УДК 371.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Сайгушкина С. В., Петрова И. Ю., Шакирова Е. С. Практика реализации дистанционного обучения учреждением дополнительного профе^
сионального образования // Научно-
методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 16-22. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/4dec2019/kvo403/
Сайгушкина Светлана Валерьевна | [email protected]
Начальник отдела планирования и организации образовательной деятельности
ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации
образования»
Челябинск, Россия
Петрова Ирина Юрьевна | [email protected]
Начальник отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» Челябинск, Россия
Шакирова Екатерина Сергеевна | [email protected]
Методист отдела планирования и организации образовательной деятельности
ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации
образования»
Челябинск, Россия
Практика реализации дистанционного обучения учреждением дополнительного профессионального образования
Аннотация. В статье представлен опыт реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО), описаны подходы к организации обучения взрослых, их специфика, основанная на результатах процедур, проведенных в рамках внутренней оценки качества образования.
Акцентируется внимание на необходимости применения такой эффективной формы обучения взрослых, как дистанционное обучение, а также на принципах андрагогики, которыми руководствуются специалисты ГБУ ДПО РЦОКИО при разработке и реализации программ повышения квалификации в системе дистанционного обучения.
Ключевые слова: повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, внутренняя система оценки качества, дополнительные
УДК 371.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Сайгушкина С. В., Петрова И. Ю., Шакирова Е. С. Практика реализации дистанционного обучения учреждением дополнительного профе^
сионального образования // Научно-
методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 16-22. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/4dec2019/kvo403/
профессиональные программы, андра-гогика, дистанционные образовательные технологии.
Современный этап развития системы дополнительного профессионального образования характеризуется, прежде всего, переосмыслением ключевых ценностей в содержании, формах и технологиях повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников. Идет поиск наиболее эффективных путей развития дополнительного профессионального образования педагогических кадров, особенно в контексте достижения основных целей государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 годы [4], которые определены как качество образования, доступность образования, онлайн-образование.
Федеральный проект «Учитель будущего» национального проекта «Образование» ориентирует систему дополнительного профессионального образования на создание эффективных практик непрерывного профессионального развития педагогов, которые должны быть основаны на принципиально новых организационных и содержательных подходах к системе повышения квалификации педагогических работников и оценке уровня их компетенции [3].
В связи с этим развитие системы повышения квалификации как элемента непрерывного образования педагогических работников предполагает приведение его в соответствие с запросами, трендами,
сложившимися в системе образования в целом, и целями, которые поставлены перед системой образования Челябинской области — в частности. Можно утверждать, что основа для непрерывного развития — это быстрый прогресс новых знаний, появление новых компетенций и устаревание уже имеющихся знаний. В результате развития этих тенденций дополнительное профессиональное образование педагогических работников становится процессом, длящимся в течение всей трудовой жизни, и в нем начинают стираться различия между формальным, неформальным и инфор-мальным образованием, между работой и учебой (повышением квалификации).
Современная психолого-педагогическая наука и практика ищут эффективные формы повышения квалификации педагогов, которые должны проектироваться, с одной стороны, с учетом диагностики личностных образовательных потребностей, уровня квалификации педагога; с другой — с учетом социального заказа системе повышения квалификации работников образования и требований к педагогу [2].
В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) реализуются программы повышения квалификации, которые предназначены для педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области.
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Сайгушкина С. В., Петрова И. Ю., Шакирова Е. С. Практика реализации дистанционного обучения учреждением дополнительного профе^
сионального образования // Научно-
методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 16-22. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/4dec2019/kvo403/
В настоящее время ГБУ ДПО РЦОКИО осуществляет активный поиск подходов к обновлению содержания и форм реализации дополнительных профессиональных программ. Рассматривая повышение квалификации как важный ресурс развития профессиональной конкурентоспособности педагогических работников системы образования Челябинской области, ГБУ ДПО РЦОКИО проводит мониторинговые исследования запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО. Результаты данных мониторинговых исследований становятся основанием для формирования учебного плана на следующий календарный год. Так, исследование 2019 года выявило, что основными направлениями деятельности, в которых респонденты хотели бы удовлетворить профессиональные потребности в ходе освоения программ повышения квалификации, являются: - оценка качества образовательных результатов обучающихся (международные исследования, НИКО, ВПР, РИКО, текущий контроль, промежуточная аттестация) — 404 человека (20 % опрошенных);
- оценка качества образовательных результатов обучающихся (государственная итоговая аттестация) — 297 человек (15 % опрошенных);
- формирование (совершенствование) внутренней системы оценки качества образования — 239 человек (12 % опрошенных);
- оценка качества образовательных результатов при освоении программ дополнительного образования — 204 человека (10 % опрошенных);
- управление качеством образования в муниципальной образовательной системе на основе реализации региональной модели оценки качества общего образования — 149 человек (7 % опрошенных).
