Научная статья на тему 'Конспект занятия для младших школьников на тему «Право на медицинскую помощь»'

Конспект занятия для младших школьников на тему «Право на медицинскую помощь» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВИЛО / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ / LAW / RULE / FORMATION OF CIVIL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Анна Александровна,

В статье представлены материалы занятия из цикла «О правах детям», разработанного для детей младшего школьного возраста. Занятия цикла направлены на знакомство детей с правами ребенка, формирование у них гражданско-правового сознания, активной жизненной позиции; систематизируют и обобщают уже имеющиеся знания и опыт детей по данному вопросу. Конспект демонстрирует формы работы по правовому воспитанию детей младшего школьного возраста, способствующие выработке умения анализировать правила поведения. За счет постоянной смены деятельности мотивация к занятию остается высокой на протяжении всей образовательной деятельности. Цикл занятий может использоваться как для работы с младшими школьниками, так и для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Summary of classes for children of primary school age on the topic “Right to health care”

The article presents the materials of the lesson from the cycle "On the rights of children", developed for children of primary school age. Classes of the cycle are developed to familiarize children with the rights of the child, the formation of civil consciousness, active life position, systematize and summarize the existing knowledge and experience of children on this issue. The lesson presents the forms of work on the legal education of children of primary school age, the ability to analyze the rules of behavior. Due to the constant change of activities, the motivation to study remains high throughout the educational activity. The cycle of classes can be used both for work with younger students and for work with children of senior preschool age.

Текст научной работы на тему «Конспект занятия для младших школьников на тему «Право на медицинскую помощь»»

УДК 37.034

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Никитина А. А. Конспект занятия для младших школьников на тему «Право на медицинскую помощь» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 77-80. — https://koirojournal.ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo412/

Никитина Анна Александровна | annatg@yandex.ru

Социальный педагог

МАОУ г. Калининграда СОШ № 38

Калининград, Россия

Конспект занятия для младших школьников на тему «Право на медицинскую помощь»

Аннотация. В статье представлены материалы занятия из цикла «О правах — детям», разработанного для детей младшего школьного возраста. Занятия цикла направлены на знакомство детей с правами ребенка, формирование у них гражданско-правового сознания, активной жизненной позиции; систематизируют и обобщают уже имеющиеся знания и опыт детей по данному вопросу. Конспект демонстрирует формы работы по правовому воспитанию детей младшего школьного возраста, способствующие выработке умения анализировать правила поведения. За счет постоянной смены деятельности мотивация к занятию остается высокой на протяжении всей образовательной деятельности. Цикл занятий может использоваться как для работы с младшими школьниками, так и для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: право, правило, формирование гражданско-правового сознания.

Конспект построен в соответствии с требованиями ФГОС начального общего

образования и направлен на развитие личностных качеств учащихся. Цикл занятий способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, становлению их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества [1].

В процессе занятий используется систем-но-деятельностный подход, который способствует достижению таких целей, как воспитание у учащихся толерантности, взаимоуважения, стимулирует социально-личностное и познавательное развитие ребенка. Выбор форм деятельности происходит с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, что является одним из условий инклюзивного образования.

Цель занятия: формирование у детей младшего школьного возраста основ гражданско-правового сознания.

Задачи занятия:

- формировать понятие о праве ребенка на медицинское обслуживание;

- формировать лексический словарь по теме «Профессия врача»;

УДК 37.034

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Никитина А. А. Конспект занятия для младших школьников на тему «Право на медицинскую помощь» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 77-80. — https://koirojournal.ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo412/

- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

- совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать свое мнение и прислушиваться к мнению одноклассников;

- формировать чувство собственного достоинства, способствовать осознанию своих прав и свобод, ответственности;

- воспитывать уважение достоинства и личных прав другого человека, формировать основы толерантности.

Ожидаемые результаты:

1) повышение уровня правового воспитания;

2) усвоение правовых понятий «право», «нарушение прав»;

3) формирование навыков: индивидуальность суждений, умение высказывать свою точку зрения, открытость к диалогу;

4) понимание детьми таких понятий, как медицинское обслуживание; выполнение медицинских рекомендаций;

5) проявление заботы и уважения к окружающим.

Материалы: ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, презентация, паззлы (20 штук для каждой пары учащихся), цветная бумага, ножницы, клей, заготовка для аппликации «Машина для Айболита».

