Научная статья на тему '«Компетенции будущего» как профессионально-личностные компетенции педагога'

«Компетенции будущего» как профессионально-личностные компетенции педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
931
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / "COMPETENCES OF THE FUTURE" / PERSONALITY OF THE TEACHER / PROFESSIONAL STANDARD / PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патронова Ирина Александровна,

В статье рассматривается самый важный ресурс системы образования личность педагога и его «компетенции будущего». Сравнивается прогноз разработчиков профессионального стандарта педагога с прогнозами аналитиков Всемирного экономического форума (World Economic Forum), а также целого ряда авторов, предложивших идею кластерного подхода. Показано, что формирование и развитие компетенций, необходимых в педагогической деятельности будущего, могут служить задачами непрерывного образования, профессионально-личностного развития педагога, а значит, и задачами непрерывного дополнительного профессионального образования в различных формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патронова Ирина Александровна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Competences of the future" as professional and personal competences of the teacher

The article considers the most important resource of the education system the personality of the teacher, and his "competence of the future". The forecast of developers of the professional standard of the teacher of analysts of the World Economic Forum, and also a number of the authors who have offered idea of the cluster approach is compared. It is shown that the formation and development of competencies necessary in the pedagogical activity of the future can serve as the tasks of continuous education, professional and personal development of the teacher, and therefore the tasks of continuous additional professional education in various forms.

Текст научной работы на тему ««Компетенции будущего» как профессионально-личностные компетенции педагога»

УДК 37.013.83

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Патронова И. А. «Компетенции будущего» как профессионально-личностные компетенции педагога // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 4-8. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo401/

Патронова Ирина Александровна | patronova@list.ru

Кандидат педагогических наук Директор

Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Орел, Россия

«Компетенции будущего» как профессионально-личностные компетенции педагога

Аннотация. В статье рассматривается самый важный ресурс системы образования — личность педагога и его «компетенции будущего». Сравнивается прогноз разработчиков профессионального стандарта педагога с прогнозами аналитиков Всемирного экономического форума (WorLd Economic Forum), а также целого ряда авторов, предложивших идею кластерного подхода.

Показано, что формирование и развитие компетенций, необходимых в педагогической деятельности будущего, могут служить задачами непрерывного образования, профессионально-личностного развития педагога, а значит, и задачами непрерывного дополнительного профессионального образования в различных формах.

Ключевые слова: компетенции будущего, личность педагога, профессиональный стандарт, профессионально-личностные компетенции.

В активном диалоге общества и системы образования идет бурное обсуждение

«компетенций будущего». Популярность этой темы порождает ряд вопросов. Являются ли прогностические рассуждения о компетенциях будущего научно обоснованными? Формирует ли современная система образования данные компетенции? Насколько современный педагог готов формировать компетенции будущего у поколения 2025 — 2035? И насколько обладает ими сам?

Согласимся, что понимание компетенции как «комбинации знаний, умений, навыков, мотивационных факторов, личностных качеств и ситуационных намерений, обеспечивающей эффективное решение исполнителем задач определенного класса в определенной организации, на определенном рабочем месте» применимо и к определению «компетенций будущего». Однако в случае с будущим и будущими компетенциями следует добавлять «в условиях неопределенности».

Трудно даже представить, какими могут быть задачи будущего и организации будущего, какими станут образовательная организация и образовательная среда.

УДК 37.013.83

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Патронова И. А. «Компетенции будущего» как профессионально-личностные компетенции педагога // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 4-8. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo401/

Будет ли это вариативное личностно-ориентированное образование с предельно максимальным набором программ и технологий? Будет ли это дополненная образовательная реальность с добровольной включенностью обучающегося? И какова роль педагога в этих условиях — как фасилитатора, тьютора, игротехно-лога, создателя дистанционных программ?

Изучение компетенций будущего современного педагога представляется как никогда актуальным. Трудно создавать «кластеры компетенций будущего», «центры опережающей подготовки» и работать в «точках роста», не имея представления о компетенциях, которыми должны обладать завтрашние поколения.

Данная статья не ставит целью анализ всех ресурсов системы образования, образовательных программ, системы оценивания, которые в той или иной степени должны способствовать формированию у обучающихся компетенций будущего. Мы предлагаем рассмотреть самый важный ресурс — личность педагога и его «компетенции будущего».

Предлагаем сравнить прогноз разработчиков профессионального стандарта педагога [2], аналитиков Всемирного экономического форума (World Economic Forum) [3], а также целого ряда авторов, предложивших свою идею кластерного подхода [1].

Умение взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми образует первый, самый большой кластер «компетенций

будущего». Внутри этой группы есть тактические, «навыковые» компетенции, например, умение писать деловые письма или выступать публично (16 % компетенций этой категории), а также более фундаментальные качества личности — желание сотрудничать, эмоциональный интеллект, эмпатия или клиентоориентированность (74 % компетенций). Человек — существо социальное, чьи результаты труда, качество жизни и ощущение счастья в значительной мере зависят от общения с другими. И авторы предполагают, что в будущем это не изменится.

Думается, данный кластер будет еще более востребован в учительской профессии. Ориентированность на потребности обучающихся, на личность ученика, а также эмпатия и гуманизм — базовые составляющие педагогической деятельности.

Профессиональный стандарт педагога также предполагает, что педагог должен уметь «общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их», «разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся» [2]. К сожалению, в данном документе не встречаются следующие требования: желание сотрудничать, эмоциональный интеллект, эмпатия, а также тактические, «навыковые» компетенции.

