Научная статья на тему 'Первый год издания научно-методического электронного журнала «Калининградский вестник образования»: подведение итогов и перспективы развития'

Первый год издания научно-методического электронного журнала «Калининградский вестник образования»: подведение итогов и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый год издания научно-методического электронного журнала «Калининградский вестник образования»: подведение итогов и перспективы развития»

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Первый год издания научно-методического электронного журнала «Калининградский вестник образования»: подведение итогов и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 4 (декабрь). - С. 92-96. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/kvo416/

Первый год издания научно-методического электронного журнала «Калининградский вестник образования»: подведение итогов и перспективы развития

Вейдт Валерия Павловна | valeriya.veidt@gmail.com

Кандидат педагогических наук, заместитель главного редактора научно-методического электронного журнала «Калининградский вестник образования, проректор по научно-методической работе

Калининградского областного института развития образования

Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестникобразования» включен в базу данных Российского индекса научного цитирования — РИНЦ (лицензионный договор с научной электронной библиотекой eLibrary.ru № 16204/2019 от 16 апреля 2019 года), что влечет за собой серьезную ответственность по изданию качественного журнала.

Цель настоящего анонса заключается в анализе проделанной работы по подготовке выпусков журнала в течение первого года издания и планированию дальнейшей издательской деятельности.

Всего в четырех выпусках журнала опубликовано 50 статей и методических разработок, прошедших три этапа экспертизы:

1) редакционная проверка рукописей на соответствие тематическим рубрикам журнала;

2) проверка текстов на заимствование из открытых источников с помощью системы «Антиплагиат» (уникальность материалов должна составлять не менее 85 % без списка литературы);

3) рецензирование (экспертная оценка) рукописей членами редакции журнала в соответствии с утвержденным Порядком рецензирования.

Доля отклоненных рукописей составляет 30 %, при этом большая часть из них не проходит второй этап экспертизы — проверку на уникальность с помощью системы «Антиплагиат». Всем авторам отклоненных рукописей в соответствии с Порядком рецензирования направляется письменный обоснованный ответ с отказом.

Завершает каждый выпуск журнала рубрика «Анонсы в сфере образования», в рамках которой освещаются важнейшие события региональной системы

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Первый год издания научно-методического электронного журнала «Калининградский вестник образования»: подведение итогов и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 4 (декабрь). - С. 92-96. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/kvo416/

образования, представляются новые проекты, а также размещаются юбилейные поздравления калининградских

ученых. Наглядная структура четырех выпусков журнала представлена на рисунке 1.

Выпуск № 1 (апрель)

•Научные статьи и методические разработки — 14 ♦Анонсы в сфере образования — 2

Рисунок 1 — Общее количество научных статей, методических разработок и анонсов в разрезе выпусков научно-методического электронного журнала «Калининградский вестник образования» в 2019 году

Журнал публикует материалы в соответствии с 10 тематическими рубриками. Самой популярной среди авторов оказалась рубрика «Тренды современного образования». Полагаем, высокий запрос на публикацию статей в рамках данной тематической рубрики вызван общероссийской задачей реализации национального проекта «Образование», в том числе осмыслением и переосмыслением деятельности по подготовке (переподготовке) современного педагога, оценке образовательных результатов обучающихся — и школьников, и студентов, и взрослых слушателей курсов повышения

квалификации. Второе по популярности место среди тематических рубрик разделили между собой рубрики «Педагогические технологии и методики», «Образование, воспитание, работа с молодежью», «Методические разработки занятий и конспекты уроков». Исходя из наименований перечисленных тематических рубрик, становится понятным, что содержание опубликованных материалов носит преимущественно практи-ко-ориентированный характер. Стоит уточнить, что особое значение редакция журнала придает рубрике «Методические разработки занятий и конспекты

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Первый год издания научно-методического электронного журнала «Калининградский вестник образования»: подведение итогов и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 4 (декабрь). - С. 92-96. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/kvo416/

уроков», ориентированном преимущественно на педагогов-практиков. Предполагалось, что публикация материалов в рамках данной тематической рубрики позволит решить две важные задачи: 1) для педагогов — возможность тиражирования лучшего (интересного, эффективного и т. п.) опыта по организации учебных и воспитательных мероприятий; 2) для студентов / слушателей профессиональной переподготовки (будущих педагогов) и молодых учителей — возможность ознакомиться в эталонными примерами методических разработок и конспектов уроков. Самыми непопулярными оказались тематические рубрики «Управление в системе

образования» и «История образования и педагогической науки», тем не менее, в 2020 году прием рукописей по данным направлением планируется продолжить. Более того: редакция журнала видит необходимость в расширении спектра тематических рубрик (например, точно необходима рубрика «Научно-педагогические исследования» в связи с интересом педагогов к проведению различных исследований в области обучения и воспитания).

Распределение опубликованных научных статей и методических разработок в соответствии с тематическими рубриками представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 — Распределение опубликованных материалов в соответствии с тематическими рубриками научно-методического электронного журнала «Калининградский вестник образования», % от общего количества научных статей, методических разработок и методических рекомендаций

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Первый год издания научно-методического электронного журнала «Калининградский вестник образования»: подведение итогов и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 4 (декабрь). - С. 92-96. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/kvo416/

Особое внимание редакция уделяет расширению географии авторов научных статей и методических разработок. Так, в 2019 году в подготовке четырех выпусков журнала участвовали 74 автора (50 научных статей и

методических разработок) из 9 субъектов Российской Федерации (рисунок 3). В следующем году планируется расширить распространение информации об издании журнала, в том числе за пределами России.

Рисунок 3 — География авторов научно-методического электронного журнала «Калининградский вестник образования» в 2019 году

Интерес представляет не только география авторов журнала, но и места их работы, наличие / отсутствие ученой степени.

Так, большинство авторов представляют систему дополнительного профессионального образования (на рисунке ниже — ДПО, 32 %), меньшинство — обучающиеся по образовательным программам

высшего и дополнительного профессионального образования (4 %). К сожалению, система среднего профессионального образования в журнале не представлена совсем, что актуализирует на следующий год задачу по широкому информированию преподавателей колледжей о возможностях научно-редакционной деятельности. Информация о местах работы авторов представлена на рисунке 4.

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Первый год издания научно-методического электронного журнала «Калининградский вестник образования»: подведение итогов и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 4 (декабрь). - С. 92-96. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/4dec2019/kvo416/

Рисунок 4 — Распределение авторов научно-методического электронного журнала «Калининградский вестник образования» в зависимости от места их работы

В продолжение вопроса об авторах журнала стоит добавить, что 61 % от общего количества авторов четырех выпусков журнала не имеют научной степени, 39 % — обладают научными степенями кандидатов и докторов наук.

В настоящее время редакция ставит перед собой задачу более массового распространения журнала на

различных платформах. В связи с этим 11 сентября 2019 года был заключен лицензионный договор с Научной электронной библиотекой КиберЛенинка (№ 35063-01). Для авторов журнала такой шаг может привести к повышению цитируемости их работ, а для журнала в целом — к осуществлению общественного контроля качества научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.