Ход занятия

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вновь поговорим о ваших правах, вспомним, что это такое и о каких правах мы уже успели узнать на прошлых занятиях. Давайте вспомним, что такое право?

Дети объясняют, что такое право.

— Правильно, право — это то, без чего человек не может жить достойно. Это правила и нормы, которые соблюдает каждый человек. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам с рождения.

Какие права ребенка вы уже знаете?

1. Право на жизнь.

2. Право на имя и фамилию.

3. Право жить в семье.

4. Право на воспитание.

— Сегодня мы с вами узнаем новое право

— право на получение медицинской помощи. Что это за право такое? (Ответы детей.)

— Когда мы обращаемся к врачу? (Ответы детей.)

— Давайте вспомним, какие врачи бывают?

Дети смотрят слайды-подсказки, называют специализации врачей, что они лечат (педагог демонстрирует пять слайдов, на которых изображены врач-педиатр, врач-стоматолог, врач-хирург, врач-офтальмолог и врач-оториноларинголог).

УДК 37.034

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Никитина А. А. Конспект занятия для младших школьников на тему «Право на медицинскую помощь» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 77-80. — https://koirojournal.ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo412/

— Для того, чтобы врач мог вам помочь, а вы как можно скорее поправились или совсем не болели, вам тоже нужно соблюдать некоторые правила. Давайте вы сейчас встанете, я буду вам включать картинку с правилом. Если его нужно соблюдать — вы хлопаете в ладоши, а если так делать нельзя, вы топаете ногами.

Дети смотрят картинки, анализируют, выполняют соответствующее действие — хлопают или топают (картинки на слайдах: ребенок принимает лекарство — выполнение рекомендаций врача; дети бегают по лужам — нарушение больничного режима; ребенок чистит зубы

— соблюдение правил гигиены; ребенок лежит в кровати — соблюдение постельного режима; ребенок ест снег — нарушение больничного режима; ребенок греет ноги — выполнение рекомендаций врача; ребенок ест овощи — правильное питание).

— Ну а теперь давайте соберем картинку и узнаем, какого врача знают все-все дети.

Дети в парах собирают паззл с изображением доктора Айболита.

— Молодцы, ребята, вот он — самый добрый доктор Айболит. Давайте посмотрим коротенький мультфильм про него.

Дети смотрят и обсуждают отрывок из мультфильма «Айболит» (Кто такой Айболит? Кто написал сказку про него?

Кого он лечил? Куда отправился? Зачем он туда поехал?)

— А теперь скажите мне, ребята, чего не хватает Айболиту, чтобы скорее добраться до больных зверят? (Ответы детей.)

— Ему бы очень помогла машина. Давайте сейчас каждый из вас сделает такую машину. У вас на столах есть заготовка для изготовления машины, ножницы и цветная бумага. Сейчас мы с вами вырежем недостающие детали и приклеим их так, чтобы наша машина стала похожа на машину скорой медицинской помощи (пример — картинка на слайде).

Дети вырезают и приклеивают части машины к заготовкам, получается машина скорой помощи.

— Молодцы, у вас получились замечательные машины, уверена, что Айболит был бы доволен.

— Итак, давайте вспомним, какое право вы сегодня узнали? А что нужно делать, чтобы скорее поправиться или не болеть? (Ответы детей.)

— Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что Вам запомнилось больше всего?

Дети делятся впечатлениями, выражают свои эмоции.

— Спасибо вам, ребята, за занятие, до новых встреч!

УДК 37.034

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Никитина А. А. Конспект занятия для младших школьников на тему «Право на медицинскую помощь» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 77-80. — https://koirojournal.ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo412/

Список литературы

1. Федеральный государственный

образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373) [Электронный ресурс]. — URL: https:// kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS. NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (дата обращения: 05.11.2019).

Anna A. Nikitina

MAOU school No. 38 Kaliningrad, Russia

Summary of classes for children of primary school age on the topic "Right to health care"

Abstract. The article presents the materials of the lesson from the cycle "On the rights of children", developed for children of primary school age. Classes of the cycle are developed to familiarize children with the rights of the child, the formation of civil consciousness, active life position, systematize and summarize the existing knowledge and experience of children on this issue. The lesson presents the forms of work on the legal education of children of primary school age, the ability to analyze the rules of behavior. Due to the constant change of activities, the motivation to study remains high throughout the educational activity. The cycle of classes can be used both for work with younger students and for work with children of senior preschool age.

Keywords: law, rule, formation of civil consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.