Мышление и решение проблем — второй по величине кластер, он объединяет 15 компетенций. Здесь самая большая категория (30 % компетенций) — критическое

УДК 37.013.83

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Патронова И. А. «Компетенции будущего» как профессионально-личностные компетенции педагога // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 4-8. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo401/

мышление, то есть умение адекватно оценивать и анализировать факты и утверждения, принимать решения о том, чему доверять и что делать. Как и в случае со взаимодействием, «быть умным» полезно и сейчас, и в будущем, особенно в условиях нарастающей информационной перегрузки. Профессиональный стандарт педагога достаточно внимания уделяет мышлению, однако отдает приоритет компоненту знаний.

Обучаемость и открытость новому замыкает тройку лидеров. В этой группе объединены такие качества, как способность к (само)образованию, любознательность, открытость новому опыту [3].

Данные компетенции не представлены в профессиональном стандарте. Обязанность педагога повышать квалификацию регулируется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и трудовыми договорами.

В совокупности эти три группы охватывают почти половину (48 %) «компетенций будущего». Иначе говоря, будущий успех наполовину зависит от того, насколько мы умеем ладить с другими людьми, мыслить и обучаться.

Рассмотрим следующие три группы компетенций.

Инновационность и креативность, прежде всего, предполагает смелость,

готовность к творческому эксперименту и совершению ошибок. В рамках образовательной практики присутствует «традиционный» подход к инновациям: использование инновационных технологий. Попытки привлечения педагога к инновационным исследованиям, научным изысканиям, а также креативный подход к решению педагогических задач, думается, только предстоит осмыслить и масштабировать в педагогической среде.

Цифровые знания и навыки упоминаются примерно так же часто, как инновационность. В эту группу входят программирование, знание основ робототехники, умение понимать и использовать новые технологии, например, машинное обучение и виртуальную реальность. Данной компетенции в профессиональном стандарте педагога определено достойное место. Дистанционное обучение, обучение на образовательных платформах с использованием дополненной и виртуальной реальности реализуется в последнее время достаточно активно, выступая, прежде всего, не только как средство обучения, но и как полноценный элемент образовательной среды.

Следующий важный кластер: осознанность и управление собой — это умение управлять своим вниманием, находить смысл в работе и в жизни, жизнестойкость, умение строить собственные планы и вообще понимать самого себя.

Эти шесть кластеров охватывают около 80 % «компетенций будущего». Согласно исследованиям, наши фундаментальные

УДК 37.013.83

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Патронова И. А. «Компетенции будущего» как профессионально-личностные компетенции педагога // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 4-8. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo401/

способности к взаимодействию с другими людьми, особенности мышления, обучаемости, креативности и способность к самосознанию, формируются с раннего детства. Они могут развиваться и во взрослом возрасте, но такое развитие требует длительного времени, больших усилий и серьезных личностных изменений. Это не отдельные навыки, которые можно быстро приобрести, а элементы нашей личности. К отдельным навыкам частично можно отнести цифровые компетенции — одну группу из шести.

На наш взгляд, отсутствие требований к ряду «компетенций будущего» в профессиональном стандарте педагога вызвано прежде всего трудностью определения критериев, с помощью которых можно было бы обозначить полученную компетенцию. Однако уже сегодня можно говорить о том, что «компетенции будущего» активно входят в профессиональную педагогическую деятельность, уже сейчас по данным критериям осуществляется подбор педагогических кадров в образовательные организации негосударственного сектора, а также наиболее успешные образовательные организации.

Из этого следует ответ на второй вопрос — о пользе и практичности «компетенций будущего». «Компетенции будущего» могут пригодиться для проектирования стратегических изменений в системе образования, в том числе в системе профессионального педагогического и дополнительного профессионального педагогического образования.

Это универсальные способности и качества, важные для адаптации к меняющейся, неопределенной, непредсказуемой среде.

Анализ «компетенций будущего», необходимых в педагогической деятельности будущего, позволяет предположить, что часть компетенций традиционно ожидаемы в условиях успешной педагогической деятельности, часть — востребованы сравнительно недавно.

Формирование и развитие «компетенций будущего» могут служить задачам непрерывного образования, профессионально-личностного развития педагога, а значит, и задачам непрерывного дополнительного профессионального образования в различных формах.

В данной статье рассматриваются способы повышения эффективности программ подготовки к конкурсам профессионального мастерства путем внедрения коучингового подхода в работе со студентами.

Список литературы

1. Безручко, П. Компетенции неясного будущего [Электронный ресурс] / П. Безрученко, Ю. Шатров, М. Максимова // Электронное периодическое издание «Harvard Business Review Россия» («Гарвард Бизнес Ревью Россия»). — URL: https://hbr-russia.ru/karera/ professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/ p26131 (дата обращения: 02.11.2019).

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской

УДК 37.013.83

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Патронова И. А. «Компетенции будущего» как профессионально-личностные компетенции педагога // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 4-8. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/4dec2019/kvo401/

Федерации от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта ''Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)''» (с изм., внесенными Приказом Минтруда России от 25.12.2014 года № 1115н) [Электронный ресурс].

— URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 12.11.2019).

3. Рене, К. О будущем неформального образования / К. Рене // Евразийский образовательный диалог: Материалы международного форума / Под ред. И. В. Лободы, А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019.

— С. 80-90.

Irina A. Patronova

Budgetary institution of the Oryol region of additional professional education "Institute of education development" Orel, Russia

"Competences of the future" as professional and personal competences of the teacher

Abstract. The article considers the most important resource of the education system — the personality of the teacher, and his "competence of the future". The forecast of developers of the professional standard of the teacher of analysts of the World Economic Forum, and also a number of the authors who have offered idea of the cluster approach is compared.

It is shown that the formation and development of competencies necessary in the pedagogical activity of the future can serve as the tasks of continuous education, professional and personal development of the teacher, and therefore the tasks of continuous additional professional education in various forms.

Keywords: "competences of the future", personality of the teacher, professional standard, professional and personal competences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.