Кроме того, исследования подтвердили, что, по мнению большинства опрошенных, наиболее удобны следующие формы обучения: сочетание форм обучения; очная с применением электронного обучения (дистанционные образовательные технологии). Менее популярные формы обучения: очное обучение; очное с применением электронного обучения (веби-нар) (рисунок 1).
Рисунок 1 — Наиболее удобные формы обучения по программам повышения квалификации
УДК 371.3
УДК 371.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Сайгушкина С. В., Петрова И. Ю., Шакирова Е. С. Практика реализации дистанционного обучения учреждением дополнительного профе^
сионального образования // Научно-
методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 16-22. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/4dec2019/kvo403/
Исходя из проведенных исследований, учитывая запросы слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО, а также запросы системы образования Челябинской области, в содержание дополнительных профессиональных программ в 2019 году было включено изучение концептуальных документов, являющихся нормативным основанием обеспечения оценки качества образования на уровне региона, а именно:
- Концепция региональной системы оценки качества образования(приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14 декабря 2016 года № 03/3545);
- Концепция регионального программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников (одобрена Коллегией Министерства образования и науки Челябинской области от 22 ноября 2016 года);
- Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18 декабря 2018 года № 03/3669);
- Концепция регионального экспертного сообщества в сфере оценки качества образования области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24 декабря 2018 года № 03/3758);
- Модель образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24 октября 2018 года № 01/3145).
Важным является также то, что специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО не только проанализированы и систематизированы подходы к содержанию и формам реализации дополнительных профессиональных программ, но и определены факторы, влияющие на эффективность и качество повышения квалификации педагогических работников. С нашей точки зрения, следует отметить, что существует ряд теорий обучения взрослых: андра-гогика, нейронаука, эмпирическое (или экспериментальное) обучение, самостоятельное обучение и трансформационное обучение, — целью которых является создание эффективных практик обучения взрослых. Далее постараемся объяснить с позиции андрагогики ряд закономерностей обучения взрослых, в том числе обоснованность применения дистанционных образовательных технологий, в системе повышении квалификации педагогических работников.
Следует отметить, что, применительно к системе дополнительного профессионального образования, взрослый — это человек, как правило, знакомый с другими подходами к обучению, обладающий определенным стилем обучения и не всегда готовый к роли, которая отводится ему в предлагаемой образовательной модели [5].
Американским педагогом М. Ноулзом, занимавшимся проблемами обучения взрослых, были выделены пять предположений, позволяющих охарактеризовать взрослых слушателей — педагогических работников [1]:
УДК 371.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Сайгушкина С. В., Петрова И. Ю., Шакирова Е. С. Практика реализации дистанционного обучения учреждением дополнительного профе^
сионального образования // Научно-
методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 16-22. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/4dec2019/kvo403/
1. Самооценка. Взрослые слушатели самостоятельны и хотят нести ответственность за собственное обучение. Они независимы и любят, когда все под контролем.
2. Опыт обучения. У слушателей за плечами богатый опыт, который определяет их обучение. Они анализируют, объясняют, объединяют и создают новые идеи или «прокручивают» старые через фильтр собственного опыта.
3. Готовность к обучению. У слушателей желание и готовность учиться появляются, когда они осознают значимость знаний. Им важно понимать, как повышение квалификации поможет им изменить жизнь к лучшему, повысить профессионализм.
4. Ориентация на обучение. Слушателям нужно знать, «зачем» они должны учиться. Взрослые слушатели лучше всего учатся в деятельностных формах. Для них актуально проблемно-ориентированное и проектно-организован-ное обучение, которое они в дальнейшем смогут применить в работе.
5. Мотивация к обучению. Взрослыми слушателями движут внутренние мотивы. Замотивировать слушателя — значит ответить на вопрос «зачем мне это нужно?».
Соответственно, интерес для специалистов ГБУ ДПО РЦОКИО представляет поиск наиболее эффективных форм представления содержания дополнительных профессиональных программ для педагогических работников. В связи с этим необходимо выделить такую форму организации формального обучения
(повышения квалификации), как обучение с применением дистанционных образовательных технологий (платформа Moodle). Эти технологии позволяют сделать процесс обучения доступным, а организацию и контроль прохождения педагогами обучения — эффективными.
На протяжении 2019 года специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО нарабатывается практический опыт разработки и создания программ повышения квалификации в информационной системе «Дистанционное обучение ГБУ ДПО РЦОКИО» как индивидуального с частичным применением дистанционных образовательных технологий (за первое полугодие 2019 года с применением дистанционных образовательных технологий обучен 4741 слушатель — 85 %), так и массового обучения отдельных категорий педагогических работников (более 9000 организаторов государственной итоговой аттестации основного общего образования).
