в котором не будет задана система критериев: «Как ты относишься к реформам Петра I?» Для выполнения этого задания ученик должен сначала определить, какую именно систему ценностей он возьмет в качестве

УДК 371.33

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Формирование способности суждения как необходимый элемент воспитания гражданской компетентности школьника // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 31-35. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/ kvo405/

критериев: с точки зрения моральных норм, целесообразности с политической точки зрения, соответствия каким-либо идеологическим или этическим взглядам, интересам отдельных социальных групп и т. д., а уже затем в соответствии с ними выстроить свое суждение. Здесь важно требовать от ученика четкого определения той системы критериев, в соответствии с которой он будет давать оценку. Важно учитывать, что само рефлектирующее суждение опирается не на единое правильное понятие, а на возможные мнения всех остальных членов сообщества, которые могли бы его разделить. То есть человек сначала должен осознать себя членом этого сообщества, определить свое место в нем. Так происходит нравственное, гражданское и патриотическое самоопределение личности.

Выражая собственные оценки различным событиям прошлого, человек соотносит себя с обществом этого прошлого, принимая, в том числе, ответственность за свои суждения, поскольку в этот момент рождается чувство, которое объединяет человека со своими предшественниками. В этот момент человек начинает ощущать себя частью этого сообщества — своего народа. Судить о каких-то событиях можно лишь тогда, когда ты объединен чувством сопричастности с их участниками, поскольку сегодняшнее общество является продуктом поступков людей прошлого и настоящего. Высказывая свое суждения о том или ином событии, явлении прошлого, человек устанавливает связь между собой и участниками этого события, между своей системой

ценностей и системой ценностей и убеждений своих предшественников, исходя из наличия общих черт между ними и собой. Это означает, что, только осознав несовместимость своей системы ценностей с поступками своих предшественников, человек, стремясь сохранить свой мир, начинает стремиться к тому, чтобы в поступках нынешнего поколения не могли повториться подобные явления. Это и называется «уроками истории», именно так история делает человека гражданином.

Таким образом, концентрируя внимание на одних лишь победах и достижениях в своей истории, сводя проблемы и поражения к злокозненным проискам врагов, мы не содействуем развитию у детей способности к рефлектирующему суждению, которая является важным отличием компетентного гражданина. Решая проблему достижения личностных результатов образования, мы неизбежно приходим к необходимости продуктивного подхода к преподаванию, которое требует от ученика не простого воспроизведения информации, а открытия нового знания.

Список литературы

1. Арендт, X. Ответственность и суждение / Х. Арендт; пер. с англ. Д. Арон-сона, С. Бардиной, Р. Гуляева. — М.: Изд. Института Гайдара, 2013. — 352 с.

2. Буянский, Д. Б. Формирование гражданской компетентности учащихся средней школы: Методическое пособие для учителей / Д. Б. Буянский. — Калининград: Издательство КОИРО, 2012. — 55 с.

УДК 371.33

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Формирование способности суждения как необходимый элемент воспитания гражданской компетентности школьника // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 31-35. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/ kvo405/

3. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897 (в ред. от 31.12.2015 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. — URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897/ (дата обращения: 31.08.2019).

Dmitry B. Buyansky

MBOU secondary school of Pionersky Pionersky, Russia

Building the capacity to judge as a necessary element to educate the student 's civic competence

Abstract. The article summarizes the experience of school practice in working with various types of productive tasks involving making reasoned judgment; Sets out the basic principles that should guide the organization of educational activities to define and formulate the student 's own position in relation to the events and phenomena of the past. The conditions and methods of formation of civil competences are specified. Examples of productive tasks for determining the student's own position are given.

Keywords: civic competence, cognitive activity, productive tasks, reflective judgment, divergent thinking, civic self-determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.