С нашей точки зрения, постулаты теории М. Ноулза об обучении взрослых ложатся в систему дистанционного обучения, а принципы андрагогики реализуются в дистанционных программах, разрабатывая которые, следует руководствоваться следующими правилами для повышения уровня мотивации и заинтересованности слушателей — педагогических работников: 1. Правило «Самооценка» выполняется через минимальное количество указаний и максимальную самостоятельность при изучении материалов дистанционного курса. Следует отметить, что при создании программ
УДК 371.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Сайгушкина С. В., Петрова И. Ю., Шакирова Е. С. Практика реализации дистанционного обучения учреждением дополнительного профе^
сионального образования // Научно-
методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 16-22. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/4dec2019/kvo403/
повышения квалификации специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО особое значение отводится справочным материалам программы, позволяющим получить нужную информацию. Причем дистанционное обучение для слушателей можно организовать как в формате самостоятельной индивидуальной, так и групповой работы с интерактивным взаимодействием между преподавателем и слушателем; между слушателем и слушателем; между слушателем и интерактивным источником информационного ресурса (например, сайта, контент которого наполняется самими участниками).
2. Правило «Опыт обучения» выполняется через включение разных дидактических единиц, предназначенных для людей с разным опытом и уровнем знаний. При разработке программы повышения квалификации специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО учитываются все возможные варианты информационной компетентности слушателей, а также наличие у слушателей жизненного опыта и более глубоких знаний.
3. Правило «Готовность обучаться» выполняется через использование социальных сетей и инструментов для взаимодействия в сети Интернет, позволяющих связать обучение с социальным развитием слушателей.
4. Правило «Ориентация на обучение» выполняется через убеждение слушателей в том, что новые знания помогут им в решении профессиональных задач. Поэтому в дистанционных программах должны присутствовать практические задачи, кейсы, для решения которых
слушатели изучают статистическую и аналитическую информацию по оценке качества образования, в том числе разработанную ГБУ ДПО РЦОКИО. 5. Правило «Мотивация к обучению» выполняется через достойное обоснование и аргументированное использование всех видов деятельности, заданий, которые предполагаются в программе повышения квалификации. Слушатели должны знать, зачем требуется тот или иной компонент программы (лекция, семинары, консультации и т. д), как они смогут применять полученные знания в своей профессиональной деятельности. Слушатели также должны быть активно вовлечены в образовательный процесс.
Специалисты ГБУ ДПО РЦОКИО применяют эти правила при реализации дополнительных профессиональных программ, в том числе средствами дистанционных образовательных технологий.
В рамках реализации национального проекта «Образование» развитие дистанционного обучения открывает новые перспективы профессионально-личностного развития для лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, но не имеющих возможности получить их традиционным способом. Учитывая территориальные особенности отдельных регионов России и возрастание в них потребности в качественном образовании, можно с уверенностью утверждать, что дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.
УДК 371.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Сайгушкина С. В., Петрова И. Ю., Шакирова Е. С. Практика реализации дистанционного обучения учреждением дополнительного профе^
сионального образования // Научно-
методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 4 (декабрь). — С. 16-22. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/4dec2019/kvo403/
Список литературы
1. Бакунин, М. Как андрагогика может помочь в разработке онлайн-курсов [Электронный ресурс] / М. Бакунин. — URL: https://bakunin.com/andragogy-for-elearning/ (дата обращения: 03.11.2019).
2. Гам, В. И. Современные формы организации повышения квалификации педагогов / В. И. Гам, В. Е. Михайлова // Современные исследования социальных проблем. — 2018. — Т. 9. — № 1. — С. 119-124.
3. Паспорт федерального проекта «Учитель будущего» (Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 года № 3) [Электронный ресурс]. — URL: https://rcokio.ru/files/upload/opood/
uchitiel__budushchiegho.pdf (дата
обращения: 03.11.2019).
4. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации ''Развитие образования"» [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71748426/ (дата обращения: 15.01.2019).
5. Чернявская, А. Г. Андрагогика: Практическое пособие для вузов / А. Г. Чернявская. — М.: Издателство Юрайт. — 2018. — 172 с.
Svetlana V. Saigushkina
Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education Chelyabinsk, Russia
Irina Yu. Petrova
Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education Chelyabinsk, Russia
Ekaterina S. Shakirova
Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education Chelyabinsk, Russia
Teaching practice implementation by additional professional education institution
Abstract. He article represents the experience of additional professional programs (skills enhancement program) in the state budget institution of additional professional education "Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education", the approaches to adults' learning management, its peculiarities that are based on the results of the procedures which were held in the framework of internal education quality assessment, are described. Attention is paid to the necessity of appliance of such an effective form of the adults' education as a distance teaching, and also on the principals of andragogy, that are ruled by the specialists of "Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education" during the development and implementation of skills enhancement programs in the distance teaching system.
Keywords: skills enhancement, additional professional education, internal education quality assessment, additional professional programs, andragogy, distant educational techics.